Муниципальное имущество понятие

§ 2. Муниципальная собственность (муниципальное имущество)

Муниципальное имущество понятие

Общие положения

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: “В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности”. Это конституционное положение позволяет видеть, что муниципальная собственность существует на равных основаниях как с частной, так и с государственной и другими формами собственности.

Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона 2003 г.

“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” находящееся в муниципальной собственности имущество является составной частью экономической основы местного самоуправления. А часть 2 ст.

49 в продолжение приведенной нормы Конституции РФ гласит, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Федеральный закон 2003 г. использует два понятия – “муниципальная собственность” и “муниципальное имущество”. Каково их соотношение? При ответе на этот вопрос надо учитывать два существенных фактора.

Во-первых, исходя из общего понятийного аппарата Гражданского кодекса РФ имущество – это конкретные виды материальных (и духовных – но в данном случае это не так важно) объектов, которые могут находиться в той или иной собственности.

Одни и те же имущественные объекты могут находиться в разных формах собственности (хотя законодатель может установить нахождение отдельного имущества только в конкретной форме собственности).

Исходя из такого подхода муниципальное имущество следует считать материальным содержанием муниципальной собственности.

Во-вторых, допустима такая ситуация, когда собственник какого-то имущества передает его в пользование муниципального образования на постоянно или на определенный срок, однако не отказывается от своих прав собственника.

Муниципальное образование с согласия собственника может пользоваться переданными объектами точно так же, как и муниципальным имуществом, не обладая (по общему правилу), конечно, правом их передачи иным пользователям и изменения формы собственности.

Таким образом, на соответствующий период это имущество имеет режим, во многом сходный с муниципальным имуществом.

Федеральный закон 2003 г. о возможности второй ситуации ничего не говорит. В экономическую основу местного самоуправления он включил лишь имущество, находящееся в муниципальной собственности.

И все-таки имущество, переданное иным собственником в пользование муниципального образования (например, от государства вместе с отдельными переданными государственными полномочиями), также может играть немаловажную роль в экономических составляющих местного самоуправления.

Федеральный закон выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

1) для решения вопросов местного значения;

2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Вместе с тем Закон 2003 г. не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что любой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений.

Конечно, в какой-то мере для решения вопросов местного значения больше подходят муниципальные унитарные предприятия, а для обеспечения деятельности органов местного самоуправления – кабинеты, столы, компьютеры и т.д.

Но ведь и на предприятии нужны помещения, оргтехника и т.п.

Закон 2003 г. не поручает органам государственной власти субъектов РФ разграничивать собственность между муниципальными образованиями разных уровней, а сам предпринимает попытку такого разграничения.

Закон делит объекты муниципальной собственности на две группы: имущество, находящееся в собственности поселений; имущество, находящееся в собственности муниципальных районов.

Что касается городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.

Содержащийся в Законе перечень объектов по каждому уровню муниципальных образований является не “минимально необходимым”, а “максимально возможным”. В ст. 50 Закона даются достаточно длинные перечни объектов, находящихся в муниципальной собственности соответственно поселений и муниципальных районов. Но ч. 2 и 3 ст.

50, где это сделано, начинаются со слов о том, что в собственности поселений, районов “могут находиться” и далее следуют перечни объектов. При такой формулировке становится ясно, что это перечни не обязательных, а возможных объектов, т.е.

одно муниципальное образование может иметь весь набор объектов, перечисленных в Законе, у другого чего-то может не быть.

Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе. Согласно ч. 5 ст.

50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований, даже если оно и было в силу каких-то обстоятельств получено.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных переданных государственных полномочий, для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в этой статье Закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Источник: https://knigi.news/munitsipalnoe/munitsipalnaya-sobstvennost-munitsipalnoe-53152.html

30.Понятие муниципального имущества

Муниципальное имущество понятие

Всоответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальнаясобственность – имущество, принадлежащеена праве собственности городским исельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

В настоящеевремя не существует единого нормативногоакта федерального уровня, который бырегулировал вопросы муниципальнойсобственности.

Согласно ФЗ «Об общихпринципах организации местногосамоуправления в РФ» в состав муниципальнойсобственности входят средства местногобюджета, муниципальные внебюджетныефонды, имущество органов местногосамоуправления, а также муниципальныеземли и другие природные ресурсы,находящиеся в муниципальной собственности,муниципальные предприятия и организации,муниципальные банки и другиефинансово-кредитные организации,муниципальные жилищный фонд и нежилыепомещения, муниципальные учрежденияобразования, здравоохранения, культурыи спорта, другое движимое и недвижимоеимущество.

