Муниципальные объекты это

§ 3. Виды объектов муниципальной собственности

Муниципальные объекты это

Федеральныйзакон № 131-ФЗ выделяет несколько видовмуниципальных имущественных объектовв зависимости от их целевого назначения.Это имущество, предназначенное:

1)для решения вопросов местного значения;

2)для осуществления отдельных государственныхполномочий, переданных органам местногосамоуправления;

3)для обеспечения деятельности органови должностных лиц местного самоуправления,муниципальных служащих, работниковмуниципальных предприятий и учрежденийв соответствии с нормативными правовымиактами представительного органамуниципального образования;

4)для решения вопросов, право решениякоторых предоставлено органам местногосамоуправления федеральными законамии которые не отнесены к вопросам местногозначения.

Вместес тем Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗне разделяет по объектам муниципальноеимущество между названными егокатегориями. Это означает, что любоймуниципальный имущественный объектможет использоваться по каждому изназванных целевых назначений.

Федеральныйзакон № 131-ФЗ делит объекты муниципальнойсобственности на две группы: 1) имущество,находящееся в собственности поселений;2) имущество, находящееся в собственностимуниципальных районов. Что касаетсягородского округа, в его муниципальнойсобственности по Закону могут быть всевиды имущества из обеих групп.

Итак,в собственностипоселений могут находиться:

1)имущество, предназначенное для электро-,тепло-, газо- и водоснабжения населения,водоотведения, снабжения населениятопливом, для освещения улиц населенныхпунктов поселения;

2)автомобильные дороги местного значенияв границах населенных пунктов поселения;

3)имущество, предназначенное для организацииохраны общественного порядка в границахпоселения;

4)жилищный фонд;

5)пассажирский транспорт и другоеимущество, предназначенные длятранспортного обслуживания населенияв границах поселения;

6)имущество, предназначенное дляпредупреждения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций в границахпоселения;

7)имущество, предназначенное для обеспеченияпервичных мер пожарной безопасности;

8)имущество библиотек поселения;

9)имущество, предназначенное для организациидосуга и обеспечения жителей поселенияуслугами организаций культуры;

10)объекты культурного наследия (памятникиистории и культуры);

11)имущество, предназначенное для развитияна территории поселения физическойкультуры и массового спорта;

12)имущество, предназначенное для организацииблагоустройства и озеленения территориипоселения;

13)имущество, предназначенное для сбораи вывоза бытовых отходов и мусора;

14)имущество, включая земельные участки,предназначенные для организацииритуальных услуг и содержания местзахоронения;

15)имущество, предназначенное дляофициального опубликования (обнародования)муниципальных правовых актов, инойофициальной информации;

16)земельные участки, отнесенные кмуниципальной собственности поселенияв соответствии с федеральными законами;

17)пруды, обводненные карьеры на территориипоселения и др.

Всобственности муниципальных районовмогут находиться:

1)имущество, предназначенное для электро-и газоснабжения поселений в границахмуниципального района;

2)автомобильные дороги местного значениявне границ населенных пунктов в границахмуниципального района, а также имущество,предназначенное для обслуживания такихавтомобильных дорог;

3)пассажирский транспорт и другоеимущество, предназначенные длятранспортного обслуживания населениямежду поселениями на территориимуниципального района;

5)имущество, предназначенное дляпредупреждения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций на территориимуниципального района;

6)имущество, предназначенное для организацииохраны общественного порядка натерритории района муниципальноймилицией;

7)имущество, предназначенное для обеспеченияобщедоступного и бесплатного дошкольного,начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования,а также предоставления дополнительногообразования и организации отдыха детейв каникулярное время;

8)имущество, предназначенное для созданияусловий для оказания медицинской помощинаселению на территории муниципальногорайона;

9)имущество, предназначенное для утилизациии переработки бытовых и промышленныхотходов;

10)архивные фонды;

11)имущество, включая земельные участки,предназначенное для содержания натерритории муниципального районамежпоселенческих мест захоронения иорганизации ритуальных услуг;

12)имущество, необходимое для официальногоопубликования (обнародования) муниципальныхправовых актов, иной официальнойинформации;

13)земельные участки, отнесенные кмуниципальной собственности муниципальногорайона в соответствии с федеральнымизаконами;

14)пруды, обводненные карьеры, расположенныена территориях двух и более поселенийили на межселенной территориимуниципального района;

15)имущество, предназначенное для создания,развития и обеспечения охранылечебно-оздоровительных местностей икурортов и др.

