Налог на придомовой земельный участок

Содержание

Блог

Налог на придомовой земельный участок

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Как уплачивается налог на пользование землей общего пользования?

Налог на придомовой земельный участок

Большинство владельцев земельных участков в Российской Федерации должны уплачивать земельный налог в муниципальный или местный бюджет.

В нашей статье пойдет речь об уплате такого вида налогов на земли общего пользования, мы прольем свет на законодательные нормы, которые регулируют уплату налога на землю, о том, какие земли подпадают под понятие «земли общего пользования», о ставках и сроках оплаты, о процедуре уплаты такого налога и о льготах на оплату, которые предусмотрены действующим законодательством.

Законодательство

В действующем законодательстве Российской Федерации земельному налогу отведена целая глава в Налоговом кодексе страны – тридцать первая.

  • Так статья 387 описывает общую информацию связанную с налогом на землю в России, и о том, как он устанавливается.
  • 388 статья проливает свет на налогоплательщиков, которые должны платить такой вид налога в муниципальную казну.
  • В статье 389 точно представлен перечень объектов, которые подпадают под налогообложение.
  • Статья 390 освещает налоговую базу по данному типу налогов – кадастровую стоимость конкретного участка земли, которая играет основополагающую роль при расчете такого вида платежа в казну.
  • 391 и 392 также посвящены налоговой базе. Период оплаты такого налога определяется 393 статьей, в ней также идет речь и об отчетности по уплате.
  • Налоговые ставки описаны в следующей статье – 394-й.
  • Точное описание возможных льгот по оплате налога на землю представлено в 395 статье.
  • 396-я и 397-я статьи описывают порядок исчисления и сроки для оплаты такого платежа.
  • Последняя статья главы – 398-я, регулирует оформление налоговых деклараций.

Какие земли относят к землям общего пользования

Так землями общего пользования принято считать те территории, которые свободно используются множеством разных людей.

На землях такого типа пользования могут находится одновременно неограниченное число людей, также через земли общего пользования доступен свободный проход или проезд.

Исходя из действующего законодательство можно смело сказать, что земли общего пользования предоставляются гражданам для ведения садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства.

Имущество общего пользования предполагает свободное размещение на таких участках земли специального водоснабжения или водоотвода и/или линий снабжения теплом, газом или электричеством.

Также подобные земли используются для охраны, организации мест для общественного отдыха, например, скверы, парки или спортивные площадки.

На землях общего пользования часто располагаются свободно используемые дороги, площадки для сбора мусора, противопожарные объекты, водонапорные сооружения, котельные и другие объекты такого типа.

Налогообложение такого типа земель

Ставка земельного налога определяется действующим законодательством Российской Федерации.

Так согласно Налоговому кодексу для земель следующих типов налоговая ставка будет равна 0.3%:

  • Земельный участки, которые используются гражданами для ведения сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для использования в сельском хозяйстве.
  • Участки земли, на которых находятся инфраструктурные сооружения жилищно-коммунального хозяйства.
  • ЗУ, которые были предоставлены или куплены для строительства жилых помещений.
  • Земли, которые используются (приобретены или куплены) для ведения огородничества, личного подсобного хозяйства, разведения животных, выращивания садов или ведения дачного хозяйства.
  • Участки земли, которые подпадают под понятие «ограниченные в обороте» (для нужд обороны, таможенной службы или охраны).

Все остальные земельные участки облагаются ставкой по налогу в 1.5%.

Налоговый кодекс также допускает установление разграниченных налоговых ставок по земельному налогу. На такую ставку влияет очень много факторов: категория конкретного участка земли, разрешение на использование, места нахождения объекта (например, наличие дорог к участку) и т.д. Такие ставки могут быть применены по отношению к тем землям, которые находятся во внутригородской черте Москвы.

Согласно НК РФ уплата земельного налога распространяется на физических и юридических лиц, которые распоряжаются участками земли подпадающими под налогообложение.

