Муниципальный земельный участок

Содержание

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Муниципальный земельный участок

Баязитов, З. Д. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности / З. Д. Баязитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64181/ (дата обращения: 21.10.2020).



Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой деятельности человека и государства в целом. Земля всегда есть и будет основой любой хозяйственной деятельности, будь то индивидуальным жилищным строительством или сельскохозяйственной и промышленной.

На сегодняшний день в России преобладающая часть земельных участков находятся в государственной или муниципальной собственности (около 91,9 % от общей площади земель), в частной собственности всего 8,1 %.

Следовательно, земель государственной и муниципальной собственности значительно больше, соответственно их динамическое развитие, предоставление и правовое регулирование остается актуальным по сей день.

Согласно ст. 39.

1 Земельного Кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются: постановления уполномоченных органов государственной власти или органов МСУ касаемо предоставления земельного участка в аренду, в собственность на безвозмездной основе, постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельного участка в собственность за определенную плату посредством оформления договора купли-продажи; предоставление земельного участка в безвозмездное пользование [1]. Механизм предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданами или юридическим лицами для реализации всевозможных видов хозяйственной деятельности можно представить в следующем виде:

  1. Платно: в собственность (на торгах) и без проведения торгов; в аренду (на торгах) и без проведения торгов.
  2. Бесплатно: отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст. 39.

5, 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на платной и бесплатной основе. Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимые в форме публичных аукционов, либо без проведения торгов [2].

Для проведения аукциона по инициативе заинтересованного лица которыми могут выступать и физические, и юридические лица, необходимо подготовить следующие документы: схему земельного участка на кадастровом плане территории (далее схема ЗУ на КПТ), заявление об утверждении схемы ЗУ на КПТ, утверждение или отказ уполномоченным органом схемы ЗУ на КПТ в течение месяца со дня обращения в уполномоченный орган; межевание земельного участка; заявление на проведение аукциона, процедуры получения технических условий на подключение к сетям энергопотребления, газоснабжения и пр., постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на данный земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, принятия решения о проведении аукциона в срок не более 2 месяцев с момента подачи первичного заявления [3]. После оформления необходимых документов заинтересованное лицо подает заявку на участие в торгах. Результаты аукциона протоколируются организатором аукциона. Стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения торгов. Необходимо отметить, что в случае не выигрыша инициатора аукциона, расходы, понесенные в результате оформления схемы ЗУ на КПТ и проведения кадастровых работ, не возмещаются.

За исключением случаев передачи земельного участка физическим лицам или фермерским хозяйствам для ИЖС; осуществления фермерской деятельности; ведения ЛПХ, дачного хозяйства, садоводства аукцион проводиться в электронной форме [4]. Земельный участок предоставляется единственному подавшему заявку на проведение аукциона, если он был признан единственным участником данного аукциона.

Предусмотренная ст. 39.

3 ЗК РФ продажа земельных участков без проведения торгов реализуется в следующих случаях: земельные участки, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций; ведения сельскохозяйственного производства физическому или юридическому лицу после трех лет аренды; передачи земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах МО, садоводства и крестьянско-фермерского хозяйства; земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства или сельскохозяйственной организации; при предоставлении в аренду для комплексного освоения территории; земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной физическими лицами для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства членам такой организации (за исключением принадлежащих имуществу общего пользования участков); предоставления садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу (за исключением участков общего назначения); предоставления земельного участка собственникам зданий, или помещений в них, сооружений, расположенным на данном участке [5]. Цена земельного участка не может быть больше кадастровой стоимости при заключении договора купли-продажи.

Безусловно, продажа государственных и муниципальных земель в частную собственность увеличивает объем инвестиций, а ставка только на аренду земли сужает круг поиска эффективных землепользователей. Однако передача в аренду земельных участков позволяет достичь баланса между интересами государства как арендодателя, и граждан или юридических лиц как арендаторов.

