Муниципальная собственность это

Муниципальная собственность в Российской Федерации

Муниципальная собственность это

В данной статье рассматриваются такие вопросы как: понятие муниципальной собственности, порядок образования и что к ней относят.

В настоящее время понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.

Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п.

1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 215 Гражданского кодекса РФ определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования.

И то, что собственность принадлежит муниципальным образованиям, придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты – республики, края, области и т.д.

, но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ. Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью.

«Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно.

Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Источник: https://novainfo.ru/article/7112

Муниципальная собственность. Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст

Муниципальная собственность это

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст.

215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка»[5][15] – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается.

Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28).

Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения.

В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.

Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории.

А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью»[6][16]. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

 глава муниципального образования;

 представительный орган муниципального образования;

 структурные органы и подразделения местной администрации;

 орган управления муниципальным хозяйством;

 муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

 другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.

Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры.

Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

http://dpr.ru/journal/journal_11_14.htm – интересная статья про право собственности на землю.

Источник: https://studopedia.su/16_108075_munitsipalnaya-sobstvennost.html

Муниципальная собственность как экономическая категория

Муниципальная собственность это

понятия «муниципальная собственность».

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрывает понятие муниципальная собственность:

1.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. 4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Понятие «муниципальная собственность» исторический аспект

(?)Объектно-субъектный (юридическо-правовой) подход к исследованию понятия «муниципальная собственность».

Объективная природа муниципальной собственности состоит в том, что она возникает, существует и функционирует не столько по усмотрению и воле отдельных индивидов, групп людей, сколько под воздействием естественных, необходимых потребностей (материальных, социальных, духовных) местных сообществ.

(?) Субъектный (экономический) подход к исследованию понятия «муниципальная собственность».

Место и роль муниципальной собственности в общей структуре собственности РФ. Основные признаки отнесения объектов к муниципальной собственности.

Место и роль муниципальной собственности в современной системе отношений собственности РФ

Тема муниципальная собственность в рыночной экономике и ее особенности в России одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной высокоразвитой экономической системы.

Она включает в себя широкую сеть инфраструктурных объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности функционирования отдельных её объектов зависит качество жизни местного населения.

В настоящее время в РФ действует принцип «собственность следует за полномочиями», т.е. в муниципальной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо муниципальному образованию для решения вопросов местного значения.

Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 451;

Источник: https://studopedia.net/12_83792_munitsipalnaya-sobstvennost-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html

2. Муниципальная собственность

Муниципальная собственность это

КонституцияРФ определяет экономические условияместного самоуправления. Это находитсвое выражение:

-в признании и равной правовой защитенаряду с другими формами собственностимуниципальной собственности (ст. 8);

-в праве органов местного самоуправлениясамостоятельно управлять муниципальнойсобственностью (ст. 132).

Муниципальнаясобственность, порядок ее образования,владения, пользования и распоряжениязакрепляют также ГК РФ, Закон об общихпринципах организации местногосамоуправления, другими законами инормативными правовыми актами.

Понятие«муниципальная собственность» быловведено в Российской Федерации ЗакономРСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственностив РСФСР», утратившим силу после введенияв действие части первой ГК РФ с 1 января1995 г.

Муниципальнаясобственность – имущество, принадлежащеена праве собственности городским,сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям (ст. 215 ГКРФ).

Управлениемуниципальной собственностьюосуществляется органами местногосамоуправления, что не делает ихсобственниками муниципального имущества.

Всоответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Законаоб общих принципах организации местногосамоуправления права собственникамуниципального имущества принадлежатмуниципальному образованию. От егоимени эти права реализуют органы местногосамоуправления, а в случаях, предусмотренныхзаконами субъектов Федерации и уставамимуниципальных образований, непосредственносамо население.

Имущество,находящееся в собственности муниципальногообразования, делится на две части: одначасть закрепляется за муниципальнымипредприятиями и учреждениями на правехозяйственного ведения и оперативногоуправления, а другая (средства местногобюджета и иное муниципальное имущество,не закрепленное за муниципальнымипредприятиями и учреждениями) составляет,согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальнуюказну соответствующего городского,сельского поселения или другогомуниципального образования.

Законоб общих принципах организации местногосамоуправления устанавливает, то всостав муниципальной собственностивходят:

-средства местного бюджета, муниципальныевнебюджетные фонды;

-имущество органов местного самоуправления;

-муниципальные земли и другие природныересурсы, находящиеся в муниципальнойсобственности;

-муниципальные предприятия и организации;

-муниципальные банки и другиефинансово-кредитные организации;

-муниципальные жилищный фонд и нежилыепомещения;

-муниципальные учреждения образования,здравоохранения, культуры и спорта;

-другое движимое и недвижимое имущество(ст. 29). Перечень объектов муниципальнойсобственности муниципального образованияопределяется особенностями егосоциально-экономического развития,размерами территории, а также другимифакторами.

