Муниципальное имущество владение пользование и распоряжение им

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Муниципальное имущество владение пользование и распоряжение им
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 13Следующая ⇒

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Каждое муниципальное образование владеет на праве собственности определенным набором объектов движимого и недвижимого имущества, а также местными финансами.

Соответственно, вся собственность муниципального образования может быть представлена двумя большими блоками:

  • муниципальное имущество;
  • местные финансы.

Термин «имущество» имеет сугубо гражданско-правовую природу и может быть рассмотрен с позиций гражданского права. Итак, имущество — это совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей (в том числе предприятий), имущественных прав и обязанностей.

Как было отмечено в главе, посвященной финансово-экономической основе местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться:

1. имущество муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов), предназначенное для решения вопросов местного значения;

2.

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти;

3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Конкретные объекты муниципального имущества перечислены в ч. 2—4 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению и распоряжению объектами муниципального имущества.

Муниципальное управление является одной из функций органов местного самоуправления. А.И. Радченко отмечает: «В наиболее общей форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект».

Можно утверждать, что сфера муниципального управления чрезвычайно широка, и если компетенция местного самоуправления может быть коротко охарактеризована вопросами благоустройства муниципального образования, то муниципальное управление в целом может быть сведено к управлению муниципальным хозяйством.

Являясь частью хозяйства муниципального образования, муниципальное имущество должно быть управляемо и управляется органами местного самоуправления.

Основную нагрузку по управлению и распоряжению муниципальной собственностью несет местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, но в этом процессе принимают участие в пределах своих полномочий и другие органы муниципального образования.

Важно, что деятельность органов местного самоуправления по осуществлению муниципального управления направлена на обеспечение жизнедеятельности муниципального образования в интересах населения.

Как отмечает Е.Г. Шаломенцева.

«Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Управление муниципальной собственность основывается за законодательстве Российской Федерации, законах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления и включает в себя следующие стадии: планирование управления, организация управления, контроль, регулирование (координация).

Характер муниципального управления зависит от конкретных видов муниципального имущества и его целевого назначения.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В настоящее время приватизация муниципального имущества возможна на основании норм Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В юридической литературе на сегодняшний день нет единого понимания того, что такое предприятие, организация или учреждение. По этой причине приходится пользоваться собирательным понятием этих субъектов общественных отношений.

Итак, под предприятием можно понимать юридическое лицо, действующее на основании уставных документов, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. В соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятие, это особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие как имущественный комплекс следует отличать от унитарного предприятия как коммерческой организации. Предприятия, которые вправе создавать органы местного самоуправления, — это муниципальные унитарные предприятия. Их статус определен Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Под организацией следует понимать юридическое лицо либо организацию, осуществляющую свою деятельность без образования юридического лица, которые имеют учредительные документы и осуществляют деятельность, направленную на достижение уставных целей.

Наибольшее распространение имеют коммерческие организации.

Коммерческая организация — это юридическое лицо, имеющее в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и распределяющее полученную прибыль между своими участниками.

К таким организациям относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных формах коммерческие организации создаваться не могут.

Под учреждением следует понимать некоммерческую бюджетную организацию, имеющую статус государственной или муниципальной. Учреждение можно определить как созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций организацию некоммерческого характера финансируемая им полностью или частично.

Учреждение — это единственный тип некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Они представляют собой пережиток прежней экономической системы и не свойственны развитому товарному обороту.

К учреждениям относится большое число разнообразных некоммерческих организаций, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения образования, науки, культуры и спорта, социальной защиты, медицинские учреждения и др.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями учреждать муниципальные учреждения, в частности, образования, культуры, здравоохранения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, органы местного самоуправления в отношении предприятий, организаций и учреждений, ими учрежденных, обладают большим кругом правомочий, делающих указанных юридических лиц значительно зависимыми от органов местного самоуправления.

В рамках муниципального управления органы местного самоуправления могут выступать заказчиком различных работ по благоустройству муниципального образования, а также заказчиком поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг населению муниципального образования. Такие действия носят название «муниципальный заказ» (ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Права собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества и сделки с ним муниципальных образований в обязательном порядке подлежат государственной регистрации органами юстиции. Порядок государственной регистрации определен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью формирования и ведения Реестра является обеспечение надежной основы для организации единой системы учета и управления объектами муниципальной собственности г. Иркутска.

1.2. Реестр представляет собой банк данных об объектах муниципальной собственности г. Иркутска.

Ведение реестра муниципальной собственности города осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска.

1.3. В Реестр включаются:

1.3.1. Городские (муниципальные) земли, природные объекты.

