Национализация земельного участка это

В каких случаях прекращается право собственности на земельный участок?

Национализация земельного участка это

Наряду с приобретением права собственности не менее важным является и факт его лишения. В нашей статье мы подробно расскажем вам о законодательных нормах, которые регулируют прекращения права собственности на участок земли.

О том, как возникает право собственности на участок земли, об основаниях для прекращения и о самом порядке.

Законодательство

Согласно 35-й статье Конституции, право собственности в РФ охраняется и защищено законом, а любое прекращение права собственности возможно лишь на основании решения судебной инстанции. При этом законом допускается отчуждение имущества: как принудительное, так и добровольное, как с последующей выплатой компенсации, так и без нее.

  • В Земельном кодексе Российской Федерации прекращениям прав собственности посвящена целая седьмая глава.
  • Так, 44-я статья регламентирует основания для прекращения права собственности на участок земли в России.
  • Следующая статья – 45-я, описывает основания для прекращения права наследования или бессрочного использования земли.
  • Статья 49 рассказывает о случаях, когда допустимо выкупать земельные участки для государственных или региональных нужд.
  • 50-я статья описывает процесс конфискации земли, а 51-я реквизиции.
  • Статья 52 и 53 описывает как порядок отчуждения и отказа от права собственности, так и условия, которые должны присутствовать.
  • 55-я статья регламентирует изъятие земли для муниципальных или государственных нужд.

Статья 209 Гражданского кодекса дает лицу полное право распоряжаться своим имуществом на свое усмотрение, если его действия и желания не противоречат законным нормам.

Когда право собственности может возникнуть

Право собственности на земельный участок может возникнуть благодаря самым разнообразным юридическим основаниям. Чаще всего право собственности возникает благодаря проведению определенной сделки и подписанию договора.

Это может быть договор купли-продажи, мены или дарения, а также вступления в наследство.

Гражданский и Земельный кодексы также допускают возможность возникновения права собственности на участок земли благодаря решению судебной инстанции. В таком случае основанием для возникновения права собственности будет являться решение российского суда.

Право собственности может быть приобретено благодаря вынесению решения федеральными или муниципальными властями. Не редко юридическое или физическое лицо сначала арендует земельный участок у государства, использует его согласно целевому назначению, а потом через некоторое время просто выкупает за определенную сумму финансовых средств.

Самым редким случаем приобретения права собственности у нас в стране является вступление в силу приобретательной давности. Так, если вы не являетесь собственником земли, но на протяжении всех пятнадцати лет ухаживаете за участком и поддерживаете его в хорошем состоянии, вы имеете полное право заявить о переходе права собственности к вам исходя из приобретательной давности.

Основания для прекращения права собственности на земельные участки

Все основания для прекращения права собственности на участки земли в России описаны в законодательстве страны. Чаще всего право собственности прекращается в следующих случаях:

Отказ от права собственности на землю

Федеральное законодательство страны предусматривает и право отказа от частной собственности. Если ранее при отказе от собственного участка, земельный участок приобретал статус бесхозного недвижимого имущества, а сам момент прекращения права собственности точно не указывался, то с 2008 года ситуация несколько изменилась.

Сегодня для того, чтобы отказаться от участка земли, нужно, чтобы собственник участка земли подал заявление в соответствующий орган федеральных властей – Росреестр.

Прекращение права собственности происходит с момента регистрации собственником имущества этого желания в Росреестре.

Помните, что отказаться можно только от тех участков земли, которые находятся непосредственно в вашей частной собственности.

Отчуждение земельного участка в пользу других лиц

Исходя из норм Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что каждый гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, исходя из своих личных побуждений и желаний. Основной закон страны также разрешает распоряжаться землей не единолично, а в паре с другими лицами, не теряя при этом права собственности.

Согласно Земельному кодексу распоряжение земельным участком происходит собственником земли в свободном ключе, если его действия не нарушают законодательство. В свою очередь Гражданский кодекс дает лицу полное право на свое усмотрение совершать с землей различные сделки, которые не противоречат законным нормам, в том числе – отчуждать в пользу других.