Отимени муниципального образования правасобственника осуществляют органыместного самоуправления, а такжефизические и юридические лица, которыммуниципальные органы доверилиосуществление прав собственника. Вслучаях и порядке, предусмотренныхзаконом, права собственника в отношениимуниципального имущества можетосуществлять непосредственно населениемуниципального образования.

Имущество,находящееся в муниципальной собственности,закрепляется за муниципальнымипредприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение.

Муниципальноеунитарное предприятие, которому имуществопринадлежит на праве хозяйственноговедения, владеет, пользуется и распоряжаетсяэтим имуществом в пределах, установленныхзаконом (право хозяйственного ведения).

Казенное муниципальное предприятие, атакже учреждение в отношении закрепленногоза ним имущества осуществляет в пределах,установленных законом, в соответствиис целями своей деятельности, заданиямисобственника и назначением имуществаправа владения, пользования и распоряженияим.

При этом собственник имуществавправе изъять излишнее либо не используемоепо назначению имущество, закрепленноеза казенным муниципальным предприятием.Средства местного бюджета и иноемуниципальное имущество, не закрепленноеза муниципальными предприятиями иучреждениями, составляют муниципальнуюказну соответствующего городского,сельского поселения или другогомуниципального образования.

СогласноКонституции РФ и иному федеральномузаконодательству органы местногосамоуправления управляют муниципальнойсобственностью. Муниципальнаясобственность признается и защищаетсягосударством равным образом сгосударственной, частной и иными формамисобственности.

Правасобственника в отношении имущества,входящего в состав муниципальнойсобственности, от имени муниципальногообразования осуществляют органы местногосамоуправления, а в случаях, предусмотренныхзаконами субъектов РФ и уставамимуниципальных образований, населениенепосредственно.

31.Местныебюджеты –один из главных каналов доведения донаселения конечных результатовпроизводства. Через них общественныефонды потребления распределяются междуотдельными группами населения.

Из этихбюджетов в известной мере финансируетсяи развитие отраслей производственнойсферы, в первую очередь местной и пищевойпромышленности, коммунального хозяйства,объем продукции и услуги которых такжеявляются важным компонентом обеспеченияжизнедеятельности населения.

Местныйбюджет – это централизованный фондфинансовых ресурсов отдельногомуниципального образования, формирование,утверждение и исполнение, а такжеконтроль за исполнением которогоосуществляются органом местногосамоуправления самостоятельно.

Экономическаясущность местных бюджетов проявляетсяв их назначении. Они выполняют следующиефункции:

формированиеденежных фондов, являющихся финансовымобеспечением деятельности местныхорганов власти;

распределениеи использование этих фондов междуотраслями народного хозяйства;

контрольза финансово-хозяйственной деятельностьюпредприятий, организаций и учреждений,подведомственных этим органам власти.

Важноезначение имеют местные бюджеты восуществлении общегосударственныхэкономических и социальных задач, впервую очередь в распределениигосударственных средств на содержаниеи развитие социальной инфраструктурыобщества.

Этисредства проходят через систему местныхбюджетов, включающих более 29 тыс.городских, районных, поселковых исельских бюджетов.

Осуществлениегосударством социальной политикитребует больших материальных и финансовыхресурсов.

Воснове распределения общегосударственныхденежных ресурсов между звеньямибюджетной системы заложены принципысамостоятельности местных бюджетов,их государственной финансовой поддержки.Исходя из этих принципов доходы местныхбюджетов формируются за счет собственныхи регулирующих источников доходов.

Федеральныеорганы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов РФобеспечивают муниципальным образованиямминимальные местные бюджеты путемзакрепления доходных источников дляпокрытия минимально необходимых расходовместных бюджетов.

Минимальнонеобходимые расходы местных бюджетовустанавливаются законами субъектов РФна основе нормативов минимальнойбюджетной обеспеченности.

Доходнаячасть минимальных местных бюджетовформируется путем закрепления доходныхисточников на долговременной основефедеральным законом, законом субъектаРФ.

Источник: https://studfile.net/preview/2968001/page:5/

Понятие и виды муниципального имущества

Муниципальное имущество понятие

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3
1. Понятие и виды муниципального  имущества4
2. Управление деятельностью МУП6
3. Вопросы передачи муниципального  имущества10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ17

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно под «управлением» принято понимать целенаправленное воздействие на кого-либо или что-либо для достижения заданного результата.

