Муниципальное образование продал здание

Содержание

Зачем власть продаёт имущество?

Муниципальное образование продал здание

В ушедшем году власти Братска устроили распродажу муниципального имущества с невиданной щедростью.

За неприлично низкую цену были проданы такие объекты, как здание гостиницы “Братск” (продано за 36,5 миллионов рублей), здание бывшего ресторана “Кедр” (7,1 миллиона рублей), помещения торгового центра “Дебют” (13,5 миллионов рублей), здание в котором расположены бани “Тонус” (8,3 миллиона рублей), здание торгового центра “Зодиак” (9,4 миллиона рублей). Причем продавалось всё в рассрочку на 5 лет. Ежемесячный платёж, например, за здание в котором располагаются бани “Тонус”, составил 138 000 рублей.

Почему администрация Братска избавляется от этого имущества? Причин названо сразу несколько. Первая причина – необходимость наполнения бюджета. Братск утопает в финансовых трудностях, поэтому нужны деньги на исполнение обязательств.

Вторая причина – здания якобы находятся в аварийном состоянии, у города нет денег на их капитальный ремонт и поэтому здания нужно скорее продать, чтобы забота о их ремонте легла на плечи новых собственников.

Третья причина – якобы это требование федерального закона, который обязывает муниципалитеты избавиться от непрофильного имущества.

Давайте по порядку о всех причинах. Сначала о финансовой причине. Да, Братск уже на протяжении восьми лет, начиная с 2008 года, терпит бедствие.

Один из крупнейших промышленных центров России постоянно находится в положении попрошайки, постоянно обращаясь с протянутой рукой то к региональному, то к федеральному бюджету.

Денег в конце 2015 года не хватало даже на выплаты заработных плат работникам бюджетной сферы, поэтому было принято решение о привлечении коммерческих кредитов для покрытия дефицита. Решила ли распродажа имущества этот вопрос? Нет.

Во-первых, цены на проданные объекты не значительны, а, во-вторых, как уже отмечалось выше, они проданы в рассрочку на 5 лет, что не предусматривает одномоментных крупных поступлений в бюджет. Доходы от продажи размазаны тонким слоем на пять последующих лет, что делает их практически не чувствительными для городского бюджета, так что никаких финансовых проблем продажа имущества не решает.

Имущество продаётся не для того, чтобы вложить в развитие городской инфраструктуры или в то, что может дать хоть какой-то экономический эффект в обозримом будущем, а для того чтобы банально “проесть” эти деньги: выплатить зарплаты тем, кто получает их из местного бюджета. Это совершенная глупость.

И так представители администрации постоянно плачутся о том, что у города доходная база очень мала, так они своими руками ещё и избавляются от того, что приносило пусть небольшой, но доход в бюджет.

Вместо хоть каких-то доходов от аренды имущества город вовсе останется ни с чем и ещё больше будет зависеть от дотаций из вышестоящих бюджетов.

Теперь о состоянии проданных зданий, которые якобы находятся в аварийном состоянии. Напомню, что в 2011 году администрация Братска, возглавляемая Александром Анатольевичем Туйковым, продала здание центрального рынка Братска за 236 миллионов рублей.

Тогда точно так же говорили, что рынок уже вот-вот рухнет, так как построен он очень давно и ремонта в нём с тех пор не было. С тех пор прошло почти пять лет. Где капитальный ремонт центрального рынка, где вложения в здание? Как отжимали с рынка деньги, так и отжимают.

После того, как арендатор стал собственником ничего не изменилось. Ни на неделю с 2011 года рынок не закрывался на ремонт.

Так может и не был рынок в аварийном состоянии, а это был лишь выдуманный довод для его продажи? Точно так же и со зданиями, проданными в этом году: вряд ли хоть один из объектов в ближайшие годы увидит капитальный ремонт или сколько-нибудь значительные вложения.

Теперь о требовании законодательства, которое якобы обязывает муниципалитеты избавляться от имущества. Деятельность муниципалитета регулируется Федеральным Законом №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Есть в этом законе и статьи, регулирующие сферу муниципального имущества – это статьи 50 и 51.

Если коротко, то в собственности муниципалитета может быть имущество, которое предназначено для исполнения тех обязанностей, которые на муниципалитет возложены, плюс на исполнение полномочий, которые переданы муниципалитету субъектом федерации или федеральным центром.

В редакции, которая действовала до мая 2014 года в законе были четко прописаны те виды имущества, которыми мог владеть муниципалитет. От всего имущества, которое не попало в этот список муниципалитеты должны были избавиться до определённого срока. В том числе этот довод звучал тогда, когда 2011 году продавали центральный рынок Братска.

Но законодательство в России меняется довольно часто и поправки в ФЗ №131 вносятся регулярно. 27 мая 2014 года в ФЗ были внесены поправки, касающиеся статьи №50, которые, по сути, кардинально всё изменили. Вот, например что было:

Статья 50 1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 – 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

а вот что стало:

Статья 50 1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

Вместе с этим в новой редакции закона утратили свою силу пункты 2,3 и 4 статьи №50. Именно в этих пунктах была описание всего того, что могло находиться в собственности муниципалитетов в законе более ранней редакции.

