Муниципальная собственность на землю земельное право

Право собственности на землю: государственная, муниципальная и другие виды

Муниципальная собственность на землю земельное право

Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.

От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю).

Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

1. по прямому указанию федеральных законов,

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. при разграничении государственной собственности на землю;

4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;

4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г.

, если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.

Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По общему правилу неразграниченными земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:

1) если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;

2) неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;

3) это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Основания для выделения государственной собственности при разграничении государственной собственности на землю.

К государственной собственности относится:

1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;

2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;

4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;

5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.

К собственности муниципальных образований относятся:

1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;

2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.

Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков). 2.

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Основания возникновения права собственности – установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности – установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субъекты государственной собственности (ст 125 ГКРФ)

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Нюанс: в случаях и в порядке, предусмотренных ФЗми, указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать гос. органы, органы местного самоуправления, а также юр. лица и граждане.

Объекты права собственности

РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению гос. знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Государственное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями;
  • – гос. казна РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Субъекты муниципальной собственности

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в гос. или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Объекты муниципальной собственности

Муниципальное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • – казна муниципальных образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муницип образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ.

Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собственности земли на территории другого муниципального образования.

Пределы осуществления прав собственника

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется во владение, пользование и распоряжение (ст 294, 296 ГКРФ).

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Средства соответствующего бюджета и иное гос. или муниципальное имущество, не закрепленное за гос.

или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют гос. или муниципальную казну.

Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, гос. и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • – предприятия и другие имущественные комплексы;
  • – здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • – земельные участки;
  • – жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований, являются гос. собственностью. Однако справедливым представляется мнение, что указанная норма дает лишь определение гос. земель и не является основанием возникновения права гос. собственности.

Источник: https://soyz-rieltorov.ru/uchastok/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-gosudarstvennaya-municzipalnaya-i-drugie-vidy

Конспекты юриста

Муниципальная собственность на землю земельное право

Все предметы → Земельное право

Основания возникновения права собственности – установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности – установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Пределы осуществления прав собственника

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется во владение, пользование и распоряжение (ст 294, 296 ГКРФ).

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Средства соответствующего бюджета и иное гос. или муниципальное имущество, не закрепленное за гос.

или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют гос. или муниципальную казну.

Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, гос. и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • – предприятия и другие имущественные комплексы;
  • – здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • – земельные участки;
  • – жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

16.Муниципальная собственность на землю

Муниципальная собственность на землю земельное право

Право муниципальной собственности наземлю — правомочия владения, пользования,распоряжения земельными участками,принадлежащие муниципальному образованию.На территории РФ примерно 14,5 тыс.муниципальных образований.

От именимуниципального образования полномочиясобственника реализуют органы местногосамоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ).

В этомкачестве органы местного самоуправлениямогут предоставлять земельные участкиво временное и постоянное владение ипользование (бессрочное) физическим июридическим лицам, аренду, собственностьфизических и юридических лиц и совершатьиные сделки.

Объектами права муниципальнойсобственности являются земельныеучастки, переданные РФ или субъектамиРФ в муниципальную собственность, либона основании законов РФ и субъектов РФ,при разграничении государственнойсобственности на землю.

Кроме этого,муниципальная собственность возникаетв порядке изъятия (выкупа) земельныхучастков для муниципальных нужд, изъятияв муниципальную собственность, конфискацииземельного участка у граждан и организаций,либо в порядке признания недвижимойвещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

В муниципальной собственности могутнаходиться земельные участки, расположенныекак на территории, т.е. в границах,муниципальных образований, так и за ихпределами.

Территорию муниципального образованиясоставляют:

земли городских и сельских населенныхпунктов (ранее — поселений);

прилегающие к ним земли общего пользования;

рекреационные зоны;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципальногообразования, независимо от формсобственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образованийдля обеспечения их развития могутбезвозмездно передаваться земли,находящиеся в государственнойсобственности, в том числе за пределамиграниц муниципальных образований (ч. 3ст. 19 ЗК РФ)

Порядок установления и изменения границмуниципальных образований определяетсязаконами соответствующих субъектовРФ. Особый порядок формированиямуниципальной собственности установлендля городов федерального значения —Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальныхземель — обеспечение проживания, работыи отдыха населения.

