Написание положения

20.5. Положения. Правила их составления и оформления

Написание положения

Наиболее разнообразную и наименеерегламентированную группуорганизационно-правовых документовпредставляют собой положения, инструкции,регламенты, правила. Эти документы могутразрабатываться по любому направлениюдеятельности организации (правилавнутреннего распорядка, положение обоплате труда, положение о защитеперсональных данных работников,инструкция по делопроизводству).

Положение– это:

  1. правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

  2. свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

В отдельную группу следует выделитьположения, регулирующие совокупностьорганизационных, трудовых и другихотношений по конкретному вопросу,например: «Типовое положение о веденииделопроизводства по предложениям,заявлениям и жалобам граждан вгосударственных органах, на предприятиях,в учреждениях»; «Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации»;«Положение о документах и документооборотев бухгалтерском учете»; а также положенияо проведении конкурсов, смотров,фестивалей и других мероприятий.

Положения бывают типовые и индивидуальные.Типовые положения разрабатываютсявышестоящей организацией для однотипныхподведомственных структур, а индивидуальные- для конкретной организации, органа,структурного подразделения и пр.

Положение о структурном подразделении– нормативный акт, основной целью которогоявляются регламентация направленийдеятельности данного подразделения.

Документ оформляется на общем бланкеорганизации и включает в себя реквизиты:

  • наименование организации,
  • наименование вида документа,
  • дата,
  • регистрационный номер документа,
  • место составления,
  • заголовок к тексту,
  • подпись,
  • гриф утверждения,

Положение о структурном подразделении,как правило, состоит из следующихразделов:

1) «Общие положения»– приводятсяполное и сокращенное (если оно имеется)наименования структурного подразделения,характеризуется его место (статус) ворганизационной структуре организации,определяется степень его хозяйственнойи экономической самостоятельности.Здесь же приводится информация оподчиненности данного подразделенияруководству предприятия, конкретноуказывается должность лица, непосредственноруководящего подразделением, порядокназначения и освобождения его отзанимаемой должности.

Отдельным пунктом приводится переченьосновных нормативных, правовых,директивных и инструктивных документов,которыми подразделение руководствуетсяв своей работе.

В случае если подразделениесодержит какие-либо внутренние деления(например, отдел подразделяется нанесколько секторов), в раздел включаетсяпункт «Внутренняя структура».

В немсодержится перечень внутреннихподразделений, даются их полное исокращенное наименования, наименованиедолжности руководителя каждоговнутреннего деления с указанием, комунепосредственно они подчиняются.

В заключительном пункте раздела «Общиеположения» содержится информация оналичии в подразделении печати, ееописание, назначение и условия хранения.

2) «Цели и задачи подразделения»– формулируются основные цели и задачиподразделения, его основное назначение,оправдывающее существование подразделенияв структуре предприятия. Цели должныбыть долгосрочными, реальными и тесноувязанными как между собой, так и сцелями предприятия (организации) вцелом.

3) «Функции»– содержится полныйперечень функций подразделения суказанием, какие из них выполняютсяподразделением целиком, а какие -совместно с другими подразделениями.В этом случае уточняется форма участия.

При наличии в подразделении отделов втекст раздела вводятся соответствующиеих названиям подразделы, в которыханалогичным образом дается описаниефункций для каждого деления.

4) «Права и обязанности»-содержится перечень полномочий, которыереализуются данным подразделением;дается характеристика специфическихправ, которыми обычно не обладаютаналогичные структуры.

Под правомподразделения в отношении другихструктурных подразделений понимаетсяузаконенная возможность требовать(предлагать, использовать, запрещать)выполнения каких-либо действий илипредоставления какой-либо информации.

Права подразделения обычно устанавливаютсяв объеме, необходимом для эффективнойреализации его функций.

5) «Ответственность»– устанавливаютсявиды дисциплинарной, административной(в необходимых случаях – уголовной)ответственности, которую может нестируководитель подразделения в случаеневыполнения подразделением своихобязанностей. В разделе точно формулируетсяэкономическая ответственностьподразделения в рамках внутреннегохозяйственного расчета.

6) «Взаимоотношения с другимиструктурными подразделениями»-содержится характеристика различногорода взаимосвязей с другими структурнымиподразделениями внутри предприятия(организации) и вне ее.