Но не забывайте о том, что нужно учитывать также ограничения в обороте определенных земельных участков, специализацию и категорию.

Принудительное отчуждение земли у собственника в пользу государства

Конституция Российской Федерации регламентирует, что лишить права собственности в стране можно лишь через решение суда. При этом все основания для лишения права собственности на землю в РФ исчерпывающе описаны в Гражданском кодексе.

Так, землю у гражданина или организации могут изъять в следующих случаях:

Если на землю были наложены обременения

Если собственник земли взял кредит, а в залог оставил свой участок земли, банк вправе заявить в суде о требовании взыскать долг с гражданина при помощи отчуждения у него земельного участка, который находится в его собственности.

Когда землю унаследовало иностранное лицо

Согласно законодательству, иностранные лица и организации не могут владеть в Российской Федерации участками земли, а лишь арендовать. В случае если иностранное лицо получило земельный участок в наследство – он должен быть отчужден.

Судебная инстанция будет вынуждена затребовать принудительное отчуждение земли у иностранца, согласно законодательным нормам.

Земля может быть реквизирована, конфискована или национализированной

В определенных случаях землю могут через суд реквизировать, конфисковать или национализировать. Чаще всего, это касается только особо важных участков земли (например, для обороны или как культурное наследие).

  • Если доля не может быть выделена в натуре, она может быть отчуждена в пользу другого лица с уплатой компенсации.
  • Земля может быть выкуплена государством у частного лица для государственных нужд.
  • Если участок земли использовался с нарушениями норм законодательства, то государство может изъять его при помощи решения суда.

Принудительное изъятие (реквизиция или выкуп) земли у собственника происходит согласно четко прописанным правилам.

Так, изымать участок земли могут в следующих случаях:

  1. Если государство выполняет международное обязательство.
  2. Когда отсутствуют другие варианты, но нужно разместить объект государственного или муниципального значения.
  3. Иные случаи, которые предусмотрены федеральным или муниципальным законодательством.

Принудительное изъятие земли происходит на основе выкупа земельного участка у собственника недвижимости. Основанием для выкупа служит решение российского суда.

Также закон предусматривает возмещение собственнику убытков понесенных из-за обязательств перед другими лицами или из-за упущенной выгоды.

Существует некоторый риск, что убытки и затраты с момента изъятия и до момента окончательного решения суда о выкупной цене участка, будут возложены на собственника земли. Это касается расширения и реконструкции зданий, которые находятся на изъятом участке.

Земельный кодекс также допускает и изъятие земли у собственника из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, стихийного бедствия, серьезной аварии или катастрофы, эпидемии и т.д. В таком случае участок изымается временно для определенных целей: защиты интересов граждан, общества или государства.

Собственнику выдают свидетельство о реквизиции земли, где четко прописаны причины и обстоятельства. После возвращения ему будут возмещены все убытки, которые он понес.

Если такой участок земли нельзя вернуть, то государство или муниципальные власти возмещают ему рыночную стоимость за землю или могут предоставить равноценный участок в обмен на изъятый.

Если обстоятельства были исчерпаны, а участок земли не был возвращен собственнику, он может требовать в судебном порядке вернуть ему недвижимое имущество и компенсировать убытки.

Порядок прекращения права собственности на землю

Земельный участок может быть изъят с компенсацией (последующей выплатой выкупной цены собственнику) или без компенсации.

Компенсацию выплачивают в большинстве случаев. Если участок земли изымается для государственных или муниципальных нужд, в следствии возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, техногенная катастрофа или эпидемия), в случае выполнения международных обязательств и т.д.

  1. Вынесение решения об изъятия земли у собственника компетентным муниципальным или федеральным органом властей.
  2. Анализ ситуации и вынесение решения о выкупной цене земли.
  3. Уведомление собственника участка земли о причинах и обстоятельствах изъятия, а также о возмещении убытков и цены участка.
  4. Изъятие земли у собственника.
  5. Выплата соответствующей и соразмерной компенсации за имущество.

