Муниципальное образование форма собственности

Формы собственности. Особенности, специфика муниципальной собственности Муниципальная собственность

Муниципальное образование форма собственности

Любой объект собственности должен иметь своего хозяина. Принадлежность объекта собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [6] и Гражданским кодексом РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»[1].

В Российской Федерации «Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».[2]

Федеральное законодательство выделяет муниципальную собственность в самостоятельную форму собственности, которая составляет экономическую основу местного самоуправления в России.

Под муниципальной собственностью принято понимать все имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215, пункт 1 определяет, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Особенность муниципальной собственности: с одной стороны муниципалитет использует муниципальную собственность для того, чтобы воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов в интересах населения и извлекать доход от использования муниципальной собственности [7, 53], с другой стороны – муниципальная собственность должна служить для удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования (уборка улиц, противопожарная служба, общественный транспорт, оказание ритуальных услуг и др.), т.е. имеет социальное значение. Поэтому муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы доходности и социальной пользы. Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а потому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной (а иногда и убыточной) муниципальной собственности. Иными словами, не доход ради дохода, а доход ради содержания бездоходной муниципальной собственности, имеющей социальное значение.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют одно целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности используются для обеспечения дохода местного бюджета (за счет реализации муниципального имущества, его арендного использования), для укрепления социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), для развития инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых и инженерных коммуникаций), для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, создания и укрепления рыночной инфраструктуры.

1.6. Состав и классификация объектов муниципальной собственности

Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселений, муниципального района и городского округа.

Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплены все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определенных услуг населению, т.е. их деятельность должна быть направлена на развитие необходимой инфраструктуры, находящейся в иных формах собственности. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех или иных объектов имущества в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов имеют право на основе соглашений взаимно передавать осуществление части своих полномочий, в результате чего может произойти перераспределение объектов собственности [10, 60].

Таким образом, в соответствии ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ФЗ № 131 с учетом изменений по Федеральному закону №199 от 31.12.

2005[3] в состав муниципального имущества входит: имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения; жилищный фонд социального использования для малоимущих граждан и имущество, необходимое, для его содержания; пассажирский транспорт и другое имущество для транспортного обслуживания населения; имущество, предназначенное для тушения пожаров, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; имущество библиотек поселений; имущество, для организации досуга жителей поселения; объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения; имущество для развития физической культуры и массового спорта; имущество для благоустройства и озеленения поселения; имущество для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; его утилизации и переработки; имущество, включая земли, для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; имущество для опубликования правовых нормативных правовых актов, иной официальной информации; земли, отнесенные к муниципальной собственности; обособленные водные объекты на территории поселения; леса в границах поселения; имущество для создания лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка; имущество, предназначенное для обеспечения образования и организации отдыха детей; имущество, предназначенное для оказания первичной и амбулаторной медицинской помощи; архивные фонды, кадастр землеустроительной и градостроительной документации [1].

Исходя из анализа существующих классификаций объектов муниципальной собственности, автором систематизированы и дополнены критерии классификации муниципальной собственности (таблица 1) [12].

Таблица 1 – Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав – материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); – нематериальные (интеллектуальная собственность)
Назначение – для осуществления хозяйственной деятельности; – для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций
Режим функционирования – находящиеся в муниципальной казне; – переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципаль­ным предприятиям; – переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; – находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, т.е. сферы удовлетворяемых общественных потребностей – объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; – транспорт и связь; – торговля, бытовое обслуживание, строительство; – недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов – стоимостной; – вещественный
Степень доходности – доходообразующие; – самофинансируемые; – бюджетообременительные
Происхождение – естественные или природные; – искусственные, т.е. созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации – готовые к использованию; – предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; – незавершенные строительством

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) и оперативного управления.

Другая часть имущества, т. е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, согласно ст.

215 ГК РФ составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

При этом муниципальное унитарное предприятие, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления.[4]

Согласно Гражданскому кодексу материальные объекты муниципального имущества могут быть разделены на движимое и недвижимое имущество.

Четкое исчерпывающее определение термина «недвижимая вещь» дается в ст. 130 ГК РФ, в которой понятия «недвижимая вещь», «недвижимое имущество», «недвижимость» рассматриваются как синонимы, что, на наш взгляд, вполне справедливо, поскольку все они характеризуют одни и те же материальные объекты.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу добавлены жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Однако необходимо различать понятие недвижимого имущества как совокупности физических объектов и недвижимой собственности, включающей кроме материальных объектов интересы, преимущества и права, связанные с собственностью на эти объекты.С 2007 года в соответствии с изменениями в ст.

130 ГК РФ исключены из состава объектов недвижимости: обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения.