Платить такой налог должны владельцы ЗУ, а также те, кто использует участок земли на правах бессрочного использования, или же праве пожизненного наследуемого имущества.

Сроки оплаты земельного налога и авансов по нему регулируются действующим законодательством страны. Так земельный налог должен быть уплачен за участок не позднее, чем наступит первое декабря года. Именно с 1 декабрям связанно истечение налогового периода, т.е. периода для оплаты налогов и сборов.

Сроки уплате авансовых платежей устанавливаются согласно муниципальному законодательству.

При этом организации оплачивают земельный налог не позднее, чем наступит 1 февраля.

Порядок уплаты

Налог оплачивают в местный муниципальный бюджет по месту расположения конкретного участка земли. Налоговой базой по такому типу налогов является кадастровая стоимость участка земли.

Юридические лица и организации самостоятельно определяют налоговую базу при уплате земельного налога, на основании открытых сведений, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Если участок земли находится в долевой собственности, то каждый владелец доли выплачивает пропорциональную его доле сумму по налогу.

Для расчета земельного налога используется следующая формула:

Где Кст – это кадастровая стоимость участка земли, Д – это размер ЗУ, Ст – размер ставки на земельный налог, а Кв – соответствующих коэффициент, который вносится в том случае, если собственник участка земли владеет им менее одного года.

Физические лица перед уплатой налога получают специальное налоговое уведомление с точной суммой в рублях, которую они должны уплатить в Федеральной налоговой службе. Юридические лица и организации самостоятельно проводят расчеты при помощи штатных или внештатных специалистов, так как расчет земельного налога для юридических лиц требует большой точности.

Земельный налог можно заплатить и онлайн через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы – https://www.nalog.ru.

Что касается организаций, то налоговые декларации подаются как лично при посещении ФНС РФ, так и в электронном виде согласно установленным правилам заполнения электронных налоговых деклараций.

Стоит учитывать также возможность уплатить задолженность по земельному налогу через банковские структуры, многие современные российские банки позволяют проводить такие платежи, онлайн не отходя от персонального компьютера.

Льготы и льготники

Законодательством предусмотрены как федеральные, так и муниципальные льготы на уплату в том числе и земельного налога.

Так в перечень льготников попали следующие лица:

  • Герои СССР и Российской Федерации, а также ветераны военных конфликтов и участники боевых действий.
  • Пострадавшие от техногенных катастроф лица.
  • Инвалиды первой и второй групп.
  • Большая часть категорий пенсионеров. При этом в некоторых районах Москвы действуют муниципальные ограничения, например, льгота для пенсионеров только старше 70 лет.

Таким образом, физические лица освобождены от самостоятельного расчета земельного налога и уплачивают такой тип платежа после получения специального налогового уведомления или же онлайн через сайт Федеральной налоговой службы. В свою очередь юридические лица самостоятельно производят расчет налога на землю и для уплаты подают налоговые декларации в тот же федеральный орган – ФНС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/na-polzovanie-zemlej-obshhego-polzovaniya.html

Земельный налог под многоквартирными домами: причины отмены и как его заплатить в 2015 году

Налог на придомовой земельный участок

До 2015 года земли под частными и многоквартирными жилыми строениями облагались земельным налогом. В последнем случае расчет налога предполагал предварительное выделение долей владельцев квартир в земельном наделе под общим домовладением.

Доля каждого собственника определялась в пропорции площади квартиры в доме к общей площади здания — чем больше квадратура находящейся в собственности недвижимости, тем больше надо было платить налог на землю. При этом по долям, которые приходятся на неприватизированные квартиры, налогоплательщика не было, так как эти помещения находятся в муниципальной собственности.

С начала 2015 года алгоритм налогообложения земель под жилой недвижимостью изменился – появилась норма, освобождающая от налогообложения земли, являющейся составной частью общего имущества многоквартирного дома (закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, пп. 6 п.

2 ст. 389 НК РФ).

