Муниципальная земельная собственность

Содержание

Муниципальная собственность на землю: сущность, понятие, особенности | Правоведус

Муниципальная земельная собственность

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ).

На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.).

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.
Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования.

Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд.

Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/civil/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Муниципальные земли

Муниципальная земельная собственность

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти.

Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

  • передавать земли в частную собственность;
  • сдавать земельные участки в аренду;
  • другое.

Муниципальная собственность возникает, если:

  1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
  2. государство закупило земли;
  3. при отказе частных собственников от наделов;
  4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.

Объекты и субъекты

Объектами в данном случае выступают земельные участки (наделы), которые находятся в территориальных пределах местных властей.

Какие земли могут быть муниципальными? Это:

  1. земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
  2. земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.

Субъектами, в свою очередь, могут быть:

  1. главы муниципалитетов;
  2. органы власти;
  3. подразделения городской администрации;
  4. унитарные предприятия;
  5. частные предприятия.

Важно отметить, что муниципалитет в основном пользуется такими типами земель, как:

  • земли, на которых проживают граждане Российской Федерации;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • промышленные земли;
  • земельные участки, которые носят характер оборонного или стратегического назначения.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.

Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.

Право муниципальной собственности может приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном.

Как разграничивают муниципальные земли?

В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

  1. поселениям в городах;
  2. по округам;
  3. по районам муниципалитета;
  4. по пригороду;
  5. префектурами;
  6. другое.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

  1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
  2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
  3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
  4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
  5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
  6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Дом на муниципальной земле

Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

Аренда муниципальной земли

Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Для того чтобы получить муниципальную землю в частную собственность необходимо выполнить ряд следующих процедур:

  1. подать заявление в комитет о предоставлении земли;
  2. получить положительный ответ от земельного комитета;
  3. заказать межевые работы по выделению данного участка земли;
  4. заказать кадастровый паспорт в Кадастровой палате и, соответственно, предоставить им межевой план;
  5. утвердить участок в местной администрации.

Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок

Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

  1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
  2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
  3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
  4. Администрация муниципального образования.
  5. Налоговая.

Источник: https://regioncentr73.ru/23/16/munitsipalnye-zemli/

Муниципальная собственность на земельные участки

Муниципальная земельная собственность

Муниципальная собственность на землю – право территорий, образованных государством.

Населённые пункты (город, деревня, село, другой вариант поселения), как правило, сложившиеся исторически, всегда имели право владеть и распоряжаться землями, на которых они располагаются.

Государство всегда оказывало влияние на всю свою территорию, но права владения, пользования и распоряжения оно обычно закрепляло за местными властями: администрациями областей, районов, муниципалитетов.

и сущность

Муниципальная собственность на землю складывается из обычных правомочий. При этом право применяется не только к собственно земле (участок, территория), но и к объектам (инженерным конструкциям), на ней находящимся и по ней проходящим.

Владелец объектов – муниципальное формирование, входящее в государственную иерархию системы управления, структуру общественных отношений, территорий и т. п., то есть поселение, где проживают граждане и действует конкретная территориальная система власти (городской вариант, сельское поселение, населённый пункт), привязанная к конкретной земле (участок, территория).

Объекты, расположенные на землях территорий, могут не принадлежать муниципалитету. Собственником может быть как государство, так и различные юридические и физические лица. Правовые отношения могут быть построены совершенно различным образом по времени и по использованию земельных участков территории.

Объекты и территории могут иметь особенное значение для государственных и международных интересов. Правильное формирование надлежащих правовых и смежных общественных отношений имеет важное значение и порой государственный (федеральный, а также международный) интерес и вероятные последствия.

