Муниципальное имущество это

Содержание

Муниципальное имущество

Муниципальное имущество это

В собственности муниципальных образований может находиться:

имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным выше, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

В статье 50 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований.

При этом отдельно приведены перечни имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов.

В собственности же городских округов могут находиться все виды имущества из обоих таких перечней.

Муниципальное имущество поселений.

В собственности поселений могут находиться:

имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

имущество библиотек поселения;

имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

Имущество муниципальных районов.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

имущество межпоселенческих библиотек;

имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

Согласно ст.

51 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Муниципальные предприятия и учреждения.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Назначение на должность и заключение трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений производятся различными способами.

Нередко назначение на должность руководителей муниципальных предприятий и учреждений производится по конкурсу главой муниципального образования в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

При этом организация и проведение конкурса на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляются конкурсной комиссией, которая создается и действует в соответствии с положением о конкурсной комиссии, утверждаемым решением представительного органа муниципального образования.

Прекращение трудового договора с руководителем муниципального предприятия или учреждения производится по основаниям, предусмотренным законодательством и условиями трудового договора. Увольнение руководителя муниципального предприятия или учреждения производится, как правило, главой муниципального образования.

Руководители муниципальных предприятий и учреждений представляют администрации муниципального образования и (или) представительному органу муниципального образования отчеты об использовании имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением, по установленным формам.

При необходимости кроме периодической обязательной отчетности руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны представлять информацию и отчеты о деятельности возглавляемых ими предприятий и учреждений по запросам представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Руководитель муниципального предприятия, учреждения несет персональную ответственность за достоверность и своевременность представляемой отчетности.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/4-1-41-municipalnoe-pravo/26.htm

Муниципальная собственность. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности

Муниципальное имущество это

Муниципальная собственность, в соответствии с Гражданским Кодексом – это имущество, которое принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Собственник – муниципальное образование, поэтому полномочия собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица. Населению такого права не предоставляется.

Имущество, которое принадлежит муниципальному образованию, оно может закрепляться за различными муниципальными учреждения, предприятиями и организациями либо на праве хозяйственного ведения (то право, которое осуществляют предприятия), либо на праве оперативного управления (муниципальные учреждения).

Остальное имущество, которое не закреплено за предприятиями и учреждениями – в управлении органов, оно является частью такого понятия, как «муниципальная казна» (казна включается в себя и бюджет, и то имущество, которое находится в непосредственном распоряжении муниципальных органов – муниципальные земли, здание городской администрации…).

Особенности муниципальной собственности:

Муниципальная собственность есть разновидность публичной собственности, отличает от государственной собственности по следующим основаниям:

По субъектам (государственная принадлежит государству, муниципальная – муниципальному образованию).

По объектам (в государственной собственности может быть любое имущество, а в муниципальной – только то, что разрешено иметь в собственности по закону).

Основания приобретения и прекращения права собственности (в отношении государственной собственности перечней таких оснований шире, например – национализация).

По содержанию правомочий собственника. Органы государственной власти могут ограничивать правомочия органов местного самоуправления как собственников (запрет на приватизацию какого-либо муниципального имущества, или прикажет использовать определённым образом имущества…).

Виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности.

Целевое назначение муниципального имущества (ст. 50 ч. 1): 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

По роли в социально-экономическом равзитии муниципального образования:

имущество, которое социально значимо, но экономически убыточно.

Экономически нейтральное имущество: не приносят прибыли в местный бюджет, но и не требует расходов на своё содействие (Водоканал).

Те, которые экономически выгоды, прибыльны для муниципального образования.

По гражданскому праву:

Закреплённое за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.

Незакреплённое имущество, которым непосредственно управляют органы местного самоуправления: земля в муниципальном резерве, муниципальные нежилые помещения, не отданные в аренду, здания органов местного самоуправления.

Муниципальная казна (в неё входят средства местного бюджета и незакреплённое местное или муниципальное имущество)

Муниципальное образование по своим обязательствам отвечает только средствами муниципальной казны.