Согласно свежим поправкам чёткого списка разрешённого имущества теперь вообще нет, главным критерием возможности владения какой-либо собственностью является то, что она должна предназначаться для решения вопросов местного значения. Теперь простая логика: муниципалитет владеет торговыми площадями (рынки, магазины и т.д.

), площади сдаются в аренду предпринимателям, предприниматели платят за их аренду деньги в бюджет, а эти деньги, в свою очередь, город тратит на ремонт городских дорог, зарплату работникам бюджетной сферы, строительство социальных объектов.

То есть согласно новому закону муниципалитет может иметь в собственности любое имущество, которое сдаётся в аренду и с которого муниципалитет получает доходы, которые в последствии направляются на решение вопросов местного значения. Это не только моё мнение, это мнение докторов экономических наук.

Я уже писал что сейчас заканчивают образование по специальности “Государственное управление” и мы в прошлом году как раз разбирали этот вопрос, мнения учёных умов однозначное: теперь муниципалитет может владеть хоть чем, главное чтобы доходы с его аренды поступали в бюджет.

Так что довод про требование законодательства, оправдывающий прошлогоднюю распродажу муниципального имущества не имеет под собой никаких оснований. Ну или местные власти за полтора года так и не открыли для ознакомления ФЗ №131 и не узнали о том, что появились поправки, радикально изменившие ситуацию с муниципальным имуществом.

В прошлом году работал некоторое время в одном из министерств Иркутской области, в то время как раз тогда формировался прогнозный план приватизации имущества Иркутской области на 2016 год. В списке было одно барахло: еле передвигающиеся автомобили, какие-то развалившиеся деревянные здания в Тулуне, Шелехове, Иркутске.

Ничего работающего и приносящего хоть какие-то доходы там не было, область действительно избавлялась от всякого шлака, от которого никакой пользы не было. В Братске же ситуация кардинально другая: город избавляется от своих самых лакомых объектов, которые находятся в нормальном состоянии и дают пусть и небольшой, но постоянный доход.

Город на столько богат чтобы за копейки продавать доходы?

А теперь самое главное, о ценах, за которые город отдаёт своё имущество, да ещё и в рассрочку на 5 лет. Один пример, чтобы все поняли на сколько “эффективно” ведётся управление городом. Вот гостиница “Братск”, которая была продана за 36,5 миллиона рублей:

Десятиэтажное здание в центре города, в котором располагается самая крупная работающая гостиница, действующий развлекательный центр, ресторан, таверна и множество сдающихся в аренду офисных помещений. Цена – 36,5 миллиона рублей и рассрочка на 5 лет.

А вот недостроенное здание детского сада, находящееся на окраине посёлка Порожский:

Построенное всего лишь на 25% двухэтажное здание детского сада, а проще говоря один каркас из железобетона, город купит у застройщика до 30 марта 2016 года за 29 миллионов 150 тысяч рублей.

Тот, кто сомневается в этом может посмотреть официальный документ, выложенный на сайте администрации Братска – постановление №2318 от 09.10.2015, подписанное мэром города С.В. Серебренниковым.

Согласно этому документу город в срок до 30 марта 2016 года купит себе в собственность это здание за счёт средств городского бюджета 2016 года.

Суммы, по которым продана гостиница “Братск” и куплен каркас здания в Порожском примерно одинаковы, а с учётом инфляции и рассрочки в 5 лет в течение которых новый собственник должен рассчитаться за гостиницу город продал её гораздо дешевле, чем купил каркас детского сада. Дальнейшие комментарии излишни.

Источник: http://bratsk.org/2016/01/26/What-authority-sells-property

Статья 8. Продажа муниципальных жилых помещений гражданам | ГАРАНТ

Муниципальное образование продал здание

Статья 8. Продажа муниципальных жилых помещений гражданам

8.1. Настоящая статья устанавливает порядок продажи гражданам муниципальных жилых помещений:

– находящихся в пользовании граждан по договору коммерческого найма;

– в коммунальных квартирах;

– в качестве формы обеспечения граждан жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесенных к льготной категории.

8.2. Продажа муниципальных жилых помещений в иных случаях осуществляется на аукционе.

8.3. Действие настоящей статьи не распространяется на жилье, находящееся у муниципальных предприятий и учреждений.

8.4. В соответствии с настоящей статьей подлежат продаже жилые помещения, отвечающие санитарно-техническим требованиям. Не подлежат продаже жилые помещения признанные в установленном порядке непригодными для проживания, в домах, подлежащих сносу, в специализированных жилых помещениях, находящихся под арестом. Запрещается продажа жилых помещений для целей, не связанных с проживанием людей.

8.5. Продажа муниципальных жилых помещений осуществляется в пределах доли, ежегодно устанавливаемой постановлением главы района.

