Муниципальная земля это

Муниципальная собственность на земли поселений: Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из

Муниципальная земля это

Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную при­роду. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки.

С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ре­сурсов муниципалитетов.

В России отношение к земле как к стоимости пока толь­ко формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арен­дная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено.

Феде­ральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:

♦ земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящими­ся в муниципальной собственности;

♦ земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в му­ниципальной собственности; ♦ земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, на­ходящееся в частной собственности, не приобретенные собственником иму­щества в установленном порядке;♦ земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммер­ческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;♦ земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр мест­ного значения.Что касается земельных участков в границах населенных пунктов, находящихся под приватизированными предприятиями, то упомянутый Федеральный закон разграничил их по формам собственности (федеральной, региональной, муници­пальной) в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации. Представляется необходимым изменить эту нор­му и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования планирование застройки территории, терри­ториальное зонирование земель, установление правил землепользования и за­стройки территории, изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в т. ч. путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель. На муниципальные районы аналогичные функции воз­ложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра земле­устроительной и градостроительной документации.Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и за­стройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в т. ч. путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по ре­шению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется орга­нами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в му­ниципальной собственности.Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государствен­ной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объек­том купли-продажи, т. е. менять форму собственности. Предпочтительной формой собственности на землю служит такая форма, при которой собственник объекта не­движимости является и собственником соответствующего земельного участка.Вопрос о формах собственности на земли поселений нашел свое принципиаль­ное решение в Федеральном законе от 17 июля 2001 г. «О разграничении государ­ственной собственности на землю». Однако работа по реальному разграничению
земель поселений по формам собственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпо­сылки для превращения муниципального образования в полноценного собствен­ника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную иму­щественную и земельную политику. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной фор­ме собственности.Право собственности на земельные участки у муниципальных образований воз­никает с момента государственной регистрации.Для превращения муниципального образования в реального земельного соб­ственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:♦ разработать и принять правила землепользования и застройки территории;♦ установить порядок управления и распоряжения земельными участками, на­ходящимися в муниципальной собственности;♦ определить порядок установления органами местного самоуправления пуб­личных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;♦ установить нормы предоставления земельных участков для ведения лично­го подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;♦ принять положения о муниципальном земельном контроле и об обществен­ном земельном контроле и т. д.

Источник: Под ред. В.Б. Зотова. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 2005

  1. Собственность сельских и городских поселений
  2. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГОРОДСКОГО ОКРУГА
  3. Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов
  4. 9.3. Рынок земли. Рента. Цена земли
  5. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений
  6. § 2. Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа
  7. Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством
  8. Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости
  9. ГЛАВА 13 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ (ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ)
  10. 13.5. Планирование развития территории РФ, субъектов РФ, городских и сельских поселений, других муниципальных образований
  11. § 2. Муниципальная собственность (муниципальное имущество)
  12. § 1. Муниципальная собственность
  13. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  14. Собственность муниципальных районов
  15. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства или для целей, не связанных со строительством
  16. 4.4. Право муниципальной собственности на землю

Источник: https://knigi.news/munitsipalnoe/munitsipalnaya-sobstvennost-zemli-53885.html

Право собственности на землю: государственная, муниципальная и другие виды

Муниципальная земля это

Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.

От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю).

Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

1. по прямому указанию федеральных законов,

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. при разграничении государственной собственности на землю;

4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;

4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г.

, если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.

Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По общему правилу неразграниченными земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:

1) если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;

2) неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;

3) это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Основания для выделения государственной собственности при разграничении государственной собственности на землю.

К государственной собственности относится:

1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;

2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;

4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;

5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.

К собственности муниципальных образований относятся:

1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;

2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.

Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков). 2.

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Основания возникновения права собственности – установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности – установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субъекты государственной собственности (ст 125 ГКРФ)

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Нюанс: в случаях и в порядке, предусмотренных ФЗми, указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать гос. органы, органы местного самоуправления, а также юр. лица и граждане.

Объекты права собственности

РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению гос. знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Государственное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями;
  • – гос. казна РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Субъекты муниципальной собственности

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в гос. или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Объекты муниципальной собственности

Муниципальное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • – казна муниципальных образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муницип образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ.

Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собственности земли на территории другого муниципального образования.

Пределы осуществления прав собственника

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется во владение, пользование и распоряжение (ст 294, 296 ГКРФ).

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Средства соответствующего бюджета и иное гос. или муниципальное имущество, не закрепленное за гос.

или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют гос. или муниципальную казну.

Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, гос. и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • – предприятия и другие имущественные комплексы;
  • – здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • – земельные участки;
  • – жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований, являются гос. собственностью. Однако справедливым представляется мнение, что указанная норма дает лишь определение гос. земель и не является основанием возникновения права гос. собственности.

Источник: https://soyz-rieltorov.ru/uchastok/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-gosudarstvennaya-municzipalnaya-i-drugie-vidy

Муниципальное право России

Муниципальная земля это

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения.

Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст.

11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.

