Муниципальная собственность казна

Управление муниципальной казной

Муниципальная собственность казна

Категория «муниципальная казна» включает в свой состав муниципальные бюджетные средства и другое имущество муниципалитета, которое не передано для оперативного управления либо хозяйственного ведения муниципальному предприятию или учреждению.

Муниципальную казну образуют следующие виды муниципального имущества:

  • земельные участки, которые принадлежат на праве собственности муниципалитету, а также иные природные ресурсы, находящиеся в собственности муниципалитета;
  • недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципалитету, в том числе: здания с назначением «нежилое», помещения, сооружения, строительство которых не завершено, а также жилые помещения, входящие в состав муниципального жилищного фонда;
  • движимые вещи, собственником которых является муниципалитет;
  • ценные бумаги, а также вклады в уставный капитал организаций;
  • имущественные комплексы муниципальных организаций (учреждений, предприятий), которые были ликвидированы;
  • другое имущество, которое не передано на ограниченном вещном праве предприятию или учреждению муниципалитета.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Территориально объекты, входящие в состав муниципальной казны, могут находиться как внутри муниципального образования, так и за его границами.

Формирование муниципальной казны

Процесс формирования муниципальной казны предполагает следующие действия:

  • поступление средств в муниципальный бюджет;
  • включение на основании постановления исполнительного муниципального органа конкретного имущества в муниципальную казну.

Имущество подлежит включению в состав казны муниципалитета при следующих обстоятельствах:

  • имущество не передано на ограниченном вещном праве муниципальной организации (предприятию, учреждению);
  • при передаче муниципалитету регионального или федерального имущества;
  • при приобретении или в случае безвозмездной передачи имущества, находившегося в частной собственности организаций или физических лиц;
  • когда имущество не имеет собственника или собственник от имущества отказался, или утратил иным образом право собственности на свое имущество, и в соответствии с законодательными положениями муниципалитет приобрел право собственности на него;
  • когда изымается имущество, переданное ранее на праве оперативного управления муниципальной организации (предприятию или учреждении), для которой такое имущество излишне, или не используется организацией по назначению, или используется не в соответствии со своим назначением;
  • при отказе муниципальной организации (предприятия, учреждения) от принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества;
  • когда после ликвидации муниципальной организации (предприятия, учреждения) осталось имущество;
  • в случае создания имущества за счет привлечения бюджетных муниципальных средств;
  • при иных обстоятельствах, регламентированных законом.

Процесс управления муниципальной казной

Управление муниципальной казной опосредует следующие процессы:

  • имущество, выступающее частью муниципальной казны, может быть передано в качестве залога или являться предметом иных обременений;
  • имущество, входящее в состав муниципальной казны, может передаваться в частную собственность организаций и физических лиц, а также в федеральную или региональную собственность или в собственность иных муниципалитетов;
  • имущество, образующее муниципальную казну, может быть передано при сохранении статуса «муниципальной собственности» во владение, пользование и распоряжение на договорных условиях в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными актами.
  • Управление имуществом, образующим муниципальную казну, реализуется, в частности, следующими способами:
  • на основании договорных конструкций аренды и субаренды;
  • посредством передачи на договорной основе в пользование безвозмездно;
  • путем заключения договора доверительного управления муниципальным имуществом и прочее.

Предоставление имущества из состава муниципальной казны в аренду

Имущество, выступающее частью муниципальной казны, передается на договорной основе в аренду по заявлению заинтересованных лиц, в число которых могут входить организации и физические лица – российские и зарубежные, международные организации, или на основании протокола об итогах торгов.

Замечание 2

Поданное заинтересованным в заключении договора аренды в отношении муниципального имущества лицом заявление подлежит рассмотрению, по общему правилу, в месячный срок.

Юридически процесс заключения договора аренды в отношении муниципального имущества должен соответствовать требованиям гражданского законодательства.

Замечание 3

Та плата, которую лицо вносит по договору аренды за пользование муниципальным имуществом, выступает доходным источником муниципалитета.

Имущество, входящее в состав муниципальной казны может быть передано заинтересованным лицам по результатам проведения торгов. Организует такие торги структурное подразделение исполнительного муниципального органа, к компетенции которого отнесено управление муниципальной казной.