8.6. Рыночная стоимость объекта определяется отчетом об оценке.

Стоимость продажи определяется согласно методике реализации жилищного фонда гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

8.7. Средства от продажи жилых помещений в полном объеме поступают в местный бюджет.

8.8.1. Продаже жилых помещений в коммунальных квартирах (квартиры, в которых проживают несколько нанимателей либо наниматели и собственники жилых помещений) подлежат только физически и юридически свободные изолированные жилые помещения при выполнении следующих условий:

– отсутствии в данной квартире граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– наличии в коммунальной квартире граждан, желающих приобрести настоящее жилье;

– отсутствии в коммунальной квартире граждан, имеющих жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на одного человека)

– в обязательном порядке уполномоченный орган составляет акт обследования жилищно-бытовых условий в данной квартире.

8.8.2. При выполнении условий пункта 8.8.1. настоящей статьи уполномоченный орган несет гражданам, проживающим в данной квартире, письменное предложение о заключении договора купли-продажи на освободившееся жилье.

Граждане, претендующие на заключение договора купли-продажи, в течение месяца подают заявление в администрацию района с просьбой продать освободившееся жилое помещение и справку о регистрации по месту жительства.

Администрация района вправе требовать и иные документы для заключения договора.

8.8.3 При наличии более одного претендента на жилое помещение его продажа осуществляется на закрытом аукционе. Победителем признается лицо, давшее большую цену (стартовая цена – оценочная стоимость). Договор заключается с победителем комитетом имущественных отношений в течение пяти дней со дня проведения аукциона.

Оплата производится покупателем в течение двадцати дней со дня подписания договора.

В договоре может быть предусмотрена рассрочка платежа, но не более чем на три года, в этом случае 30% стоимости покупателем перечисляются в течение 20 дней со дня подписания договора, оставшаяся сумма должна быть погашена в соответствии с графиком.

8.8.4. Право собственности на жилые помещения переходит к покупателю после перечисления в бюджет района полной стоимости приобретаемого жилого помещения.

8.9. Продажа жилых помещений, находящихся в пользовании по договору коммерческого найма, производится в случаях, когда:

– право выкупа прямо предусмотрено договором;

– гражданин прожил в данном жилом помещении не менее пяти лет.

8.9.1 Сторонами по договору выступает комитет имущественных отношений и гражданин, являющийся нанимателем. Стороной по договору могут быть и граждане, совместно проживающие с нанимателем.

8.9.2. С целью приобретения указанного жилья в собственность граждане обращаются в администрацию района с заявлением о намерении приобрести данное жилье по договору купли-продажи за тридцать дней до окончания срока договора, к заявлению прикладывают:

– справку с места жительства и о составе семьи;

– письменное соглашение, заключенное нанимателем с совместно проживающими гражданами, об определении доли участия в договоре;

– в случае отказа совершеннолетних, проживающих в квартире, от участия в сделке, ими представляется письменный отказ.

8.9.3. Оплата стоимости жилого помещения покупателем производится в течение 20 дней со дня подписания договора купли-продажи. В договоре может быть предусмотрена рассрочка платежа согласно графику, но не более пяти лет, тридцать процентов стоимости оплачиваются сразу. Стоимость жилого помещения определяется отчетом об оценке.

8.9.4. Право собственности переходит к покупателю после перечисления в бюджет района полной стоимости жилья.

8.10. Продажа жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и имеющим в соответствии с действующим законодательством право на получение жилого помещения.

8.10.1. Оплата стоимости жилого помещения производится гражданином в следующем порядке: 30% перечисляются в бюджет в течение 20 дней с момента подписания договора, остальная часть выплачивается в рассрочку в течение пяти лет с момента заключения договора в соответствии с графиком, являющимся неотъемлемой частью.

8.10.2 Граждане, желающие приобрести муниципальные жилые помещения по договорам купли-продажи, обращаются в администрацию района с заявлением об этом и могут претендовать на жилое помещение, соответствующее нормам предоставления, исходя из состава семьи.

8.10.3. В случае заключения договора купли-продажи, гражданин исключается из списка нуждающийся в улучшении жилищных условий.

8.10.4. Ответственность за подготовку документов для заключения договора купли-продажи, составление договоров, за государственную регистрацию договоров и регистрацию перехода права, исключение из реестра муниципальной собственности и иных действий, соответствующий уполномоченный орган.

Источник: https://base.garant.ru/18739442/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Покупка-продажа муниципального жилья – можно ли и как продать государственную квартиру без приватизации

Муниципальное образование продал здание

Так называемые государственные квартиры предоставляются гражданам еще с постсоветских времен. Многие семьи живут в них на протяжении нескольких поколений, но не спешат  инициировать процедуру приватизации.

А так как жилой фонд находиться в собственности России, распорядиться даже несколькими метрами, а тем более продать по закону их жильцы не могут.