Это означает, что налог на общее имущество многоквартирного дома в части земельного участка под домом не начисляется в отношении владельцев комнат, квартир и иных помещений в МКД.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ общее имущество многоквартирного дома включает в себя:

помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания нескольких квартир (речь идет о лестницах, лестничных площадках, чердаках, коридорах, подвалах и помещениях, отведенных под инженерные коммуникации);

помещения, находящиеся в доме, которые не принадлежат никому из собственников квартир и используются для удовлетворения социально-бытовых нужд жильцов;

ограждения, несущие конструкции, оборудование для обеспечения доступа к инфраструктуре здания лиц с инвалидностью, механическое, санитарное и электрооборудование;

земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, включая придомовую территорию, занятую объектами озеленения, стоянками, детскими площадками и другими элементами благоустройства.

Перечисленные объекты принадлежат владельцам квартир на праве общей долевой собственности. При этом земельный налог на общее имущество многоквартирного дома платить не надо.

Что касается компаний-застройщиков, то, согласно разъяснениям ФНС в письме от 15.08.2017 № ЗН-4-21/16064@, их обязанность по уплате земельного налога в отношении участка под МКД прекращается с момента перехода этого участка к собственникам помещений дома в общую долевую собственность (с момента регистрации права собственности на любое из помещений первым из собственников).

Соловьева А.А., эксперт журнала

В недавнем прошлом обязанность застройщика по уплате земельного налога в отношении участка, на котором осуществлялось строительство МКД, прекращалась с момента регистрации права собственности первого дольщика на жилое (нежилое) помещение в доме. С этого момента земельный участок переходил в состав общего имущества МКД, плательщиками налога становились физические лица.

По вопросам применения названной нормы регулирующие органы выпустили несколько писем. На наш взгляд, внимания застройщиков заслуживают следующие разъяснения.

Письмо ФНС России от 25.10.2017 № БС-4-21/21551.

Земельный участок МКД занимаемый, не будет относиться к общему имуществу этого дома до момента регистрации права собственности на любое из помещений в нем, и, следовательно, до этого момента в отношении данного земельного участка не может применяться пп. 6 п.

2 ст. 389 НК РФ.

Иными словами, застройщик обязан уплачивать земельный налог МКД до момента госрегистрации права на квартиру (иное помещение в МКД) одним из дольщиков.

Общее имущество МКД должно находиться в собственности двух или нескольких собственников помещений этого дома (п. 1 ст.

36 ЖК РФ, п. 4 ст.

244 ГК РФ). В случае если все квартиры в МКД находятся в собственности одного юридического лица, земельный участок, занимаемый таким домом, не будет относиться к общему имуществу и, следовательно, участок не подпадает под действие пп.

6 п. 2 ст.

389 НК РФ. Таким образом, организация – собственник всех помещений в МКД признается плательщиком земельного налога.

Подпункт 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется, если на земельном участке строятся несколько МКД и участок под каждым домом не сформирован. Данный вывод основан на следующем.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен земельный участок МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 5 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в МКД, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства.

Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участников долевого строительства на помещения. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц.

(Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11642/11.)

В силу пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД.

Источник: https://sudsoveti.ru/osnovnye-voprosy-kasayushhiesya-nalogov-na-pridomovuyu-territoriyu-mnogokvartirnogo-doma/

Земельный налог за придомовую территорию многоквартирного дома

Налог на придомовой земельный участок

Основными документами являются Градостроительный и Гражданский кодекс, а так же разъяснительные законы и поправки к ним.

№ законаЧто определяет
ФЗ №189Общие правила и положения о придомовой территории
Постановление РФ №491 от 13.08.2006Правила содержания общего имущества на территории многоквартирного дома
Жилищный кодекс РФ статьи №153, 154, 158Правила проведения ремонтных работ
ФЗ №131, ЖКРФ ст. 36 п 1.4Правила парковки автомобилей
НК РФ статья 388, 389Налог на земельный участок

С момента вступления в силу в 2005 году Жилищного кодекса до 2015 года налог на землю под многоквартирным домом уплачивался физическими лицами по установленным местными властями тарифам.