Всобственности поселений и муниципальныхрайонов может находиться иное имущество,необходимое для осуществления полномочийпо решению вопросов местного значения.

Содержащийсяв Законе перечень объектов по каждомууровню муниципальных образованийявляется не “минимально необходимым”,а “максимально возможным”. Этоперечни не обязательных, а возможныхобъектов, т.е. одно муниципальноеобразование может иметь весь наборобъектов, перечисленных в Законе, удругого чего-то может не быть.

Однакомуниципальные образования не могутиметь в собственности никакого иногоимущества, если оно не попадает в переченьобъектов, названных в Законе, либо непредназначено для осуществленияполномочий по решению вопросов местногозначения. Согласно ч.

 5 ст. 50 такоеимущество не может оставаться всобственности муниципальных образованийи подлежит перепрофилированию (изменениюцелевого назначения имущества) либоотчуждению. Порядок и сроки отчуждениятакого имущества устанавливаютсяфедеральным законом.

ЛысковаН.А. в своем диссертационном исследовании«Условия функционирования и особенностисоциально-экономического развитиямуниципальных образований» (Волгоград,2011) приводит следующую классификациюобъектов муниципальной собственности:

КритерииклассификацииВиды объектов муниципальной собственности
Видовой состав− материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты);− нематериальные (интеллектуальная собственность)
Функциональное назначение− для осуществления хозяйственной деятельности:− объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;− транспорт и связь;− торговля, бытовое обслуживание, строительство;− для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций;− земельные ресурсы
Режимфункционирования− переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям;− переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям;− находящиеся в безвозмездном пользовании
Форма выражения объектов− стоимостная;− вещественная
Степеньдоходности− доходообразующие;− самофинансируемые;− бюджетообременительные (доходопоглощающие)
Происхождение− естественные или природные;− искусственные, т. е. созданные человеком
Степеньготовностик эксплуатации− готовые к использованию;− предназначенные для реконструкции и капитального ремонта;− не завершенные строительством

Согласноч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ,имущество, являющееся объектоммуниципальной собствен­ности,подразделяется на:

1)имущество, закрепленное за муниципаль­нымиунитарными предприятиями и учрежде­ниямина праве хозяйственного ведения и правеоперативного управления. Муниципальныепред­приятия имеют общую цельдеятельности ­ пре­доставлениенаселению жизненно необходимыхматериальных и духовных благ, которыевзаи­мосвязаны в процессе функционирования;

2)имущество муниципальной казны, к ко­торойотносятся средства местного бюджета ииное имущество, не закрепленное замуници­пальными предприятиями иучреждениями.

Такимобразом, муниципальная собствен­ностьвключает в себя широкую сеть объектовкак хозяйственного, так и социально­бытового назначения, локализованную врамках муници­пального образования.От уровня развития муниципальнойсобствен­ности, а также эффективностииспользования ее составляющих во мно­гомзависит качество жизни населения.

Источник: https://studfile.net/preview/5662034/page:50/

Журнал

Муниципальные объекты это
!!!