Здесь жерегламентируются документационныепотоки подразделения, указываетсяперечень основных документов, создаваемыхим, и документов, разрабатываемыхсовместно с другими подразделениями,а также периодичность и сроки представлениядокументов.

Положение о структурном подразделенииподписывается его руководителем иутверждается, как правило, первым лицомпредприятия (организации).

Положение о коллегиальныхи совещательных органах-организационно-правовой документ,имеющий нормативный характер иопределяющий состав, порядок формирования,компетенцию, порядок работы, права иответственность коллегиальных исовещательных органов. Коллегиальные(совещательные) органы могут быть какруководящие (совет директоров, правление),так и специализированные (ученый совет,педсовет, научно-технический совет идр.) (8).

Положение о коллегиальном или совещательноморгане определяет:

  • статус коллегиального или совещательного органа;
  • порядок планирования работы;
  • порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
  • внесение материалов на рассмотрение;
  • порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
  • ведение протокола заседания;
  • оформление решений;
  • порядок доведения решений до исполнителей;
  • материально-техническое обеспечение заседаний.

В ряде коммерческих организацийразрабатывается Положение о персонале.Это документ, в котором:

  • отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;
  • устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;
  • определяются способы организации труда;
  • раскрывается кадровая концепция предприятия – системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;
  • формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

Положение о персонале – документ,заимствованный из зарубежной практикиделопроизводства, – стало активноиспользоваться для регулированиясоциально-трудовых отношений в периодформирования в современной Россииинститута частной собственности ипоявления первых коммерческих организаций.

В разработке положения о персоналедолжны принять участие различныепрофильные специалисты – отделаорганизации и оплаты труда, отделакадров, юридического отдела и иныхподразделений организации. Возглавляетгруппу, как правило, директор по развитиюили заместитель руководителя организациипо управлению персоналом.

В Трудовом кодексе РФ не содержитсяуказание по данному документу. Поэтомуположение о персонале НЕ распространяетсяна лиц, выполняющих работу (оказывающихуслуги) на основе гражданско-правовыхотношений.

В положении о персонале определяютсяпринципы взаимоотношений персонала иадминистрации, основными из которыхявляются:

  • соблюдение ном законодательства;
  • полномочность представителей сторон;
  • равноправие сторон;
  • добровольность принятия обязательств;
  • недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;
  • реальность обеспечения принимаемых обязательств.

При разработке положения о персоналенеобходимо учитывать эти, а также другиепринципы взаимоотношений персонала иадминистрации, за несоблюдение которыхвозможна социальная, но только неюридическая ответственность.

Очень часто собственники компанийтребуют включить в положение обязательствоперсонала не критиковать политикукомпании при общении с клиентами иконкурентами, а также запрет на сообщениео временных трудностях компании кому-либовне компании, на совершение действий,подрывающих репутацию компании.

Единых форм и макетов положения оперсонале нет. В каждой организации ониразрабатываются самостоятельно.

Один из возможных макетов структурытекста следующий:

  1. Общие положения.

  2. Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

  3. Порядок оформления трудовых отношений.

  4. Основные права и обязанности персонала.

  5. Основные права и обязанности руководства компании.

  6. Рабочее время и время отдыха.

  7. Оплата труда.

  8. Социальный пакет.

  9. Повышение квалификации персонала.

  10. Гарантии занятости персонала.

  11. Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

  12. Заключительные положения.

Оформляется Положение о персонале наобщем бланке организации с указаниемвида документа, подписываетсяруководителем службы управленияперсоналом, согласовываетсянаобщем собрании персонала. Утверждаетсядокумент на Совете директоров.

Если в организации есть положение оперсонале, то принимаемых работниковзнакомят с ним под расписку ещё ДОподписания трудового договора.

Положения о временных органах(совещаниях, комиссиях, советах) создаютсяна период действия такого органа.Структура текста нормативно не закреплена.Утверждается органом, в компетенциюкоторого входит создание временногооргана.

Положение о материальном и моральномпоощрении – локальный документ, поэтомуорганы пенсионного и социальногострахования при возникновении споровв отношениях тех или иных выплат зачастуюне принимают во внимание данный документкак аналог положения о премировании.

Цель положения о материальном и моральномпоощрении – заинтересовать работниковв большей производительности труда, вповышении качества выполнения задач,возложенных на них, своевременном идобросовестном исполнении трудовыхобязанностей, повышении уровняответственности за порученный участокработы.