Муниципальное образование не отвечает по долгам муниципальных унитарных предприятий, также, как и муниципальные предприятия не отвечают по долгам муниципального образования.

Муниципальное образование несёт субсидиарную ответственность по долгам муниципальных учреждений и муниципальных казённых предприятий.

По нормам гражданского права бюджет является частью муниципальной собственности, по нормам ФЗ-131 – не является.

Формирование муниципальной собственности.

Исторически муниципальная собственность сформировалась в начале 90-х годов XX века (1991-1992 годы). Формировалась она путём выделения из государственной собственности.

В настоящее время процесс пополнения муниципальной собственности осуществляется двумя способами:

Административно-правовой способ.

Объекты передаются по решению органов государственной власти, это могут быть решения органов местного самоуправления других муниципальных образований, это судебные решения, когда судьбу того или иного объекта определяет суд и, соответственно, основанием для включения объекта в муниципальную собственность на основании судебного решения. Ещё можно на основании закона (нормы ГК, где говорится, что если имущество признаётся бесхозяйным (выморочным), то оно передаётся в собственность муниципального образования). Плюс невостребованное (в результате публичных торгов) имущество передаётся муниципальному образованию.

Гражданско-правовой способ. На основании гражданско-правовых договорах, например, купля-продажа, или договоры дарения (меценаты построили больницы и подарили муниципальному образованию, художник подарил картины своему городу)…

Каждый объект муниципальной собственности должен входить в реестр объектов муниципальной собственности. Обычно это задача местной администрации.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 40 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-26516.html

Торги Государственного и Муниципального имущества: Порядок Продажи

Муниципальное имущество это

Современный уклад в экономике предполагает различные возможности пополнения государственного бюджета, продажа имущества выступает одним из дополнительных способов. Способ подразумевает приватизацию различных видов собственности, находившейся у государства, субъекта Российской Федерации, муниципальной организации. Ввиду этого аукционы в данной сфере имеют определённую специфику.

Хотя видов торгов разнообразное множество, такие продажи проводятся в электронной форме на специализированных площадках. Аккредитированы на таком уровне только 6, информацию по предстоящим мероприятиям можно найти на официальном сайте torgi.gov.ru.

Важной особенностью является необходимая организация равенства граждан при участии в таких торгах.  Кроме того, отдельно регулируются торги движимого имущества (конфискованного в том числе) и объектов от унитарных гос.

предприятий (поскольку в данном случае они представляют особую форму организации).

Законодательная база

Продажа и покупка госимущества на торгах регулируется, в первую очередь, Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (номер 178, дата 21 декабря 2001 года), а так же Правительственными Постановлениями № 549 от 22 июля 2002, № 860 от 27 августа 2012, № 585 от 12 августа 2002, № 584 от 12 августа 2002 и некоторые другие законодательные, нормативно-правовые акты.

В соответствии с действующим законодательством, проводятся открытые аукционы, что позволяет участвовать и юридическим, и физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей).

Однако по определённой категории лиц существуют некоторые ограничения (УП, органы власти, ЮЛ с более 25% уставного капитала в ведении государства), принятые для защиты конституционного строя.

По результатам передаются права собственности на объект; основные принципы, осуществление которых обязательно — открытость работы различных инстанций и равенство всех граждан (выступающих, в данном случае, потенциальными приобретателями).

Что может продаваться?

Реализации государственного имущества на торгах подлежат следующие его виды:

  • объекты, находившиеся в хозяйственном ведении у муниципалитета — общеобразовательные, лечебные заведения и пр.;
  • объекты, находившиеся в хозяйственном управлении у муниципалитета — унитарные предприятия например. Обозначаются отдельным пунктом, поскольку по их реализации существуют свои нюансы;
  • жилая недвижимость, находившаяся в собственности муниципалитета и подлежащая теперь приватизации;
  • земельные участки различного назначения — с/х, лесные угодья; земля, определённая под поселение и другое;
  • права на пользование — приобретение недвижимости и земли в аренду (виды приведены выше);
  • интеллектуальная собственность — право использовать название города/поселения/местную атрибутику в качестве торговой марки, например;
  • имущество несостоятельных лиц, которое по решению суда было передано в собственность муниципалитету;
  • государственные объекты, которые были переданы в ведение муниципальным органом по решению федеральных или региональных инстанций.

