Национализация как основание прекращения права собственности

РЕКВИЗИЦИЯ, КОНФИСКАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Национализация как основание прекращения права собственности

Реквизиция – ст.242 ГК РФ. Реквизиция – принудительное изъятие имущества собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости этого имущества.

Признаки: принудительное изъятие (независимо от воли собственника), применяется только при чрезвычайных обстоятельствах (аварии, эпидемии, стихийные бедствия и т.д.

), при это реквизиту подлежит только то имущество, которое необходимо либо для предотвращения этих чрезвычайных обстоятельств, либо для устранения последствий таких обстоятельств, осуществляется реквизиция по решению органов исполнительной власти, при этом лица, у которых реквизировано имущество, выплачивается стоимость этого имущества. При этом, если собственник не согласен со стоимостью, то он может оспорить оценку в суде, но не саму реквизицию. Реквизиция не является мерой гражданско-правовой ответственности. При прекращении действий, которые послужили основанием для реквизиции, собственник вправе возврата ему имущества, если оно сохранилось в натуре.

Конфискация – ст.243 ГК РФ. Конфискация – принудительное изъятие имущества собственника безвозмездное в качестве санкции.

Национализация – ст.235, 206 ГК РФ. Национализация – принудительное обращение в собственность государства имущества граждан и юридических лиц на основании закона с возмещением стоимость имущества и других убытков, которые несет собственник. Стоимость можно оспорить в суде.

Момент возникновения права собственности у приобретателя вещи.

Первая причина состоит в том, что бремя содержания имущества лежит на собственнике. Вторая причина (ст.211 ГК РФ): Риск случайной гибели вещи или ее порчи несет собственник вещи, если законом или договором не установлено иное.

Риск случайной гибели – в гибели вещи не виноват не отчуждатель, не приобретатель вещи.

п.1 ст.223 ГК РФ: Право собственности у приобретателя вещи возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под передачей вещи понимается фактическое вручение вещи приобретателю (п.1 ст.224 ГК РФ): вещь считается врученной приобретателю с момента фактического поступления ее во владение приобретателя.

Передачей признается также сдача вещи траспортной организации для отправки приобретателю этой вещи, а так же сдача вещи на почту для пересылки приобретателю этой вещи, если вещь отчуждена без обязательства ее доставки приобретателю.

Приравнивается также к передаче вещи вручение товарораспорядительного документа (например, коносамент) на эту вещь.

Исключение: п.2 ст.223 ГК РФ: если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности возникает в момент регистрации этого права в регистрирующем органе (недвижимое имущество).

При этом необходимо различать регистрацию договора об отчуждении вещи и регистрацию самой вещи.

Формы и виды собственности (права собственности).

Эти формы и виды собственности различаются в зависимости от того, кто является собственником имущества. В соответствии со ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Различают две формы собственности (права собственности): частная собственность и публичная собственность.

Частная собственность имеет место тогда, когда субъектом права собственности является либо гражданин, либо юрлицо. Публичная собственность имеет место тогда, когда субъектом права собственности выступает публичное образование – РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Разные формы собственности существует при одном и том же содержании собственности (права собственности). Так что название формы собственности – название условное.Частная форма собственности бывает двух видов: собственность физических лиц и собственность юридических лиц.

Публичная (скорее всего государственная, ошибка лектора) форма собственности представлена двумя видами: собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации.

Муниципальная форма собственности делится на три вида: собственность поселений, собственность муниципальных образований, собственность городских округов.По общему правилу для всех форм и видов собственности закон устанавливает одинаковый правовой режим, в частности п.4 ст.212 ГК РФ особо подчеркивает, что права всех собственников защищаются равных образом.

Однако даже в настоящее время из этого общего правила бывают некоторые исключения. Они предусмотрены п.3 ст.

212 ГК РФ: особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение им в зависимости от того, в чьей собственности это имущество находится, могут устанавливаться только законом (нельзя подзаконным нормативным актом). Законом определяются те виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, ядерное оружие).

Источник: https://studopedia.ru/3_8794_rekvizitsiya-konfiskatsiya-i-natsionalizatsiya.html

21.Реквизиция, национализация и конфискация как основания прекращения права собственности

Национализация как основание прекращения права собственности

28. Реквизиция.