На рисунке 2 представлена классификация объектов недвижимого имущества, разработанная на основании положении ст. 130 ГК РФ и в соответствии с ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистра-ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [13].

Рисунок 2– Классификация объектов недвижимости

В предлагаемой классификации муниципальной собственности в отдельную группу выделяется муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне, но передаваемое в аренду (рисунок 3) [14] .


Рисунок 3 – Классификация объектов муниципальной собственности

[1] Конституция Российской Федерации. С. 8 п.2.

Источник: https://cyberpedia.su/8xbbd2.html

Муниципальная форма собственности O Муниципальная собственность начавшая

Муниципальное образование форма собственности

Муниципальная форма собственности

O Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании.

O Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения.

А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.

O В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность.

Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

O Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: “имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью”.

Характерными особенностями муниципальной собственности являются: O непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества; O воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью; O отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности; O муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

O В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т. е.

население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

O Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесены объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, например, боевое оружие.

Федеральный закон № 131 -ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

O Органы местного самоуправления (сельские, районные, городские и областные советы и их исполнительные органы) в настоящее время являются естественными монополистами-собственниками на рынке объектов недвижимости, контролирующими не менее 70% рынка.

O Причиной сохранения монополии является неупорядоченность и сложность процедуры оформления прав на застройку земельных участков.

Необходимо еще до начала строительства получить многочисленные согласования с различными подразделениями администрации и муниципальными предприятиями.

Исследование единого методологического подхода по управлению муниципальной собственностью, который позволяет органам местного самоуправления принимать обоснованные решения предполагает рассмотрение основных методов и принципов управления муниципальным имуществом. Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства: O прямое управление; O муниципально-подрядная система; O муниципально-арендная система; O муниципальная концессия

O Прямое управление При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями. O Муниципально-подрядная система.

При муниципально-подрядной системе строительство и выполнение определенных функций ведется не службами муниципалитета, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными подрядчиками, получающими часть прибыли.

Подрядная система играет очень важную роль в современных муниципальных хозяйствах, однако ее эффективное применение требует соблюдения определенных принципов и правил, строгой системы учета и контроля.

O Муниципально-арендная система Эта форма распоряжения муниципальной собственностью это передача в аренду муниципального имущества. Применяется не с целью избавления органов местного самоуправления от расходов по эксплуатации имущества, а лишь при условии невозможности распорядиться муниципальным имуществом более выгодным образом.

O Муниципальная концессия. Представляет собой уступку муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство в определенной сфере деятельности.

Фактически, использование подобной системы означает неспособность муниципалитета вести ту или иную часть местного хозяйства.

Источник: https://present5.com/municipalnaya-forma-sobstvennosti-o-municipalnaya-sobstvennost-nachavshaya/

Муниципальное образование: понятие, формы, виды, уровни системы

Муниципальное образование форма собственности

Закон 2003 года не содержит определения понятия муниципальное образование, в законе устанавливается лишь перечень муниципальных образований.

Муниципальное образование – это населенная территория в определенных границах, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются органы местного самоуправления, муниципальная собственность, местный бюджет и устав муниципального образования.

Муниципальное образование может состоять из населенных пунктов, либо населенному пункту может быть придан статус муниципального образования.

Формы муниципальных образований:

· сельское поселение

· городское поселение

· муниципальный район

· городской округ

· внутригородская территория города федерального значения

территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне – поселения. На втором – муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно.

Исключение из общего правила – городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым.

Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.

Признаки МО:

– Единая Населенная территория

– Осуществление МС в рамках данной территории

– Наличие выборных ОМС

– Обособленная муниципальная собственность

– Наличие местного бюджета

– Наличие устава

– Первичным субъектом является население

МС осуществляется исходя из интересов населения.

22. Установление территории и границ – необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований.

Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава.

Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования.

Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними.

Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории. Идеальный вариант – законодательное установление территории и границ муниципального образования до акта регистрации его устава.

Понятие установления, изменения границ муниципальных образований. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю.

Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

Надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия “муниципальная территория” и “муниципальные земли”, определяя их разный правовой режим.

Понятие “муниципальная территория” служит для обозначения пространственных рамок осуществления всего множества полномочий местного самоуправления конкретных сообществ жителей. Муниципальная территория – это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собраний, сходов.

Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований.

В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муниципальная территория – объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные земли – объект гражданского и земельного права.

Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить с опорой на три основных правила: 1) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов); 3) в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капитальные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).

Порядок изменения границ муниципальных образований. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем ания, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Источник: https://studopedia.su/17_120745_munitsipalnoe-obrazovanie-ponyatie-formi-vidi-urovni-sistemi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.