Муниципальная собственность понятие и содержание

Муниципальная собственность: содержание, состав и формирование

Муниципальная собственность понятие и содержание

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОУ ВПО«Алтайский государственный  технический  университет им. И.И. Ползунова»
                                              Институт экономики и управления                                      Кафедра “Государственная налоговая служба”
     
   Расчетное задание
     
                               по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»    
На  тему«Муниципальная собственность: содержание, состав и формирование»

                                                                                                          РЗ

                                                                                                                  С оценкой___________

                                                                                                                   «___»_______20___г.

                                                                                                                  Студент группы______

                                                                                                                    ___________________

                                                                                                             Преподаватель

                                                                                                                    ___________________  

                                                            БАРНАУЛ  2011

  1. Введение                                                                         3                                                          
  2. Раздел 1. Теоретическая часть                                         5
  1. Понятие и  состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации                5
  1. Формирование  муниципальной собственности                                     8
  2. Управление муниципальной собственностью                                       15
  3. Приватизация муниципальной собственности                                      19
  4. Контрольные вопросы                                                                              22
  5. Тестовые задания                                                                                      23
  6. Раздел 2. Расчетное задание                                                                    26
  7. Заключение                                                                                              29
  8. Список использованной литературы                                                     31

                  

     Введение 

     Местное самоуправление – это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это – основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная.

     В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

     В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления.

Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

     Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению.

Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности.

Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

     Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.         

                    Раздел 1. Теоретическая часть

 
     В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения. Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованьям.

     Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.

Например, в Рязанской области установили, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

Определен состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения.

     Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованьями.

     Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем.

Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

     Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов.

Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией.

     Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

     по субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти;

     по объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности;

     по основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);

     по содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

     Осуществление от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией не делает их собственниками соответствующего имущества.

Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Частью этого имущества – денежными средствами – они будут отвечать по своим обязательствам.

При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования – они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

     В связи с этим муниципальное имущество также делится на две части.

Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования.

С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение, прежде всего, для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

     В гражданско-правовых отношениях, регулируемых указанной нормой, в качестве их субъектов выступают именно муниципальные образования, а органы местного самоуправления при этом – их представителями. Поэтому участие органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях не может снижать гражданскую правосубъектность муниципальных образований.

     Наиболее важны из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием как субъектом гражданских правоотношений, права собственника муниципального имущества.

     Субъектами права муниципальной собственности выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования.

Источник: https://www.stud24.ru/management/municipalnaya-sobstvennost-soderzhanie-sostav-i/42680-133217-page1.html

Муниципальная собственность как экономическая категория

Муниципальная собственность понятие и содержание

понятия «муниципальная собственность».

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрывает понятие муниципальная собственность:

1.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. 4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Понятие «муниципальная собственность» исторический аспект

(?)Объектно-субъектный (юридическо-правовой) подход к исследованию понятия «муниципальная собственность».

Объективная природа муниципальной собственности состоит в том, что она возникает, существует и функционирует не столько по усмотрению и воле отдельных индивидов, групп людей, сколько под воздействием естественных, необходимых потребностей (материальных, социальных, духовных) местных сообществ.

(?) Субъектный (экономический) подход к исследованию понятия «муниципальная собственность».

Место и роль муниципальной собственности в общей структуре собственности РФ. Основные признаки отнесения объектов к муниципальной собственности.

Место и роль муниципальной собственности в современной системе отношений собственности РФ

Тема муниципальная собственность в рыночной экономике и ее особенности в России одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной высокоразвитой экономической системы.

Она включает в себя широкую сеть инфраструктурных объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности функционирования отдельных её объектов зависит качество жизни местного населения.

В настоящее время в РФ действует принцип «собственность следует за полномочиями», т.е. в муниципальной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо муниципальному образованию для решения вопросов местного значения.

Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 443;

Источник: https://studopedia.net/12_83792_munitsipalnaya-sobstvennost-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html

Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления

Муниципальная собственность понятие и содержание

Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления.

Как уже было ранее замечено, экономическая основа тесно связана с демографической и территориальной основами местного самоуправления.

Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является единственным условием, обеспечивающим реальную гарантию становления и развития системы местного самоуправления.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (2003 г.

) установил, чтоэкономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

В собственности муниципальных образований может находиться:

– имущество, так или иначе предназначенное для решения вопросов местного значения;

– имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления,

– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее данным требованиям, указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Муниципальная собственность.

Гражданский кодекс РФ установил, что “имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью” (ст.215, п.1).

На основании этого можно сделать вывод, что под муниципальной собственностью подразумевается имущество, в отношении которого муниципальное образование обладает правами владения, пользования и распоряжения.

Владение – начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности.

Пользование – отношения собственности, означающие применение объекта собственности с его назначением и по желанию и усмотрению пользователя.

Распоряжение – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений собственности, дающий право и возможность поступать по отношению к объекту по своему усмотрению и использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Согласно ст.215, п.3 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В структуру муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество.

В соответствии с действующим российском законодательством исходными (базовыми) субъектами – носителями права муниципальной собственности в городском или сельском поселении являются само население (местное сообщество) и выступающие от его имени представительный орган или высшее должностное лицо местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации муниципальная собственность в нашей стране признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст.8).

Муниципальное хозяйство. Единственным назначением муниципальной власти является самостоятельное благоустройство места проживания людей. Для этого необходимо развитое и многоотраслевое муниципальное хозяйство.

Впервые после 20-х гг.

Федеральный Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” закрепил за местными сообществами право самостоятельного хозяйствования, обоснованное на самостоятельности местного бюджета и муниципальной собственности.