Кроме того, при уплате данного налога действовали льготы согласно федеральному и региональному законодательству. Такое положение вызывало некоторые неясности.  Во-первых, в законе не указано, как конкретно рассчитывается размер налога на каждого собственника. Также во многих субъектах не велись реестры, по которым можно было учитывать каждого налогоплательщика данного вида налога.

Для юридических лиц (например, ТСЖ) до конца 2014 года тоже действовал закон, обязывающий уплачивать налог на землю под многоквартирным домом. При этом обязательным условием было то, что земля должна находиться в собственности товарищества.

С 1 января 2015 согласно статьям ФЗ № 284 обязанность на оплату земли под многоквартирными домами была полностью отменена. Вместе с этим утратил свою силу и закон «О налогах на имущество физических лиц».

Территория многоквартирного дома, как правило, является очень обширной, разнообразной и многоцелевой.

Обязательно должно быть отведено пространство под:

  • декоративные клумбы;
  • места отдыха (скамейки, беседки);
  • игровые зоны для детей;
  • автомобильную парковку;
  • место для сбора мусора;
  • веревки для сушки белья и пр.

Причем все это не должно мешать свободному перемещению пешеходов и беспрепятственному проезду автотранспорта. Все должно быть размещено и установлено согласно требованиям безопасности и прочим нормам.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 1 марта 2005 года, придомовая территория разбита на равные доли между всеми собственниками жилых помещений данного здания. Это значит, что она является объектом долевой собственности для каждого владельца квартиры в этом доме.

В связи с этим они обязаны сформировать прилегающий участок земли, облагородить его, следить за порядком на образованном участке в соответствии с принятыми законом нормами.

Перед тем, как начинать осуществлять все эти действия, необходимо поставить участок на кадастровый учет.

Данное правило касается домов, которые были построены до 1 марта 2005 года. Многоквартирные жилые здания, введенные в эксплуатацию после указанной даты, освобождаются от данной процедуры.

Дело в том, что придомовая территория формируется еще на этапе подготовки к строительству, когда только готовится земля для застройки.

Тогда доля прилегающего земельного участка становится автоматически собственностью владельца приобретенной квартиры.

Обычно территория, прилегающая к многоквартирному дому, уже включена в стоимость объекта недвижимости. Она, что примечательно, облагается налогом, а он в свою очередь делится в равной пропорции между всеми жильцами. Величина данной налоговой выплаты напрямую зависит от количества занятых в доме квартир и общей площади каждой.

Исходя из определения долевой собственности, из прилегающего к многоквартирному дому участка не может быть выделена определенная часть. К примеру, жители одного из подъездов решили присвоить себе одну из клумб и беседку по центру двора. Эти действия неправомерны, жильцы не могут ограничивать других собственников в действиях по отношению к общим владениям.

Придомовая территория в составе общего имущества МКД

Согласно определению, в придомовую территорию многоквартирного дома входят:

  • Земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом.
  • Служебные строения, необходимые для обслуживания дома: трансформаторные будки, тепловые пункты.
  • Детские и спортивные площадки.
  • Зеленые насаждения и элементы декора.
  • Парковочные места для владельцев квартир.
  • Пожарные и служебные проезды.
  • Контейнеры для сбора бытовых отходов.

На прилегающем участке могут находиться и другие строения, необходимые для функционирования дома и помогающие создать комфортные условия для жильцов, например, сушилки для белья.

Согласно требованиям административных органов, санитарным нормам и стандартам пожарной безопасности, собственники жилья несут ответственность за территорию, прилегающую к недвижимости.

Необходимо выполнять следующий минимум действий:

  • Содержать территорию в чистоте.
  • Своевременно вывозить бытовые отходы.
  • Следить за плотностью зеленых насаждений.
  • Обеспечивать возможность проезда муниципальных служб.
  • Не загромождать пожарные проезды, гидранты.
  • Очищать подъездные дороги от снега и льда в холодное время года.