Как может продаваться?

Муниципальное и государственное имущество  должно продаваться в рамках конкурса, поэтому наиболее распространённая форма реализации — открытые аукционы и электронные торги. Данное положение закреплено в действующем законодательстве.

В зависимости от объекта есть свои нюансы, так продажа унитарного федерального предприятия предполагает изменение организационной формы (например, в АО).

Объекты могут также быть реализованы без указания стоимости (формат публичной оферты), или могут быть проданы ценные бумаги из государственной собственности.

Кто может проводить торги?

Торги муниципального имущества в связи с формой и уровнем собственности предполагают гораздо большую ответственность, нежели мероприятия в сфере банкротства. Организаторами муниципальных торгов могут становиться только уполномоченные лица. Вариантов, предусмотренных законодательством, несколько.

  • Муниципальные органы занимаются организацией сами и отдают все вопросы по проведению аукциона в ведение отдела, обладающего соответствующими возможностями — например, департаменту по управлению имуществом.
  • Торги проходят на аккредитованной ЭТП регионального или федерального уровня, так что за организацию торгов отвечают специалисты площадки. К этому варианту прибегают обычно малые муниципальные образования, в которых нет профильного органа или отсутствует возможность взять в ведение дополнительно данные вопросы.

Нюансы, связанные с муниципальным имуществом

Поскольку согласно основному закону РФ — Конституции — население выступает субъектом права собственности имущества государственного или регионального уровней, постольку перед продажей такого имущества «с ним» необходимо договариваться. Точнее, с органами, представляющими интересы граждан. Местная администрация поэтому прежде всего должна получить согласие на таковое распоряжение имуществом у органов местного самоуправления.

Другой нюанс состоит в том, что процедура проведения торгов вообще-то достаточно основательно расписана в нормативно-правовой базе; тем не менее порядок распоряжения имуществом и проведения торговых мероприятий регулируется муниципальными органами.

Они необходимо принимают постановление о порядке проведения торгов по муниципальному имуществу, который определяет, как очевидно следует из названия, порядок проведения, состав и полномочия конкурсной комиссии, перечень объектов, график, ресурсы, на которых будет опубликована информация, а так же список ЭТП. При этом полномочия конкурсной комиссии достаточно подробно расписаны в Правительственном Постановлении (дата 9 ноября 1998 года, редакция 21 ноября 2001 года).

Как проходят торги?

Мероприятия по продаже государственного и муниципального имущества проходят в несколько этапов. Ниже представлено обобщённое описание каждого из них.

  1. Муниципальный совет вместе с органом исполнительной власти принимают решение продать имущественные объекты и провести аукцион, о чём официально постановляет в соответствующем документе. Помимо официального объявления о предстоящем аукционе в нём определена дата проведения, место/электронная площадка; обсуждается и утверждается перечень объектов, подлежащих реализации; утверждается состав Комиссии.
  2. Средства массовой информации и интернет-издания публикуют сообщения о предстоящих торгах. Предварительно определяется, на каких ресурсах будет опубликована информация (поскольку именно эти издания и будут вестниками в течение всей процедуры). В первую очередь, данные появятся на официальном сайте муниципального образования (если таковой есть) и федеральном портале по торгам.
  3. Потенциальные претенденты на собственность подают заявки на участие в торгах, не менее, чем за месяц и не позднее, чем за три дня до старта аукциона. Заявления обязательно регистрируются в соответствующем журнале с присвоением идентификационного номера.
  4. Заявления, сопутствующая им документация рассматривается, определяется факт внесения или не внесения обязательного залога, принимается решение, допускается ли лицо до участия в торгах; принимается протокол, а участник извещается о соответствующем решении.
  5. Аукцион/торги проводятся в согласии с установленным регламентом, в предопределённом месте и времени, в соответствии со всеми предрешёнными факторами.
  6. Подводятся итоги мероприятия, производится протоколирование результатов. На тех же информационных площадках публикуется соответствующая информация о победителе/победителях аукциона.
  7. По результатам с победителями заключаются договора, собственность передаётся им на правах владения или аренды.