Процессформирования муниципальной собственностиначался после принятия закона РСФСР оместном самоуправлении.

Порядокее формирования был установленпостановлением Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г. «О разграничениигосударственной собственности вРоссийской Федерации на федеральнуюсобственность, государственнуюсобственность республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей,автономной области, автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга имуниципальную собственность».

СогласноПоложению 3 к этому постановлению вмуниципальную собственность передавалисьобъекты государственной собственности,расположенные на территории городскихи районных Советов.

К ним относились:жилищный и нежилой фонд, находящийся вуправлении местной администрации, атакже жилищно-эксплуатационные иремонтно-строительные предприятия,обслуживающие вышеназванные объекты;объекты инженерной инфраструктуры идругие объекты, находящиеся в оперативномуправлении местной администрации.

Вмуниципальную собственность передавалисьтакже объекты государственнойсобственности, находящиеся в веденииорганов государственной власти субъектовФедерации и расположенные на территориисоответствующих городов: предприятиярозничной торговли, общественногопитания и бытового обслуживания;оптово-складские мощности; учрежденияи объекты здравоохранения, народногообразования, культуры и спорта.

Впостановлении предусматриваласьпередача в муниципальную собственностьпредприятий розничной торговли,общественного питания и бытовогообслуживания, находившихся в веденииминистерств, ведомств, государственныхпредприятий.

Передачауказанных объектов в муниципальнуюсобственность осуществлялась по решениюпредставительных органов государственнойвласти; субъектов Федерации на основаниипредложений представительных органоввласти местного самоуправления,подаваемых ими в соответствующий комитетпо управлению имуществом. Представительный,орган государственной власти обязанбыл рассмотреть эти предложения ипринять окончательное решение вдвухмесячный срок со дня их регистрациив соответствующем комитете по управлениюимуществом. Если по истечении этогосрока решение соответствующимипредставительными органами не былопринято, то предложения, вносимыепредставительными органами местногосамоуправления, считались удовлетвореннымии принятие объектов в собственностиоформлялось решением представительногооргана, внесшего предложения.

УказомПрезидента РФ от 22 декабря 1993 г. «Огарантиях местного самоуправления вРоссийской Федерации» было установлено,что передача объектов, относящихся кмуниципальной собственности, вгосударственную собственность субъектовРФ или федеральную собственностьосуществляется с согласия органовместного самоуправления либо по решениюсуда.

Наформировании муниципальной собственностисущественным образом сказывался процессприватизации, на который, однако, органыместного самоуправления (прежде всегонебольших районных городов, поселков,сельских населенных пунктов) практическине оказывали какого-либо заметноговлияния.

Началоприватизации муниципального имуществаотносится к 1992 г. Ее правовой основойпослужили Закон РФ «О приватизациигосударственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации»(1991 г.

) и Государственные программыприватизации государственных имуниципальных предприятий в Российскойфедерации. Первая программа былаутверждена постановлением ВерховногоСовета РФ от 11 июня 1992 г. С учётом опытаи результатов проведения приватизации1992 – 1993 гг.

Указом Президента РФ от 24декабря 1993 г. была утверждена новаяГосударственная программа приватизации,введенная в действие с 1 января 1994 г. Всвязи с окончанием срока действияприватизационных чеков 22 июля 1994 г.

утверждены Основные положенияГосударственной программы приватизациигосударственных муниципальных предприятийв Российской Федерации после 1 июля 1994г.

Приватизация– длительный процесс формированияширокого слоя частных собственниковкак экономической основы рыночныхотношений; создание конкурентной среды;ускорение развития сферы торговли иуслуг на основе приватизации большинстваобъектов «малой приватизации»; содействиев реализации мероприятий по социальнойзащите населения.

Организационныеи правовые основы преобразованияотношений собственности в нашей странепосредством приватизации государственногои муниципального имущества в целяхповышения эффективности экономикиустанавливаются Федеральным закономот 21 июля 1997 г.

«О приватизациигосударственного имущества и об основахприватизации муниципального имуществав Российской Федерации».

При этом подприватизацией муниципального имуществапонимается возмездное отчуждениенаходящегося в собственности муниципальныхобразований имущества (объектовприватизации) в собственность физическихи юридических лиц.

ДействиеЗакона не распространяется на:

а)приватизацию имущества муниципальныхобразований, находящегося в совместнойсобственности с физическими и юридическимилицами;

б)приватизацию земли;

в)приватизацию природных ресурсов;

г)приватизацию муниципального жилищногофонда;

д)приватизацию объектов социального икультурного, назначения, историко-культурногонаследия и природных объектов, а такженекоторых других объектов (ст. 3).