Муниципальная собственность – классическая форма защиты прав, обязательств и ответственности. Государство и его правоохранительные органы защищают такой вид собственности подобно тому, как это делается в отношении собственности государства и приватных владений.
Обычно в муниципальные владения входят разнообразные объекты, которые образуются исторически или:

  1. Признаны законодательным образом.
  2. Получены (приобретены) через обычный оборот, гражданско-правовые сделки или передачу из государственной собственности (фактор безвозмездности).
  3. Оказавшиеся в таком вот виде права части собственности при размежевании госсобственности.

Полномочия муниципалитета как собственника осуществляются исполнительно-распорядительными структурными подразделениями самоуправления на местах, действующими от имени уполномоченного органа власти, муниципалитета.

Общие права муниципалитета

Муниципальная территория обладает возможностью (имеет основание) оформлять части своих владений физ-/юрлицам в тот или иной вариант приобретения. А также реализовывать, выполнять сделки, предусмотренные действующим законодательством, в числе которых арендные отношения.

Формально процесс перехода такой земли в иной вариант собственности для физ-/юрлиц возможен при наличии надлежащих законодательных и фактических моментов: подтверждение права (частная собственность на все объекты, например, результаты приватного строительства жилья, находящиеся на этом земельном участке, построенного с чётким соблюдением всех сопутствующих норм действующего права).

Обозначенный комплект этих же документов будет причиной для оформления такой земли в приватное владение, т. е. решение или постановление муниципалитета о предоставлении/передаче участка в длительное/бессрочное использование либо пожизненное владение.

Владение муниципалитета

Участки территорий, находящиеся в его компетенции (управление, контроль, отношения собственности), могут:

  • иметь обычный характер общего пользования;
  • быть закрыты для какого-либо несанкционированного доступа, территории специального (особого) предназначения.

Классический (общий, то есть для всех одинаковый) режим пользования – обычное правовое положение муниципальных земель, сложившаяся система общественных отношений, известный правовой механизм регулирования.

Допускается пребывание (проживание) на территории с возможностью пользования природой, её объектами (ресурсами), находящимися здесь (на этой земле), в соответствии с законами Российской Федерации, «санкцией» владельца и другими нормами права, в частности, с локальным нормотворчеством;

Фактическое существо, основной адресат (потребитель), смысл и «забота» компетенции на местах (уполномоченного лица или органа власти) – сфера отношений пребывания/проживания населения. В этом контексте сказанное определяет понятие муниципального владения, составляет единое, неделимое целое, не классифицируется (вид или категория), но обладает собственным правовым оформлением.

Обязательства и управление (ответственность, контроль) муниципальными территориями возложены на локальную систему власти, структура которой включает в себя отделы, департаменты, должностных лиц, уполномоченных на управление использованием территорией и её частями.

Компетентность ответственных за управление в обязательном порядке простирается за пределы норм действующего законодательства, сложившихся общественных отношений.

Общественная значимость на местах, её соотношение с федеральным государственным значением, международной известностью, и другие моменты, обычно не регулируемые правом, всегда могут оказать как негативное, так и положительное влияние.

Учёт такого влияния важен. Земля муниципалитета может оказаться в центре развязки транспортной инфраструктуры, например. Коллапс транспортных средств в непредвиденной ситуации может повлечь за собой как вынужденные траты собственных средств на решение проблемы, так и внимание извне к возникшей проблеме.

Обстоятельство может вызвать вынужденный переход права собственности ради снятия проблемы, перенос центра тяжести из сферы компетенции органов власти на местах, например, на федеральный уровень или в поле действия международного права, в сферу влияния интернациональной организации.

Объекты, расположенные на муниципальных землях:

  • автомобильные и железнодорожные пути и дороги, придорожные объекты и обслуживающие сооружения;
  • городские улицы (инфраструктура, оборудование, обслуживание);
  • трубопроводы;
  • линии передач электричества, сигналов;
  • оснащение и оборудование (парки, места отдыха) территорий;
  • освещение, инженерные сооружения;
  • объекты санитарного назначения;
  • прочие подобные варианты.

