Налог на прибыль обособленные

Обособленные подразделения и расчет налога на прибыль

Налог на прибыль обособленные

Григорьев С.А., руководитель отдела аудита ВЭД ООО “САФИ Консалтинг”.

Бухгалтерия организации, имеющей обособленные подразделения, расположенные в разных субъектах Российской Федерации, зачастую сталкивается с невероятными головоломками, которые преподносит Налоговый кодекс (далее – НК РФ или Кодекс).

В настоящей статье мы будем говорить о налоге на прибыль организации (далее – налог) и о проблемах, которые возникают перед налогоплательщиком при расчете авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации (далее – бюджеты субъектов).

Налогоплательщику, имеющему обособленные подразделения, необходимо следующее.

  1. Выбрать приемлемый для себя вариант учета в вопросе, использовать или нет остаточную стоимость нематериальных активов при формировании базы для расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества. Минфин России в последнее время придерживается мнения, что нематериальные активы не должны участвовать в расчете показателя.
  2. Выбрать методику расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества, учитывающую обстоятельства, связанные с применением амортизационной премии, если использование таковой предусмотрено его учетной политикой.
  3. При расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества учитывать остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому согласно абз. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация не начисляется.
  4. При расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества не учитывать данные о земельных участках и иных объектах, поименованных в абз. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ.
  5. Определить перечень объектов амортизируемого имущества, фактически используемых обособленными подразделениями, чтобы, исходя из этой информации, формировать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества по каждому такому подразделению.
  6. Выбрать приемлемый для себя вариант учета в вопросе, использовать или нет остаточную стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованные объекты основных средств или полученные по договору безвозмездного пользования при формировании базы для расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества. Минфин России в последнее время придерживается мнения, что данные расходы не должны участвовать в расчете показателя.
  7. Выбрать методику расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета, если организация использует нелинейный метод начисления амортизации и порядок (по данным бухгалтерского учета) расчета показателя установлен ее учетной политикой.
  8. Выбрать приемлемый для себя вариант учета переходящих остатков по отпускам, приходящимся на различные отчетные (налоговые) периоды, при формировании показателя удельного веса расходов на оплату труда.
  9. Разработать и раскрыть в учетной политике методику порядка формирования и расчета показателей (удельный вес среднесписочной численности работников или удельный вес расходов на оплату труда и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества), необходимых для определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

Если организация, имеющая обособленные подразделения, ликвидировала какие-либо из них, то в случае обнаружения ошибки, относящейся к периоду существования закрытых подразделений, или в случае необходимости произвести перерасчет ежемесячных авансовых платежей по закрытому подразделению она имеет право подать соответствующую уточненную декларацию в налоговый орган. При этом:

  • после снятия с учета закрытого подразделения налогоплательщик представляет уточненные декларации по налогу на прибыль организаций по ликвидированным подразделениям в налоговый орган по месту своего учета (головного подразделения);
  • в уточненных декларациях проставляются те же КПП и код ОКАТО, которые были указаны в первичных (уточняемых) налоговых декларациях, представленных по месту нахождения закрытых обособленных подразделений;
  • доплаты налога в части ранее ликвидированных обособленных подразделений производятся в бюджет субъекта по месту учета головного подразделения. В компетенцию этого же налогового органа (по месту учета головного подразделения) входит рассмотрение вопроса о зачете (возврате) налога, если таковой был излишне уплачен по месту нахождения ранее закрытого подразделения.

В тексте настоящей статьи под подразделением организации будет пониматься обособленное подразделение, соответствующее определению, данному в ст. 11 НК РФ, в том смысле, который придается ст. 288 НК РФ.

При этом в случае если организация имеет несколько обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, и уплачивает налог за всю группу через одно выбранное, то такая группа подразделений в целом также понимается под термином “обособленное подразделение” или просто “подразделение”, если из контекста не следует иное.

