Наличие собственности у субъектов рф

Содержание

Собственность субъектов РФ на землю в 2019 году: состав, права и обязанности, использование земель субъектов РФ | Земельный эксперт

Наличие собственности у субъектов рф

Под субъектами РФ подразумевается наименование территориальных единиц высшего значения на территории России. Понятие «Субъекты» возникло в связи с тем, что Конституцией 1993 года России присвоен статус федеративного государства, которое состоит из субъектов страны, наделённых одинаковыми правами.

Субъекты России наделены рядом полномочий и прав:

  • иметь собственные органы законодательного и исполнительного управления (губернатор, парламент);
  • обладать собственным уставом или конституцией;
  • издавать собственные законы, которые принимаются на заседаниях регионального парламента;
  • самостоятельно решать возникающие задачи, которые переданы Конституцией в ведение субъекту;
  • выдвинуть двух своих представителей в Совет Федерации Федерального Собрания России.

В составе России состоит несколько типов субъектов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Республики — этосубъекты федерации, являющиеся национально-государственными образованиями, т.е. обладающие формой государственности определенного народа, проживающего на данной территории. Республики наделены максимальными полномочиями (в сравнении с другими субъектами) в осуществлении своей деятельности, они могут принимать свою Конституцию, устанавливать свой государственный язык.
  2. Автономные образования (округа) – это территориально-национальные объединения, обладающие правом самостоятельно разрабатывать проекты федеральных законов, касающиеся правового статуса своей территориальной единицы и передавать законопроекты на рассмотрение в Федеральное Собрание. Округ получает название, схожее по звучанию с одной или двумя наиболее многочисленными национальностями либо этническими группами, что населяют его территорию на протяжении столетий.
  3. Города федерального значения, области, края. Это территориально-административные объединения, которые сформированы без учёта национального принципа. К городам федерального значения относится столица РФ, Санкт-Петербург а также, Севастополь. Этот вид субъектов лоббирует законопроекты, которые позволят им заключать соглашения, разграничивающие полномочия между федеральной властной структурой и властью субъекта России.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Собственность на землю субъектов РФ подтверждается статьей 214 ГК РФ. Субъектам принадлежат следующие территории (п. 1 ст. 18 ЗК РФ):

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов
  2. Полученные субъектами РФ на основании норм гражданского права
  3. Полученные субъектами в рамках разделения государственной собственности на земельные участки
  4. Безвозмездно переданные субъектам РФ из собственности федерального значения

Перечень участков земли, на которые распространяется право владения субъектов России:

  • недра, в которых содержатся полезные ископаемые, минеральные ресурсы и подземные водные богатства;
  • земли, на которых расположены лесные массивы и другая растительность;
  • участки, на которых размещены водные ресурсы (реки, озёра);
  • территории, на которых построены объекты различного целевого назначения;
  • земли, признанные сельскохозяйственными угодьями.

Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга

Собственник вправе отказаться от владения земельной территорией, которая расположена в городской и прилегающей территории Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы это выполнить владельцу потребуется выполнить несколько поочерёдных действий:

  • написать заявление с просьбой осуществить регистрацию прекращения прав владения имуществом;
  • вместе с заявлением подать правоустанавливающую документацию; если права владения на земельный объект ранее проходили регистрацию в государственных структурах, то данные документы предъявлять не требуется;
  • получить свидетельство, подтверждающее факт перехода земли от одного владельца к другому;
  • по истечении пяти дней с момента проведения регистрации, уполномоченный орган отправляет письменное уведомление об этом органу государственного руководства субъекта России, если данная территория относится к собственности субъекта России либо Санкт-Петербургской или Московской муниципальной руководящей структуре (если земля относится к собственности муниципалитета).

Земля, от которой отказался владелец, переходит в собственность к земельному фонду Санкт-Петербурга либо Москвы с момента окончания регистрации факта завершения у собственника прав на владение участком земли.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. К участкам земли, которые могут находиться в собственности у субъектов России, относятся недра, содержащие полезные ископаемые, поверхностные воды, лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, территория населённых пунктов.
  2. Каждый собственник, обладающий правом на владение землёй на территории Москвы и Санкт-Петербурга, вправе отказаться от собственности в пользу города.
  3. Гражданину может быть выделена земельная территория субъекта России под ИЖС, за установленную плату.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю

Вопрос: Существуют ли законодательные проблемы, которые могут помешать бесплатно получить под ИЖС небольшой участок земельной территории, находящейся во владении у субъекта России? Виктор.

Ответ: Виктор, в Земельном кодексе России (статья 39.5, подпункты 6, 7) указана категория лиц, которая вправе получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся во владении субъектов РФ.