Под имуществом понимают ту собственность, которая принадлежит определенному объекту.

Муниципальное имущество – это имущество, принадлежащее соответствующему муниципальному образованию.

Муниципальное образование1 – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Основными формами муниципальных образований являются поселения, муниципальные районы и городские округа.

Цель работы – изучить степень воздействия муниципальных образований на принадлежащее им имущество. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– подобрать и изучить необходимую литературу;

– рассмотреть виды муниципального имущества;

– изучить основные аспекты управления деятельность МУП;

– рассмотреть порядок передачи муниципального имущества.

 Цель управления имуществом – эффективное решение стоящих перед муниципальными образованиями задач в отношении принадлежащего им имущества или эффективная реализация властных полномочий. Задачи, стоящие перед муниципальным образованием, принято относить к вопросам местного значения.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности принято включать:

– средства местного бюджета;

– муниципальные внебюджетные фонды;

– имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);

– муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

– муниципальные предприятия и организации

– муниципальные финансово – кредитные учреждения;

– муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

– униципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам:

– по уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

а) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

б) имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

в) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

– по направлению использования (см. приложение 1).

– по форме использования:

  1. имущество, используемое в качестве залога;
  2. имущество, входящее в муниципальную казну;
  3. имущество, сдаваемое в аренду;
  4. имущество, передаваемое в хозяйственное ведение;
  5. имущество, передаваемое в оперативное управление;
  6. имущество, передаваемое в доверительное управление;
  7. имущество, передаваемое в безвозмездное пользование;
  8. приватизированное имущество;
  9. имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета
  10. памятники истории, архитектуры и культуры местного значения
  11. имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления: администрация муниципального образования; представительный орган МО; глава МО; отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

К числу функций управления муниципальным имуществом относятся: приватизация, сдача в аренду, приобретение за счет средств местного бюджета, передача в доверительное пользование, передача в безвозмездное пользование, использование в качестве залога, внесение в качестве взноса в уставной капитал, передача в оперативное управление, передача в хозяйственное ведение.

2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МУП

Управление деятельностью МУП осуществляют высшие представительные и исполнительные органы. Высшим органом управления МУП является глава МО в лице Департамента по управлению собственностью. Этот орган управления принимает решение по всем узловым вопросам деятельности предприятия2:

– передает и контролирует использование имущества;

–  согласовывает сделки, связанные с имуществом;

– осуществляет финансовый мониторинг деятельности;

– контролирует состояние бухгалтерского учета и отчетности;

– принимает решение о проведении аудиторских проверок;

– согласовывает участие МУП в деятельности других коммерческих организаций;

– готовит решение о назначении на должность директора предприятия;

– подготавливает трудовой договор с ним;

– применяет к руководителю предприятия меры взыскания и поощрения;

– принимает решения о реорганизации и ликвидации предприятия.

Следующим по значимости органом управления МУП является отраслевое подразделение администрации МО. Выбор данного подразделения определяется специализацией МУП. В достаточно больших МО основная масса МУП создается по профилю деятельности, связанной с управлением хозяйством этого образования.

За отраслевым органом администрации МО закрепляется функции координации, регулирования и контроля хозяйственно производственной деятельности закрепленного за ним МУП. Для практической реализации указанных функций представительный орган осуществляет следующие основные управленческие действия:

  1. Устанавливает плановые показатели деятельности.
  2. Согласовывает цены и тарифы на продукцию и услуги МУП.
  3. Определяет перечень вопросов деятельности, подлежащих первоочередному контролю.
  4. Рассматривает бухгалтерские и иные отчеты предприятия и утверждает их.
  5. Согласовывает структуру предприятия и фонд оплаты труда его работников.
  6. Готовит предложения по кандидатуре руководителя МУП и условия контракта с ним.
  7. Совместно с финансовой службой МО контролирует расходование бюджетных средств, выделенных предприятию для выполнения муниципального заказа.

Текущее руководство деятельностью МУП осуществляют его руководители, выступающие в качестве единоличного исполнительного органа.

Руководитель МУП принимает самое деятельное участие в его создании. Именно с ним подписываются акт – передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества. Деятельность руководителя МУП регламентируется заключаемым с ним трудовым договором.

Контроль за деятельностью МУП

Функция контроля является одной из основополагающей в организации деятельностью МУП3. Этот контроль проводится по 2-м основным направлениям:

1. Контроль показателей деятельности предприятия.

2. Проведение комплексных проверок.