Помимо данных этапов, которые являются общими для всех торговых мероприятий, нельзя опустить такой важный момент, как обжалование результатов аукциона, что является достаточно частой практикой. Порядок подачи жалоб регламентируется Федеральным Законом № 401.

Жалобы могут подавать только те лица, которые непосредственно принимали участие в торговом мероприятии; заявлялись на участие. Кроме того, это могут быть лица, чьи интересы нарушаются или ущемляются проведением данного мероприятия и нарушениями при организации/проведении.

Указанные нарушения могут возникать в связи с отступлениями от законодательно установленного порядка публикации извещений о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе; с отступлением от законодательно определённого регламента процедуры торгов или с неверным порядком подачи и приёма заявлений на участие в торгах.

Жалобы допускаются не позднее, чем через 10 дней со дня определения результатов аукциона или со дня публикации сообщения о результатах в онлайн-изданиях/печатных изданиях/прочих СМИ.

Что необходимо для принятия участия в торгах?

  1. Найти информацию о предстоящих торгах по продаже муниципального имущества. Проще всего зайти на сайт самого муниципалитета. Бывают случаи, когда муниципалитет мал и не имеет своего сайта, или он не может самостоятельно проводить торги — в таком случае имеет смысл смотреть сайт регионального образования.

  2. Подать заявление на участие (не позже, чем за месяц). Если муниципалитет всё-таки обладает сайтом, то чаще всего заявки он тоже принимает на собственном сайте.
  3. Подготовить документацию. Перечень документов, которые нужно предоставить, обычно можно найти на сайте с сообщением о проведении аукциона.

    Так же в самой форме заявления обычно указаны условия, которым необходимо должен удовлетворять участник, и перечень документов соответственно.

  4. Оплатить задаток после регистрации заявки.

    Реквизиты должны быть указаны всё на том же сайте; средства нужно перечислять на счёт компании, проводящей торговое мероприятие (не на счёт муниципалитета, если только он не проводит его).

  5. Подтвердить своё участие непосредственно перед началом мероприятия.

  6. По объявлении результатов, если лицо объявлено победителем, необходимо подписать протокол в двух экземплярах об итогах торгов по продаже государственного имущества.
  7. Заключить договор купли-продажи с собственником, которым выступает в данном случае муниципалитет или представительное лицо от него.

Заключение

По факту, муниципальные торги (будь то недвижимость, земля, другое имущество) проходят не сложнее, чем любые другие торги вещами несостоятельных лиц.

Для успешного участия необходимо быть осведомлённым о порядке проведения процедуры и её нюансах; о том, как функционирует система проведения данных торгов.

Имея такие общие представления, Вы успеете подать заявку вовремя, собрать необходимые документы в требуемой форме, правильно их подать, а это уже залог возможной победы — ведь бывают ситуации, когда допускается один единственный участник.

Главное — читайте имеющиеся данные, опубликованные на сайте вместе с сообщением о проведении аукциона и готовьтесь к участию заранее. Дополнительное имеющееся время даст вам спасительный люфт, который может оказаться очень полезным в форсмажорных обстоятельствах.

Источник: https://storgov.ru/baza-znanij/torgi-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imuschestva/

Имущество – это что такое? Определение и виды имущества: движимое и недвижимое, государственное, муниципальное, организаций и физических лиц

Муниципальное имущество это

В этой статье мы хотели бы поговорить об имуществе и о его основных видах. В том числе мы дадим определения таким терминам, как движимое имущество и недвижимость. Также мы рассмотрим понятие собственности и обсудим ее формы и типы. Надеемся, эта информация окажется полезной для вас.