Следственно, договору аренды отводится значительная роль в регулировании земельных правоотношений. Аренда оформляется в виде договора, который необходимо зарегистрировать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Арендатор обязан использовать земельный участок только по целевому назначению, оплачивать ежегодно арендную плату согласно установленному графику.

В соответствии со ст. 39.

6 Земельного Кодекса договор аренды земельного участка может заключаться без проведения торгов: «в случае предоставления земельных участков, образованных в границах застроенной территории, юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, для реализации инвестиционных проектов, для комплексного освоения территории, для ведения сельскохозяйственного производства, некоммерческой организации в целях индивидуального жилищного строительства, гражданам претендующих на первоочередное или внеочередное приобретение участков, организациям для проведения работ по пользованию недрами», а также в иных случаях передачи земельных участков, в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ.

При предоставлении земельного участка в аренду для строительства или освоения территории в обязательном порядке проводятся публичные торги. Размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. Если была подана одна заявка, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены [6].

В зависимости от категорий граждан, которым возможно предоставить земельного участка в собственность бесплатно, можно условно разделить на четыре группы: многодетные семьи; отдельные категории граждан, в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ которым предусмотрено предоставление земельного участка бесплатно; любой гражданин, у которого находился в безвозмездном пользовании земельный участок; специалист в бюджетной сфере, который соответствует предусмотренным законам требованиям, и у которого иметься в безвозмездном пользовании земельный участок;

В разных субъектах Российской Федерации льготниками могут являться различные категории граждан.

Следовательно, положения о бесплатном выделении земельных участков отдельным категориям граждан, как и многие другие условия предоставления земли, такие как: список муниципальных образований, список специальностей, которым предоставляется приоритет, различные условия для получения земельного участка многодетными семьями, устанавливаются местными законами на уровне субъектов РФ.

Повышение эффективности организационно-правовых механизмов способствуют реализации прав граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. И в зависимости от того насколько рационально используются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, зависят темпы ускорения или замедления развития экономики.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/285/64181/

Выкуп надела или как купить участок земли у администрации города или поселка под ИЖС и СХ нужны?

Муниципальный земельный участок

Самым распространённым вариантом приобретения земельных участков является выкуп из аренды. Если гражданин использует государственную землю для сельскохозяйственных нужд или построил дом для постоянного проживания, он имеет право выкупить её. Для совершения действий нужно знать правовые тонкости. Если, например, купленный участок будет заброшен, администрация его изымет.

Покупка земельного участка у сельской администрации: что сказано в законе

Вопросы, касающиеся аренды и последующей купли земли регулируются Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ. В законодательных актах сказано, что надел можно выкупить после пользования им в рамках договора аренды.

В арендном соглашении должна быть предусмотрена возможность последующего выкупа участка у муниципалитета по истечении 3-лет с момента заключения договора.

Внимание! Если арендатор возвёл дом и оформил его согласно закону, при покупке земли у сельской администрации торгов не будет.

Если капитальные строения отсутствуют, потенциальный покупатель обязан участвовать в торгах по всем правилам.

Как взять в аренду надел у администрации сельского поселения?

Справка. Перед оформлением договора следует узнать условия предоставления УЗ во временное пользование, каков порядок заключения сделки с муниципальным образованием.

Важнейшее условие для оформления арендного соглашения – получение письменного согласия от муниципального административного образования.

Сельскими администрациями проводятся следующие виды сделок по аренде:

  • Аренда при проведении торгов;
  • Безвозмездная аренда;
  • Предоставление участка во временное пользование без торгов.

Чтобы взять землю в аренду, обращаются в поселковую администрацию с заявлением и перечнем документов:

  • Российский паспорт;
  • Свидетельство о заключении брака;
  • При наличии детей их свидетельства о рождении;
  • Справка о составе семьи;
  • Выписка из домовой книги;
  • Справка о жилплощади, на которой зарегистрирован арендатор с семьёй;
  • Свидетельства о правах на льготы (если есть);
  • Справка из Росреестра, подтверждающая, что за арендатором не числятся другие УЗ.

Кандидат на получение муниципальной земли должен быть готовым ответить на вопросы со стороны чиновников об образовании, роде деятельности, уровне доходов, о семье.