Земля муниципалитета, как правило, это часть земель поселений — города, деревни, сёла и другие варианты проживания населения и в сущности (предназначении) относится к территориям общего характера пользования, для сооружения на них объектов общественной значимости (в т. ч. благоустройство, инженерные конструкции, объекты, имеющие природоохранное значение, обеспечение коммуникаций, связи, передачи энергии, для нужд транспорта).

Земли муниципалитета, включая находящиеся за городской чертой:

  • могут быть приватизированы;
  • сданы в аренду

Порядок и основания для приватизации и аренды определяются законодательными актами федерального и местного значения с учётом действующего законодательства в целом.

Средства от земли муниципалитета (аренда, продажа) поступают непосредственно в местный бюджет.

Аренда и приватизация

По законодательству РФ о земле участок можно арендовать платно или безвозмездно.

Варианты использования:

  • на определённый срок;
  • без указания периода аренды.

Арендные отношения на землю доступны как физическому, так и юридическому лицу в установленном порядке.

Когда муниципальная территория арендуется для комплексной постройки жилых строений и объектов благоустройства территории, права аренды передаются через торги и аукционы. Правила организации и проведения последних определены соответствующим земельным законодательством.

По обычаю, такой вид арендных отношений относится к долгосрочным вариантам. Арендаторы принимают на себя определённые требования. Отказ в аренде муниципальных территорий (объектов собственности) является вполне обычным явлением, объективно обоснованным.

Возможны случаи, когда непредвиденное и неожиданное изъятие земельного участка объективно необходимо.

Кризис природной среды, космические исследования и т. п. – однозначно моментальный вывод территории из числа доступных земель, и его аккумулирование для каких-либо неотложных или значимых государственных нужд.

Простые или упрощённые процедуры оформления применяются для участков в аренду без строительства на них объектов. Сначала подаётся заявление в компетентный орган власти или уполномоченную им и компетентную структуру муниципалитета, далее следует процедура оформления, межевание, периметр, утверждение и кадастровый учёт.

Основание взимания платы: договор. Плата формируется с учётом норм законодательства, определяющих ставки земельного налога. Конкретные исчисленные платежи следует оплачивать в оговорённый и установленный срок, по договору или по графику платежей.

Изменения законодательства связаны с объективными процессами слияния различных территорий (муниципального и государственного значения и владения), расположенных и строящихся на них сооружений и строений в комплексные объекты, как одно целое.

Новые нормы законодательства изменили порядок приватизации земель.

До их разработки и использования разрешалось приватизировать только то, что построено на участке:

  • жилые и промышленные строения;
  • инженерные сооружения;
  • конструкции для благоустройства.

Землю можно было бесплатно оформить в бессрочное пользование.

Новые нормы обязали выкупать земли, оформляя надлежащие договоры (например, аренды).

Природные и экологические факторы

Нормы действующего законодательства надлежащим образом регулируют общественные отношения, но муниципальная собственность на земельные участки, по общему правилу, накладывает обязательства и ответственность за соблюдение нормального состояния окружающей среды.

Уполномоченные структуры муниципалитетов:

  • экологические;
  • природоохранные;
  • санитарные и им подобные.

Они, естественно, не уполномочены на владение, пользование и распоряжение земельными участками и объектами, на них расположенными, но, тем не менее, не столько вправе, сколько реально влияют на сложившееся положение вещей.

Точное следование букве закона обусловливает нормальное формирование отношений собственности (земли, объекты, имущество), но ошибки и просчёты уполномоченных должностных лиц и структур управления могут дать шанс изменить положение вещей как случайному журналисту, так и международной экологической организации, не имеющей к землям муниципалитета абсолютно никакого отношения.

Источник: https://ZhiloePravo.com/oformlenie/sobstvennost/munitsipalnaya-zemlyu.html

Муниципальная собственность на землю в 2019 году: права, объекты, порядок передачи земель в муниципальную собственность, использование | Земельный эксперт

Муниципальная земельная собственность

Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой земли, в эту собственность входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.