Список законов

  • Статья 214 ГК РФ
  • Статья 18 ЗК РФ
  • Cтатья 39.5 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/sobstvennost-subektov-rf-na-zemlyu/

Собственность на землю субъектов РФ

Наличие собственности у субъектов рф
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю субъектов РФ

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи.

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи. В целом, такие основания повторяют порядок передачи права собственности на земельные участки в государственную собственность.

Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ 

Отдельный субъект государства может обладать правом собственности на определенный участок земли согласно требованиям, установленным на уровне федерального законодательства.

В качестве примера можно выделить закон об установлении на территории страны особых охраняемых территорий. Согласно данному закону определенные земли становятся собственностью отдельных субъектов государства, если речь идет об участках регионального значения.

Кроме того, согласно водному законодательству, участки с располагающимися на них водными объектами, не находящиеся в собственности государства, также относятся к собственности субъектов.

В отдельных случаях законодательными актами устанавливается право собственности на участки за определенными субъектами государства. В качестве примера можно выделить следующие земли:

  • участки земли, которые были предназначены размещения на них объектов краевого значения, согласно федеральному законодательству относятся к собственности Краснодарского края.
  • участки земли, которые были использованы для строительства объектов, необходимых для проведения Азиатско-тихоокеанского экономического саммита, также находятся в собственности Пермского края.

Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки

Как и само государство, отдельные его субъекты имеют право на приобретение участков земли по тем же основаниям, регулируемым в рамках гражданского закона.

В частности, Гражданский кодекса РФ устанавливает, что любой субъект государства может выступать в качестве отдельного участника правовых отношений, если иное не установлено на уровне федерального законодательства или если это не противоречит его публично-правовому статусу.

В Кодексе определены следующие основания для возникновения права на собственность на землю субъектов Российской Федерации:

1. Гражданско-правовые сделки:

  • мена;
  • дарение;
  • купля-продажа.

2. Судебные решения о необходимости признания за определенным лицом его права на конкретный участок.

3. Документ о получении наследства по закону.

Помимо вышеперечисленных способов возникновения у государственного субъекта права собственности на землю, гражданским законодательством также устанавливается ряд специфических способов получения, среди которых:

  • конфискация участка;
  • изъятие земли для нужд государства или отдельного субъекта государства;
  • изъятие участка, использующегося не по своему целевому назначению.

В некоторых ситуациях в законодательных актах устанавливается преимущественное право приобретения участка именно отдельным субъектом государства.

Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю

Помимо вышеперечисленных способов, отдельный регион может получить право собственности на участок в процессе разграничение государственной собственности на землю. Данная процедура осуществляется на основании нескольких критериев.

Отдельно стоит отметить, что установленные критерии не распространяются на три города государственного значения:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Данные субъекты отличаются от всех остальных тем, что к их собственности относится также и муниципальное имущество, при условии, что оно находится в границах данного региона.

Здесь речь идет об отдельных частях города, на которых население самостоятельно осуществляет муниципальную власть или через специальные выборные органы.

Земельным кодексом РФ устанавливается определенный перечень критериев, руководствуясь которым осуществляется разграничение государственной собственности на участки земли.

К данным критериям относятся:

  • Критерий, подразумевающий под собой принадлежность определенного участка к публичной собственности располагающихся на нем зданий, сооружений и строений. Согласно данному критерию участки земли, на которых располагаются вышеперечисленные объекты, находящиеся в собственности определенных регионов страны, находятся в собственности данных субъектов государства.
  • Критерий, который подразумевает под собой принадлежность участка к виду публичной собственности располагающейся на нем организации. Также это может быть субъективный критерий, согласно которому определенному субъекту государства на праве собственности принадлежат участки земли, предоставленные в пользование органами федеральной власти отдельным субъектам казенных или унитарных предприятий и некоммерческим организациям, созданным на государственном уровне. Здесь стоит отдельно отметить, что исчерпывающий перечень организаций, пользующихся участками на каком-либо вещном праве с расположением которых государство связывает право собственности отдельных субъектов, намного уже полного перечня организаций, в ходе своей деятельности использующихся для определения государственного права собственности на землю.
  • Специальный критерий, который характеризует закрепление земель в собственности отдельно взятых субъектов государства. Данный критерий полностью созвучен первому основанию возникновения права собственности на землю у отдельного субъекта государства.

Отдельно стоит отметить, что данные критерии не распространяются на специально выделенные субъекты – города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя

Согласно законодательству городам федерального значения возможна безвозмездная передача земель в собственность.

В частности, на таком основании данным городам могут быть переданы следующие участки:

  • находящиеся в границах военных городков, кроме случаев, когда эти городки являются закрытыми;
  • находящиеся в границах участков земли, которые используются для обеспечения нормальной деятельности располагающихся в городах Вооруженных сил РФ. Участки предоставляются при условии, что данные подразделения выполняют функции по охране организаций и предприятий, осуществляют возложенные на них функции по охране государства в целом и безопасности отдельных регионов.