После рассмотрения заявления компетентный орган в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении участка в аренду или даёт мотивированный отказ.

Пакет документов для выкупа у государства муниципального участка

Чтобы приобрести землю, принадлежащую местной администрации, покупатель должен подготовить следующие бумаги:

  • Паспорт гражданина РФ (оригинал и копию);
  • Кадастровый паспорт УЗ;
  • Документацию, подтверждающую право пользования наделом: например, договор аренды;
  • Квитанцию об оплате сбора за регистрацию.

Если на земле имеется жилой дом или другие постройки, на них представляют свидетельства о ПС или выписки из ЕГРП. Составляют заявление и направляют его с пакетом документов в администрацию.

Внимание! Чтобы заявление приняли на рассмотрение, оно должно содержать обязательную информацию о недвижимом объекте.

Таким сведениями являются:

  • Адрес земельного участка;
  • Площадь и размеры надела;
  • Цель приобретения и дальнейшее использование УЗ.

В заявлении следует обозначить согласие на уплату аванса.

Как можно увеличить земельный участок за счёт муниципалитета?

Расширить границы землевладения можно путём перераспределения. Между собственником основного надела и местной администрацией заключается соответствующее соглашение.

Порядок совершения действий:

  • Хозяин соседней земли выясняет, кто владеет участком, который предстоит присоединить. УЗ должен находиться в федеральной, муниципальной или областной собственности. Перераспределение частных земель невозможно;
  • Заинтересованное лицо направляет заявление в уполномоченный орган, приложив схему расположения участка; документы, подтверждающие ПС на надел и другие бумаги;
  • Местная администрация в течение месяца принимает решение о заключении соглашения о перераспределении или об отказе с обоснованием причин.

В случае принятия уполномоченным органом положительного решения заявитель должен провести межевание за собственный счёт при определении границ УЗ, поставить участок на кадастровый учёт. После совершения указанных действий подписывается соглашение о перераспределении земли, на основании которого землевладелец регистрирует ПС.

Внимание! Перераспределению подлежат только те земли, из которых невозможно сформировать новый надел.

Процесс регистрации договора и покупки участка в поселковой администрации

После подписания договора о выкупе участка в поселке с местной администрацией гражданин должен зарегистрировать свои права на надел в отделении Росреестра.

Для совершения регистрационных действий нужны документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Правоустанавливающие бумаги на УЗ;
  • Документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

После регистрации покупатель становится собственником на законных основаниях и получает выписку из реестра.

Под ИЖС

Приобрести муниципальный участок под строительство дома можно с вынесением предварительного согласования места размещения объекта или без вынесения.

Порядок покупки надела:

  • Обращение в администрацию с заявлением, содержащем просьбу о купле земли. Указывают расположение, размеры земли и её статус (ИЖС).
  • Рассмотрение заявки органами власти и вынесение решения.

Муниципальные власти предложат гражданину участок, параметры и условия пользования которого совпадают с указанными в заявлении.

Специалисты Федеральной кадастровой службы проведут замеры, определят границы УЗ и выдадут подтверждающий документ. Землевладелец может приступать к регистрации права на недвижимость и оформлению договора купли-продажи. В итоге гражданину выдаётся документ, удостоверяющий ПС.

Под сельхозназначение

Приобретение сельскохозяйственных угодий у муниципальных властей осуществляется по алгоритму:

  • Подача ходатайства в местную администрацию.
  • Рассмотрение заявления в установленный законом срок.
  • Вынесение решения о предоставлении надела или отказ в удовлетворении ходатайства с указанием причин.

Внимание! Отказ может быть мотивирован отсутствием в фонде администрации свободных сельскохозяйственных участков.

В случае положительного исхода материалы дела согласуются с архитектурными и другими органами. Право на надел регистрируют в местной регистрационной палате, затем составляют договор купли-продажи. По завершению всех регистрационных действий гражданин получает бумагу, удостоверяющую ПС на сельскохозяйственный участок.