Распоряжение указанной собственностью осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.

Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов.

Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра.

Городская собственность охватывает и такие важные для жизнеобеспечения объекты, как системы водоснабжения, энергообеспечения, инженерные сети.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Территории социально-культурного значения, среди которых – учебные заведения города, больницы, библиотеки, дома престарелых, детские сады, ясли, спортивные комплексы, также относятся к муниципальной собственности.

По закону в муниципальной собственности находятся следующие участки земли:

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов.
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло в рамках разграничения государственной собственности на землю.
  3. Приобретенные по гражданско-правовым основаниям.
  4. Безвозмездно переданные муниципалитетам из собственности РФ.

Данные о конкретных объектах, имеющих принадлежность к муниципалитету, можно найти в официальном перечне. Таковым является Реестр земельных участков муниципальной собственности.

Территории, от которых отказались их обладатели, с момента регистрации прекращения права собственности переходят в собственность города, поселения. Земли на межселенных местах переходят во владения муниципалитета района, к которому относится участок.

Данные положения определяются ст. 19 Земельного кодекса РФ, регулирующей широкий круг вопросов муниципальной собственности на землю.

Бесплатная передача земли в муниципальную собственность

Предоставление федеральных территорий муниципалитетам регулируется ст. 39.31 ЗК РФ. и осуществляется по заявлению главы муниципального образования.

Заявление направляется в адрес федерального собственника данного земельного участка. Безвозмездная передача земель в муниципальную собственность допускается по различным основаниям.

К их числу можно отнести:

  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.

Территории, которыми владеют субъекты РФ и муниципалитеты, переходят во владение других субъектов (Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь) для эксплуатации гражданами и организациями некоммерческого типа, если имеются причины чтобы оформить бесплатную передачу земель данным людям.

Пример по муниципальной собственности на землю

Александр имел в собственности территорию, которую в течение 20 лет использовал в качестве огорода. После приобретения квартиры в областном центре, желание проживать и работать за чертой города у Александра пропало, соответственно, содержать эту территорию ему больше не было смысла.

Он решил безвозмездно отдать эти земли муниципальным органам с целью обустройства там рекреационной зоны, в которой нуждался поселок. Владелец написал заявление о передаче частной собственности в муниципальную бесплатно. Просьбу приняли в соответствии со всеми необходимыми нормами и предписаниями.

Данная территория стала принадлежать муниципалитету поселения и использоваться для обеспечения нужд жителей упомянутого поселка.

Заключение

Основные положения, касающиеся передачи территорий во владения муниципальных органов:

  • имущество муниципалитетов городов и поселений не является государственным; его в рамках закона эксплуатируют местные власти для обеспечения комфортных условий жизни горожан;
  • права муниципальных органов на обладание конкретными землями, а также их бесплатное получение, регулируются Земельным кодексом РФ;
  • территория, входящая во владения муниципалитета, может включать в себя важнейшие исторические места, парки, территории учреждений здравоохранения и множество других земель, необходимых для качественного функционирования населенного пункта;
  • право муниципальной собственности на землю передается и на территории, от которых отказались их законные владельцы.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о муниципальной собственности на землю

Вопрос: Может ли гражданин, который заинтересовался земельным участком, являющимся частью городского парка и принадлежащим муниципальному образованию, безвозмездно получить эту территорию для использования в личных целях? Елена.

Ответ: Здравствуйте, Елена. Нет, разумеется, данное действие запрещено, поскольку земли, которые являются зарезервированными территориями для обеспечения муниципальных потребностей, нельзя самовольно использовать в коммерческих целях. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в Гражданском Кодексе РФ, ст. 128-129.

Список законов

  • Статья 19 ЗК РФ
  • Статья 39.31 ЗК РФ
  • Статьи 128-129 ГК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/municipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Муниципальная собственность на землю и ее виды

Муниципальная земельная собственность

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.