Рассмотрим наиболее распространенные каверзные ситуации из практики расчета долей налога, приходящихся на его подразделения.

Напомню, о чем идет речь. Порядок исчисления и уплаты налога для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст. 288 НК РФ. Согласно п. 2 ст.

288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в бюджет субъектов , производится по месту нахождения организации (наверное, имеется в виду головное подразделение организации), а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по организации. В свою очередь, остаточная стоимость амортизируемого имущества должна определяться в соответствии с положениями п. 1 ст. 257 НК РФ.
Почему-то в ст. 288 НК РФ упоминаются еще и бюджеты муниципальных образований. Видимо, это тяжелое наследие прошлого, усовершенствованное Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, или, возможно, это предвидение будущих перемен налогового законодательства.

Далее для лаконичности изложения темы там, где это уместно, среднесписочная численность работников (расходы на оплату труда) будет называться трудовым показателем, а остаточная стоимость амортизируемого имущества – имущественным показателем.

Расчет долей прибыли, приходящихся на подразделения организации, по своей сути является лишь методикой распределения налогооблагаемой базы между подразделениями, не оказывающими влияния на размер самой базы.

Но с другой стороны, налоговое законодательство, дающее налоговой службе право предъявить налогоплательщику требование об уплате пеней и штрафов, основанное на ошибке в распределении налогооблагаемой прибыли между обособленными подразделениями, которая (ошибка) в целом по налогоплательщику не приводит к искажению налога, однако приводит к переплатам налога по одним бюджетам субъектов и недоплатам по другим, ставит эту методику в один ряд с элементами налогообложения, определяющими суммы налогов (налогооблагаемая база, налоговые ставки).

Негативный эффект ошибки усиливается, если в субъектах Российской Федерации, участвующих в распределении налога на прибыль организаций, установлены различные налоговые ставки, что в таком случае приведет к различным суммам налога и в целом по налогоплательщику.

Начнем анализ проблемы с общих вопросов, касающихся методики применения положений ст. 288 НК РФ.

Общие вопросы методики расчета трудового и имущественного показателей, предлагаемой Минфином России

Порядок расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, в Налоговом кодексе сформулирован в общих чертах. Также без затей ст. 288 НК РФ введены в оборот показатели, на основании которых производятся вычисления (по большому счету даны только названия этих показателей без описаний и детализации).

Таким образом, действующее законодательство не обременено методиками расчета введенных им вспомогательных элементов налогоисчисления. Не существует в Кодексе и какой-либо оговорки о том, что разработка соответствующих методических указаний возлагается на какой-либо уполномоченный орган государственной власти.

Следовательно, все проблемы, связанные с методическим обеспечением положений ст. 288 НК РФ, законодатель возложил на плечи налогоплательщиков. Такая ситуация неминуемо привела к различному толкованию положений ст.

288 и возникновению постоянных разногласий между представителями налоговой службы и их подопечными по вопросам правомочности применяемых организациями на практике способов распределения налога по бюджетам субъектов и их совершенства.

Нельзя переоценить тот факт, что Минфин России не оставил в беде граждан, которые так или иначе в силу своей профессиональной деятельности связаны с этим разделом налогового законодательства, выпустив ряд писем, разъясняющих позицию финансового ведомства по данному вопросу.

Например, в письме Минфина России от 6 июля 2005 г.

N 03-03-02/16 сообщается, что налогоплательщики для определения среднесписочной численности работников и средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств должны руководствоваться порядком, установленным Росстатом , и порядком, изложенным в п. 4 ст.

376 НК РФ, соответственно. Отдавая должное той не подлежащей сомнению пользе, которую принесли бухгалтерскому сообществу комментарии финансового ведомства, тем не менее невозможно обойти стороной ряд вопросов, обращающих на себя внимание.