Публичная деятельность по созданию условий для удовлетворения коллективных потребностей членов местного сообщества, организованная за счет членов этого сообщества и на основе принадлежащих сообществу имущества и средств, называетсякоммунальным хозяйством.

Коммунальное хозяйство организуется органами власти самоуправления. Оно подразделяется на муниципальное хозяйство (организуется в городах муниципалитетами), общинное хозяйство сельских населенных мест (волостное хозяйство), районно-коммунальное хозяйство сельских территорий и ассоциированное хозяйство нескольких местных сообществ.

Муниципальное хозяйство составляет лишь часть городского хозяйства. Учитывая, что на долю муниципального хозяйства приходится основная нагрузка по обеспечению жизнедеятельности населения, городское и муниципальное хозяйство зачастую отождествляют.

Термин “городское хозяйство” употребляется как синоним термина “муниципальное хозяйство”, как городское хозяйство в узком смысле, понимаемом как деятельность местных властей по удовлетворению публичных интересов членов городского сообщества жителей.

Признаки муниципального хозяйства:

1. Муниципальное хозяйство формируется снизу, независимо от государственного хозяйства и отражает специфику местных социально-экономических отношений.

Государство лишь обуславливает меру самостоятельности и дееспособности муниципального хозяйства: объем и структура компетенции местных властей, наличие собственного имущества и средств и степень свободы распоряжения ими.

Общемировая тенденция состоит в расширении функций и возможностей муниципального хозяйства.

2. Муниципальное хозяйство характеризуется целостностью и организуется единым органом управления – администрацией населенных или территориальных мест. В противовес ему, государственное хозяйство предполагает не только разбиение на отрасли, но и выделение самостоятельных территориальных комплексов – хозяйство субъектов Федерации (республик в составе России, краев и областей).

3. Цель хозяйственной деятельности местного самоуправления составляет не извлечение прибыли, а польза – удовлетворение членов местного сообщества (благоустройство – устройство на благо жителей).

4. Продукт муниципального хозяйства в подавляющей своей части не выходит за границы населенного места, поскольку предназначен для “внутреннего” потребления местным населением.

Средства муниципального хозяйства. Средства муниципального хозяйства многообразны, но могут быть сведены в две большие группы.

Первую составляют муниципальная финансовая политика: муниципальный бюджет и кредит.

Вторая представляет методы ведения муниципального хозяйства: создание и управление публичными службами, а также деятельность по формированию условий воспроизводства на территории местного самоуправления.

Муниципальная финансовая политика. Муниципальные финансы представляют собой экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу образования, распределения и использования денежных средств в целях осуществления компетенции местного самоуправления.

Совокупность мероприятий местных властей, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов территории для обеспечения функций местного самоуправления называетсяфинансовой политикой.

В европейской Хартии местного самоуправления (ст.9) закреплены основные принципы построения муниципальной финансовой политики.

1. Соблюдение соразмерности финансовых ресурсов местного сообщества его компетенции. Закон должен закрепить за местным сообществом определенные виды налогов и сборов, достаточные для удовлетворения местных нужд.

2. Использование местным сообществом для обеспечения своих доходов разнообразных финансовых систем, самостоятельно устанавливая уровень местных налогов и сборов. Иметь возможность прибегать к другим источникам поступления средств для покрытия расходов, таких, как внешние поступления, доходы от эксплуатации муниципального имущества.

3. Защита интересов боле слабых в финансовом плане местных сообществ посредством перераспределения финансовых ресурсов или их источников.

Структура муниципальных финансов охватывает муниципальный бюджет и целевые внебюджетные фонды (пенсионные, страховые, инвестиционные), муниципальный кредит, финансы муниципальных предприятий.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетплан финансовой деятельности муниципалитета на текущий год, выраженный в деньгах.

Муниципальная бюджетная политика – деятельность по формированию и регулированию доходов и расходов местного сообщества.

Ее целью является достижения равновесия между доходами и расходами, потребностями и средствами их удовлетворения в пределах муниципального хозяйства и в течение заданного периода времени.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов местных властей, необходимых для исполнения их функций.

Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств местного сообщества, и поступают в распоряжение муниципалитета.

Существует три основных источника формирования доходной части местных бюджетов: налоги и сборы, внешние поступления (дотации, субсидии и трансферты), доходы от хозяйственной деятельности муниципалитета.

Расходы бюджетапредставляют собой затраты, возникающие в связи с осуществлением муниципальными властями мероприятий по выполнению возложенных на них функций.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется путем предоставления местным бюджетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации или федерального бюджета, в том числе предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.

В 2016 году доходы в местный бюджет в Республике Башкортостан составили 75803 миллиона рублей, тогда как расходы – 77376 миллионов рублей. Соответственно дефицит бюджета – 1573 миллиона рублей.

Подметодами ведения муниципального хозяйствапонимается деятельность муниципалитета, основанная на праве создавать и управлять различными объектами коммунального хозяйства, публичными службами (предприятиями), а также устанавливать обязательные для исполнения нормы и правила хозяйственной деятельности.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется, как правило, на конкурсной основе.

Основные направления муниципального “предпринимательства” составляют торговля, промышленная и энергетическая муниципальная деятельность, муниципальное сельское и складское хозяйство.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Раскройте понятие «муниципальная собственность».

2. Что понимается под муниципальным хозяйством?

3. Назовите признаки муниципального хозяйства.

4. Дайте определение муниципальной финансовой политике.

5. Что понимается под методами ведения муниципального хозяйства?

Тесты для самопроверки

1.Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности…

1) поступают в местный бюджет и внебюджетные муниципальные фонды;

2) поступают в местный бюджет;

3) распределяются между местным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено данное муниципальное образование;

4) распределяются в равных долях между местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом.

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1407; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-18814.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.