Муниципальная собственность кратко

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность кратко

Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляюткомпетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации,осуществляет Правительство РФ.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований.Субъектами права собственности являются муниципальные образования.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

Местный бюджет.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

Экономическая сущность

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

· формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

· распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:

· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов.

К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов;

· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· целевое дотирование населения;

· содержание муниципальных архивов;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.

Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.

Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Местные налоги.

Местные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях этих муниципальных образований.

По НК (ст. 15) к местным относятся следующие виды налогов и сборов:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследование или дарение;
  5. местные лицензионные сборы.

До введения в действие части второй НК перечень местных налогов и сборов определяется ст. 21 Закона об основах налоговой системы. К ним относятся:

  • а) налог на имущество физических лиц;
  • б) земельный налог;
  • в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • д) курортный сбор;
  • е) сбор за право торговли;
  • ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
  • з) налог на рекламу;
  • и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
  • к) сбор с владельцев собак;
  • л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
  • м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  • н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • о) сбор за парковку автотранспорта;
  • п) сбор за право использования местной символики;
  • р) сбор за участие в бегах на ипподромах;
  • с) сбор за выигрыш на бегах;
  • т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
  • у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
  • ф) сбор за право проведения кино и телесъемок;
  • х) сбор за уборку территорий населенных пунктов;
  • ц) сбор за открытие игорного бизнеса;
  • ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Налоги, обозначенные буквами «а» — «в», устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

Налоги под буквами «г» и «д» могут вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов.

В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность.

Налоги и сборы, обозначенные буквами «з» — «х», могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти — местных Советов народных депутатов.

Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, обозначенных буквами «ж», «з», «о», «ф» , «х» и «ч», относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ было установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях этих субъектов РФ налоги, обозначенные буквами «г», «е», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р», «с», «т», «у», «ф», «х», «ц», не взимаются.

Федеральным законом от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ в качестве эксперимента в 1997—1998 гг. в городах Новгороде и Твери введен налог на недвижимость.

При исполнении соглашений о разделе продукции взимание местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Закона о соглашениях о разделе продукции.



Источник: https://infopedia.su/17x142cd.html

Муниципальная собственность в Российской Федерации

Муниципальная собственность кратко

В данной статье рассматриваются такие вопросы как: понятие муниципальной собственности, порядок образования и что к ней относят.

В настоящее время понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.

Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п.

1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 215 Гражданского кодекса РФ определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования.

И то, что собственность принадлежит муниципальным образованиям, придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты – республики, края, области и т.д.

, но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ. Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью.

«Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно.

Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Источник: https://novainfo.ru/article/7112

Муниципальное имущество как основа обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований

Муниципальная собственность кратко

Проблема финансовой устойчивости публично-правовых образований обсуждается в отечественной экономической литературе. При этом, существуют разные подходы к ее оценке. Не менее обсуждаема проблема оценки финансовой устойчивости муниципальных образований. В данной статье мы разделяем мнение профессора Сабитовой Н.М.

в части необходимости разделения финансовой и бюджетной устойчивости [5, с. 29].  К сожалению, основная часть исследователей, при оценке финансовой устойчивости публично-правовых образований, за основу берут лишь их бюджеты, то есть оценивают бюджетную устойчивость, при этом, бюджетная и финансовая устойчивость отождествляются.

 В отношении муниципального уровня, если обратимся к определению казны муниципального образования, то согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, казна состоит не только из средств соответствующего бюджета, но и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

А согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальное имущество и имущественные права, средства местных бюджетов.

По нашему мнению, данные факты свидетельствуют о том, что основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, наряду с местными бюджетами, составляет и муниципальное имущество. В связи с чем, по нашему мнению, понятие финансовой устойчивости является более широким, чем понятие бюджетной устойчивости.

И в данной статье мы хотим более подробно рассмотреть какое муниципальное имущество может составлять основу обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований.

Этот вопрос является актуальным и важным в условиях высокой дотационности местных бюджетов, когда муниципальное имущество может выступать в качестве дополнительного источника привлечения финансовых ресурсов для социально-экономического развития муниципалитетов.

Структура и состав муниципального имущества

Проанализируем структуру и состав имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо кратко – муниципального имущества. На рисунке 1, в схематичном виде, представлены структура и состав муниципального имущества.

Рис.1 Структура и состав муниципального имущества

Источник: составлено автором

Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны муниципального образования.

Остальное имущество закреплено учредителем, то есть муниципальным образованием, за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статьям 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество муниципальных унитарных предприятии (МУП) закрепляется на праве хозяйственного ведения, а имущество муниципальных казенных предприятий и муниципальных учреждений – на праве оперативного управления.

Необходимо отметить, что, согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальное учреждение может быть трех типов: казенным, бюджетным, автономным.

Бюджетные и автономные учреждения создаются муниципальным образованием исключительно для выполнения работ, оказания услуг в различных сферах, в таких как наука, образование, здравоохранение, культура и прочих. Отличие казенных учреждений заключается в том, что, помимо выполнения работ и оказания услуг, они создаются для исполнения муниципальных функции, то есть наделяются определенными властными полномочиями.

Все муниципальное имущество, включая имущество казны, имущество муниципальных унитарных или казенных предприятий, имущество муниципальных учреждений, состоит из движимого и недвижимого имущества.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимому имуществу относится все, что прочно связано с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

То есть это земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, и иное имущество, которое более подробно представлено в статье 130 Гражданского кодекса РФ. В этой же статье указано, что все то, что не относится к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги.

В отношении муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) существует отдельная категория движимого имущества, определяемая как особо ценное движимое имущество, под которым понимается такое движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено [1, п. 11 ст. 9.2; 3, п. 3 ст. 3].

В постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 установлен порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. В этом же постановлении установлено, что виды особо ценного движимого имущества в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений, созданных на основе муниципального имущества, определяются местной администрацией.

Важно подчеркнуть тот факт, что муниципальные предприятия и учреждения не наделяются правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, то есть муниципальным образованием.

Именно поэтому они не могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом без согласия своего собственника.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений по различным признакам, включая возможности распоряжения имуществом без согласия учредителя.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений по отдельным признакам* [4]

ПризнакКазенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение
Возможность открытия и ведение счетов (лицевых счетов) в кредитной организации«-»«-»«+»
Субсидиарная ответственность учредителя«+»

Источник: https://eee-region.ru/article/4904/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.