Речь идет о порядке расчета среднесписочной численности работников организации, установленном Федеральной службой государственной статистики Приказом от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”. Возвратимся к упомянутому письму. письма (как и в целом занимаемая Минфином позиция по данному вопросу) по своей манере изложения имеет отнюдь не рекомендательный характер, но скорее приказной оттенок , а завершающая письмо фраза “Доведите изложенное до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков” практически возводит документ до уровня нормативного.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/34905-obosoblennye-podrazdeleniya-raschet-naloga-pribyl

Макрос

Налог на прибыль обособленные

Если организация имеет обособленные подразделения, то авансовые платежи и налог на прибыль рассчитываются для каждого обособленного подразделения и головной организации исходя из доли налога.

О порядке расчета авансовых платежей, налога на прибыль и заполнении декларации по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений можно прочитать .

Величина доли налога, который приходится на обособленное подразделение или головную организацию, определяется как среднеарифметическое значение удельного веса двух показателей: остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда.

Какой показатель выбрать для расчета доли: среднесписочную численность или расходы на оплату труда организация решает сама, закрепив свой выбор в учетной политике. Каждый из этих показателей определятся для обособленного подразделения, головной организации без учета головной организации и организации в целом.

Доля налога=( УВам+УВт)/2, где

УВам- удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества за отчетный период

УВт- удельный вес расходов на оплату труда ( или среднесписочной численности) за отчетный период.

Доля налога на прибыль в декларации указывается в процентах. Поскольку в декларации для указания доли налога отведено 11 знаков после запятой, то и удельные веса рекомендуется рассчитывать также в процентах с точностью до 11 знаков после запятой.

Особенности определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества

  1. Для расчета удельного веса амортизируемого имущества используется только остаточная стоимость основных средств. Остаточная стоимость другого амортизируемого имущества: нематериальных активов, капитальных вложений в арендованные основные средства не используется.
  2. Если по объектам основных средств амортификация не начисляется согласно ст.

    256 НК РФ, то для расчета удельного веса амортизируемого имущества вместо показателя остаточной стоимости используется показатель первоначальной (восстановительной стоимости).

  3. При расчете удельного веса остаточная стоимость основных средств исключенных из состава амортизируемого имущества не используется.

    Основные средства могут быть исключены из состава амортизируемого имущества, в случае если они перестали использоваться для получения дохода или по основаниям, предусмотренным со п.3 ст.256 НК РФ. Например, к амортизируемому имуществу согласно п.3 ст.

    256 НК РФ не относятся основные средства: безвозмездно полученные/переданные, по которым есть решение руководства о переводе на консервацию на срок более 3 месяцев или реконструкцию и модернизацию со сроком модернизации или реконструкции более года и находящиеся в Российском международном реестре судов.

  4. При расчете удельного веса остаточная стоимость основных средств определяется по данным налогового учета. Правом на использование остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета может воспользоваться только организация, которая применяет нелинейный метода амортизации в налоговом учете.

  5. Остаточная стоимость лизингового имущества учитывается при расчете удельного веса остаточной стоимости основных средств у той стороны договора лизинга, у которой оно учитывается по условиям договора.

  6. Если обособленное подразделение создано не с начала налогового периода, то остаточная стоимость основных средств на 1 число месяца, в котором оно еще не создано рано нулю. Если обособленное подразделение ликвидировано до окончания налогового (отчетного) периода, то остаточная стоимость основных средств на 1 число месяца после его ликвидации равна нулю.

  7. Остаточная стоимость, используемая при расчете удельного веса, определяется по правилам определения налоговой базы по налогу на имущество, а именно остаточная стоимость имущества, определенная на каждое 1 число отчетного периода и 1 –е число следующего отчетного периода, делится на число месяцев отчетного периода, увеличенное на единицу.

    Остаточная стоимость за отчетный период определяется для каждого обособленного подразделения, головной организации без учета обособленных подразделений и организации в целом.

  8. Удельный вес остаточной стоимости основных средств каждого обособленного подразделения и головной организации определяется путем деления остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения/головной организации за отчетный период на остаточную стоимость в целом по организации за отчетный период.

