Муниципальное предприятие имущество

Что такое унитарное предприятие

Муниципальное предприятие имущество

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту РФ или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трех типов:

§ федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

§ государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

§ муниципальное предприятие (МУП) – унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – специфическая форма организации деятельности. Унитарность характеризуется:

§ созданием юридического лица путем выделения собственником определенного имущества, а не объединения собственности нескольких лиц;

§ сохранением права собственности на имущество за учредителем;

§ закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

§ неделимостью имущества;

§ отсутствием членства;

§ единоличными органами управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

§ необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

§ осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

§ обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с пунктом 2 статьи 50 и статьи 113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества – государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью их деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд. При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

§ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

§ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительными документами унитарного предприятия являются:

§ решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

§ решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

§ устав.

Устав унитарного предприятия

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав. Устав – это учредительный документ, утвержденный министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия.

Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в ее уставе.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального – не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

§ хозяйственное ведение;

§ оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.

При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное предприятие) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

§ имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;

§ иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;

§ прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

§ заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

§ амортизационные отчисления;

§ капитальные вложения и дотации из бюджета;

§ дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

§ добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

§ иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/fingazeta/chto-takoe-unitarnoe-predpriiatie-5c0a453b28c0d600ab1875f9

Статья 9. Имущество муниципальных унитарных предприятий | ГАРАНТ

Муниципальное предприятие имущество

Статья 9. Имущество муниципальных унитарных предприятий

1. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве муниципальной собственности г.Судогда.

2. Имущество муниципального унитарного предприятия формируется за счет:

1) имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником имущества;

2) доходов муниципального унитарного предприятия от его деятельности;

3) иных не противоречащих законодательству источников.

3. Право на имущество, закрепляемое за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества муниципальному унитарному предприятию, если иное не установлено постановлением администрации города о передаче имущества унитарному предприятию.

4. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками муниципального унитарного предприятия.

5. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципального унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученных доходов (прибыли), являются муниципальной собственностью г.Судогда и поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципального унитарного предприятия.

6. При переходе права собственности на муниципальное унитарное предприятие, как имущественный комплекс, к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на переданное ему имущество.

7. Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

8. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

9.

Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

10. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия – Совета. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

11. Муниципальное казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12. Муниципальное казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

13. Муниципальное унитарное предприятие имеет свой уставный фонд.

Уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда муниципального предприятия определяется в рублях и не может составлять менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Порядок формирования, увеличения и уменьшения уставного фонда муниципального предприятия определяется Федеральным законом “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.

14. В муниципальном казенном предприятии уставный фонд не формируется.

15. Муниципальное унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы муниципальным унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Источник: https://base.garant.ru/19412754/0206a54042d73154ff490a03036e88b2/

Имущество МУП на праве хозяйственного ведения и налог на имущество организаций

Муниципальное предприятие имущество

МУП просит Вас пояснить правила начисления и уплаты налога на имущество организаций, сдачи отчетности по налогу.

Комитетом по управлению имуществом городского округа 22.02.2010 г. было передано имущество – здание диспетчерской и гаража общей площадью 1080 кв. м, здание конторы автопредприятия общей площадью 72 кв. м на общую сумму балансовой стоимости 21 672 тыс. руб.

Комитет осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Имущество, закрепленное за МУП на праве хозяйственного ведения, отражается на его балансе и является муниципальной собственностью городского округа, не закреплено за МУП в БТИ и не поставлено на кадастровый учет. Также в 2010 г. в хозяйственное ведение МУП Комитет передал автобус.