Отчуждениеданных объектов муниципального имуществарегулируется дру­гими федеральнымизаконами.

Всоответствии с Законом основы приватизациимуниципального имущества устанавливаютсяФедеральным законом и государственнойпрограмме приватизации государственногоимущества в Российской Федерации проекткоторого ежегодно должно представлятьПравительство РФ одновременно с проектомФедерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год вГосударственную Думу РФ.

Процессформирования муниципальной собственностиеще не завершен, как нельзя считатьзавершенным и процесс формированиямуниципальных образований. Закон обобщих принципах организации местногосамоуправления содержит ст.

61 оформировании муниципальной собственности,в соответствии с которой субъектыФедерации должны передавать в собственностьмуниципальных образований объекты,находящиеся в их собственности нонеобходимые для решения вопросовместного значения.

Передача данныхобъектов в собственность местногосамоуправления должна осуществлятьсяв соответствии с разграничениемполномочий между субъектами Федерациии муниципальными образованиями: Приэтом споры, которые могут возникнуть всвязи с передачей объектов государственнойсобственности в муниципальную, разрешаютсяпосредством согласительных процедурили в судебном порядке.

Порядокпередачи объектов собственностисубъектов Федерации в муниципальнуюсобственность регулируется органамигосударственной власти субъектовФедерации.

Крометого, возможна передача объектовфедеральной собственности в муниципальнуюсобственность. Порядок такой передачидолжен регулироваться федеральнымизаконами.

Муниципальнаясобственность – одно из обязательныхусловий существования самостоятельногомуниципального образования. Но вместес тем, согласно ст.

61 Закона об общихпринципах организации местногосамоуправления, отсутствие муниципальнойсобственности на территории муниципальногообразования на момент вступления в силуЗакона не может служить основанием дляупразднения или преобразованиясоответствующего муниципальногообразования либо отказа в образованиинового муниципального образования..

Источник: https://studfile.net/preview/1492898/page:3/

Муниципальная собственность – что это такое?

Муниципальная собственность это

в журнале “Председатель ТСЖ” №2 (76)2014

ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТСЖ К МЕСТНОМУ самоУПРАВЛЕНИЮ, ДАЛЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

ЧАСТЬ 2 (начало в №1, 2014)

Для собственников помещений в МКД сегодня уже понятно, что такое их общее имущество или общая долевая собственность в их МКД.

Когда границы земельного участка определены, определены все составляющие общего имущества в МКД, каждый собственник помещения в МКД становится собственником доли в праве на единое право на общее имущество всех собственников МКД.

Доля в праве на общее имущество в МКД – это то же самое, что и доля в праве на все муниципальное имущество для жителей в муниципальном образовании, только количество этого имущества и количество его собственников увеличивается.

Для «нанимателей» государственных квартир понятие «общая долевая собственность» – трудно понимаемая сущность. Но, в отличие от МКД, где право распоряжаться общим имуществом принадлежат только собственникам помещений, в МО право собственности на все муниципальное имущество (в их МО) принадлежит всем и каждому жителю данного МО!

Муниципальные права и обязанности- это не только участие в расходах на поддержание комфортного проживания в своем МО. Это и участие в получении доходов, превышающих необходимые расходы МО, причем, в виде получения уже не в муниципальный бюджет, а на свой лицевой счет каждым жителем МО!   Но, не будем забегать вперед и рассмотрим вопрос о том, что же это такое – муниципальная собственность.

Муниципальная собственность – что это такое?  

Как для государства его основой является определенная территория, которой управляет носитель суверенитета народ, так и для МО основой является его территория, которой управляет носитель муниципального суверенитета, которым являются жители МО.

После того, как, в соответствии с законом, территория МСУ определена и МО утверждено органом государственной власти, возникают и становятся обязательными в границах МО все права жителей на местное самоуправление.

В соответствии со ст. 49 ФЗ № 131, «1.Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 2.Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности».

В соответствии с пп.15 п.2 ст.

50 ФЗ № 131, «в собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилого фонда; имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры; имущество, предназначенное для развития на территории поселений массовой физической культуры и спорта; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения…».

В соответствии с пп.14 п.3 ст.50 ФЗ № 131, «в собственности муниципальных районов могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами…».

В соответствии с п.4 ФЗ № 131, «в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи».

Очевидно и неоспоримо, что право жителей конкретного МО на местное самоуправление непосредственно либо через выборные органы МСУ может осуществляться только на территории конкретного МО. То есть речь идет о том, что МСУ прочно связано с муниципальной территорией, муниципальным земельным участком данного МО.

Право на муниципальный земельный участок возникает у муниципального образования в результате перехода права государственной собственности в муниципальную собственность в границах, определенных органом государственной власти.