Однако наш народ весьма сообразителен, поэтому придумано несколько обходных путей, но связанных с определенными рисками.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Юридические тонкости муниципального жилья

Государственный фонд РФ в настоящий момент включает в себя массу жилых помещений, расположенных в домах, возведенных еще в постсоветские времена. Конечно, периодически государство выкупает несколько помещений в новостройках либо же пополняется за счет выморочного имущества, но это крохи, по сравнению с очередью граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Все квартиры входящие в состав государственного жилого фонда принадлежат стране, но по факту находятся на балансе муниципалитетов в том населенном пункте, где и возведены. Именно местные органы и распределяют квартиры между льготными категориями и иными лицами, находящими на очереди.

При принятии решения о выделении жилья с основным квартиросъемщиком заключается договор социального найма, который дает право не только проживать, но и оформить постоянную регистрацию. Члены семьи также указываются в договоре с дальнейшим предоставлением прописки и возможностью переоформить договор на одного из них в случае смерти главы семьи.

При этом, сколько бы ни проживала семья в муниципальном жилье право собственности не возникает, так как по сути они арендуют квартиру у государства, на весьма выгодных условиях.

А так как владельцами они не являются, продать квартиру, входящую в государственный жилой фонд по закону невозможно. Ведь распоряжаться жилым помещением в силу ст.

209 ГК РФ может только собственник то бишь Российская Федерация.

Но в данной ситуации важен не только владелец, а требования закона, которые социальные жильцы обязаны соблюдать. В частности:

  • норма квартирных метров на человека;
  • получение согласия на прописку собственника, то есть муниципалитета.

То есть дополнительно вселить даже временно в государственную квартиру еще одного жильца не всегда возможно, особенно, если метраж квартиры весьма скромный. Тем более сложно добиться разрешения на прописку, так как именно регистрация порождает несколько значительных гарантий, а именно:

  • право на проживание;
  • часть жилого помещения в случае приватизации;
  • выделение дополнительных квартирных метров с учетом нормы при расселении из ветхого жилья.

И именно в указанных факторах и заключаются лазейки, которые позволяют на законных основаниях продать муниципальную квартиру, но с использованием весьма хитрых схем.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купле-продаже квартиры в вашем случае

Схема 1 – перевод прав соцнайма на иное лицо

Право проживать и ограниченно распоряжаться социальной квартирой, а также в дальнейшем приватизировать ее возникает только у тех лиц, которые прописаны в жилом помещении. Поэтому для того чтобы номинально продать государственные метры квартиросъемщики подают в местный муниципалитет заявление с просьбой о вселении с дальнейшей регистрацией нового жильца.

Но для того чтобы администрация гарантированно выдала разрешение на прописку третьего лица следует учесть следующие факторы:

  • относиться ли гражданин к родственникам;
  • каков метраж квартиры;
  • согласны ли иные члены семьи на вселение еще одного гражданина.

К оформлению регистрации родственников, даже дальних местные органы относятся достаточно лояльно, особенно, если есть уважительная причина для совместного проживания. Если кровное родство отсутствует в качестве оснований можно предложить оказание медицинских услуг на более высоком уровне в местной больнице, сожительство.

Важно! Если наниматель ссылается на родство по крови либо же по свойству, то есть через брак, муниципалитет попросит сей факт подтвердить документально.

При оформлении договора социального найма учитывается состав семьи, так как во исполнение ст.50 ЖК РФ муниципалитет не может предоставить жилье менее учетной нормы на человека. Норма квартирных метров утверждается на местном уровне, поэтому в разных областях может отличаться, но в среднем она варьируется в пределах 18 метров.

Именно норма на человека и играет ведущую роль при принятии решения о вселении нового жильца. В случае если метраж составляет менее учетной нормы, в прописке откажут, основываясь на ст.70 ЖК РФ.

А так как муниципальные квартиры в большинстве своем маленькие и прописано в них несколько поколений из одной семьи,  шансы получить согласие от администрации минимальны. Но выход есть.

Нужно выписать практически всех, оставив только одного либо двух, жену и мужа, к примеру.

Обратите внимание! При снятии с регистрации ребенка из муниципальной квартиры требуется согласие органов опеки, а также дальнейшая перепрописка несовершеннолетнего в жилье с метражом не менее учетной нормы.

И последним требованием для вселения нового жильца является наличие письменного согласия от иных лиц, которые уже прописаны в социальной квартире. Сие требование особых сложностей не вызывает, учитывая, что жилье готовиться к продаже, поэтому все уже согласны подписать любые документы.

При вселении нового жильца его прописывают по месту пребывания. Но регистрация может быть как временной, так и постоянной. При временной прописке гражданин не включается в договор социального найма, а значит впоследствии, не только снимается с регистрационного учета, но и не может участвовать в приватизации.

Далее процедура продажи муниципальной квартиры выглядит достаточно простой. Номинальные продавцы подают заявление в администрацию о снятии с регистрационного учета, получают деньги и выезжают. Новый жилец переоформляет договор социального найма уже на себя в качестве основного квартиросъемщика и инициируется процедуру приватизации, по окончании которой становиться полноценным собственником.