Унитарное предприятиеСогласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
Имущество МУПИмущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право на имуществоВ соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
БухучетП. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, установлено, что основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются, в частности, на:
основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление).
Стоимость ОССтоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п. 49 Методуказаний).
Налогопла-тельщик – балансо-держательМинфин РФ в письме от 21.12.2009 г. № 03-05-05-02/86 подчеркивает, что в отношении переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение) имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая базаНалоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (ст. 375 НК РФ).
Средне-годовая стоимостьПри определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Кадастровая стоимостьПостановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. № 1265-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Все объекты находятся в г. Екатеринбурге.
Ваш случайПоэтому даже не учитывая других условий, Вы определяете налоговую базу как среднегодовую стоимость.
Только для собствен-никовКроме того, в силу положений п.п. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФособенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организаций — собственников объектов недвижимого имущества.
Разъяснения МинфинаСледовательно, сообщил Минфин РФ в письме от 21.05.2014 г. № 03-05-05-01/24062, в отношении организаций-балансодержателей, не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права хозяйственного ведения), положения ст. 378.2 НК РФ не применяются.
!Поэтому в отношении имущества, находящегося на балансе государственных (муниципальных) организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, применяется общеустановленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из балансовой (остаточной) стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Движимое имуществоВ соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации – в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
– реорганизации или ликвидации юридических лиц;
– передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
П. 5 ст. 105.1НК РФ установлено, что прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Указанные в данном пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1НК РФ.
Таким образом, сообщил Минфин РФ в письме от 06.02.2015 г. № 03-05-05-01/5030, движимое имущество, полученное от муниципального образования, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, принятое на учет после 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций с учетом п. 2 ст. 105.1НК РФ.
Ваш случайПоскольку движимое имущество (автобус) принято МУП на учет в 2010 году (до 2013 г.), оно не освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.
Средняя стоимостьСредняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Средне-годовая стоимостьСреднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Сумма налогаСумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст. 382 НК РФ).
В Свердлов-ской областиВ соответствии с Законом Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября.
Срок уплатыСумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачиваетсяне позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчетыНалогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларацииНалоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если МУП применяет специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), то нужно учитывать следующее.
УСНСогласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемогов отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).
ЕНВДВ соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).
Учитывая, что:– организация находится не в Екатеринбурге;– площади объектов недвижимого имущества менее 5 000 кв. м;– организация-балансодержатель не является собственником имущества,
то такая организация освобождена от уплаты налога на имущество организаций.

Источник: https://ab-express.ru/articles/imushhestvo-mup-na-prave-hozyajstvennogo-vedeniya-i-nalog-na-imushhestvo-organizatsij/

Имущество, уставный фонд и управление унитарным предприятием

Муниципальное предприятие имущество

За унитарным предприятием закрепляется определённое имущество на праве хозяйственного введения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определённых законодательных границах.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:

— «имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников».

Имущество, находящееся у унитарного предприятия на балансе, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления т.е. у имущества унитарного предприятия есть собственник в лице государства.

При этом казенные предприятия менее самостоятельны в распоряжении имущества, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.

Распоряжаться своим имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Также собственник определяет порядок использования прибыли предприятия. Без разрешения собственника казенное предприятие не может распоряжаться движимым или недвижимым имуществом.

Собственник вправе изъять имущество неиспользованное, излишнее, а также имущество, используемое не по назначению.

Имущество, закрепленное собственником имущества за предприятием и поступившее иным путем, доходы предприятия от его деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются источниками формирования имущества предприятия.

На совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с распоряжением или отчуждением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением), необходимо согласие собственника, что составляет еще одно отличие правомочий казенного предприятия.

К примеру, у казенного предприятия ограничены права на распоряжение земельным участком, который находится у него в аренде. Казенное предприятие, которое берет в аренду земельный участок, находящийся в собственности государства не имеет права:

— отдавать в залог арендные права;

— сдавать в субаренду данный земельный участок;

— передавать по договору аренды другим лицам (перенаем) свои права и обязанности;

— вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Предприятия, относящиеся к типу, основанному на праве хозяйственного ведения, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Законодательство устанавливает следующие ограничения на право распоряжения имуществом унитарных предприятий:

— ГМП не вправе распоряжаться переданным ему собственником недвижимым имуществом без согласия собственника: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ либо распоряжаться иным способом;

— остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, однако такое распоряжение допустимо лишь в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой установлены его уставом (это же ограничение распространяется дополнительно и на распоряжение недвижимым имуществом);

— предприятие не вправе без согласия собственника: предоставлять займы, выдавать поручительства, получать банковские гарантии, осуществлять сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; а также заключать договоры простого товарищества.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается.

В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия.

Однако, но в обоих разновидностях имеют место резервный, жилищный, мобилизационный, социальный фонды, фонд материального поощрения работников, фонд развития предприятия, фонд специального назначения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.

2002 N 161-ФЗ «уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия.

До завершения формирования уставного фонда, унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением». Таким образом, правосубъектность унитарного предприятия в полном объеме возникает только после завершения формирования уставного фонда.

Уставный фонд необходим для формирования минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредиторов предприятия. В ином случае если интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, то формирование уставного фонда не требуется.

Уставный фонд унитарных предприятий формируется за счет денежных средств, но может также формироваться с помощью ценных бумаг, иных вещей, а также имущественных прав, имеющих денежный эквивалент.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера.

Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

В дальнейшем размер уставного фонда может изменяться подобно тому, как это предусмотрено для организаций частного сектора:

– в случае передачи собственником недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ГУП на праве хозяйственного ведения, уставной фонд ГУП подлежит увеличению и перерегистрации в общеустановленном порядке;

– в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов ГУП окажется меньше размера его уставного фонда, уставной фонд подлежит уменьшению до размера, не превышающего стоимости чистых активов; соответствующие изменения регистрируются в установленном порядке.

«Управление государственными предприятиями – это система организационно-экономических отношений между руководителем государственного предприятия и органами управления исполнительной власти по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства».

Основы управления унитарными предприятиями были заложены законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Особенности управления казенными предприятиями регулируются Постановлением Правительство РФ от 15.12.2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий».

Политика в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяется Министерством экономического развития РФ.

Можно выделить следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:

— обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);

— внедрение системы экономического мониторинга и контроля функционирования федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества).

Деятельность унитарного предприятия не находится под непосредственным управлением государства, причем можно выделить несколько специфических механизмов управления деятельностью подобных предприятий со стороны государства.

Существуют следующие виды механизмов государственного управления деятельностью унитарных предприятий:

– механизм административного управления;

– механизм правового управления;

– механизм экономического управления.

Механизм административного управления реализуется посредством административных и организационных методов (Рис. 3).

Государство, как собственник решает большой круг вопросов, среди них:

— вопросы, связанные с распоряжение недвижимым имуществом ГУП;

Механизм управления государственным предприятием

Функции

Методы

Принципы

Планирование

Целособразность

Экономические

Организация

Эффективность

Руководство

Административно- контрольные

Управляемость

Координация

Социально-

психологические

Воспроизводство

Контроль

Гибкость

Рисунок 3 Механизм управления государственным предприятием

— осуществляет контроль за пользованием по назначению имущества;

— определяет цели, предмет и виды деятельности ГУПа;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль за их выполнением;

— осуществляет прием на работу и увольнение руководителя и главного бухгалтера и т.д.

Но, несмотря на то, что собственник унитарного предприятия обладает столь широкими полномочиями, контроль над менеджментом унитарных предприятий со стороны органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих права собственника, невелик. Чаще всего ключевую роль в унитарных предприятиях играет менеджмент.

Механизм правового управления и соответствующие ему законодательные и нормативно-правовые методы заключается в законодательном установлении основных принципов, условий и отличительных особенностей функционирования унитарных предприятий.

Наиболее сложным является механизм экономического управления деятельностью унитарных предприятий, реализуемый посредством экономических методов. К основным направлениям государственного управления в рамках экономического механизма можно отнести:

– различные методы бюджетного регулирования: объемы бюджетного финансирования, предоставление бюджетных кредитов, грантов и т.п., величина отчислений из прибыли ГУП в бюджет и др.;

– определение параметров государственного заказа на продукцию ГУП: виды продукции, объемы, цена, порядок расчетов, требования к качеству и т.п.;

– выдачу разрешений руководству ГУП на осуществление сделок, проведение которых по закону невозможно без согласия государства;

– принятие решений об оптимизации структуры ГУП путем слияния, поглощения, выделения либо разделения;

– установление налоговых льгот, особых порядков налогообложения и т.п.;

– иные управленческие воздействия на деятельность ГУП, имеющие экономический характер.

При этом система управления государственным или муниципальным унитарным предприятием отличается от управления иными коммерческими организациями. Управляются такие предприятия одним человеком – директором.

Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган. Основная функция директора предприятия состоит в организации выполнения решений, идущих от собственника имущества унитарного предприятия.

Директор отчитывается перед собственником имущества предприятия, в порядке и в сроки, им определенные.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные предприятия. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Кроме того, унитарные предприятия ведут бухгалтерский учет и отчетность, включая учетную политику, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительную записку. Унитарные предприятия являются плательщиками налога на имущество, транспортного налога, НДС, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), водного налога, налога на прибыль, земельного налога, акцизов.

Источник: https://vuzru.ru/imushhestvo-ustavnyj-fond-i-upravlenie-unitarnym-predpriyatiem/

Муниципальное унитарное предприятие — определение, форма собственности, деятельность

Муниципальное предприятие имущество
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб.

610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Среди многообразия коммерческих форм ведения дел существуют особые понятия, которые отличаются от общих, потому что организатором-собственником для них выступает государство.

Происходит это на двух уровнях: федеральном – что носит название ФГУП, и местном – такое объединение называется МУП, или соответственно – федеральное и муниципальное унитарное предприятие.

Активы и имущество такого предприятия принадлежат не ему самому, а государственному куратору над ним. А прибыль исполнителям достается лишь частично.