Хорев Андрей Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Московского университета МВД России тел: 385-83-80, 335-50-55

Классификация объектов права муниципальной собственности

Классификация объектов права муниципальной собственности может быть представлена следующим образом. Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты: 1. Недвижимое имущество (недвижимость): а) земля (земельные участки); б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира; в) здания, сооружения, помещения; г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания). 2. Движимое имущество: а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.); б) деньги и ценные бумаги. 3. Квази-вещи: а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов); б) иные имущественные права. Сказанное дает право признать наиболее корректными формулировки тех уставов муниципальных образований, которые учитывают особенности объектов права собственности. В этой связи заслуживает упоминания Устав г. Н. Новгорода, в ст. 53 которого в состав муниципальной собственности города включаются средства бюджета города, муниципальные внебюджетные и валютный фонды, имущество органов местного самоуправления города, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, имущество муниципальных предприятий и организаций, муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, и иное движимое и недвижимое имущество. Хотя и здесь, например, отнесение к городской собственности имущества органов местного самоуправления города крайне сомнительно с позиций Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Юридическая характеристика объектов права муниципальной собственности означает прежде всего исследование особенностей их правового режима. Это понятие достаточно давно вошло в обиход юридической науки, но, к сожалению, не получило глубокого анализа. Два обстоятельства затрудняют решение данной задачи. Во-первых, не ясно, в какой мере уместно вообще введение в научный аппарат термина “правовой режим имущества”. Для каждого, кому этот термин встречался в законодательстве или кто сталкивался с его объяснением в юридической литературе, становилось понятно, что речь идет в сущности о характеристике субъективных прав более или менее широкого круга субъектов. Мысль о том, что “никакого правового режима вещей на самом деле быть не может” и что в действительности правовой режим устанавливается не для вещей, а для связанного с ними поведения людей”, казалось, давала все основания для признания термина “правовой режим вещей” (имущества) “сокращенным словесным образом” разнообразных актов человеческого поведения. Как заметил Р. Саватье, “реальные вещи выступают в юридической жизни через посредство прав, которые осуществляются в отношении этих вещей”. Между тем, на наш взгляд, данное понятие все же имеет право на самостоятельное существование. По своей сущности оно является предметной характеристикой юридических отношений. В нем предельно общим образом выражаются границы воздействия механизма правореализации на материальные процессы воспроизводства. И хотя речь идет все же о поведении людей, однако не “связанного с вещами”, а направленного, воздействующего на вещи (имущество). Во-вторых, ни теория права, ни отраслевые юридические науки не дают однозначного ответа на вопрос об объекте правоотношения, а это во многом осложняет анализ положения имущества (вещей) в механизме правового регулирования. Вещи (имущество, материальные блага) считают объектами права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности, сделки и права собственности одновременно (Ю.К. Толстой), объектами правоотношения и субъективного права и юридической обязанности (М.М. Агарков и С.С. Алексеев), объектами правоотношения, субъективного права и поведения управомоченного лица (Н.И. Матузов), материальными объектами правоотношения (О.С. Иоффе и др.). Понятие “правовой режим имущества (вещей)” включает в себя сложный комплекс правовых норм, устанавливающих права и обязанности, объектом которых может выступать это имущество. “Правовой режим, — пишет В.И. Сенчищев,— это совокупность всех позитивно-правовых предписаний, существующих и действительных… и в соответствующих случаях определяющих права, обязанности, дозволения, запреты и предписания абсолютно всех лиц… по поводу того предмета (явления), в отношении которого они установлены”. По своей характеристике эти нормы могут быть и регулятивными и охранительными, материальными и процессуальными, различной отраслевой принадлежности. Данный термин служит таким образом законченным выражением всех состояний “юридического бытия” материальных благ. К такому его истолкованию фактически пришел А.