1.3.2. Муниципальные банки;

1.3.3. Имущество органов городского самоуправления;

1.3.4. Муниципальный жилищный и нежилой фонд, в том числе встроенно – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет пяти- и семипроцентных отчислений на строительство объектов социально – культурного и бытового назначения.

1.3.5. Муниципальные жилищно – эксплуатационные и ремонтно – строительные предприятия, организации.

1.3.6. Муниципальные объекты инженерной инфраструктуры города.

1.3.7. Муниципальный пассажирский транспорт, муниципальные дороги, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, содержание и ремонт указанных объектов.

1.3.8. Предприятия (организации) муниципальной торговли общественного питания и бытового обслуживания.

1.3.9. Муниципальные учреждения и объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

1.3.10. Доля муниципальной собственности (акций) в акционерных обществах, товариществах (обществах) с ограниченной ответственностью, объединениях, и иных предприятий (организаций) различных организационно – правовых форм и форм собственности.

Источник: https://lektsia.com/2x95c5.html

Муниципальная собственность: владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью

Муниципальное имущество владение пользование и распоряжение им

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом, которым посвящена ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ, составляют содержание права собственности, закрепленное в ст. 209 Гражданского кодекса РФ.

Собственник согласно этой статье Кодекса вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам и передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.

Таким образом, муниципальные образования, будучи собственником муниципального имущества, не являются субъектами непосредственного владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Тем не менее в определенных случаях Федеральный закон N 131-ФЗ такое их право предполагает применительно к малым поселениям с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Здесь решают вопросы местного самоуправления на сходе граждан.

Эти вопросы могут включать и распоряжение собственностью поселения.

Во всяком случае, осуществляя полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции этого органа, сход определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности данного поселения (ст. 25 и 35 Федерального закона N 131-ФЗ).

Имея в виду эту ситуацию, можно сделать вывод, что население в сравнительно небольших поселениях, в которых проживает более 100 человек, тоже может пользоваться правом владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

В Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 1995 г.

указывалось, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляет население непосредственно.

В Законе N 131-ФЗ этого правила нет, но нет и запрета на то, чтобы население муниципальных образований, будучи собственником по закону, имело отношение к решению вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом. Надо полагать, это – одна из существенных особенностей права муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, как упоминалось выше, могут создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Муниципальные предприятия создаются в качестве унитарных предприятий двух видов: унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (в том числе казенных предприятий).

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Однако они не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (муниципального образования).

Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

В соответствии с Федеральным законом “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-04-04; просмотров: 1272 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-61391.html

Муниципальное имущество, распоряжение и управление им

Муниципальное имущество владение пользование и распоряжение им

В состав исключительной компетенции муниципального управления входит разработка и закрепление порядка и правил распоряжения и управления муниципальным имуществом.

Замечание 1

Полномочия отдельных органов муниципальной власти в отношении распоряжения и управления муниципальным имуществом определяются согласно Уставу муниципального образования.

Органы муниципальной власти в отношении муниципального имущества наделяются правом владения, пользования и распоряжения от имени такого субъекта гражданского права как муниципальное образование.

Муниципальное имущество формирует материальную базу для учреждения, преобразования и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий на основании решений уполномоченных органов муниципальной власти. Также органы муниципальной власти наделены правом осуществлять имущественные сделки с муниципальным имуществом.

Правовую базу регулирования отношений, возникающих в связи с распоряжением и управлением муниципальным имуществом, составляет в первую очередь Гражданский кодекс РФ. Исключение составляют вопросы приватизации муниципального имущества.

В качестве субъекта гражданского права муниципальное образование выступает собственником муниципального имущества. При этом исполнение функций собственника от имени муниципального образования осуществления уполномоченными Уставом муниципального образования представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

На муниципальные органы власти возложена обязанность формирования имущественной политики, назначение которой состоит в обеспечении:

  • применения муниципального имущества как инструмента, определяющего экономическое развитие муниципального образования;
  • применения муниципального имущества в соответствии с его целевым назначением для извлечения максимальной коммерческой и социальной выгоды;
  • поддержания работоспособного состояния муниципального имущества;
  • эффективности продажи муниципального имущества, не способного приносить коммерческую и социальную выгоду;
  • приобретения муниципального имущества, требующегося для решения социальных проблем муниципального образования.

Реализация имущественной политики муниципального образования осуществляется посредством издания местных нормативно-правовых актов.

Характеристика имущественных прав муниципальных образований

Определение 1

Под имущественным правом понимают субъективное право участника гражданских правоотношений, которое связано с владением, пользованием и распоряжением имуществом, имущественными требованиями, возникающими между участниками гражданских сделок в связи с распределением и обменом имущества.