В положении о материальном и моральномпоощрении должны быть определены:

  1. Принципы поощрения.

  2. Основные показатели применения мер поощрения.

  3. Формы и меры (виды) поощрения.

  4. Порядок представления работников к поощрению.

  5. Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

  6. Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

  7. Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

  8. Другие сведения.

Как правило, разрабатывает положениео материальном и моральном поощренииотдел организации и оплаты трудасовместно с юридическим отделом иотделом кадров. Составление может бытьпоручено и отдельным специалистам -инженеру по организации труда, инженерупо кадрам, юрисконсульту, экономиступо труду и др.

Подписываетположениезаместитель руководителя организациипо управлению персоналом, визируетначальник юридического отдела или иноедолжностное лицо, ответственное заправовую работу.

Может быть предусмотрено и визированиеглавным бухгалтером организации(особенно если в положении предусматриваетсязначительное количество форм материальногопоощрения). Утверждает положениеруководитель организации.

Положение об аттестации – документ,в котором регламентируется аттестацияработников предприятия: ее цели, принципыи методы, организация работы аттестационныхкомиссий, содержатся формы характеристик(отзывов), аттестационных карт,аттестационных листов.

Источник: https://studfile.net/preview/3567391/page:42/

Методические рекомендации

Написание положения

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Усть-Майского улуса (района)»

Как написать положение

об организации и проведении школьного мероприятия

методические рекомендации

Составитель:

Методист Левина Л.Н.,

Методист-инструктор Илларионова О.И.

Усть-Мая 2016

Методические рекомендации по составлению Положения о проведении школьного мероприятия адресованы начинающим педагогам и методистам. В этом методическом продукте представлена модель написания Положения.

I. «Общие положения»

В этом пункте описывается концептуальная идея мероприятия. Помимо этого в данном пункте раскрывается порядок построения данного положения. Здесь же могут быть указаны организаторы мероприятия (или их выделяют отдельным пунктом).

II. «Цели и задачи»

Цель – это будущий результат. Очень важно, чтобы цель была сформулирована в виде реально достижимого педагогического результата.

Задачи – это шаги к достижению цели. Это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая конечный результат и служащая достижению общей цели.

Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, поддержать, воспитать, расширить, углубить и др.

Также при постановке задач можно использовать и существительные: знакомство, обучение, развитие, воспитание, приобщение и т.д. Необходимо соблюдать лишь следующее условие: если формулировка задачи начинается с глагола, то все задачи формулируются с глаголов, если с существительных – то с существительных.

III. «Участники мероприятия»

Могут принять участие все желающие. Если ваше мероприятие рассчитано на определенную возрастную группу, не забудьте это отразить в своем положении. Иногда принимают участие только те обучающиеся, которые получают официальное приглашение организаторов на мероприятие.

В это же пункте можно сразу оговорить и финансовую составляющую участия в мероприятии: с оргвзносом или без него.

IV. «Время и место».

В этом пункте обозначается, где проходит мероприятие и когда. Указываются сценические площадки.

Дату мероприятия нужно выбирать продуманно: необходимо, постараться избежать накладок, так как многие обучающиеся участвуют в мероприятиях разной направленности.

Есть мероприятия, где организаторами традиционно сохраняется период проведения, он остается неизменным на протяжении многих лет. Участники это знают и планируют подготовку.

V. «Программа или содержание мероприятия».

В этом пункте оговаривается, сколько будет этапов или туров мероприятия и какие (Например, заочный отборочный, очный отборочный, финал). Сроки этапов/туров мероприятия.

Дата, место, время проведения отборочных туров и финала (открытие, закрытие, награждение участников) мероприятия.

Перечень сопутствующих мероприятий, место и время проведения (круглые столы, мастер-классы, культурная программа и т.д.).

VI. «Критерии».

Пункт этот может быть как самостоятельным структурным элементом положения, так и соединен с пунктом |«Программа или содержание мероприятия». Этот пункт, как правило, разрабатывают члены жюри.

VI. «Организаторы» или«Руководство».Общееруководство мероприятием возлагается обычно на оргкомитет.

Оргкомитет является той инициативной группой, которая занимается организацией и проведением мероприятия.