На организатора торгов возложено решение следующих задач:

  • установление даты торгов, определение места их проведения;
  • подготовка соответствующей конкурсной документации;
  • извещение о проведении торгов местных средствах массовой информации или посредством размещения на официальных порталах муниципальной власти в сети Интернет;
  • предоставление заинтересованным лицам информации об имуществе, выступающем объектом торгов, и документации, которая необходима для участия в торгах;
  • прием заявок от заинтересованных лиц;
  • оформление протоколов о приеме заявок и по результатам заседания, на котором было принято решение о победителе торгов;
  • подготовка проектов соответствующих договоров, их подписание;
  • обеспечения возврата задатков заинтересованным лицам, принявшим участие в торгах, но не победивших в них.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_municipalnoy_kaznoy/

К вопросу учета имущества казны

Муниципальная собственность казна


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний “Бизнес ИТ”, г.

Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.

Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории…

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н.

Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

– Федеральный орган власти – Росимущество;

– Региональный орган власти;

– Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну.

Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

(Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов – 108 00 000, а именно: “Нефинансовые активы имущества казны”

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

— 104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

— 104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

— 104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетномуучету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Выводы:

–            Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

–            Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

–            Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

–            На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п.

94 Инструкции № 157н).

При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. – код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п.

13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила – на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н).

При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п.

6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Источник: https://infostart.ru/1c/articles/143876/

Муниципальная казна как объект муниципальной собственности: сравнительное исследование

Муниципальная собственность казна

Н.А. Модин, доктор юридических наук, профессор, председатель Монастырщинского районного Совета депутатов Смоленской области.

Вопросы местного значения – это проблема жизнеобеспечения населения, решение которой должно соответствовать наличию материальных и финансовых возможностей органов местного самоуправления.

Особое место отводится муниципальной собственности, специфика которой состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е.

предназначены для решения вопросов местного значения, и должны удовлетворять потребности населения территории.

Согласно ст. 215 ГК РФ в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, не закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Федеральный закон от 06.10.

2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон о местном самоуправлении), определяющий экономическую основу местного самоуправления, в состав муниципальной собственности включает средства местного бюджета (статьи 49, 50).

Муниципальную казну как объект муниципальной собственности составляют:

  • средства самообложения граждан;
  • местные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • федеральные налоги и сборы;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  • штрафы;
  • добровольные пожертвования;
  • субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Размер субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Несмотря на то что средства местного бюджета относятся к муниципальному имуществу, они не образуют объекта муниципальной собственности, т.е. муниципальной казны.

Муниципальная казна не может считаться муниципальным имуществом, так как в ее объект включается муниципальное имущество, которым признаются деньги и ценные бумаги.

По ГК РФ не муниципальная казна, а деньги и ценные бумаги относятся к объектам гражданских прав (ст. 128).

Муниципальная казна не является объектом гражданских прав, что противоречит сути возникновения гражданских правоотношений. Так, вред, причиненный физическому или юридическому лицу, возмещается за счет казны муниципального образования.

От имени казны выступают финансовый и другие органы, физические и юридические лица, если эта обязанность на них возложена законом (ст. 1071 ГК РФ). Тем не менее ГК РФ не учитывает различий между муниципальной казной и муниципальным имуществом.

Для устранения возникшего пробела необходимо, чтобы в законодательном порядке казна признавалась не только объектом муниципальной собственности, но и объектом гражданских прав.

Так как объектами гражданских прав являются деньги и ценные бумаги (а не казна), это обстоятельство дает основание для выделения средств местного бюджета в качестве самостоятельного вида муниципального имущества. Средства местного бюджета, как и иное муниципальное имущество, предназначаются только для решения установленных Законом о местном самоуправлении вопросов местного значения.

В некоторых случаях средства местного бюджета объединяются в общее понятие – “местный бюджет”, что не совсем корректно. Во-первых, средства местного бюджета – это денежная масса, которая состоит из специальных денежных знаков, определяющихся государством как денежная единица, и относится к праву собственности. Средства местного бюджета скорее денежный поток.

На статистическом уровне это количественное выражение денег, имеющихся в распоряжении муниципальной казны в конкретный промежуток времени, – свободный резерв.