Реквизи́ция—вид юридической экспроприации, понятие,означающее изъятие государствомимущества у собственника с выплатойему стоимости такого имущества. Реквизициякак одно из оснований принудительногоизъятия у собственника имущества (ст.235 ГК РФ) является категорией гражданскогоправа.

Поэтому связанные с ней отношенияпервично регулируются в ст. 242 ГК РФ.

Согласно данной статье в случаяхстихийных бедствий, аварий, эпидемий,эпизоотий и при иных обстоятельствахчрезвычайного характера имущество винтересах общества по решениюгосударственных органов может бытьизъято у собственника в порядке и наусловиях, установленных законом, свыплатой ему стоимости имущества.

1.В случаях стихийных бедствий, аварий,эпидемий, эпизоотий и при иныхобстоятельствах, носящих чрезвычайныйхарактер, имущество в интересах обществапо решению государственных органовможет быть изъято у собственника впорядке и на условиях, установленныхзаконом, с выплатой ему стоимостиимущества (реквизиция).

2.Оценка, по которой собственникувозмещается стоимость реквизированногоимущества, может быть оспорена им всуде.

3.Лицо, имущество которого реквизировано,вправе при прекращении действияобстоятельств, в связи с которымипроизведена реквизиция, требовать посуду возврата ему сохранившегосяимущества.

29. Конфискация

Конфискация—принудительное безвозмездное изъятиев собственность государства всего иличасти имущества, являющегося собственностьюлица, в качестве санкции за преступлениелибо за административное или гражданскоеправонарушение.

Конфискациявне уголовного производства (гражданскаяили вещная конфискация) — это судебноепреследование имущества. Этот процессотделен от уголовного судопроизводства:должно быть доказано, что конфискуемоеимущество имеет отношение к преступнойдеятельности или было орудием егосовершения. В большинстве случаевдоказательство происходит путемсравнения вероятностей.

Конфискациявне уголовного производства позволяетвернуть активы в тех ситуациях, когданевозможно применить конфискацию вуголовном порядке.

Например, когдапреступник скрывается от правосудия;умер до возбуждения дела или до вынесенияприговора; имеет правовой иммунитет;наделен такой властью, что уголовноерасследование и преследование невозможны;нехватка доказательств для уголовногопреследования и др

30-31. Национализация. Приобретение права собственности по давности владения (приобретательная давность)

Национализация—передача в собственность государстваземли, промышленных предприятий,банков, транспорта или другого имущества,принадлежащего частным лицам илиакционерным обществам. Национализацияможет осуществляться через безвозмезднуюэкспроприацию, полный или частичныйвыкуп.

Согласност. 235 ГК РФ национализация проводитсяв порядке, установленном федеральнымзаконом. Поскольку такой закон внастоящее время не принят, национализацияв России проводиться не может. Однакона практике это относится лишь кбезвозмездной национализации. Полныйили частичный выкуп государствомвполне возможен на основании обычныхдоговоров купли/ продажи.

Приобретательнаядавность—один из способов приобретения правасобственности. Этот способ известенеще римскому праву, где он получилназвание usucapio,что означает «приобретение в результатепользования».

По действующемуроссийскому законодательству, лицо,не являющееся собственником имущества,но добросовестно, открыто и непрерывновладеющее как своим собственнымнедвижимым имуществом в течениепятнадцати лет либо иным имуществом втечение пяти лет, приобретает правособственности на это имущество.

Доприобретения на имущество правасобственности в силу приобретательнойдавности лицо, владеющее имуществомкак своим собственным, имеет право назащиту своего владения против третьихлиц, не являющихся собственникамиимущества, а также не имеющих прав навладение им в силу иного предусмотренногозаконом или договором основания.

Течениесрока приобретательной давности вотношении вещей, находящихся у лица,из владения которого они могли бытьистребованы в порядке виндикации,

начинаетсяне ранее истечения срока исковойдавности по соответствующимтребованиям(статья 234 Гражданскогокодекса РФ).

Сроквладения продолжает течь, даже еслиданный владелец является правопреемникомпредыдущего владельца. Владение должнобыть фактическим и владелец не должениметь правового титула (то есть правона аренду и т. д.). Согласно ч.2 ст.