Имущество – это сложный юридический термин, имеющий разные трактовки

В различных правовых нормах, в зависимости от сферы применения, это понятие может употребляться в разных значениях. Оно является собирательным и разнородным по своему составу. Имущество может рассматриваться как отдельная вещь или как некая совокупность материальных ценностей (см. ст. 133-135 ГК).

В другом значении этот термин может охватывать и имущественные права (см. 301, 303 ГК РФ). В наследственном праве в понятие “имущество” включаются не только предметы материального мира и права, но и обязанности наследодателя (см. ст. 1112 ГК РФ). До сих пор в юридической литературе не существует единого понимания имущества.

Тем не менее многие исследователи, в том числе и В. А. Лапач, поддерживают наиболее емкое определение этого термина.

По их мнению, оно должно включать любые продукты природы и человеческой деятельности (в том числе и интеллектуальной), которые наделяются определенной стоимостной оценкой и превращаются в товар, а также права и имущественные обязанности, появляющиеся по поводу них. Суммируя вышесказанное, подведем итог.

Имущество – это основной объект гражданских прав, в состав которого включаются материальные вещи (в том числе ценные бумаги и деньги), результаты интеллектуального труда и другие нематериальные блага, а также имущественные права и имущественные обязанности.

Движимое имущество. Деньги и ценные бумаги

В гражданских правоотношениях самым распространенным объектом являются вещи. Они подразделяются на два основных типа – движимые и недвижимые. Движимые материальные ценности могут легко перемещаться вместе со своими владельцами, могут быть родовыми или индивидуально-определёнными и обычно являются заменимыми. В п. 2 ст.

130 ГК РФ описывается, что в категорию движимого имущества включаются не только различные объекты материального мира, но и деньги с ценными бумагами. Последние представляют собой особые документы, удостоверяющие имущественные права. Они имеют реквизиты и установленную форму. В ст.

143 ГК РФ описаны различные типы ценных бумаг, в том числе государственные облигации, векселя, чеки, сберегательные и депозитные сертификаты, коносамент, сберегательная книжка и акции.

Перечь объектов, относящихся к недвижимому имуществу

Недвижимое имущество – это объекты материального мира, которые всегда находятся на одном месте, обладая тесной связью с землей, и являются незаменимыми. В ст. 130 ГК РФ описывается, какие вещи могут относиться к недвижимому имуществу. Их перечень таков:

  • объекты естественного, природного происхождения – водные участки, недра земли и иные природные ресурсы;
  • объекты, имеющие тесную связь с землей – лесные участки, различные строения, сооружения, здания;
  • объекты, признанные законодательной властью недвижимостью по различным причинам – морские и воздушные суда, искусственные спутники, орбитальные станции, космические корабли, суда внутреннего плавания и пр.

Статья 132 ГК РФ дополняет этот список и относит к нему еще один вид недвижимости – предприятие, понимаемое как имущественный комплекс, используемый для предпринимательства и выступающий как самостоятельный предмет купли-продажи и других сделок. Также в ст. 1 Федерального закона (от 21.07.97 г.

) №122-ФЗ в качестве недвижимого имущества рассматриваются жилые помещения, предназначенные для проживания граждан и отвечающие всем установленным санитарным, техническим, противопожарным и прочим требованиям, и нежилые помещения, предназначенные для торгового, административного, складского, производственного использования.

Понятие собственности. Общая собственность

В этой статье мы хотели бы осветить еще один важный термин гражданского права – “собственность”. В юридическом контексте он обозначает отношение лица к имеющейся у него вещи как к своей, и отражает весь комплекс имущественных прав.