Во-вторых, местный бюджет является составной частью бюджета муниципального района, бюджетов поселений, состоящих не из средств местного бюджета, а только из ассигнований, предусмотренных в смете доходов и расходов этих бюджетов.

ГК РФ не дает определения такого вида муниципального имущества, как средства местного бюджета, а лишь его констатирует. Получается, что средства местного бюджета регулируются несколькими законодательными актами, противоречащими друг другу.

Этот вид имущества регулируется и как имущество (ГК РФ), и как местный бюджет (БК РФ); регулируется он и Законом о местном самоуправлении, и иными законами и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

На основании БК РФ и Закона о местном самоуправлении первостепенная роль в деле исполнения бюджетов отводится органам казначейства (ст. 215 БК РФ). Казначейское исполнение бюджетов – единственно допустимый безусловный способ.

На органы казначейства возлагаются функции по управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами, осуществлению платежей за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Последнее означает, что всем бюджетополучателям закрываются бюджетные счета в банковских организациях, а органы казначейства берут на себя роль плательщика расходов бюджета.

Вопрос о том, поручит ли бюджетное учреждение органам казначейства выполнять эту функцию или нет, значения не имеет. Это явно принудительное вовлечение учреждений в систему казначейского обслуживания.

Переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополучателя экономически целесообразен.

Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительный результат в части маневрирования местными финансовыми ресурсами, получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению, контроля финансовых операций муниципальных учреждений.

Переход от банковской к казначейской системе исполнения местного бюджета оправдан и связан прежде всего с двумя факторами.

Во-первых, банковские организации, преследуя коммерческие цели, не были заинтересованы в контроле над своевременным зачислением доходов на счета соответствующего бюджета и устранились от контроля над использованием средств.

Во-вторых, самостоятельность местных бюджетов повлекла за собой изменение функций местных финансовых органов.

Денежные средства относятся к движимому имуществу, но с некоторыми особенностями. Казна не обладает наличными денежными средствами, но включает в себя только утвержденный представительным органом местного самоуправления местный бюджет (ассигнования).

Наличные денежные средства находятся на счетах банка. Постоянные в одной и той же купюре денежные средства на счета банка не возвращаются. Денежные средства находятся в обороте, поэтому не могут служить вещью.

Получается, что имущество есть, а вещное право на него отсутствует.

Помимо всех прав, которыми наделяется право собственности, средства местного бюджета невозможно приватизировать. Они не подлежат передаче в оперативное управление, не могут быть использованы на праве хозяйственного ведения. К средствам местного бюджета как особому виду муниципального имущества не может применяться приобретательная давность.

Если следовать нормам главы 42 ГК РФ, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления может выдавать заем, кредиты, ссуды на целевые назначения физическим и юридическим лицам по соответствующим договорам.

В то же время БК РФ такого права исполнительно-распорядительному органу не дает.

Тем не менее местный бюджет (составление, расходование) регулируется нормами БК РФ, так как этот бюджет входит в бюджетную систему России и представляет собой совокупность муниципального бюджета, включая бюджеты поселков и сельских поселений.

Средства местного бюджета относятся к имуществу, которое можно регулировать ГК РФ, но не в полном объеме как право собственности, а со значительными ограничениями. При использовании денежных средств в имущественном обороте необходимо, чтобы нормы ГК РФ согласовывались с нормами БК РФ.

Эти нормы настолько плотно соприкасаются в сфере использования денежных средств в гражданском обороте, что бюджетное законодательство является определяющим в расходовании средств местного бюджета, а ГК РФ – только регулирующим, и то в части владения, пользования и распоряжения правом муниципальной собственности.

Сложность имущественной самостоятельности муниципального образования по распоряжению таким видом муниципальной собственности, как средства местного бюджета, заключается и в том, что именно в БК РФ, а не в ГК РФ установлено их правовое регулирование. Ответственность для распорядителей местного бюджета наступает в том случае, если брать за основу правовое регулирование имущества по ГК РФ, а не по БК РФ.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/26002-municipalnaya-kazna-obekt-municipalnoj-sobstvennosti-sravnitelnoe-issledovanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.