Пример: Расчет удельного веса амортизируемого имущества.

Особенности расчета удельного веса среднесписочной численности работников

Порядок исчисления среднесписочная численности работников в налоговом кодексе не прописан, поэтому для расчета с соответствии с п.1 ст.

11 НК РФ необходимо воспользоваться порядком, который установлен другими отраслями законодательства.

Порядок исчисления среднесписочной численности для заполнения форм федерального статистического наблюдения утвержден Приказом Росстата России № 435 от 24.10.2011 года.

Для расчета удельного веса среднесписочной численности работников необходимо для каждого обособленного подразделения, головной организации и организации в целом рассчитать среднесписочную численность за каждый месяц, а затем среднесписочную численность за отчетный период.

Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается как деление суммы списочной численности работников за каждый день календарного месяца на количество календарных дней месяца.

Среднесписочная численность за отчетный период рассчитывается как сумма среднесписочной численности за каждый месяц отчетного периода и деленная на количество месяцев отчетного периода.

Если организация или его обособленное подразделение работало не весь отчетный период (например, в случае если оно было создано не с начала отчетного периода или ликвидировано до конца налогового периода), то среднесписочная численность за месяц/отчетный период все равно исчисляется путем деления на количество календарных дней месяца/количество месяцев отчетного периода.

Согласно п. 81.4 указаний Росстата среднесписочная численность должна указываться в целых единицах. Для вновь созданных обособленных подразделений среднесписочная численность за отчетный период может оказаться меньше 1.

Правила округления среднесписочной численности работников никакими нормативными документами не установлены.

Поэтому в целях предотвращения конфликта с налоговыми органами в учетной политике для целей налогообложения рекомендуется зафиксировать, что для расчета среднесписочной численности используются принятые в математике правила: значения меньше 0,5 отбрасываются, а больше 0,5 округляются до единицы.

Удельный вес среднесписочной численности работников каждого обособленного подразделения и головной организации определяется путем деления среднесписочной численности работников обособленного подразделения/головной организации за отчетный период на среднесписочную численность работников в целом по организации за отчетный период.

Пример. Расчет удельного веса среднесписочной численности работников

Особенности расчета удельного веса расходов на оплату труда

Вместо показателя удельного веса среднесписочной численности можно использовать показатель удельного веса расходов на оплату труда, который рассчитывается как отношение расходов на оплату труда работников обособленного подразделения/головной организации за отчетный период к расходам на оплату труда в целом по организации за этот же отчетный период.

Если организация в учетной политике установила, что доля налога будет исчисляться исходя из удельного веса на оплату труда, то необходимо учитывать следующее:

  1. Расходы на оплату труда должны удовлетворять общим требованиям к признанию расходов, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными.
  2. Все расходы на оплату труда, учитываемые при расчете удельного веса, должны быть указаны в статье 255 НК РФ.
  3. Нормируемые расходы на оплату труда (расходы на добровольное медицинское, пенсионное страхование, страхование на случай смерти) в расчете удельного веса расходов на оплату труда принимаются только в пределах установленных нормативов.
  4. Затраты на создание резерва предстоящей оплаты отпусков, создаваемого по правилам ст.324.1 НК РФ, также входят в состав расходов на оплату труда.
  5. Для организаций, использующих кассовый метод, расходы на оплату труда будут приниматься для расчета удельного веса расходов на оплату труда по мере погашения задолженности.

На основе двух рассчитанных в примерах данной статьи показателей: удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и удельного веса среднесписочной численности произведем расчет доли налога на прибыль обособленного подразделения и головной организации.

В данной статье описывался порядок расчета доли налога на прибыль при наличии обособленных подразделений. О том, как данный показатель применяется при расчете налога на прибыль обособленного подразделения и головной организации можно прочитать .