Таким образом, приобретение земельного участка у местной администрации юридически безопасно, так как не повлечёт претензий со стороны заинтересованных лиц. Муниципалитет обязан информировать об имеющихся обременениях и ограничениях при заключении договора купли-продажи УЗ.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/kuplya-prodazha/kak-kupit-u-administratsii.html

Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности

Муниципальный земельный участок

Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности – это кадастровые работы по формированию совершенно нового земельного участка из земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства.

Выполнение работ включает в себя геодезические измерения границ формируемого участка (определение точных координат участка на местности), подготовку кадастровым инженером межевого плана, подача межевого плана в Росреестр. Результатом работ является занесение сведений о вновь образованном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В каких случаях требуется услуга образования земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности?

  1. в случае необходимости оформления в собственность (прирезка) или в аренду территории, не стоящей на кадастровом учете, смежной земельным участком, находящимся в собственности у заинтересованного лица,
  2. в случае отсутствия в ЕГРН сведений о земельном участке под зарегистрированным строением, находящимся в собственности у заинтересованного лица (предварительное согласование предоставления земельного участка)

На каком основании это делается?

Согласно Земельному Кодексу РФ формирование нового земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется исключительно в соответствии с одним из следующих документов:

  • проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,
  • проектная документация лесных участков,
  • утвержденная органом государственной или муниципальной власти схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории.

При отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Только на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование следующих земельных участков:

  • образуемых из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территорий,
  • образуемых из земельных участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам,
  • образуемых в границах территорий, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключены договора о их развитии,
  • под многоквартирными домами,
  • для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

В жилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности производится только на основании проекта межевания территории.

Если проект межевания территории не утвержден, то заинтересованному лицу необходимо подать в орган местного самоуправления обращение о возможности внесения в разрабатываемый проект межевания территории сведений об испрашиваемом земельном участке.

В нежилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности может проводиться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в том случае, если проект межевания территории не разработан.

Подготовка межевого плана по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности1 участок площадью до 1000 кв.м15 000 руб.10 раб. дней
1 участок площадью более 1000 кв.миндивидуально10 раб. днейСтоимость зависит от площади и конфигурации участка.

Наши преимущества

Штат аттестованных кадастровых инженеров. Лицензии СРО.

Оперативность решения вопросов.

Все работы выполняются нашими штатными специалистами

Окончательный расчет производится по факту выполнения работ.

Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время.

Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

  • Уточнение местоположения границ и/или площади земельного участка
  • Акт обследования (снятие с учета объекта капитального строительства).
  • Кадастровые работы по Москве
  • Технический план сооружения
  • Заключение кадастрового инженера
  • Источник: https://cgiku.ru/obrazovanie-zemel-ny-h-uchastkov-iz-zemel-ili-zemel-ny-h-uchastkov-nahodyashhihsya-v-gosudarstvennoj-ili-munitsipal-noj-sobstvennosti/

    Муниципальный земельный участок и право собственности на него — нюансы и подводные камни

    Муниципальный земельный участок

    Часто так бывает, что, имея муниципальный участок земли, вы документально не являетесь его собственником. Как исправить это недоразумение — и что собой представляет процедура оформления и регистрации права собственности на него -такие моменты нужно изучить, прежде чем начинать это нелегкое предприятие.

    статьи:

    • Процесс оформления
    • Способы оформления
    • Этапы оформления

    Процесс оформления права собственности на муниципальный земельный участок

    У земли не может не быть собственника, и в нашей стране таким собственником, чаще всего является государство и муниципалитет.

    Для такой земли, находящейся в аренде, Земельный Кодекс России, а также федеральные законы и акты предусматривают возможность быть оформленной в частную собственность с полными правами распоряжения и пользования (продать, передать в аренду, в подарок, передать по наследству) таким участком. Но для этого право собственности должно быть оформлено в соответствии с установленной законом процедурой.

    Прежде чем вести речь об оформлении собственности, будущему владельцу, как минимум, неплохо знать те характеристики, которые являются основополагающими для земельного участка.