За неисполнение требований налагаются штрафы согласно установленным тарифам.

По нормам СанПин, открытые парковочные карманы для автомобилей на общее число не более десяти, должны находиться на расстоянии не менее 10 метров от подъездов.

Согласно принятым нормативным документам, расположить на придомовой территории многоквартирного дома парковочные места можно только после согласования с общим собранием жильцов.

Для законного обустройства автостоянки необходимо оформить границы участка и оформить документы кадастрового учета.

Парковочные места на придомовых территориях оформляются согласно требованиям СанПин и пожарной безопасности.

Согласно действующим правилам, на участке, прилежащем к многоквартирному дому, разрешается создание открытой парковочной зоны на 50 парковочных мест, либо наземной парковки со сплошным стеновым ограждением на 100 автомобилей, при наличии других зон и элементов благоустройства согласно наименованиям и площадям.

Места для стоянки должны находиться на расстоянии не менее 5 метров от мусорных контейнеров, на удалении от детских и спортивных площадок и трансформаторных будок.

Правила стоянки автотранспорта на придомовых территориях многоквартирного дома запрещают:

  • Парковать грузовой транспорт массой более 3,5 тонн.
  • Оставлять машины на тротуарах, газонах.
  • Оставлять автомобиль со включенным двигателем дольше 5 минут.
  • Передвигаться на транспорте по пешеходным дорожкам.
  • Загораживать проезд.

За нарушение правил парковки предусмотрен штраф, согласно действующим правилам ГИБДД.

Новые дома оборудованы подземными парковками, количество мест рассчитывается исходя от общего числа квартир.

Согласно действующим правилам, строить на общедомовой территории частное строение нельзя. Стоящие во дворе многоквартирного дома сараи, принадлежащие физическим лицам, считаются самозастроем и могут быть удалены по решению уполномоченных органов.

Разрешено возведение кооперативных сараев или погребов на общей земле, при этом места распределяются между желающими в порядки общей очереди. Таким же образом распределяются места в погребе, если он был выкопан под нужды проживающих.

Право на постройку гаражей на общей территории возможно, если имеется достаточно свободного места, при этом приоритет в очереди на места льготным категориям граждан: инвалидам а так же ветеранам великой отечественной войны.

Для получения гаража вне очереди необходимо предоставить заявку по установленному образцу, документы, удостоверяющие личность, заверенную копию прописки и документы, подтверждающие льготный статус жильца.

Полный список льготных категорий можно уточнить в органах местного самоуправления или на портале государственных услуг.

Если гараж был построен владельцем жилья без согласования, возможно произвести демонтаж по решению суда, или компетентных органов. Для этого жильцы подают коллективную жалобу в администрацию.

Нужно предоставить кадастровый паспорт, с занесенными данными о границах участка.

Так же гараж, сарай или другая постройка будет считаться незаконной в том случае, если:

  • земля, на которой находится постройка, не приватизирована;
  • земля находится в коллективной собственности;
  • не получено согласование пожарной инспекции, управления по архитектурному управлению;
  • здание мешает другим жильцам, перегораживает проезд, находится вблизи мусорных контейнеров, трансформаторных будок или других служебных строений.

Незаконно возведенное здание на придомовой территории многоквартирного дома демонтируется по решению уполномоченных органов, при этом лицо, ответственное за незаконную застройку, облагается административной ответственностью и уплачивает штраф согласно действующим тарифам.

Под земельным участком под жилым домом признаётся придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, относящаяся к объектам общего имущества собственников помещений в МКД (ч.1 ст.36 ЖК РФ).

Это общедолевая собственность, которая не может стать чьим-то частным владением. Размер и границы участка остаются неизменными, если только собственники на общем собрании не решат сделать реконструкцию (п.4 ст.37 ЖК РФ).

Границы и размер придомовой территории, сформированной под МКД, определяются согласно требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ).