11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа — это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района — 40—50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации — муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения.

На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними.

На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км2. Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км2, а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью — не менее 9 человек на км2.

Таким образом, по справедливому мнению авторов Комментария к Федеральному закону 2003 г., при формировании территорий муниципальных образований необходимо исходить из следующих приоритетов:

  • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
  • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
  • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г.

территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

Земли городских и сельских поселений — это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном — в пределах населенных пунктов.

В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли.

При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (…) местного самоуправления…

Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований»3Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.

: Норма, 2000. С. 146..

Источник: https://isfic.info/munici/prudn31.htm

Муниципальное земельное управление

Муниципальная земля это

Земля выступает в качестве одного из основных резервов развития общества. Земли муниципального образования в определенной мере являются собственностью всех жителей этого муниципального образования.

Определение 1

Муниципальное земельное управление представляет собой политику управления земельными ресурсами муниципального образования, основанную на принципах целевой направленности, прозрачности и справедливости.

В качестве объектов муниципального земельного управления могут выступать:

  • земля, расположенная в зафиксированных пределах местоположения и площади;
  • земельные участки;
  • территориальные зоны;
  • земельные паи (доли) и права на них.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Земли, на территории которых находится муниципальное образование, могут быть объектом различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной или иной.

Землями муниципального образования считаются все земли на территории его расположения, за исключением тех, которые находятся в государственной, частной или иной собственности. Кроме того, собственностью муниципального образования могут быть земли, приобретенные им за пределами территории муниципального образования.

Для использования муниципальных земель предусмотрен специальный правовой режим, под которым подразумевается совокупность принципов и правил использования земельного участка, а также порядка его включения в гражданский оборот, учета, охраны и мониторинга.

Правовой режим использования муниципальных земель

Правовой режим использования земель муниципального образования регулируется различными отраслями права: лесным, водным, земельным правом и так далее. Специфика применяемого правового режима определяется категорией земельных участков. При включении земельных участков в различные категории, право используется комплексно, причем приоритетным правовым режимом является наиболее строгий.

В понятие правового режима включаются такие правовые категории как:

  • во-первых, целевое назначение земель, представляющее собой применение земельных участков в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц с законодательно установленного разрешения. Правовую основу такого использования составляют градостроительная и землеустроительная документация, которая определяет порядок и условия использования земель. В состав документов, устанавливающих целевое назначение земель включаются: государственные акты, устанавливающие право собственности на земельные участки, право бессрочного пользования ими, право пожизненного наследуемого владения; свидетельства на право собственности на земельные участки, право постоянного пользования ими, пожизненного наследуемого владения; договоры аренды земельных участков, временного пользования земельными участками.
  • во-вторых, разрешенное использование земель, представляющее собой применение земельных участков на основе учета их целевого назначения, обременений и сервитутов. Основу разрешенного использования земельных участков составляют градостроительная и землеустроительная документация, зонирование земель. В отношении разрешенного использования земельных участков могут быть установлены определенные ограничения. Примерами таких ограничения являются:
  1. Запрет на использование земельных участков способами, приводящими к их деградации, ухудшению окружающей среды или снижению плодородности;
  2. Ограничение плотности, глубины, высоты застройки согласно градостроительной документации, строительным нормам и правилам;
  3. Запрет на уничтожение зеленых насаждений;
  4. Ограничение нагрузки на природную среду;
  5. Иные ограничения.

Разрешенное использование земельных участков подлежит государственной регистрации и оформляется правоустанавливающей документацией муниципального образования.

Муниципальные органы власти также наделены правом определения категории земельных участков, ее изменения в отношении муниципальных земель. Исключение составляют особо охраняемые земельные участки муниципального значения, в отношении которых категория земель региональными властями в согласовании с муниципальными властями.

Нарушения в данной области могут являться основанием для отмены решений муниципальных властей и совершенных на их основании сделок, а также привести к отказу в праве государственной регистрации земельных участков.

Распоряжение земельными участками, находящими в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Как правило, муниципальное земельное управление обособленно от муниципального управления имуществом. При этом небольшие поселения могут объединять эти виды управления в рамках одного органа.

Цели муниципального земельного управления

Целями муниципального земельного управления выступают:

  • обеспечение эффективного использования земли, находящейся в муниципальной собственности;
  • достижение оптимальной структуры доходной части местного бюджета посредством получения доходов от использования муниципальных земель;
  • формирование муниципального земельного рынка на цивилизованных основах;
  • формирование и обеспечение гарантий прав на земельные участки;
  • обеспечение роста доходов местного бюджета за счет доходов от использования муниципальных земель;
  • осуществление экономии средств бюджета;
  • сокращение временных затрат на принятие управленческих решений в сфере управления муниципальными землями.

К условиям и характеристикам использования муниципальных земель относятся: наличие нормативной базы и информационных ресурсов для осуществления такого управления, обеспечение роста доходов от использования муниципальных земель, положительное соотношения доходов и расходов по муниципальным землям, роста спроса на земельные участки и так далее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_zemelnoe_upravlenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.