302 ГК:«если имущество приобретено безвозмездноот лица, которое не имело права егоотчуждать, собственник вправе истребоватьимущество во всех случаях», а ч. 3 ст. 302ГК: «деньги, а также ценные бумаги напредъявителя не могут быть истребованыот добросовестного приобретателя».

Другим условием является открытостьвладения, то есть владелец не скрываетсвое владение, а также непрерывностьвладения.

Дляприобретения недвижимости нужно нетолько исполнения срок приобретательнойдавности, а также государственнаярегистрация и судебное решение пофактам, имеющим значение (вопросдобросовестности, непрерывности и т.д.)

Источник: https://studfile.net/preview/6701926/page:21/

Национализация как форма прекращения права собственности в принудительном порядке

Национализация как основание прекращения права собственности

На сегодняшний день проблема национализации и прекращения права собственности в принудительном порядке на первый взгляд не является злободневной и остро стоящей перед законодателем, правоведами и казахстанским обществом в целом.

Право на частную собственность – одна из важнейших свобод человека. Признавая защиту прав человека основной обязанностью государства, Конституция Республики Казахстан 1995 г. установила специальный порядок и условия использования  прав и свобод человека и гражданина. Так ст.26 Конституции РК закрепляет основные права и свободы в отношении права собственности [1].

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан, право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки [2].

Право собственности в международном частном праве определяется через три основных понятия: право владения, пользования и распоряжения, при наличие в нем обязательного иностранного элемента.

В теории и практике ряд ученых придерживаются одного мнения, что основания возникновения и прекращения права собственности как в национальном праве, так и в МЧП являются юридические факты. Е.А.

Васильев отмечает: «Право собственности возникает, как и любое другое гражданское правоотношение, на основании норм права и при наличии определенных юридических фактов – оснований (или способ) их приобретения» [3, с. 220].

В литературе предусматривается два вида оснований прекращение права собственности, зависящие от воли собственника и независящие от воли собственника.

Например, прекращение права собственности происходит по воле собственника в результате гражданско-правовой сделки, либо потребления объекта собственности, прекращение же права собственности не зависит от воли собственника при конфискации имущества, реквизиции, национализации, в силу природных причин, либо в связи с исчезновением субъекта собственности [4, с. 296]. В целях защиты права собственности законодатель установил норму, определяющую последствия прекращения права собственности, определил обязанность государства по возмещению убытков и гарантировал судебную защиту прав собственника. Убытки при национализации, подлежащие выплате бывшему собственнику, следует исчислять по общему правилу ст. 249 ГК РК.

Среди форм принудительного прекращения права собственности ч. 4 ст. 249 ГК РК указывает национализацию.

Национализация, как и реквизиция и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, является разновидностью принудительного отчуждения имущества для государственных нужд.

Общими для данных способов возникновения и прекращения прав собственности являются цель изъятия, которая состоит в удовлетворении государственных потребностей, и принцип возмещения стоимости имущества, подлежащего изъятию.

Право государства на национализацию частной собственности вытекает из общепризнанного принципа международного права о суверенитете государства.

Из принципа суверенитета следует, что только внутреннее право государства регулирует вопросы приобретения, перехода и утраты права частной собственности, в том числе утраты этого права в силу закона о национализации [5, с.128].

Национализация — важный элемент в конструкции гражданского законодательства в период развития рыночной экономики, призванный защитить стратегические интересы государства, связанные с обеспечением безопасности и обороны Республики Казахстан.

Термин «национализация» имеет довольно длинную историю в мировой теории и практике. Несмотря на это, понятие «национализация» относится к числу наименее разработанных как в науке гражданского права, так и в законодательстве.

Несмотря на то, что в учебной и научной литературе советского периода национализация рассматривалась как основной способ возникновения права государственной собственности, этот термин не был использован ни в Основах гражданского законодательства (1961 и 1991 гг.), ни в Гражданском кодексе РСФСР (1964 г.) [6, с.217-219].

В части 4 ст.

 249 ГК РК национализация определяется как «обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, им возмещаются убытки  в порядке, установленном статьей 266 Гражданского Кодекса Республики Казахстан». Однако в Казахстанском  законодательстве не определены четкие принципы и основания, цели и объекты национализации, не принят закон о национализации.