    Закон (Земельный Кодекс и Государственный Кадастр недвижимости) определяет, что для земельного участка и его оформления решающее значение имеют:

    • Местоположение.
    • Категория земли.
    • Размеры (площадь).
    • Направление использования.
    • Присвоенный кадастровый номер.

    Оформляя муниципальный участок земли в собственность, замечательно, если вы заранее ознакомитесь с некоторыми нюансами — еще до старта проведения сбора документов и их подачи в соответствующий полномочный орган для дальнейшей регистрации собственности.

    Но в любом случае — перед оформлением вам потребуется главное — собрать необходимые сведения о получаемом участке, разобраться, к какой категории земель он принадлежит. В этом будущему владельцу обязательно поможет территориальное отделение Росреестра.

    Сама же процедура получения и, главное, оформления участка в собственность состоит из нескольких частей:

    • Исполнительная съемка участка.
    • Установление границ участка — разработка проекта и его последующее согласование.
    • Межевание будущего участка.
    • Установление и дальнейшее оформление процесса землеустроения.
    • Обеспечение кадастрового учета.
    • Обращение в регистрационную службу и непосредственно регистрация оформляемого права.

    Способы оформления права собственности на землю

    Законодательство для помощи будущим собственникам определяет несколько способов получения и оформления права собственности на земельный муниципальный участок.

    К таким способам относят:

    1. Бесплатное оформление (этим способом имеют возможность воспользоваться некоторые категории граждан, для которых установлены льготы).
    2. Выкуп участка, находящегося в муниципальной собственности, ранее переданного в аренду.
    3. Административный порядок оформления (сюда относят различного рода торги и аукционы).
    4. Судебный порядок получение права собственности в случае возникновения спорных моментов (к примеру, окончание срока аренды).

    Для отдельных категорий земель статьи ЗК устанавливают упрощенный порядок получения права собственности на них (так, это могут быть земли сельхозназначения в различных товариществах или кооперативах).

    Этапы оформления права собственности и нюансы

    В соответствие с требованиями ЗКодекса России (учитывая все изменения и дополнения), можно выделить несколько этапов, которыми характеризуется оформление земельного участка муниципального значения в собственность.

    Такими этапами определяют:

    • Установление границ участка

    Если границы участка ещене определены, то первые ваши действия, логично, что начать оформление права на него стоит с установления его координат — именно так называется межевание.

    Действия по межеванию входят в обязанности ЦЕУКИКЗ (центр единого учета, кадастра и картографии земли). Специалисты, которых вызывают заблаговременно (кадастровые инженеры), имеют право по оформлению соответствующей технической документации.

    Проводятся подготовительные работы, устанавливается их стоимость, после происходит оформление технического проекта.

    Далее необходимо уведомить всех заинтересованных лиц и вынести границы земли в натуре (установить так называемые межевые знаки) и составляют межевой план. Подписывается межевой акт — и сформированный пакет необходимых документов выдается заказчику.

    После межевания будущему владельцу необходимо обратиться в Кадастровую палату с подачей соответствующего заявление о постановке участка на учет.

    Далее земля получает номер и становится на учет в ЕГРеестр, на основании чего оформляется паспорт на участок и кадастровый план.

    • Получение постановление об отчуждении муниципального участка от главы соответствующего муниципального органа.

    И только после получения этого документа можно приступать к подписанию договора передачи участка или купли-продажи. Этот этап знаменуется регистрацией процесса изменения категории земельного участка.

    • Регистрация полученного права

    Для получения нового свидетельства о праве собственности необходимо обратиться в органы Росреестра — а затем свидетельство регистрируется в органах Федеральной службы регистрации.

    Обратите особое внимание, что законодательные акты прописывают лишь общий порядок процесса приватизации муниципальных земель, но, оформляя ваш участок в собственность, можно столкнуться с определенными нюансами, которые зависит от особенностей каждого отдельно взятого земельного участка.

    Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/municipalnyj-zemelnyj-uchastok-i-pravo-sobstvennosti-na-nego-nyuansy-i-podvodnye-kamni.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.