В Москве – это переход права на земельный участок муниципального образования из государственной собственности г. Москва в муниципальную собственность каждого конкретного муниципального округа, поселения, городского округа.

А теперь рассмотрим вопрос № 1 в муниципальном или местном самоуправлении. Находятся ли сегодня земельные участки муниципальных образований в Москве, на территории которых муниципальная власть, а это непосредственное управление жителей МО или собрания муниципальных депутатов как представителей жителей, в муниципальной собственности конкретных муниципальных округов?

Чтобы понять требования закона, определяющие условия возникновения гражданских прав, обратимся к Гражданскому кодексу РФ ( далее ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.

8 ГК РФ, «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанностями возникают:

2)из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

4)в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

9)вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий».

В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ, «права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом».

В соответствии с п.1 ст.

131 ГК РФ, «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней».

Таким образом, возникновение прав на земельный участок, в границах которого расположено МО, обусловлено законом только через государственную регистрацию прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Кто заинтересован в государственной регистрации муниципальной территории муниципального образования? – В первую очередь, жители МО, поскольку переход земельного участка из государственной собственности в муниципальную, означает появление у муниципальных жителей огромных муниципальных прав, о которых они не могли даже мечтать, пока не было создано МО.

Во вторую очередь, депутаты муниципального собрания, поскольку они становятся полноценной муниципальной властью только в результате государственной регистрации муниципального права на земельную территорию МО.

До этого государственного акта регистрации, муниципальные депутаты, по сути, не имеют собственных муниципальных полномочий, а лишь исполняют на возмездной основе разные малосущественные работы, где заказчиком является государственный чиновник. Это так называемые «переданные полномочия», которые государственными чиновниками передаются для исполнения муниципальной властью.

При этом, муниципальные депутаты даже оплату как наемные рабочие за выполненные работы не получают. Почему? – Да потому, что у них нет никакого реального местного самоуправления!

            Что делать? Как наполнить деятельность муниципального собрания депутатов полномочиями муниципального самоуправления?

            Ответ однозначный – как первый шаг, провести межевание муниципальной территории МО с определением точек координат («х» и «у») и получением кадастрового паспорта земельного участка конкретного МО, и, как второй шаг, произвести его государственную регистрацию в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Московский Клуб муниципальных депутатов начал работу Школы муниципальных депутатов, где в форме лекций и круглых столов для муниципальных депутатов и муниципальных жителей, излагается суть местного самоуправления, права и обязанности муниципальной власти.

В учебном процессе подробно излагается и разбирается пошагово система мер по осуществлению задачи получения кадастрового паспорта земельного участка территории МО.

Муниципальным образованиям предоставляется помощь по юридическому сопровождению проведения межевания муниципальных территорий МО в Москве.

Лекции, проходящие в Школе муниципальных депутатов, записываются на видео и могут использоваться как учебное пособие муниципальными депутатами по всей России. Возможно дистанционное обучение муниципальных депутатов других регионов России.

            Самыми активными слушателями Школы муниципальных депутатов должны быть и собственники помещений в МКД и председатели ТСЖ. Сегодня собственники общего имущества МКД в Москве бьются с государственными чиновниками, пытаясь защитить границы своих земельных участков в составе общего имущества МКД. Сплошь и рядом без всякой надежды на успех в защите своих законных прав.

Собственникам помещений в МКД и в голову не приходит задаться вопросом: Почему им приходиться «выпрашивать» свои права на земельные участки, составляющие дворы их МКД, у государственных чиновников? Почему земельные участки в их МО находятся в государственной, а не в муниципальной собственности? Ведь, если бы это уже была муниципальная земля, то вопросы межевания земельных участков их МКД решало бы собрание муниципальных депутатов, которых избирают жители данного МО. Муниципальные депутаты будут соблюдать и закон и права своих избирателей, иначе их полномочия отзовут, либо их больше не выберут. Вопрос межевания на муниципальной земле решался бы путем учета всех пожеланий муниципальных жителей за столом, где присутствовали бы представителями МКД (они же избиратели муниципальных депутатов) и муниципальные депутаты как местная власть.

А кто избирал государственного чиновника? – Никто! Его назначил его начальник, вместе с которым он жульническим путем захватывает части общего имущества собственников помещений МКД. Что значат для государственного чиновника права избирателей? – Думаю, что над этим вопросом уже следует подумать самому жителю МО.    

(в следующем номере мы рассмотрим вопрос о том, что входит в состав муниципальных прав)

Владимир Хомяков, автор философского учения Долевизм

Материалы по теме

  • Хомяков
  • самоуправление
  • МСУ
  • ТСЖ
  • местное самоуправление
  • ТОС
  • власть

Источник: https://pr-tsj.ru/index.php/2011-12-15-14-53-13/194-vladimir-khomyakov/1647-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%E2%80%93-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.