Основной формой контроля показателей деятельности предприятия является систематическое представление руководителя МУП отчета. Этот отчет готовится по установленной форме и содержит в себе следующую обязательную информацию:

1. Общие сведения:

– по предприятию: реквизиты, уставной фонд, численность работающих, среднемесячная з/п по предприятию в целом и руководителя и т.д.

– данные о руководстве: ФИО руководителя, срок действия контракта с ним, тоже по заместителям и бухгалтеру.

– сведения о филиалах.

2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности МУП:

– балансовые (выручка от реализации, балансовая прибыль, уплаченные налоги, в том числе в бюджет МО, дебиторская и кредиторская задолженность, сумма чистых активов)

– финансовый анализ (коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченность собственными средствами, восстановление платежеспособности, рентабельность собственного капитала и продаж и т.д.)

– сведения об использовании прибыли (сумма чистой прибыли, доля прибыли перечисленной в бюджет МО, направления использования чистой прибыли и т.д.)

3. Сведения об имуществе МУП:

– общие сведения (первоначальная и остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, стоимость объектов незавершенного строительства, стоимость приобретенного и проданного имущества, перечень неиспользованного имущества и имущества сдаваемого в аренду, совокупные доходы бюджета от использования имущества и т.д.)

– сведения об участии руководителя МУП и его близких родственниках в деятельности иных юридических лиц.

– сведения об участии МУП в коммерческих и некоммерческих организациях.

Дополнительно к обозначенным разделам может потребоваться информация в части объяснения причин неуплаты доли чистой прибыли в бюджет МО, в части планируемых мероприятий по развитию и обновлению производства, повышению его конкурентоспособности.

Наряду с отчетностью руководителя контроль за деятельностью МУП предусматривает периодическое проведение проверок. Эти проверки носят комплексный характер и предусматривают рассмотрение следующих основных вопросов:

1. Юридические и кадровые вопросы.

2. Вопросы производственно-хозяйственной деятельности.

3. Вопросы бухгалтерского учета.

4. Вопросы финансового анализа.

5. Вопросы инвентаризации основных средств предприятия.

6. Вопросы земельно-правовых отношений.

7. Вопросы аренды помещений.

Для осуществления контроля создается специальная комиссия. В ее состав входят представители Департамента, занимающегося управлением муниципальным имуществом. Полномочия комиссии и основные моменты ее работы определяются приказом по департаменту.

3. ВОПРОСЫ ПЕРЕДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Передача муниципального имущества в оперативное управление

Режим оперативного управления является более жестким по отношению к хозяйственному ведению. Он значительно ограничивает свободу того хозяйствующего субъекта, которому передается муниципальное имущество.

В качестве подобного рода субъекта обычно выступают учреждения. В отличие от МУП они являются некоммерческими организациями. Создаются учреждения для осуществления управленческих, социально-культурных, иных функций некоммерческого характера4.

Учреждения полностью или частично финансируются собственником.

Классификация:

В зависимости от того, кто выступает в качестве собственника, различают: государственные, муниципальные, частные учреждения.

В зависимости от направления деятельности различают следующие основные разновидности учреждений: государственные органы и органы МСУ, образовательные учреждения, медицинские учреждения, учреждения культуры, научные учреждения, социальные учреждения, благотворительные учреждения

Имущество учреждения закрепляется за ними на праве оперативного управления. Оно позволяет использовать имущество только для выполнения тех функций, ради которых создавалось учреждение.

Для того, чтобы передать имущество в оперативное управление муниципальное образование создает соответствующее учреждение. Общий порядок создания учреждения является традиционным для всех юридических лиц.

Решение о создании учреждения принимается главой муниципального образования на основании обоснованного представления соответствующего отраслевого департамента.

Предварительно проект решения о создании учреждения и обоснование к нему должны быть согласованы с правовым, финансовым и имущественным департаментами муниципального образования. Кроме этого решение о создании учреждения согласовывается и с представительным органом. Основным документом, сопровождающим процесс создания (гос. регистрации) является устав учреждения.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/440214_3290285_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Понятие муниципальной собственности

Муниципальное имущество понятие

Нестерова Алеся Александровна
Уральский государственный экономический университет

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Понятие муниципальной собственности // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/11/25310 (дата обращения: 16.09.2020).

Право собственности это одна из основ любого вида экономики. Развитие государства зависит от развития в сфере осуществления собственности и его правового регулирования.

Соотношение форм собственности, отношений между государством и субъектами экономики определяют экономическую систему. Собственником имущества могут выступать несколько субъектов, по виду субъектов проводиться классификация собственности.