И. Масляев, считавший, что здесь имеется в виду “правовое положение имущества”. И если с точки зрения языка науки с этим вряд ли можно согласиться, поскольку юридическая наука термин “правовое положение” прочно связывает с понятием субъекта права, то в остальном нельзя не признать, что термин “правовой режим” по отношению к материальному объекту правоотношения (вещи, имуществу) означает то же, что термин “правовое положение” по отношению к субъекту права. В содержании норм, образующих модель правового режима любого имущества, проявляется действие по крайней мере трех факторов. Во-первых, это социально-экономическая функция материальных благ и, прежде всего, вещей, в которых выражается материальная сторона общественных отношений, их экономическая ценность. С другой стороны, общественные производственные отношения реализуют экономическую функцию вещей, выступающих в качестве средств производства и предметов потребления. Если допустить, что правовое опосредование отношений общественного производства происходит все же через систему имущественных отношений (С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.П. Грибанов и др.), а не напрямую (М.М. Агарков, Д.М. Генкин, О.А. Красавчиков и др.), то последние могут рассматриваться в качестве той социальной формы, в которой экономическая функция вещей приобретает юридическое значение и отражается в нормах права. По этому признаку различаются нормы, общие для всех вещей (например, риск случайной гибели), нормы, общие для некоторого рода вещей (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество или правила операций (сделок) с валютными ценностями), и нормы, относящиеся только к какому либо одному виду вещей (например, правила совершения сделок с жилыми помещениями). Во-вторых, содержание норм, образующих правовой режим имущества, определяется социально-экономической функцией субъекта, т. е. его ролью как агента общественного производства и его местом в политической организации общества. При этом если одни нормы устанавливают права и обязанности субъектов применительно к принадлежащему им (закрепленному за ними) имуществу, то другие — применительно к имуществу других лиц (своему или чужому). Кроме того, здесь также могут быть выделены нормы, относящиеся ко всем субъектам (содержание права собственности, недопустимости злоупотребления правом собственности и др.), нормы, общие для субъектов определенного рода (например, для основных средств учреждений), и, наконец, нормы, адресуемые одному виду субъектов (например, имуществу государственных и муниципальных образовательных учреждений). В-третьих, “правовой режим” всякой вещи отражает то, что С.З. Михайлин назвал стадиями движения имущества, а экономическая наука — стадиями жизненного цикла продукции (проектирование, производство, обращение, эксплуатация или потребление). По правовому режиму все объекты муниципальной собственности разделяются на имущество муниципальной казны и имущество муниципальных предприятий и учреждений. Кроме того, объекты муниципальной собственности по правовому режиму объединяются в различные фонды, существующие как в натуральной, так и денежной форме. К числу первых относятся муниципальный жилищный фонд, муниципальный фонд нежилых помещений, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; муниципальный музейный фонд и др. Примерами второго рода являются муниципальные бюджетные и внебюджетные фонды. Фондом в юридической науке принято понимать совокупность объектов (главным образом вещей, денег и ценных бумаг), обладающих общностью правового режима и в первую очередь общим целевым назначением. “Совокупность имущества (предметов, средств и др.), имеющего единое целевое (производственно-хозяйственное) назначение и одинаковый правовой режим, составляет фонд”. Право муниципальной собственности как разновидность права публичной собственности реализуется в первую очередь по отношению к такой совокупности объектов, как фонды муниципального имущества, путем установления их правового режима, управления (распределения и перераспределения), контроля за их использованием и охраной (защитой) прав собственности на это имущество. В советское время В.С. Якушев обратил внимание на то, что имущественные комплексы и фонды выступают непосредственными объектами права государственной собственности, а объектами права оперативного управления являются конкретные вещи, входящие в тот или иной фонд. В составе муниципальной казны необходимо различать денежные средства муниципального бюджета и иное имущество (как движимое, так и недвижимое), не закрепленное на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления за каким-либо предприятием либо учреждением. К числу важнейших видов такого имущества относятся муниципальные земли, жилищный и нежилой фонд; объекты городской инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, денежные средства внебюджетных муниципальных фондов и другие вещи, чей правовой режим не позволяет считать их объектами права хозяйственного ведения либо права оперативного управления муниципальных предприятий или учреждений. Оперативное управление такими объектами осуществляют органы местного самоуправления.