Правовые характеристики МУП

В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:

  • он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
  • базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
  • имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
  • работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
  • распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
  • управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.

Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:

  • право хозяйственного ведения;
  • метод оперативного управления (казенные).

При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.

Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.

Задачи, решаемые муниципальными образованиями

Для чего были задуманы МУПы? Прежде всего, для недопущения тотального манипулирования в России жизненными нуждами граждан со стороны частных бизнес структур.

Основная задача муниципальных унитпредприятий – оказание доступных социальных услуг населению в сфере:

  • оформления и получения госдокументов;
  • здоровья;
  • образования, дошкольного, школьного;
  • телерадиовещания, коммуникаций (почта, связь);
  • коммунального обеспечения;
  • общественного транспорта.

И так далее, выбор направления не ограничен. Государственный контроль таких процессов позволяет избежать спекулятивного ценообразования, искусственных коллапсов, нехватки товаров-услуг первой необходимости. Цены, устанавливаемые на МУП-услуги, всегда доступны, работа стабильна, исполнитель известен.

Вместе с тем, вполне понятно, что муниципальное унитарное предприятие получает плату за свою работу от пользователей, а значит, осуществляет коммерцию. Поэтому на частый вопрос заинтересованных, МУП – это коммерческая организация или нет, есть один ответ – да, это коммерческое предприятие, получающее прибыль, но в интересах государства.

Права, ограничения, обязанности

Собственник-учредитель МУПа имеет право:

  • ликвидировать созданное учреждение;
  • изъять или ликвидировать выделенное для работы имущество, если посчитает его излишним либо неправильно используемым;
  • объединять разные объекты одного изначального фонда в один или разбивать их на несколько;
  • обозначить и получать часть или всю прибыль от деятельности учреждения.

При этом в его обязанности, согласно закону, входит лично:

  • обеспечивать подопечное учреждение требуемыми условиями;
  • определять функциональные задачи, следить за соответствием руководителя;
  • организовывать реструктуризацию, ликвидацию при возникновении необходимости;
  • следить за обеспечением сохранения переданной материальной базы.

Собственник, тем более, просто назначенный руководитель, не имеют права:

  • выделять из созданного МУПа новое юридическое лицо в виде дочернего образования (филиалы разрешаются);
  • допустить прямую приватизацию объекта (приватизация возможна только, если было разрешено и проведено преобразование в ООО);
  • передавать часть прав или все их другим лицам, неуполномоченным структурам.

Руководство унитпредприятия обязано:

  • выполнять возложенные задачи;
  • соблюдать устав;
  • подавать регулярную отчетность.

Руководитель не вправе на 2020 год:

  • своевольно продавать, делить, переоформлять имущественные активы;
  • самостоятельно распоряжаться всем доходом;
  • совершать сделки без участия собственника-учредителя, особенно, когда в этом есть заинтересованность самого руководителя (то есть, сделка подразумевает участие аффилированных лиц);
  • являться учредителем, руководителем, участником любого другого юрлица;
  • занимать параллельно государственную должность;
  • быть параллельно предпринимателем либо получать прибыль с работы в госструктурах, коммерческих-некоммерческих организациях.

Муниципальным УП на основе хозведения доступны более широкие полномочия. Им, в частности, дозволено, например, сдавать свободные помещения в аренду, создавать фонды из оставшейся части прибыли для собственных нужд, включая любые фонды помощи работникам.

Доход казенных предприятий (оперативное владение) идет только на обеспечение производства, возникшие излишки безоговорочно сдаются обратно государству.

Обязательные атрибуты учреждений

Как любое полноценное юридическое лицо и как государственный объект, указанные виды организаций обязательно должны:

  • иметь правильное название, раскрывающее их принадлежность к конкретному собственнику (Муниципальное унитарное предприятие «Городская недвижимость» города Уфы);
  • иметь учредительные документы, устав;
  • держать уставный фонд (не нужен для казенных форм);
  • пройти регистрацию в ЕГРЮЛ.

И, конечно, платить налоги.

Это было определение МУП для широкого понимания вопроса. Правовая основа деятельности государственных коммерческих УП лежит в Законе № 161 2002 года (14.11) и п.3 статьи 17 Закона № 131 2003 года. Изучение этих актов вместе с разъяснениями юристов помогут вникнуть в вопрос еще глубже для решения возникших проблем.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ImeyuPravo.com/dogovora-i-biznes/munitsipalnoe-unitarnoe-predpriyatie-opredelenie-forma-sobstvennosti-deyatelnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.