В п.3 Правил содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.

2006 года) сказано, что при определении состава общего имущества многоквартирного дома необходимо руководствоваться данными ЕГРП и государственного земельного кадастра о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.

При наличии расхождений, противоречий сведений о составе общего имущества, содержащихся в Росреестре, с документацией государственного технического или бухгалтерского учёта УК, технической документацией на МКД, приоритет будут иметь данные из ЕГРП.

Важное значение отводится году постройки дома. В ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» утверждены условия и порядок перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД, который находится на нём.

Из этого следует:

  • если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и состоит на государственном кадастровом учёте, то он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в доме (ч.2 ст.16 ФЗ №189).
  • собственники помещений в МКД, земельный участок под которым не сформирован, могут самостоятельно обратиться в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления с письменным заявлением об их формировании. Заявление будет служить основанием для осуществления органом госвласти формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт (п.3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 №12-П).

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить пояснительную записку для налоговой

Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, взаимосвязанные положения частей 2 и 5 ст.16 и ч.1 и.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ признаны соответствующими Конституции РФ.

Они предусматривают переход в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД земельного участка, сформированного под домом и поставленного на кадастровый учёт, без принятия органами госвласти или органами местного самоуправления решения о предоставлении его в собственность и без госрегистрации перехода права собственности на него.

Источник: https://sserov.ru/zemelnyy-nalog-pridomovuyu-territoriyu-mnogokvartirnogo-doma/

Нужна ли москвичам земля?! (или Брать или не брать в общую собственность придомовую территорию в Москве?)

Налог на придомовой земельный участок

Этим вопросом всё чаще задаются жители многоквартирных домов.  «Как это прекрасно — иметь хотя бы горсточку собственной земли!»  (С.Довлатов) говорят одни, да уж  «Земля принадлежит народу, но за большие деньги» (Г.Александров), вторят им другие.

Собственники квартир и нежилых помещений взвешивают плюсы и минусы оформления земельного участка в общую долевую собственность и принимают или откладывают решение вопроса. Эта статья будет полезна в первую очередь московским собственникам помещений, т.к. законодательство и практика города как отдельного субъекта РФ отличаются от других регионов страны.

Плюсы и минусы или Права и обязанности

Земельный участок многоквартирного дома (далее – МКД) согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ входит в состав общего имущества, если он оформлен в установленном порядке.  До его оформления согласно ст.

16Земельного кодекса РФ он считается государственной собственностью.

А значит при оформлении земли в общую долевую собственность бо́льшая часть как прав, так и обязанностей переходит от государственных органов к собственникам помещений МКД.

  • Гарантия защиты интересов жителей МКД от строительства нового объекта на оформленной придомовой территории и право на собственную застройку в установленном порядке.
  • Распоряжение земельным участком в интересах большинства собственников помещений МКД: организация парковки для своих жителей, детской площадки, охраны (ограждения) территории и т.п.
  • Возможность коммерческого использования придомовой территории: получение дополнительных средств на содержание дома или придомовой территории от арендаторов участка (киоски, стоянка машин и т.п.).
  • Право выбора и контроля управляющей (подрядной) организации для уборки и содержания придомовой территории вместо выбора организации по конкурсу государственными учреждениями.
  • Повышение рыночной стоимости продажи (аренды) помещения собственника (в России усиливается мировая тенденция к удорожанию земли под строительство жилых домов).

Реальность и прогноз: жители домов в Москве и сейчас достаточно активно пытаются распоряжаться земельными участками в своих интересах, но в большинстве случаев это носит стихийный характер.

Так, например, ограждение придомовой территории одинаковой высотности может в одном доме «прокатить» без проблем: предписаний, штрафов проверяющих организаций и жителей соседних домов, в другом – нет.

Но прогноз в целом положительный: чем больше будет оформленных земельных участков и прецедентов по их использованию, тем более отработанным законодательство и практика, а также более информированным общество (жители).