Схема 2 – использование дополнительной квартиры

Данная схема, по сути, повторяет предыдущую, но с некими особенностями, которые одновременно упрощают и усложняют процедуру для обеих сторон. Сделка будет быстрой, но понадобиться помощь риэлторов и подставная квартира, оформленная агентством на покупателя за его же деньги, естественно временно.

Так покупатель прописывается в муниципальной квартире, а прежние жильцы практически сразу же выписываются и регистрируются в другом жилье.

При наличии дополнительной жилплощади перепрописать детей можно без проблем, органы опеки препятствовать не будут.

И к тому же наличие другой регистрации дает гарантию уже покупателю, что прежние хозяева не смогут возобновить прописку, муниципалитет им откажет.

Далее в силу ч.2 ст.686 ГК РФ покупатель обращается в муниципалитет о признании его основным квартиросъемщиком и перезаключении договора социального найма уже на его имя и начинает процедуру приватизации.

Тем временем запасная квартира опять возвращается агентству, а деньги передаются уже продавцам муниципальной квартиры.

Так стороны больше защищены от риска отказа в выплате средств, но за риэлторские услуги придется заплатить.

Планируете сделку по купле-продаже квартиры?Юристы бесплатно и подробно ответят на любой вопрос по сделке. Задайте вопрос, чтобы не тратить время на чтение!

Преимущества и риски номинальной продажи

Несомненным преимуществом подобной сделки выступает цена жилого помещения. Ведь все траты несет покупатель, поэтому и стоимость квартиры сравнительно низкая. К тому же социальное жилье, как правило, расположено в достаточно старых высотках, поэтому и рыночная цена не велика.

Однако, риски все равно значительны, поэтому схема с привлечением риэлторов и пользуются такой популярностью. Ведь агентство обладает возможностями проверить практически все данные, а также имеет множество знакомых в государственных учреждениях, что существенно ускоряет весь процесс.

Без риэлторов, покупатель может столкнуться со следующими проблемами:

  • отказ некоторых жильцов от прописки еще одного гражданина либо последующей выписки;
  • непринятие муниципалитетом решения о вселении в виду нарушения учетной нормы метража на человека;
  • долгий процесс снятия с регистрации продавцов, особенно, если речь идет о детях;
  • отказ от сделки и возврата денег;
  • завышение цены в процессе.

Минимизируем риски

За услуги риэлторов придется заплатить не менее 5% от сделки, на такие траты готовы не все, учитывая, что придется потратить достаточно солидную сумму на приватизацию от 10 до 30 тысяч рублей минимум. Но снизить риски все же можно.

  1. Необходимо проверить домовую книгу и количество прописанных лиц, особенно несовершеннолетних.
  2. Запросить сведения о долгах по коммунальным услугам, так можно еще снизить цену.
  3. Заручиться изначальным согласием на прописку всех жильцом в письменном виде.
  4. Передавать деньги только после перехода прав по договору социального найма в качестве основного квартиросъемщика и завершения приватизации с оформлением расписки.

Нужен договор купли-продажи?Подскажем как правильно составить договор и не допустить ошибок

Заключение

Осуществить покупку муниципальной квартиры в рамках действующего законодательства возможно только с использованием многошаговых схем. Если покупатель готов собирать множество документов, посещать государственные учреждения и доверяет продавцам, через 2 месяца он сможет стать полноправным владельцем собственной квартиры.

Источник: https://SocPrav.ru/kuplya-prodazha-municipalnogo-zhilya

Можно ли продать муниципальную квартиру? Нюансы сделки

Муниципальное образование продал здание

Жильё, расположенное в многоквартирных домах, возведённых до начала девяностых годов, зачастую относится к муниципальной или государственной собственности. Такое жильё также может быть реализовано даже несмотря на то, что процедура приватизации в отношении него не была завершена. Однако у такой сделки будут свои особенности.

Когда можно, а когда нельзя продать муниципальную квартиру?

Сделки по купле-продаже муниципального жилья являются сложными из-за отсутствия конкретного оформления права собственности на такое жильё у потенциального продавца.

Единственным собственником такого жилья является только государство, а потенциальный продавец пользуется жильем на основе договора социального найма.

По этой причине заключение таких сделок является очень спорным моментом, так как государство может в любой момент оспорить совершенную процедуру.

Однако продать такую квартиру возможно, если в будущем в отношении такой жилплощади можно осуществить процедуру приватизации (платной или бесплатной).

Если речь идёт о ведомственном жильё или квартирах и домах, расположенных на территории военных городков и иных закрытых комплексов, отвечающих за безопасность государства, приватизация таких объектов недвижимости будет считаться незаконной в силу действующих в этой сфере норм права и, как результат, невозможно будет также и продать такое жилье.