Муниципальные или федеральные власти могут подать в суд на собственника земли, если тот отказался одобрить решение властей.

В свою очередь собственник сам может подать иск в суд для того, чтобы оспорить выкупную цену земли, которую озвучила инспекция.

Изъятие земли в случае отказа будет происходить только после окончания судебных тяжб и вынесения решения судом. А вот споры о выкупной цене могут тянуться очень долго, если стороны к согласию не пришли, то решение может выносить даже арбитражный суд исходя из множества различных факторов, которые влияют на цену недвижимого имущества.

Важно помнить, что согласно законодательству, выкуп участка может произойти только спустя год, как собственник участка получил уведомление властей.

Крайне редко земля изымается у собственников без последующей выплаты компенсации. Такое возможно в случае непредвиденных объективных обстоятельств. Например, если земля находится на острове и из-за размытия происходит потеря определенной части недвижимого имущества.

Подобное произошло на одном из российских островов, где из-за размывания почвы было утеряно десятки метров земли сельскохозяйственного назначения. В последствии, земля была перенесена в водный фонд. Также возможно изъятие земли из-за совершения серьезного преступления, банкротства и т.д.

  • Уполномоченный орган местных или федеральных властей принимает решение исходя из обстоятельств.
  • Орган обязан уведомить собственника земли об изъятии его имущества согласно ходатайству об изъятии.
  • Если собственник участка земли отказывается одобрить решение – дело передают в суд для последующих судебных разбирательств. Суд анализирует ситуацию и выносит свое решение.
  • Вступление в силу решения и изъятие земли у собственника.

Если выкуп земли происходит только с согласия собственника участка, то принудительное изъятие может происходить и без его согласия. В зависимости от обстоятельств изъятия земли.

Таким образом, прекращение права собственности может произойти по самым различным обстоятельствам, от добровольного отказа до чрезвычайной ситуации. В большинстве случае изъятие участка (как с последующей выплатой компенсации, так и без) можно оспорить через суд, если вы не согласны с решением муниципальных или федеральных властей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/prekrashenije.html

Некоторые проблемы правового регулирования национализации земельных участков в Российской Федерации

Национализация земельного участка это

В настоящей статье проводится анализ понятия «национализация», отмечаются фактические проявления национализации в России, рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм законодательства данного принудительного прекращения прав на земельный участок, а также анализируются основные проблемы отсутствия закона о национализации.

Ключевые слова: земельный участок, национализация, принудительное прекращение права собственности, деприватизация, публичная собственность.

Новая российская государственность формируется в достаточно сложной общественно — политической обстановке: изменения экономической системы нашей страны в 90-е годы, становление и развитие многообразия форм собственности, в том числе и на землю, вхождение Республики Крым в 2014 году. Указанные явления породили необходимости рассмотрения вопросов правового регулирования оснований и порядка принудительного отчуждения земельных участков в государственную собственность, и в первую очередь вопрос о национализации.

Таким образом, проблематика деприватизации представляется дискуссионной и актуальной, чему свидетельствует множества примеров правоприменительной практики, неоднозначных научных дискуссий об институте деприватизации и существующая необходимость дальнейшего узаконивания данного института.

Национализацию необходимо рассматривать как с юридической, так и экономической позиции.

Экономисты рассматривают национализацию как отчуждение или передачу имущества частных лиц, компаний, предприятий, целых отраслей в собственность государства.

Осуществляется как на основе государственных актов, так и выкупа государством имущества компаний, фирм, домашних хозяйств.

Деприватизация чаще всего распространяется на отрасли производства, где ведение хозяйства на основе коллективной и частной собственности становится неэффективным, невыгодным, нерентабельным [1].

Юридическая наука же исходит из понимания того, что национализация — это мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности.

Право государства на деприватизацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства.

В демократических государствах деприватизацию производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества [2].

При этом национализация проводится в «публичных интересах», «общенациональных потребностях», «интересах всего общества» [3]. Одной из главных целей национализации является сохранение предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу.

Сегодня, для большинства российских предприятий, характерно моральная и физическая деградация всего производства в целом. Согласно экспертным оценкам, около 80 процентов отечественных предприятий остро нуждаются в модернизации производства.