  Здесь можно вспомнить и о зарубежном опыте, когда решение вопросов об использовании земли, особенно с зонами сервитута (общего пользования, например, тротуары или дет.площадки), принимается коллегиально с участием представителей от жителей заинтересованных домов, управляющей организации и органов власти.

  • С момента постановки земельного участка на кадастровый учёт у собственников помещений МКД возникает обязательство по оплате земельного налога (п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ). Размер земельного налога зависит от доли собственника квартиры или нежилого помещения в общем имуществе, а также от кадастровой стоимости (местоположения) участка. В Москве кадастровая стоимость земельных участков приведена в Приложении № 2 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007г. № 1046-ПП. Размер и порядок сбора земельного налога можно сравнить по аналогии с имущественным налогом (на квартиру или нежилое помещение).  Ежегодно такой налог составляет от несколько сот рублей до несколько тысяч (от площади помещения) и растёт в зависимости от темпов инфляции. Льготные категории (инвалиды, пенсионеры и др.) от налога освобождаются.
  • С момента оформления и передачи земли в общую долевую собственность, собственники помещений МКД будут нести расходы по его содержанию и уборке (п.15 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491). В Москве у собственников помещений есть пока право на получение бюджетных субсидии на уборку и содержание территории (в 2010 году согласно постановлению Правительства Москвы от 02.02.2010г. № 98-ПП составляет 4 руб. в месяц за 1 кв.м. общей площади жилых помещений МКД). Эти средства по решению общего собрания будут направляться из бюджета города  в выбранную жителями организацию по уборке и содержанию.

Реальность и прогноз: по земельному налогу положительно умеренный. Пока он будет аналогичен имущественному налогу, резких изменений по его увеличению не предвидится. В противном случае будет массовый отказ от оплаты и пересмотр порядка.

Что касается бюджетного субсидирования  по уборке и содержанию территории, то здесь нужно учитывать общую тенденцию в стране и в городе по уменьшению и полному прекращению субсидирования (по Москве эту дату связывают с планом по завершению городской программы капитального ремонта в 2014г.).

  Прогнозируя переход на 100% оплату жилищно-коммунальных  услуг, в т.ч. по придомовой территории, собственники МКД должны учитывать:

1) В рамках ставок, рекомендуемых Правительством Москвы, можно получить стандартный минимум работ и услуг, а вот их более высокое качество и ассортимент, только при утверждении собственниками МКД более высокой ставки за 1 кв.м. в месяц.

2) Смета МКД (доходы и расходы) зависит от суммы площадей жилых и нежилых помещений дома, а также наличия возможности коммерческого использования общего имущества МКД.

Поэтому, жители  большого высотного дома в хорошем техническом состоянии и привлекательном, например, с точки зрения размещения наружной рекламы, могут быть относительно спокойны, т.к. возможность достойно содержать и дом и территорию по минимальным ставкам у них будет.

К сожалению, эти критерии применительно не ко всем МКД. И конечно, многое зависит от профессионализма и порядочности выбранной собственниками управляющей организации будь-то ТСЖ, ГУП или ООО.

Но вопросы выбора и сотрудничества жителей с управляющей организацией это тема возможно следующей статьи.

Этапы оформления земельного участка в общую долевую собственность в Москве.

Итак, информация для тех жителей, кто всё взвесил и принял решение оформить придомовую территорию в общую долевую собственность.

Земельный участок, если он сформирован (т.е. размежёван и поставлен на кадастровый учёт) до 1 марта 2005 года, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно (ч. 2 , 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2004 N 189-ФЗ). Эту информацию по запросу можно получить в Департаменте земельных ресурсов города.

Если земельный участок не сформирован, то собственникам помещений МКД придётся потратить время, а возможно и средства для формирования земельного участка в установленном порядке.

1-й этап

Задача —Получение результатов (границ) межевания земельного участка.  Границы отдельного МКД определяются в рамках проведения квартального межевания с учётом нормативов по эксплуатации, сложившейся исторической застройки и т.п.