Существующие механизмы продажи

Для реализации муниципального или государственного жилья, не прошедшего процедуру приватизации, продажа возможна только специфическими способами:

  • Путём прописки в квартиру потенциального покупателя. Прописка осуществляется тем лицом, которое является пользователем (или нанимателем конкретного жилого помещения) потенциального покупателя после того, как он получит всю сумму, установленную за конкретную квартиру. После прописки покупателя и передачи всей суммы денег, продавец подаёт заявление о снятии с регистрационного учета в конкретной квартире и выезжает из неё, а покупатель начинает заниматься вопросами оформления процедуры приватизации приобретённого жилья после оформления регистрации в таком помещении и заключения договора социального найма на конкретное жилье. Если государство в лице муниципального образования отказывает в заключении договора социального найма, решение администрации может быть оспорено в суде или сделка, заключенная между предыдущим пользователем помещения и покупателем, признается недействительной. Однако, в том случае, если в своё время покупатель уже воспользовался правом бесплатной приватизации, он может остаться только жильцом в данном помещении либо воспользоваться возможностью проведения платной приватизации.
  • Приобретение с использованием буферной квартиры. Данная процедура является достаточно сложной, однако именно она чаще всего используется в крупных городах, что ускорить процедуру продажи муниципального жилья. Для этого потенциальный покупатель передаёт деньги продавцу квартиры. Тот выкупает у агентства недвижимости какую-либо жилплощадь, которая и будет считаться буферной. Данная жилплощадь оформляется первоначально на покупателя муниципальной квартиры, а потом по договору мены передаётся продавцу. Для государства сделка будет выглядеть как переуступка права пользования квартирой по договору социального найма.

Однако оба варианта сопряжены с большими рисками, так как по своей сути могут нарушить права государства на имеющееся у него имущество.

Риски при продаже и как их избежать

Самыми распространёнными рисками при продаже муниципального жилья являются:

  • Нежелание агентства недвижимости выкупать обратно в своё владение буферного жилья. В этом случае сделка либо признается недействительной, либо продавец муниципального жилья продает буферную жилплощадь через другие агентства.
  • Если однажды покупатель использовал право на бесплатную приватизацию, больше он им воспользоваться не сможет. В этом случае приватизация может быть оформлена либо платным способом (что государство предусматривает как один из вариантов приобретения жилья, находящегося в его собственности), либо может быть произведен выкуп по кадастровой стоимости конкретного жилья путем заключения соответствующего соглашения с муниципалитетом.
  • Если государству станет известно о совершении сделки по продаже муниципального имущества в виде жилой площади, оно в лице своих уполномоченных представителей может обратиться в суд для расторжения заключённого соглашения и признания сделки недействительной, и суд будет на стороне государства.

Минимизировать такие риски можно только с помощью тщательной подготовки сделки, в том числе с помощью подготовки необходимых документов.

Документы

Перечень документов, необходимых для проведения сделки, будет выглядеть следующим образом:

  • паспорта всех участников сделки в оригинале и нотариально заверенных копиях (копии должны быть сняты со всех страниц документов);
  • если хотя бы одну из сторон соглашения на каком-либо этапе или на всех представляет доверенное лицо (в том числе, сотрудник агентства недвижимости), потребуется доверенность на представителя, заверенная нотариусом, с фиксацией пределов полномочий доверенного лица, а также с указанием срока действия такого документа (до окончания сделки или до конкретной даты);
  • выписка из домовой книги о состоянии квартиры и наличии в ней прописанных лиц(оформляется в расширенном варианте, чтобы определить наличие лиц, которые имеют право оставаться зарегистрированными на постоянной основе в данном жилом помещении);
  • справки из всех уполномоченных организаций об отсутствии задолженности продавца по поставляемыми услугам, а также необходимым взносам;
  • нотариально заверенный отказ заинтересованных лиц от участия в процедуре приватизации;
  • технические документы на квартиру (технический паспорт, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, полученная взамен кадастрового паспорта);
  • договор социального найма или постановление администрации муниципального образования о предоставлении в пользование конкретного жилого помещения продавцу;
  • квитанция об оплате госпошлины за последующую регистрацию договора социального найма.

В том случае, если все необходимые документы полностью подготовлены, может быть подписан передаточный акт по жилью и переданы денежные средства от покупателя к продавцу.

Передача жилья в случае реализации муниципального жилья будет осуществляться не на основании договора купли-продажи, а на основании передаточного акта, в котором фиксируются все условия сделки. Этот же документ станет основным для возможного заключения договора мены жилья.

Продажа муниципального жилья собственно сделкой по купле-продаже может выступать только тогда, когда продавцом выступает государство.

В остальных случаях эта сделка будет иметь свои особенности, которые могут серьезно затруднить процедуру реализации такого имущества.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prodazha-2/municipalnoj-kvartiry.html

Выкуп помещений у муниципалитета

Муниципальное образование продал здание

Если помещение нежилого фонда находится в собственности города, а Вы решили его купить, нужно получить соответствующее Постановление муниципального округа и быть готовым к оформлению недвижимости в свою собственность на платной основе.