К имущественным правам относятся:

  • право собственника;
  • хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления;
  • вещные права (сервитуты);
  • права обязательственные;
  • права авторские;
  • права изобретателей на вознаграждение за сделанные изобретения;
  • права наследственные.

Для сферы распоряжения и управления муниципальным имуществом наиболее характерно применение из указанного перечня прав собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, а также сервитутов.

Особой разновидностью вещных прав в рамках российского гражданского законодательства является право оперативного управления. Таким правом может быть наделено только юридическое лицо, которое не является собственником.

данного права подразумевает наличие возможности использования переданного собственником определенного имущества конкретной организации строго в соответствии с целевым назначением.

Право оперативного управления существенно уже по своему содержанию в сравнении с правом собственности и правом хозяйственного ведения. В качестве субъектов данного права могут выступать только казенные предприятия или учреждения.

Муниципальными образованиями данное право используется в отношении муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий. При использовании имущества, предоставленного на праве оперативного управления, не по назначению, муниципальное образование изымает его и распоряжается им по своему усмотрению.

Под правом хозяйственного ведения понимается наличие право владения, использования и распоряжения вверенным муниципальным унитарным предприятиям имуществом согласно предмету, целям и специфики деятельности, определенным в момент передачи имущества.

Собственником имущества в этом случае выступает муниципальное образование, причем этот статус сохраняется и после передачи имущества. В качестве объекта указанного права может выступать любое имущество, которое передается муниципальным образованием на баланс муниципального унитарного предприятия.

К данному имуществу применяется принцип неделимости и запрет на распределение в качестве вкладов при приватизации между работниками. Руководитель муниципального унитарного предприятия обязан осуществлять контроль наличия и сохранности переданного имущества.

Возникновения права хозяйственного ведения происходит в момент передачи муниципального имущества. Право хозяйственного ведения оформляется соглашением между муниципальным образованием и муниципальным унитарным предприятием.

Пример 1

Под сервитутом понимается обременение собственника имущества, налагаемое в пользу иных лиц (наделение этих лиц правом ограниченного пользования указанным имуществом).

Данное право относится к ограниченным вещным правам, и смена собственника его не прекращает. Собственник имущества не обременяется обязанностью совершать положительные действия, он обязан только к пассивному поведению. Сервитуты регистрируются в том же порядке, что установлен в отношении регистрации прав на недвижимость.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_imuschestvo_rasporyazhenie_i_upravlenie_im/

Владение, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Участие ОМС в осуществлении правомочий собственника

Муниципальное имущество владение пользование и распоряжение им

права МС в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Однако собственник это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по-своему усмотрению и в личных интересах. ОМС в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников.

Они от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с КРФ, ФЗ и принимаемыми в их развитие НА ОМС.

Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, ОГВ РФ, субъектов РФ, ОМС иных МО, отчуждать, совершать иные сделки с соответствии с ФЗ.

Полномочия ПО:

1) Определение порядка управления имуществом (порядка приватизации);

2) Определение порядка принятии решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципального учреждения;

3) Правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан, сдача в аренду;

4) Правила пользования земельными ресурсами.

МА вправе издавать акты управления.

Полномочия ОМС:

5) Формирование муниципальной собственности;

6) Вправе передавать объекты муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам определяя в договорах условия соглашения;

7) Могут сдавать объекты в аренду;

8) Совершать иные сделки.

Детально регулируются специальными законами субъектов федерации.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам, не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит – местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования .

Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е.

как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения.

Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников.

Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления.

Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Управление муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения – на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию.

Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности.

Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности.

Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению.

Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений – юридических лиц – полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют.

Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. В качестве примера можно привести решение Екатеринбургской городской Думы от 30 декабря 1996 г.

, которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот арендаторам объектов муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга.

Среди предоставляемых арендаторам льгот: увеличение срока договора аренды, предусматривающее окупаемость понесенных арендатором затрат по улучшению муниципальной собственности и получение им прибыли в определенных размерах; предоставление арендатору права передачи части помещения в субаренду; частичное освобождение от арендной платы на определенный срок; отсрочка арендной платы; предоставление арендатору в установленном порядке права выкупа в счет доли арендной платы, причитающейся балансодержателю арендуемого объекта, средств, направляемых арендатором на капитальный ремонт помещения.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы – строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

Источник: https://studopedia.su/17_105426_vladenie-polzovanie-i-rasporyazheniya-imushchestvom-nahodyashchimsya-v-munitsipalnoy-sobstvennosti-uchastie-oms-v-osushchestvlenii-pravomochiy-sobstvennika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.