Только с помощью государственного капитала и вмешательство его как нового участника, хотя бы, на определенный период, может быть проведено оздоровление всего производства в целом.

Кроме того, необходимо выделить и основные признаки национализации:

        обращение имущества (в том числе и земельных участков) в государственную собственность;

        возмездная основа;

        осуществление на основании закона;

        общенациональная потребность.

Говоря о национализации, безусловно, следует вспомнить исторический аспект. Союз Советских Социалистических Республик был первым государством, которое не только применило данный термин, но и на практике показало всему миру, в чем она заключается.

При этом следует отметить разницу между национализацией в советский период и понятием, которое существует в действующем законодательстве [4]. Национализация 1917 года, основанная, как известно, на Декрете «О земле» (принятый II Всероссийским съездом Советов 27.10.

1917), не соответствует классическому пониманию данного института, так как осуществлялась с нарушением таких принципов как законность и возмездность. Что в дальнейшем привело к отмене её результатов в некоторых бывших республиках СССР [5].

Национализация вместе с приватизацией выступает основным механизмом перераспределения земельных ресурсов. Современным этапом национализации формально принято считать начало действия 17-й главы Гражданского кодекса Российской Федерации, создавшей правовой фундамент для осуществления деприватизации.

Рассмотрим основные нормативные правовые акты, содержащие положения, закрепляющие основные характерные черты национализации.

Так, основания и порядок принудительного отчуждения имущества у частных собственников законодательно закреплён в международных нормативных правовых актах, являющихся частью правовой системы России в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации:

а)      Всеобщая декларация прав человека, принятая 10.12.1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (статья 17);

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22511/

Вопрос 12. Основания прекращения прав на земельные участки

Национализация земельного участка это

Условно все основания можно условно разделить на 2 группы: основания добровольного прекращения и основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Основания добровольного прекращения:

1. ликвидация юридического лица;

2. смерть гражданина и отсутствие соответствующих наследников;

3. отчуждение земельного участка другим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством;

4. добровольный отказ от прав на земельный участок.

Процедура различна для собственников и лиц, не являющихся собственниками

Собственник земельного участка может отказаться от своего права путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С момента государственной регистрации прекращения права частной собственности возникает муниципальная собственность городского округа, поселения либо муниципального района, если земельный участок находится на межселенной территории, если иное не установлено федеральными законами.

Если участок находится в бессрочном постоянном пользовании, на праве пожизненного наследуемого владения, заявление об отказе подается в компетентный орган; к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие право на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, документы, удостоверяющие личность, а также решение учредителя в отказе, если правообладателем являются государственные муниципальные учреждения, государственные муниципальные предприятия, фонды исторического наследия Президентов, прекративших исполнение своих полномочий, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца и копия принятого решения в 3-дневный срок направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права.

Если право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения не было зарегистрировано, то оно прекращается с момента принятия данного решения, за исключением отказа от права в связи с образованием земельного участка.

Орган, принявший решение, уведомляет в течение недели налоговый орган о принятом решении. Если право было зарегистрировано, то орган, который принял решение, в недельный срок должен обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о прекращении данного права.

Основания для принудительного прекращения:

1. при обращении взыскания на земельный участок по долгам его собственника;

2. неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 54 ЗК; ст.ст. 284-286 ГК);

3. реквизия – применяется в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства.

Решение о реквизии принимает исполнительный орган субъекта РФ. Реквизия может иметь временный характер, тогда собственник земельного участка может требовать возврата земельного участка.

Реквизия осуществляется на возмездной основе (выкуп по рыночной стоимости).

4. изъятие земельного участка дл государственных или муниципальных нужд (следует отличать от реквизии).

Основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 ЗК РФ. Исходя из этой нормы, основания для изъятия частных и федеральных земель могут быть предусмотрены только федеральными законами.

Для региональных и муниципальных земель – дополнительные основания могут быть установлены Законами субъектов РФ.