       Если по Вашему дому такого межевания нет (не путать с планом земельного участка БТИ по уборке территории или с межеванием для строительства объекта), то нужно написать обращение в префектуру АО о включении Вашего дома (квартала) в программу межевания за счёт бюджетных средств.

Организация — в Москве специализированной организацией по межеванию является ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры (125047 Триумфальная площадь д.1, тел. 250-1682).

Сроки — 1-3 недели при наличии результатов межевания (в управе района, префектуре АО, ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры) и 1 год и более при их отсутствии. Можно заказать межевание за счёт собственных средств, но стоить будет от 500 тыс.руб. и выше в зависимости от размера участка.

Результат — градостроительное заключение (результаты межевания).

2-й этап

Задача – Получение положительного решения общего собрания собственников помещений МКД. Примерные формы документов для общего собрания по формированию земельного участка даны в постановлении Правительства Москвы от 03.07.2007г. № 569-ПП.

Для принятия решения по данному вопросу необходимо получить положительное решение простого большинства собственников помещений МКД (не путать с 2/3 собственников помещений согласно п.2 ст.44 и п.1 ст.

46 Жилищного кодекса РФ о принятии решения по ограничению пользования участком).

Организация – содействие в проведении общего собрания собственникам могут оказать ГУ «ИС района», управа района, управляющая организация МКД.

Сроки – 2-4 недели.

Результат — протокол общего собрания собственников с принятым решением.

Важная новость — Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010г. отменило норму законодательства о необходимости проведения общего собрания по данному вопросу.

Теперь обращение любого собственника помещения в доме является основанием для формирования земельного участка (межевания и кадастрового учёта) в целях его последующего перехода бесплатно в общую долевую собственность.

3-й этап

Задача —Получение от префектуры АО выписки о легитимности общего собрания.  К сожалению, как показывает опыт работы, понимание законов и тем более их изменение, не сразу находит своё отражение в работе сотрудников государственных структур. Поэтому отмена Конституционным Судом РФ 2-го и 3- го этапа на практике произойдёт со временем.

Организация — префектура АО.

Сроки — 20 рабочих (или 30 календарных) дней.

Результат — выписка из протокола Комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах при префектуре о легитимности общего собрания.

4-й этап

Задача – Получение документа о кадастровой стоимости и кадастровом учёте земельного участка. В этот этап входит:

1) Определение Департаментом земельных ресурсов кадастровой стоимости земельного участка. После чего уполномоченному представителю жителей необходимо (уже действительно по закону и логике) получить протокол решения общего собрания собственников помещений МКД о готовности большинства платить установленный земельный налог и направить в Департамент второе обращение.

2) Постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт. Важно знать, что именно с этого момента у собственников помещений в многоквартирных домах возникают права и обязанности по владению земельным участком в качестве общей долевой собственности (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.01.2010 N Д23-99).

Организация — Департамент земельных ресурсов г.Москвы (115054, Москва, ул.Бахрушина, д.20 , тел. 959-19-13) или его окружное территориальное отделение.

Сроки — от 2-3 месяцев и более.

Результат –кадастровый паспорт земельного участка.

5-й этап

Задача — Получение свидетельства о государственной регистрации прав собственности на помещение с указанием доли по земельному участку.

Несмотря на то, что право общей долевой собственности на земельный участок возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета, по заявлению собственника помещения осуществляется государственная регистрация прав на него в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При этом нужно учитывать, что согласно п.2 ст.

37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения следует судьбе права собственности на указанное помещение.

Организация: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г.Москва,  ул. Большая Тульская, д. 15, тел.957-68-16).

Сроки: от 1 месяца и более.

Результат: новое свидетельство о регистрации прав собственности.

И в заключении хочется пожелать собственникам помещений МКД в вопросах оформления и использования земельного участка  удачи, терпения и мудрости.

Источник: https://kudashova.ru/blog/brat-li-v-obshhuyu-sobstvennost-pridomovuyu-territoriyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.