Первым делом, следует обратиться с соответствующим заявлением на официальной основе. Подать бумагу нужно балансодержателю муниципального объекта. Такие бланки сдают в отдел жилищной политики.

Перечень документов для оформления нежилого помещения, находящегося на балансе города, в свою собственность:

  • Паспорт гражданина
  • Заполненное заявление в отдел жилищной политики районного муниципалитета
  • Постановление соответствующего муниципалитета
  • Кадастровые выписки
  • Квитанции

Инструкция по выкупу помещений у муниципалитета

Условия выкупа муниципальных зданий/помещений определены нормами 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., в статье 3-ей закона в частности сказано:

Арендаторы, выступающие в форме индивидуальных предпринимателей, коммерческих фирм и кооперативов, и арендующие у города недвижимость имеют преимущественное право по её выкупу у муниципалитета.

Получается, что Федеральный закон позволяет представителям малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) проявлять инициативу в данном вопросе, хотя ранее такой возможности законодатель не предусматривал. Чтобы получить возможность стать владельцем арендуемого у города помещения, бизнесмен должен был ожидать соответствующего предложения от органов муниципалитета.

Выполнение следующих условий даёт право на преференции при оформлении городской недвижимости в собственность бизнеса:

  • Заявление на выкуп права аренды должно содержать исчерпывающие данные, позволяющие чётко идентифицировать Ваш бизнес в качестве субъекта МСП (критерии закреплены законом «О Развитии МСП в РФ» 209-ФЗ, утверждённым 24 июля 2007 г.).
  • На момент подачи заявления срок, в течение которого Вы уже являлись арендатором городской собственности, должен быть не менее чем 2 года с непрерывным исчислением или 5 лет, если объект входит в перечень Росимущества.
  • Никаких долгов по оплате аренды не может числиться за Вашим предприятием на день, когда муниципалитет готов заключить с Вами соответствующий договор купли-продажи, независимо от того, кто выступает инициатором сделки, – Вы или город.

Выкуп права аренды помещений в упрощённом порядке

Закон 144-ФЗ внёс правки в действующие нормы Федерального закона «Об особенностях отчуждения государственной/муниципальной недвижимости» (159-ФЗ, утверждённый 22 июля 2008 г.). К примеру, он несколько упростил способ перехода прав на помещения для представителей МСП посредством их выкупа.

Основные поправки позволили:

  • Исключить прежнее требование о пределе допустимых к выкупу МСП площадей (ранее муниципальное законодательство определяло площадь возможного к выкупу недвижимого имущества).
  • Изменить правила расчётов по выкупу, допуская возможности рассрочки платежа (ранее рассрочка не предусматривалась, теперь выкупить можно в срок 5 лет с уплатой процентов по ставке не более 1/3 от ключевой ставки ЦБ РФ).
  • Допустить право оспаривания в суде размера оценки рыночной цены городской недвижимости к выкупу, инициатором которого стал муниципалитет, если по обоснованному мнению такая оценка завышена.
  • Упростить сам регламент обмена документами, предусмотрев возможность инициативы со стороны покупателя – представителя МСП, если же инициатор – муниципалитет, Ваш ответ на его предложение должен поступить в течение 1 месяца.

Если предложение выкупить городскую недвижимость поступило представителю МСП от самого муниципалитета, то у потенциального покупателя есть 30 дней, чтобы:

  • Подписать договор купли-продажи предложенного к выкупу имущества.
  • Оформить аргументированный отказ от предложения.
  • Оспорить в судебном порядке оценочную стоимость объекта.

Если Вы подали в суд, чтобы оспорить оценку городом интересующего Вас объекта недвижимости, 30-дневный срок на оформление договора выкупа городской собственности приостанавливается.

Правила выкупа городской собственности субъектами МСП по 159-ФЗ

1. Если Вы – субъект МСП и арендуете помещение, принадлежащее городу, 2 и более лет непрерывно по договору/договорам аренды помещений, направляйте заявление на оформление выкупа по собственной инициативе в рамках преимущественного права (ст. 3 159-ФЗ).

2. После подачи заявления на реализацию преимущественных прав приобретения арендуемого Вами у города имущества, муниципалитет должен дать аргументированный ответ в срок 30 дней и указать выкупную цену помещений (обратите внимание: на дату заключения ДКП Вы должны быть в реестре МСП).

3. Течение месячного срока будет приостановлено до даты, когда суд примет своё решение, и оно вступит в законную силу, если потенциальный приобретатель городского помещения – субъект МСП, решит оспорить размер рыночной стоимости приобретаемого объекта.

4. Оспорить в суде можно не только размер оценки стоимости недвижимости к продаже, назначенный органами муниципалитета, но и отказ города продать помещение бизнесмену из реестра МСП, арендующего его непрерывно 2 и более лет, т.е. отказ в реализации преимущественного права (п. 8, пп. 1 ст. 4 159-ФЗ).