В составе распределенного муниципального имущества, во-первых, следует назвать имущество (основные и оборотные средства) жилищно-эксплуатационных, ремонтно-строительных, транспортных и иных муниципальных предприятий, осуществляющих обслуживание, эксплуатацию, содержание или ремонт вышеуказанных объектов муниципальной собственности.Во-вторых, в составе этой группы объектов нужно назвать имущество муниципальных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также муниципальных предприятий, обеспечивающих их работу (оптовой торговли, заготовительных, ремонтно-строительных, переработки и хранения и др.).

В-третьих, имущество муниципальных учреждений здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

ГК РФ допускает возможность закрепления отдельных объектов в исключительной собственности муниципальных образований (п. 3 ст. 212 ГК). Однако какого-либо закона по вопросу об исключительных объектах муниципальной собственности до сих пор не принято. Хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются, что свидетельствует о действительной значимости этой проблемы. Так, например, был принят закон о сохранении статуса муниципальных учреждений и объявлении моратория на их приватизацию. Этим нормативным актом была запрещена приватизация образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе: – жилые помещения, располагающиеся в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль; – жилые помещения в домах, находящихся в сельской местности; – клинические базы учреждений медицинского образования; – учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства и другие научные, проектные, производственные предприятия, учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие образования. Думается, что решению этой проблемы мог бы послужить закон о государственной и муниципальной собственности. Именно он должен решить вопрос о границах полномочий муниципальных образований в части отчуждения (приватизации) объектов муниципальной собственности, не допуская перехода в частные руки важнейших объектов, служащих удовлетворению общих либо общественно значимых потребностей местного населения. Право муниципальной собственности предполагает включение объекта в перечень (реестр) муниципальной собственности. Это было предусмотрено распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, исходя из интересов местного населения. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке. Основанием для включения (исключения из реестра) выступают также акты органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъекта Федерации, решения судов.

Право собственности на муниципальное недвижимое имущество, а также ограничения и обременения этого права (ипотека, аренда, арест) подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Источник: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0303/3.html

Объекты собственности муниципального образования

Муниципальные объекты это

Объект собственности выступает в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, денежных средств. Поэтому объекты собственности часто называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения между субъектами.

Любой объект собственности имеет своего хозяина. Принадлежность собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности. В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральное законодательство выделяет муниципальную собственность в самостоятельную форму собственности, которая составляет экономическую основу местного самоуправления.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы доходности и социальной пользы.

С одной стороны, муниципалитет использует собственность для того, чтобы воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов в интересах населения и извлекать доход от ее использования.

С другой стороны, муниципальная собственность должна служить для удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования (уборка улиц, противопожарная служба, общественный транспорт, оказание ритуальных услуг и др.), то есть имеет социальное значение.

Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а поэтому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной (а иногда убыточной) муниципальной собственности.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения (удовлетворение жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения), и исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга других вопросов, в частности используются для обеспечения доходов местного бюджета (за счет реализации имущества, его арендного использования), для укрепления социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты и обеспечения занятости населения), для развития инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых и инженерных коммуникаций), для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, создания и укрепления рыночной инфраструктуры.

Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципального образования и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Компетенция муниципального образования складывается из вопросов местного значения (ФЗ №131) и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными и региональными законами.

3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В состав муниципального имущества входит:

· имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов;

· автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

· жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

· пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения;

· имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

· имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка

· объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

· имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

· имущество, предназначенное для оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

· имущество библиотек;

· имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

· имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания мест захоронения и организации ритуальных услуг;

· имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

· земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности;

· имущество, предназначенное для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

· имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

· объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

· имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

· пруды, обводненные карьеры, леса;

· имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

Таким образом, в состав муниципального имущества включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Муниципальную собственность можно классифицировать по следующим критериям (табл. 3.10.1).