В качестве основания для осуществления безвозмездной передачи участков в собственности отдельно взятых субъектов страны является их нахождение в городе федерального значения. Решение о подобной передаче должно приниматься специально уполномоченным на это органом государственной власти в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вооруженных Сил РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/sobstvennost-na-zemlyu-subektov-rf.html

Управление собственностью субъектов Российской Федерации

Наличие собственности у субъектов рф

Согласно законодательству Российской Федерации собственность регионов России может включать в себя следующие составляющие:

  • во-первых, то имущество, которое необходимо для реализации полномочий, отнесенных к предметам ведения региональных органов власти;
  • во-вторых, то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, отнесенных к предметам совместного ведения России и ее регионов, в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства России при передаче этих полномочий;
  • в-третьих, то имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных органов управления регионального уровня, гражданских государственных служащих регионов, персонала унитарных государственных предприятий регионального уровня, персонала госучреждений регионов России согласно законодательству регионального уровня;
  • в-четвертых, то имущество, которое необходимо регионам для реализации полномочий, переданных на региональный уровень государственной власти федеральным законодательством.

В целях проведения выборов в части организационного и материально-технического снабжения этого процесса регионы России могут иметь в собственности следующие виды имущества:

  • имущество, которое необходимо для обеспечения в материально-техническом смысле деятельности региональных органов государственной власти и государственных учреждений региона;
  • имущество, которое необходимо для обеспечения в материально-техническом смысле процесса проведения выборов в региональные органы власти и референдумов;
  • имущество архивных фондов, в том числе то, которое обеспечивает их хранение;
  • имущество, которое необходимо для проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, эпидемий, бедствий, а также для ликвидации последствий этих событий;
  • имущество, которое необходимо для осуществления охранных мероприятий в отношении природы регионального значения;
  • совокупность автомобильных дорог и имущество, которое необходимо для обслуживания дорог регионального и межмуниципального уровня;
  • имущество, используемое образовательными учреждениями;
  • библиотечное имущество регионального уровня и межмуниципального уровня;
  • музейные имущество, применяемое с целью организации хранения, публичного представления, а также исследование музейных фондов;
  • имущество, которое предназначено для осуществления первичной помощи медико-санитарного характера, специализированных видов медицинской и скорой помощи, а также паллиативной помощи, экспертной помощи в медицинском плане, медицинских осмотров и освидетельствований, на территории регионов России;
  • имущество, которое предназначено для осуществления обеспечения пожилых граждан, инвалидов, детей сирот в социальном и медицинском плане;
  • имущество, которое предназначено для оздоровления и обеспечения отдыха детей;
  • пожарное имущество;
  • служебные помещения жилого назначения, предназначенные для государственных служащих регионального уровня;
  • имущество, которое предназначено для осуществления официальной публикации нормативно-правовых актов регионального уровня и иной информации официального характера;
  • спортивные объекты и иное имущество, которое предназначено для осуществления мероприятий, связанных с физической культурой и спортом;
  • имущество, выступающее в качестве объектов культурного наследия;
  • транспорт, предназначенный для осуществления пассажирских перевозок;
  • имущество, которое предназначено для организации курортов и мест отдыха;
  • имущество, которое предназначено для мер защиты от болезней животных;
  • имущество, используемое в научных целях;
  • имущество, предназначенное для осуществления надзора в сфере экологии и так далее.

Особенности управления и распоряжения собственностью субъектов России

Порядок управления собственностью регионов России установлен статьей 26.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с данной статьей обязанности управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации возлагаются на органы государственного управления регионального уровня. Право на такое самостоятельное управление региональной собственностью установлено рядом нормативных документов, к числу которых относятся:

  • во-первых, Конституции Российской Федерации;
  • во-вторых, федеральные законы;
  • в-третьих, изданные в соответствии с требованиями федеральных законов нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации;
  • в-четвертых, конституции или уставы, а также законы и иные нормативные правовые акты регионального уровня.

Органы государственного управления регионального уровня наделены правом передачи имущества, находящегося в региональной собственности, для временного пользования юридическим и физическим лицам, органам государственного управления федерального уровня и органам муниципального управления, а также правом отчуждения этого имущества, совершения иных сделок в соответствии с федеральным законодательством и региональными нормативно-правовыми актами.

Имущество, находящееся в региональной собственности, может быть приватизировано. Приватизация осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательными и иными нормативно-правовыми актами регионального уровня в соответствии с федеральным законодательством, включая нормативно-правовые акты Президента и Правительства России.

Замечание 1

Доходы, которые приносит использования собственности субъектов Российской Федерации, и поступление, полученные в связи с приватизацией этой собственности, включается в доходную часть регионального бюджета.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_sobstvennostyu_subektov_rossiyskoy_federacii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.