Конституция Российской федерация, в части 2 статьи 8 определяет: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»
Такую же позицию занимает гражданское законодательство. В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные виды. Больше всего в нашей стране объектов частной собственности.

Частная собственность в основном относится к частным и юридическим лицам.
Частная собственность выступает основой экономической системы, и находиться в частной собственности может любое имущество, за исключением некоторых категорий, которые согласно законодательству не могут находиться в частной собственности.

Для, лучшего понимания значимости частной собственности, подчеркнем, что из всех видов собственности на объекты, именно частная собственность составляет 90%. Оставшиеся 10% принадлежат публичным органам власти. В нашей стране это Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Гражданским кодексом указана возможность участия органов публичной власти в гражданско-правовых отношениях наравне с другими участниками. К муниципалитетам и субъектам применяются те же нормы права, что и к юридическим лицам, если иное не предусмотрено в законодательстве.

Муниципальные образования, как юридические лица приобретают, отчуждают права в отношении собственности.
На государственном уровне правами собственника на имущество обладает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Согласно законодательству органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, и следовательно, государственная собственность и муниципальная собственность, это два разных понятия. Но не стоит забывать, что под государством понимается не только Российская федерация, но и субъекты, входящие в ее состав, таким образом, государственная собственность бывает двух видов:

  • Собственность Российской Федерации;
  • Собственность субъектов Федерации.

Еще одним видом собственности, является муниципальная собственность.Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.

Один из исследователей представляет муниципальную собственность как «как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической системы» [3, 268]

Ценность муниципальной собственности можно определить уровнем дохода от использования собственности, поступающего в бюджет муниципалитета. В современном финансово-кредитном словаре дается такое понятие: «Муниципальная собственность — имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти, местных органов управления» [6, 257].

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданское законодательство и другие нормативные акты определяют порядок владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность состоит из сложных объектов, которые предназначены для осуществления деятельности направленной на решения местных вопросов, и круг этих вопросов может быть очень широким. В основном эти вопросы связаны с экономическим развитием, повышением качества городской инфраструктуры, повышение уровня социального обслуживания, развитие бизнеса.

В российском законодательстве закреплены особенности муниципальной собственности.
Так согласно законодательству, муниципальные образования независимы друг от друга в области управления собственностью, и в гражданских правоотношениях выступают как индивидуальные субъекты. Согласно законодательству, государство не имеет права распоряжаться муниципальным имуществом.

Гражданский кодекс устанавливает порядок приватизации собственности, но не определяет объекты приватизации.

Следовательно, Российская федерация и субъекты федерации не будут отвечать по обязательствам муниципальных образований, а муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской федерации и субъектов, исключением является, только если одна из сторон выступает гарантом для другого субъекта отношений.

Именно муниципальная собственность выступает источником неналоговых доходов в бюджет муниципалитета, а так же является инструментом социальной защиты населения на территории муниципалитета.

Большая часть муниципального имущества направлена на осуществлений муниципальных услуг, оплата которых происходит не населением а бюджетом муниципального образования, таким образом подобная собственность не может выступать как основная база доходов бюджета местного самоуправления.

Но в нашей стране подавляющие число муниципалитетов имеет большую долю муниципального имущества, и доход от использования муниципального имущества очень высок, таким образом, необходимо не ликвидировать имущество, а повышать уровень эффективности его использования.

Использование имущества муниципального образования, в основном направлено на решение важных вопросов местного значения.

Рассмотрим задачи местного самоуправления:

  • Проведение инвентаризации имущества муниципального образования;
  • Создание муниципальной казны;
  • Создание доступного информационного пространства.

В гражданском кодексе прописано, что объекты муниципальной собственности делятся на следующие виды:
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у муниципальных предприятий. Муниципальные предприятия, создаются для предоставления населению необходимых материальных и не материальных благ.

Имущество, входящее в муниципальную казну. В казну входит муниципальный бюджет, объекты движимого и недвижимого имущества которые находятся в ведении муниципалитета.

«Управление муниципальной собственностью представляет собой вид деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения услугами населения муниципального образования» [8, 67].

Основные функции муниципальной собственности в области экономического и социального развития города является:

  • Обеспечение деятельности муниципалитета и хозяйственного комплекса;
  • Получение дохода от использования муниципальной собственности;
  • Развитие социальной сферы;
  • Обеспечение деятельности основных учреждений: культуры, спорта, здравоохранения, образования;
  • Развитие и содержание инженерной инфраструктуры;
  • Развитие предпринимательства.