5. Оплатить выкуп городской собственности в рамках реализации своего преимущественного права можно единовременно или в рассрочку (право выбора закреплено п. 2 ст. 5 159-ФЗ) по ставке процентов 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ на дату публикации официального объявления о продаже.

6. Максимальный предел срока рассрочки окончательно утверждается местным законодательством, но не может быть менее 5 лет, при этом покупатель, реализующий свои преимущественные права, должен платить равными платежами один раз в месяц или квартал (п. 1 ст. 5 159-ФЗ).

7. Пока покупатель помещения у муниципалитета не оплатит его полностью, имущество будет находиться в залоге у города, причём, если ДКП закрепил другое условие, оно будет признано ничтожным на основании п. 5 ст. 5 159-ФЗ, при этом покупатель имеет право на досрочный расчёт по выкупу с рассрочкой платежа.

Любые сделки по выкупу государственной или муниципальной собственности на возмездной основе, оформленные вразрез с требованиями 159-ФЗ, являются ничтожными. Если субъект МСП узнал о нарушении своих прав на преимущественное приобретение арендуемой им недвижимости, у него есть 2 месяца на обжалование действий муниципалитета.

Переходные положения процедуры приватизации городского имущества

Если субъект РФ не утвердил законом срок рассрочки по оплате возмездного перехода прав на городское имущество, то срок признаётся равными 5-ти годам. Для реализации преимуществ заявитель подает заявление в уполномоченный орган, который обязан:

  • Обеспечить условия для подписания договора на оценку рыночной цены объекта.
  • Установить условия возмездной приватизации посредством выкупа.
  • Направить в адрес заявитель проект ДКП в срок 10 дней с даты принятия условий.

Реализовать преимущественное право невозможно, если заявитель по факту не соответствует всем требованиям, изложенным в статье 3 Федерального закона 159-ФЗ.

Почему за процедурой выкупа помещений у муниципалитета стоит обраться к нам

В нашей компании работают специалисты, которые имеют большой опыт не только в сфере независимой оценки, но и в оспаривании стоимости помещений при выкупе у ДГИ.

1. Отчёт об оценке муниципального помещения, составленный нашими оценщиками и проверенный на достоверность руководителем и главным экспертом, – серьёзный документ, имеющий юридическую силу. На его основании можно оспорить завышенную стоимость, предложенную ДГИ, и выкупить помещение за цену, на 40% ниже первоначальной планки.

2. Иногда даже качественный отчёт об оценке не гарантирует, что арендатор сможет воспользоваться преимущественным правом на выкуп.

Речь идёт о ситуации, когда предприниматель не успел вовремя составить претензионное письмо и просрочили те 30 дней, которые даются на заключение договора купли-продажи.

Сотрудники оценочной компании «Новые Горизонты» не только предоставят отчёт, но и помогут быстро и правильно сформулировать претензии и направить их в ДГИ, а при несогласии Департамента с предложенными условиями – подать иск в арбитражный суд.

3. Вы на 100% можете быть уверены, что результаты оценки достоверны и объективны, так как ответственность наших оценщиков перед Заказчиком застрахована.

4. Оперативность проведения оценки помещения для выкупа у города. Процедура занимает всего 2-3 дня после предоставления Заказчиком всех необходимых документов и после осмотра помещения.

Гарантия. Несколько вариантов сотрудничества для Вашего удобства. Вы платите только за результат! Ответственность каждого нашего оценщика застрахована по договору страхования. Оперативность. Позвонив в нашу компанию, Вы напрямую выходите на связь со специалистом. Вам не нужно по несколько раз объяснять Вашу проблему и бесконечно долго слушать мелодии в Вашем телефоне. На любом этапе взаимодействия с компанией – от первого звонка специалистам до проведения оценки – Заказчик может рассчитывать на быстрое и эффективное решение своих вопросов.

Удобство. Именно Вы выбираете день и время осмотра объекта оценки. Вам не нужно переносить какие-либо дела. Мы приедем, когда Вам будет удобно.

Качество. В нашей компании каждое заключение – отчёт об оценке – перед печатью проходит двух-этапную проверку на соответствие стандартам экспертной деятельности – проверяется ведущим экспертом и руководителем организации. Репутация. Зачем верить на слово? Посмотрите отзывы наших Клиентов. Может быть, среди них есть Ваш партнёр? Профессионализм. У нас работают дипломированные специалисты, которые состоят в саморегулируемой организации, имеют лицензию. Положительная практика. Более 300 выигранных дел.

Источник: https://www.mos-expert.com/news/novosti-kompanii/vykup-pomeshcheniy-u-munitsipaliteta/

Как продать муниципальное имущество без торгов

Муниципальное образование продал здание

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты.

В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Согласно положениям норм законов таких, например, как ФЗ 44 и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень  эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги.

Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника.

А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов. В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими  отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Полномочия муниципалитетов по торгам имуществом

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

Источник: http://tv-bis.ru/torgi/698-kak-prodat-munitsipalnoe-imushhestvo-bez-torgov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.