Таблица 3.10.1. Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав · материальные (движимые и недвижимые, в том числе права на недвижимые объекты); · нематериальные
Режим функционирования · находящиеся в муниципальной казне; · переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям; · переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; · находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, то есть сферы удовлетворения общественных потребностей · объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; · транспорт и связь; · торговля, бытовое обслуживание, строительство; · недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов · стоимостной; · вещественный
Степень доходности · доходообразующие; · самофинансируемые; · бюджетообременительные
Происхождение · естественные и природные; · искусственные, созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации · готовые к использованию; · предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; · незавершенные строительством

Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования представлена на рис. 3.10.1.

Рисунок 3.10.1. Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных хозяйственных функций местного самоуправления.

Материальные объекты муниципального имущества делятся на движимое и недвижимое. На рис. 3.10.2 представлена классификация объектов недвижимого имущества.

Рисунок 3.10.2. Классификация объектов недвижимости муниципального имущества

Можно выделить следующие специфические характеристики муниципальной собственности:

1. Она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства.

2. Часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета.

3. Выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостной) комплекс.

4. Создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью.

5. Наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.

6. Используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

Муниципальная собственность не просто характеризует принадлежность объекта определенному субъекту, а должна удовлетворять разнообразные потребности населения муниципального образования, приносить реальную пользу населению.

А это возможно только в том случае, если муниципальная собственность эффективно реализуется, или непрерывно создает соответствующий ее профилю продукт, воспроизводя все условия существования муниципальной социально-экономической системы.

Поэтому муниципальная собственность – система отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения, экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. В этой связи необходимо включение в стратегическое планирование муниципальным образованием вопросов управления собственностью.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность.

Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их.

Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a8730.html

Муниципальная собственность

Муниципальные объекты это

Объекты муниципальной собственности можно классифицировать:

  1. по характеру – на недвижимое (здания, сооружения, земельные участки, коммуникации) и движимое (оборотные средства муниципальных предприятий и учреждений, доходы от муниципальной собственности, поступления от местных налогов и сборов) имущество;
  2. по назначению – на объекты производственного (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные и т.п.) и непроизводственного (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура и т.п.) назначения.

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

  • жилой фонд;
  • нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры, стадионы, бассейны и т.п.);
  • объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;
  • транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;
  • земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты (сады, парки, скверы).

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь “управляют муниципальной собственностью” и на этом основании выступают в качестве второстепенных субъектов права муниципальной собственности. К таким субъектам можно отнести:

  • главу муниципального образования;
  • представительный орган муниципального образования;
  • структурные органы и подразделения местной администрации;
  • орган управления муниципальным хозяйством;
  • муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  • другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, – население непосредственно.

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью – местное сообщество, т.е. население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества.

В то же время в качестве дополнительных субъектов отношений муниципальной собственности выступают органы, причастные к управлению ею. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности.

Можно с уверенностью утверждать, что муниципальная собственность в большей степени близка к государственной: ведь собственником последней также выступает в первую очередь общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определенной степени “пересекаются”), а для управления государственной собственностью создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами соответствующих отношений.

Объектами муниципальной собственности, как показано выше, являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество, т.е. в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. Муниципальная собственность по своей природе обладает двумя важнейшими особенностями.

  1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность. В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые особенно важны для жизнеобеспечения определенного населенного пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно отнести, например, городские парки и памятники культуры. Таким образом, во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности (спортивные, образовательные и др.) социально ориентированы.
  2. Муниципальная собственность выполняет функции экономической основы местного самоуправления. Например, муниципальные предприятия в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими предприятиями. Имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую деятельность этих органов.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Проведенный выше анализ показывает, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности. Сущность первичного собственника в обоих случаях сходна: население соответствующей территории.

Характер объектов государственной и муниципальной собственности также близок: среди основных функций этих объектов – стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения.

К особенностям и государственной, и муниципальной собственности относятся ее общественный характер (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления ею.

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/3624/866/lecture/31847?page=2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.