Муниципальная и государственная собственность

Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю?

Муниципальная и государственная собственность

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам.

Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам.

К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее.

Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие.

Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличийГосударственная собственностьМуниципальная собственность
Субъект праваВсе граждане (народ) РФ, органы госвластиГраждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
ОбъектыЛюбой вид имуществаЛюбой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности
  • федеральные законы;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).
  • федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов РФ;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

правМожет распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФПраво на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти

В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в частную собственность, то можно быстрее получить её в личное владение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/otlichiya-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Государственная и муниципальная собственность

Муниципальная и государственная собственность

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъек­тов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государствен­ная, муниципальная и другие формы собственности. Таким об­разом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в РФявляется:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъ­ектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юри­дическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образо­вание отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на право хо­зяйственного ведения или оперативного управления.

Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреж­дениями, составляют государственную казну Российской Федера­ции, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселе­ниям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица.

Имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствую­щего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муници­пальной собственности, может быть передано его собственни­ком в собственность граждан и юридических лиц, то есть прива­тизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой.

Общая собственность без определе­ния таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой.

Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и из­менения долей в зависимости от вклада каждого из них в обра­зование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю.

Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и поль­зование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохране­нию. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за ко­торую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муници­пального унитарного предприятия в определенных пределах.

Собственник такого имущества решает вопросы создания, ре­организации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранно­стью имущества.

Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собст­венности на закрепленное за ними имущество. Имущество уни­тарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руково­дитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномочен­ный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам соб­ственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государ­ственным органом или органом местного самоуправления, кото­рый утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оп­лате собственником на момент регистрации унитарного пред­приятия. Предприятие несет ответственность перед собственни­ком и кредиторами за соответствие величины уставного капита­ла размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов стано­вится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного испол­нения обязательств должником, а также возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его дея­тельности, осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего предприятию имущест­ва. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику.

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйствен­ное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограниче­ния на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприяти­ем, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Фе­дерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Ре­организация или ликвидация казенного предприятия осуществ­ляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуще­ством только с согласия собственника. Собственник может вы­делять финансовые ресурсы для приобретения казенным пред­приятием имущества, которое также не может быть впоследст­вии отчуждено без согласия собственника.

Собственник опреде­ляет порядок распределения доходов.

Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связан­ные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с пла­ном-заказом и планом развития предприятия.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государствен­ных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Мин­фином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирова­ние цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, уста­навливаемым уполномоченным органом.

Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа.

Про­дукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоя­тельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, — по государственным ценам.

Источниками формирования имущества и финансовых ре­сурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюд­жета, и средства внебюджетных фондов.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подго­товке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осущест­вляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг.

При их недостаточности предприятию выделяются средства из фе­дерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюд­жета принимается Правительством РФ по представлению Минэко­номики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа.

Выделение предприятию бюджет­ных средств производится только после представления уполномочен­ным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюд­жетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произве­денной в соответствии с планом-заказом и в результате разре­шенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной дея­тельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также соци­альное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направ­ления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенное предприятие представляет уполномоченному орга­ну отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ас­сигнований, а также амортизационных отчислениях.

Казенное предприятие может получать кредиты на выполне­ние уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоя­тельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Директор казенного предприятия распоряжается имущест­вом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользо­вание, только с согласия Мингосимущества РФ.

Предпринимательские риски казенного предприятия мини­мизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Источник: https://studopedia.su/1_24346_gosudarstvennaya-i-munitsipalnaya-sobstvennost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.