Понятие собственности подразумевает наличие у субъекта правоотношений нескольких прав, в том числе право пользования (возможность использовать вещь по своему желанию и иметь от этого доход), владения (то есть физическое обладание вещью) и распоряжения (возможность презентовать, обменять продать предмет).

Общая собственность – это особый вид правоотношений, возникающий в том случае, если права пользования, распоряжения и владения одним и тем же благом находятся сразу у нескольких лиц (двух и более). При этом благо – общее имущество, может состоять из неделимых и делимых вещей или их совокупности.

Право общей собственности может возникнуть на неделимые вещи в том случае, если они наследуются несколькими лицами по закону или завещанию. Примером может служить ситуация получения детьми умершего наследодателя принадлежащего ему жилья – загородного дома.

Имущество, принадлежащее государству

В РФ признаются и защищаются законом различные формы собственности, в том числе государственная, муниципальная, частная. В ст. 212 ГК РФ дается их классификация.

Государственная собственность (то есть государственное имущество движимое и недвижимое) представлена двумя видами: федеральной и собственностью субъектов – республик, областей, городов, краев и пр.

Государство выступает в качестве субъекта правоотношений, как и любой другой собственник, а значит, имеет право распоряжаться материальными и нематериальными благами по своему усмотрению – дарить, сдавать в аренду, продавать и т. д.

Примером подобной собственности могут выступать заводы, рудники, военная добыча и пр. Свои права собственности РФ и ее субъекты осуществляют через государственные органы власти или по специальным поручениям Президента, Правительства и представительных органов.

Имущество муниципальных образований

Муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной. Муниципальное имущество по закону принадлежит сельским, городским поселениям или иным муниципальным образованиям и предназначено для удовлетворения интересов их жителей.

Оно подразделяется на два типа: на имущество, которое закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, и имущество, которое не закреплено за предприятиями и муниципальными учреждениями и составляющее казну.

В перечень муниципальной собственности входят муниципальные природные и земельные ресурсы, муниципальные организации, предприятия, банки, внебюджетные фонды, жилые помещения и жилищный фонд и т. д.

Частная форма собственности. Имущество физических лиц

Частная собственность классифицируется на собственность физических лиц и юридических. Первая представляет собой форму, при которой результаты производства и средства принадлежат физическим лицам.

К частной собственности физического лица может относиться любое имущество, кроме того, которое по закону исключается из права частной собственности, стоимость и количество которого не ограничиваются (кроме некоторых установленных случаев).

Юридическими лицами, выступающими в качестве субъектов права собственности, могут быть любые коммерческие и некоммерческие организации – ассоциации, благотворительные фонды, религиозные организации, хозяйственные товарищества, потребительские кооперативы, союзы и т. д.

Исключения составляют государственные, муниципальные предприятия и учреждения, финансируемые собственником. Имущество организации – это любые движимые и недвижимые вещи, которые любое коммерческое или некоммерческое предприятие использует в своей производственной или иных видах деятельности.

Это могут быть оборудование, земельные участки, деньги, здания, сырье, продукция и пр. В РФ движимое и недвижимое имущество организации признается объектом налогообложения. При этом налоговая база высчитывается как среднегодовая стоимость материальных ценностей и начисляется в соответствии с данными бухгалтерского учета предприятия. По итогам налогового периода, равного одному календарному году, должна быть предоставлена декларация на имущество от каждой организации.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы ответили на вопрос: “Имущество – это?” и дали определение важным понятиям, таким как “собственность” и “общая собственность”.

Рассказали про виды имущества и узнали, чем отличается движимая от недвижимой вещи.

Кроме того, мы поговорили про существующие в РФ формы собственности и рассмотрели, чем отличаются государственное и муниципальное имущество, а также частное имущество физических и юридических лиц.

Источник: https://FB.ru/article/143156/imuschestvo---eto-chto-takoe-opredelenie-i-vidyi-imuschestva-dvijimoe-i-nedvijimoe-gosudarstvennoe-munitsipalnoe-organizatsiy-i-fizicheskih-lits

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.