17.Право частной собственности на землю

Право частной собственности означаетпринадлежность правомочий владения,пользования, распоряжения земельнымиучастками либо долями в общей собственностиотдельным конкретным физическим,юридическим лицам или их объединениям(закреплено п. 1 ст.31 Конституции РФ),которые выступают субъектами правачастной собственности на землю.

Соответственно по субъектам правочастной собственности делится на 2 вида:

право частной собственности граждан(физических лиц);

право частной собственности юридическихлиц (включая и объединения граждан, приэтом характер объединений в законе неоговаривается).

Следует отметить, что объектами правачастной собственности выступаютземельные участки лишь некоторыхкатегорий земель. Наиболее либераленв этом смысле правовой режим земельсельскохозяйственного назначения,приобретение права частной собственностина которые фактически не ограничивается.

Любые земли сельскохозяйственногоназначения могут быть приобретены вчастную собственность в пределахустановленных предельных размеров.

Вотличие от этого, право частнойсобственности не может быть установленона земли лесного фонда, земли, занятыеобъектами обороны, земли общpегопользования в поселениях и некоторыедругие (ст. 27 ЗК РФ).

Правомочия владения, пользования,распоряжения могут быть ограниченыгосударством. На лиц, имеющих земельныеучастки на праве частной собственности,возлагается ряд обязанностей.

Они должнысвоевременно платить земельный налог,осуществлять мероприятия по охранеземель, соблюдать требованияградостроительных регламентов,своевременно приступать к использованиюземельного участка, эффективноиспользовать землю в соответствии сцелевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗКРФ).

Право частной собственности возникаетчаще всего в результате совершенияразличного рода сделок — купли-продажиземельных участков, приватизации, мены,дарения, наследования, ипотеки,приобретения права собственности наземельный участок, находящийся вгосударственной или муниципальнойсобственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновенияправа частной собственности являются:

административно-правовые акты (решенияисполнительных органов государственнойвласти или органов местного самоуправления);

предоставление земельных участков длястроительства;

предоставление земельных участков дляцелей, не связанных с жилищнымстроительством (например, ведениеличного подсобного хозяйства);

переход прав на земельный участок, накотором расположены здания, строенияили сооружения;

приватизация.

Основания прекращения частнойсобственности на землю разделяют надобровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольнопрекращается при:

отчуждении собственником своегоземельного участка (сделки);

прекращении деятельности юридическоголица;

смерти гражданина и переходе правасобственности по наследству государству(муниципальному основанию);

добровольном отказе собственника отсвоих прав на земельный участок (ст. 53ЗК РФ).

Принудительно право частной собственностипрекращается в случаях:

обращения взыскания на земельный участокпо обязательствам должника (ст. 278 ГКРФ);

неиспользования земельного участка всоответствии с его целевым назначением(ст.284 ГК РФ);

использования земельного участка снарушением законодательства (ст. 285 ГКРФ);

реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗКРФ);

выкупа земельного участка длягосударственных или муниципальных нужд(ст. 49 ЗК РФ);

отчуждения земельного участка, которыйсогласно закону не может принадлежатьданному лицу;

национализации земель;

конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменениеправа частной собственности на землюудостоверяется свидетельством огосударственной регистрации правачастной собственности, выдаваемымучреждениями юстиции. Право частнойсобственности возникает с момента такойрегистрации.

Источник: https://studfile.net/preview/5964753/page:8/

Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность на землю земельное право

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, – возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли.

Однако справедливым представляется мнение, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю. Пункт 2 ст.

214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором – вещь, собственник которой не известен, и в третьем – вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным – отказ собственника от прав на земельный участок.

Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

– использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

– сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;

– осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;

– своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

– своевременное внесение платежей за землю;

– соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

– недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

– иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее – Положение). Согласно п.

5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки – создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.

Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

Поляков Д.С.

Источник: https://www.urprofy.ru/pravo-municipalnoy-sobstvennosti-na-zemlyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.