Решение об изъятии принимают федеральные органы (это полномочия правительства РФ и Министерства экономического развития), органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Это решение подлежит государственной регистрации и собственник – землевладелец, землепользователь земельного участка должен быть извещен о предстоящем изъятии не менее, через 1 год, а также должен быть извещен о дате государственной регистрации такого решения.

Изъятие или выкуп земельного участка допускаются до иссечения года только с согласия собственника, землевладельца, землепользователя.

Сочи: до 2014 г. на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков в целях размещения Олимпийских объектов, а также земельных участков, находящихся в границах, прилегающих к Олимпийским территориям.

Решение об изъятии для размещения в целях размещения олимпийских объектов и развития соответствующей территории государственной регистрации не подлежит. О принятом решении собственник-землевладелец, землепользователь уведомляется в течение 7дней с момента принятия такого решения, а также в течение 7 дней решение подлежит публикации.

Собственник продолжает осуществлять владение, пользование, распоряжение земельным участком в полном объёме; вправе нести необходимые для содержания земельного участка затраты; при этом собственник несет риск отнесения затрат и убытков на него, если в этот период он осуществляет застройку земельного участка, либо осуществляется иные затраты, существенно увеличивающие стоимость земельного участка. Риск отнесения убытка на собственника означает, что эти убытки собственнику возмещены не будут.

Если на земельном участке находится жилой дом, то возмещению подлежат рыночная стоимость земельного участка и жилого дома, которые соответственно включают в себя:

1) все убытки, связанные с изменением места проживания;

2) убытки, связанные с поиском нового жилого помещения;

3) расходы, связанные с временным проживанием до поиска нового жилого помещения;

4) расходы, связанные с переездом (напр., погрузочно-разгрузочные расходы);

5) расходы на оформление права собственности на жилое помещение;

6) все иные убытки, вызванные досрочным прекращением обязательств и упущенная выгода.

При изъятии земельного участка компенсируется рыночная стоимость земельного участка, рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на земельном участке и иные убытки, включая упущенную выгоду.

Выкупная цена определяется соглашением сторон.

Если собственник не согласен с изъятием у него земельного участка, то орган, принявший решение об изъятии, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка. Такое исковое заявление может быть направлено не позднее 3-х лет с момента уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка.

При изъятии земельного участка для строительства Олимпийских объектов должен быть заключен договор с оценщиком об оценке изымаемого земельного участка. В течение 20-ти дней со дня получения отчета об оценки составляется проект соглашения с собственником о выкупе земельного участка.

Если в течение 2-х месяцев с момента, когда собственнику предоставлена возможность ознакомиться с Проектом соглашения, такое соглашение заключено не было, то компетентный орган вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка.

Решение суда об изъятии земельного участка подлежит немедленному исполнению.

5. отчуждение земельного участка, который не может в силу закона принадлежать данному лицу в силу закона на праве собственности;

Здесь действуют нормы исключительно гражданского законодательства. Речь идёт о прекращении права собственности, которое возникает на законном основании (например, земельный участок переходит по наследству к иностранному гражданину).

Процедура: такое лицо обязано в течение 1-го года произвести отчуждение земельного участка. По общему правилу этот годичный срок начинает течь с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, в частности Законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (в нем закреплено, что такие собственники обязаны произвести отчуждение в течение 1-го года с момента, когда лицо узнало, что лицо не может быть собственником).

Если в течение года собственник не произвел отчуждение, то по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, участок подлежит принудительной продаже с торгов по решению суда, либо передачи в государственную, муниципальную собственность с возмещением собственнику рыночной стоимости земельного участка.

Если отчуждению подлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения, то в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ.

Если нет желающего приобрести участок, и торги считаются несостоявшимися, то этот участок должен приобрести субъект РФ, либо в случаях, установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

6. национализация земельных участков.

Национализация земельных участков – это обращение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность на основании федерального закона и с предварительным возмещением рыночной стоимости земельного участка.

Источник: https://life-prog.ru/1_7368_vopros--osnovaniya-prekrashcheniya-prav-na-zemelnie-uchastki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.