Говоря о эффективном использовании имущества муниципалитета, можно понимать соответствие направления использования объектов муниципальной собственности как сложной системы. Эффективность можно оценить с точки зрения рациональности размещения объектов с учетом специфики местности и уровня развития района, где он размещен. Так же необходимо учитывать требования к безопасности и эконоличности.

Повышение эффективности можно обеспечить, проводя следующие мероприятия:

  • Повысить уровень дохода от объектов приносящих неналоговые отчисления в бюджет, например за счет аренды;
  • Снижение расходов на содержание объектов муниципальной собственности.

Обе указанные области решаются как комплексно, так и независимо друг от друга. В случае если увеличивают доходность одной группы объектов и снижают расход на другие, необходимо увеличить количество объектов приносящих доходы в муниципальный бюджет, и наилучший выход это сократить количество объектов, на которые идут наибольшие расходы.

Исходя из всей рассмотренной выше информации, можно сделать определенные выводы:

  • За счет муниципальной собственности обеспечивается высокий уровень жизни на территории муниципалитета;
  • Муниципальная собственность выступает в двух связанных друг с другом проявлениях: как имущественный комплекс и как экономический комплекс;
  • Муниципальная собственность используется для реализации интересов муниципалитета;
  • Муниципальная собственность позволяет населению участвовать в процессе управления имуществом муниципалитета;
  • Некоторые объекты муниципальной инфраструктуры работают на коммерческой основе, укрепляя доходную часть городского бюджета.

Таким образом, муниципальная собственность включает в себя объекты хозяйственного, социального и экономического назначения, находящихся на территории муниципалитета. От уровня развития муниципальной собственности и ее эффективного использования зависит качество жизни селения муниципалитета.

Библиографический список

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным анием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248;

Источник: http://human.snauka.ru/2018/11/25310

Понятие муниципального имущества

Муниципальное имущество понятие

Муниципальное имущество – это движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Муниципального образования.

Управление муниципальным имуществом – это организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления муниципального образования в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания муниципального имущества, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования муниципальное образование в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью.

Распоряжение муниципальным имуществом – это действия Органов местного самоуправления муниципального образования по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передачу его третьим лицам в собственность, на ином вещном праве, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог.

Отраслевые органы – отраслевые органы администрации муниципального образования, осуществляющие формирование и реализацию политики муниципального образования в соответствующей отрасли, и координацию деятельности подведомственных им муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (далее – предприятия и учреждения).

Муниципальная казна – средства бюджета муниципального образования, а также муниципальное имущество, не закрепленное за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Реестр имущества муниципального образования – информационная система, содержащая структурированный перечень муниципального имущества и сведения об этом имуществе.

Уполномоченные органы местного самоуправления принимают в установленном порядке следующие решения по распоряжению муниципальным имуществом:

– о закреплении муниципального имущества за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

– о внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и в качестве взноса в некоммерческие организации;

– о передаче муниципального имущества во владение, пользование и распоряжение организаций на основании заключаемых с ними договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации;

– об отчуждении муниципального имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность иных муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц;

– о передаче муниципального имущества в залог;

– об обособлении муниципального имущества в казне муниципального образования.

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет Администрация Муниципального образования (Орган по управлению имуществом).

Решения о приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом. Соответствующий договор (купли-продажи, мены, дарения, ренты) заключает Орган по управлению имуществом.

Решения по вопросам распоряжения имущественными комплексами, акциями акционерных обществ и иными объектами недвижимого и движимого муниципального имущества, уполномоченные настоящим Положением органы местного самоуправления муниципального образования вправе принимать при условии их предварительного рассмотрения в межведомственной комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом (далее – Комиссия), образуемой Муниципальным советом на постоянной основе.

В состав Комиссии включаются представители Муниципального совета, Органа по управлению имуществом.

На правах членов Комиссии привлекаются к участию в ее заседаниях представители отраслевых органов, в ведении которых находятся предприятия и учреждения, вопросы распоряжения имуществом которых стали предметом рассмотрения Комиссии.

Председателем Комиссии является Глава (управляющий) администрации муниципального образования. Объекты муниципального нежилого фонда подлежат страхованию. Порядок и условия страхования муниципального имущества утверждаются постановлением Муниципального совета.

Обособление муниципального имущества в муниципальной казне осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования.

Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрации муниципального образования при закреплении этого имущества за Организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или при отчуждении его в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/33391.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.