Основные принципы характерные для национализации являются:

  • — особые основания для проведения национализации;
  • — порядок принятия решения о национализации;
  • — порядок определения размера и выплаты возмещения собственнику национализируемого имущества;
  • — порядок прекращения права собственности;

Рассмотрим эти принципы в приведенном порядке.

1. Основания для изъятия имущества при национализации.

Основания для национализации в Гражданском кодексе РК не определены, но, учитывая конституционные положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [2],цели национализации не могут выходить за рамки целей ограничения прав и свобод человека.

Национализация проводится с целью удовлетворения потребностей государства в продукции «обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, которые не могут быть удовлетворены без проведения национализации».

Думается, что основанием для национализации может стать потребность государства в предприятиях, которые играют большую роль в развитии источников национальной экономики, либо имеют своей главной задачей предоставление услуг всему обществу.

Национализация может совершаться с целью обеспечения надежного функционирования того или иного сектора экономической системы в исключительных обстоятельствах, когда государство не может иным образом обеспечить замену товару, производимому данным предприятием.

2. Порядок подготовки и принятия решений о национализации.

Проведение национализации предполагает принятие либо отдельных законов о национализации конкретных объектов права частной собственности (например, в Великобритании были приняты: Акт о национализации угольной промышленности 1946 г., Акт о Банке Англии 1946 г.

, Акт о железе и стали 1967 г.) либо сначала общего закона, регулирующего порядок национализации и характер возмещения, а на его основе и в соответствии с ним — законодательных актов о национализации конкретных объектов права частной собственности.

В любом случае законы о национализации должны приниматься одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть бюджета — источника выплаты компенсации собственникам подлежащего национализации имущества.

По мнению Ю.К. Толстого национализация возможна только при условии ее законности, т. е. соответствия конкретной норме действующего в момент акта национализации закона.

Акт национализации, не соответствующий закону, является не чем иным, как актом насилия, произвола и причинения ущерба незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти, и может быть оспорен в судебном порядке.

3. Порядок и условия изъятия имущества при национализации.Порядок изъятия имущества включает в себя опись, оценку национализируемого имущества, а также передачу его на ответственное хранение.

После этого предусмотрено равноценное возмещение владельцу стоимости изъятого и только затем изъятие у владельца национализируемого имущества и передача его в собственность государства. Выплата равноценного и справедливого возмещения — необходимое условие всякой национализации по современному российскому законодательству.

Без соблюдения этого условия нельзя говорить о законности национализации. Специальнойнормой,устанавливающей возмездность именно национализации, является ст.266 ГК РК.

При этом сам факт принятия закона, предусматривающего обязательность прекращения права частной собственности на то или иное имущество (в том числе путем его национализации), также является основанием для возмещения бывшим собственникам убытков (ст. 266 ГК РК).

4. Порядок прекращения прав на изымаемое имущество.Национализация традиционно относится цивилистами к числу основных способов приобретения права государственной собственности на имущество [7, с.434]. Юридическим результатом национализации является прекращение права собственности на национализируемое имущество.

На наш взгляд, национализация в современном казахстанском  праве, – только основание принудительного прекращения права собственности.

Законодатель не указывает иные формы национализации, – например, ограничение прав собственника, прекращение прав владельца, не являющегося собственником имущества, принудительная цессия в пользу государства, переход управления юридическим лицом от частных лиц к государству на основании закона.

Такое «сжатое» определение национализации влечет неопределенность в вопросах необходимости выплаты компенсации, условиях и порядке проведения национализации.

Поскольку все условия этого процесса в договорах прописать нельзя, институт национализации какое-то время будет оставаться институтом отчасти не юридическим.

Необходимость унификации норм о национализации и введения специального закона, устанавливающего порядок и условия ее проведения явились бы путем разрешение проблем связанные с вопросами прекращения  права собственности в принудительном порядке.

Список литературы:

1.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 1 июля 1999 года.

3. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А.Васильева. Москва: 1993, 220с.

4.Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. Москва, 1999, 296 с.

5. Право собственности и иные вещные права. Учебное пособие, Алматы, 1996, 128 с.

6.Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1985, 217–219 с.

7. Международное частное право / Под ред. Г.К.Матвеева, Киев, 1985, 434 с.

Фамилия автора: Курмашева З.С.

Источник: https://articlekz.com/article/7551

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.