Источник: https://macros-ht.ru/spravochnik/raspredelenie-pribyli-mezhdu-obosoblennymi-podrazdeleniyami/

Обособленный налог на прибыль

Налог на прибыль обособленные

“Московский бухгалтер”, 2009, N 3

Правильно исчислить налог на прибыль – непростая задача для любой организации. Но, похоже, больше всего “досталось” фирмам, имеющим обособленные подразделения. Особенно, если по каким-либо причинам руководство принимает решение о закрытии одного из них.

Бюджетные перипетии

Налог на прибыль организаций хоть и считается федеральным, но подлежит распределению между бюджетами разных уровней. Совершенно логично, что у тех компаний, которые имеют обособленные подразделения в иных субъектах, нежели нахождение головного офиса, могут возникнуть вопросы относительно расчета и уплаты данного налога.

Неудивительно, что для таких налогоплательщиков законодательством предусмотрены свои правила расчетов с государственной казной.

Так, особенности исчисления и уплаты налога на прибыль для компаний, имеющих обособленные подразделения, раскрываются ст. 288 Налогового кодекса.

Согласно положениям данной нормы такие фирмы рассчитываются с федеральным бюджетом по месту нахождения головной организации. При этом распределять указанные суммы по обособленным подразделениям не требуется.

Что же касается перечисления средств в бюджеты субъектов и муниципальных образований, то здесь придется потрудиться: оплату следует производить по местонахождению каждого из подразделений и, соответственно, самой организации. Определять размер подлежащих уплате сумм в каждый из “региональных” бюджетов нужно исходя из доли, приходящейся на подразделения, которая, в свою очередь, исчисляется по формуле:

ДП = (У + У ) / 2,
труд. ам.

где ДП – доля прибыли, приходящаяся на конкретное подразделение (головную организацию);

У – удельный вес среднесписочной численности работников (либо труд.расходов на оплату труда) конкретного подразделения (головной организации)в аналогичном показателе по всей фирме в целом; У – удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества ам.соответствующего подразделения (головной организации) в аналогичном

показателе по всей фирме в целом.

Рассчитывая остаточную стоимость амортизируемого имущества, следует принимать во внимание нововведения, которые привнес в статью, посвященную расчетам налога на прибыль фирмами с “обособленцами”, Закон от 26 ноября 2008 г.

N 224-ФЗ. Согласно новому правилу организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета.

При расчете доли прибыли следует иметь в виду, что если у компании на территории одного субъекта имеется несколько обособленных подразделений, то распределение прибыли по каждому из них может не производиться (п. 2 ст. 288 НК).

После того как бухгалтер исчислит данный показатель по подразделениям и головному офису, можно приступать к расчету суммы налога, подлежащей уплате в бюджеты субъектов. Налоговая база каждого из “обособленцев” (и отдельно по центральному офису) определяется как произведение приходящейся на него доли прибыли и базы по данному налогу по компании в целом.

Логично, что если доля прибыли определялась по нескольким подразделениям, подведомственным одному субъекту, то и расчет налога должен производиться по таким единицам вкупе. Перечисления же должны осуществляться одним из них, которого организация установила в качестве главного.

Пример. Столичное ООО “Святозар” имеет обособленное подразделение, находящееся в Московской области.

По итогам I квартала 2009 г. база по налогу на прибыль ООО “Святозар” (в целом по обществу) составила 100 000 руб.

Согласно учетной политике общества с целью исчисления доли прибыли фирма применяет показатель расходов на оплату труда. За период с 1 января по 1 апреля затраты на персонал составили:

  • в целом по обществу – 130 000 руб.;
  • по головной организации в Москве – 90 000 руб.;
  • по обособленному подразделению в Московской области – 40 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств по организации в целом и в разрезе подразделения и головной фирмы представлена в таблице.

Таблица

Остаточная стоимость основных средств

по состоянию

В целом по ООО “Святозар”,

руб.

Головной офис в Москве,

руб.

Обособленное подразделение вМосковской области,

руб.

на 01.01.2009 410 000 280 000 130 000

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/56743-obosoblennyj-nalog-pribyl

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.