В оргкомитет могут входить руководители учреждений, методисты, педагоги, спонсоры, меценаты – то есть все те, кто занимается подготовкой и проведением фестиваля.

Возможно создание двух оргкомитетов – большого (состоящего из взрослых людей) и малого (состоящего из обучающихся) или главного (состоящего из людей, предпринимающих только организационные действия).

Численность оргкомитета зависит от масштаба мероприятия. Каждый член оргкомитета имеет свою сферу деятельности и свои обязанности, как в организационный период, так и в период проведения мероприятия. Оргкомитет решает все вопросы по организации и проведению мероприятия, в частности:

финансовое обеспечение и установление связи со спонсорами;

материально-техническое обеспечение;

установление связи с различными учреждениями, общественными организациями, творческими коллективами;

создание символики и атрибутики мероприятия;

подготовка сценариев и выбор ведущих, организация репетиций;

художественное, музыкальное и световое оформление;

VII. «Финансирование конкурса»

Расходыпо проведению конкурса несут организаторы, спонсоры согласно сметерасходов. Также часть расходов в виде регистрационного или организационного взноса можно возложить на участников мероприятия.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-kak-napisat-polozhenie-1260335.html

Виды положений, требования к их составлению и оформлению

Написание положения

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права и обязанности, организацию деятельности государственных органов, организаций, учреждений, структурных подразделений. Виды положений:

– положение об организации (было рассмотрено в предыдущем вопросе);

– положения о структурных подразделениях организации,

– положения о коллегиальных (совещательных) органах,

– положение о персонале.

Положение об организации – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Положение об организации относится к учредительным документам.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Положение о структурном подразделении– это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Структура положения:

  Наименование предприятия УТВЕРЖДАЮ ПОЛОЖЕНИЕ Руководитель предприятия Дата №_____ __________И.О.Фамилия Место составления «__»____20__г.     О ____________     Текст (состоит из разделов, состав которых зависит от вида положения).     Руководитель стр.подразд. __________ И.О.Фамилия   Визы согласования   С положением ознакомлены: __________ _____________ «___»___ 20__г. (подпись) (расшифровка)

Не существует нормативно установленных требований положения о подразделении. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

В разделе “Общие положения”указываются полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

Раздел “Основные задачи”– это перечень проблем, решаемых подразделением и определяющих характер и направления деятельности подразделения.

В разделе “Функции”перечисляются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе “Права и обязанности”перечисляются действия, которые обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел “Ответственность”устанавливает виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе “Взаимоотношения”регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о коллегиальном (или совещательном) органе– это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность коллегиальных (или совещательных) органов.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе могут быть типовыми и индивидуальными. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Не существует нормативно установленных требований положения о коллегиальном (или совещательном) органе. Текст положения может включать следующие разделы:

В разделе “Общие положения”указываются полное официальное наименование коллегиального (или совещательного) органа, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создан и действует орган, чем он руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется.

Раздел “Основные задачи”– это перечень проблем, решаемых коллегиальным (или совещательным) органом и определяющих характер и направления его деятельности.

В разделе “Функции”перечисляются действия или виды работ, которые должен выполнять коллегиальный (или совещательный) орган для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику его деятельности.

В разделе “Права и обязанности”перечисляются действия, которые обязан осуществлять коллегиальный (или совещательный) орган в лице его председателя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел “Ответственность”устанавливает виды ответственности, которую может нести председатель коллегиального (или совещательного) органа в случае невыполнения органом своих обязанностей.

В разделе “Взаимоотношения”регламентируются основные документы, создаваемые коллегиальным (или совещательным) органом; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет; устанавливаются периодичность и сроки представления.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе подписываются председателем и утверждаются руководителем организации. Положения о коллегиальном органе могут утверждаться распорядительным документом, если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о персонале – правовой акт, в котором отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила делового поведения (деловой этики) и др.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 5467 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-1677.html

Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

Написание положения

  • страница
  • Библиотека управления

Демидов Евгений Евгеньевич

Положения о подразделениях и должностные инструкции важны не только для структурирования управления организацией. Являясь инструментом правовой защиты как работника, так и работодателя, они должны быть выверены с юридической точки зрения.

Эти документы должны быть доступны пониманию работников и обладать определенной гибкостью. К сожалению, так называемые «типовые образцы» либо содержат ошибки, либо нуждаются в серьезной адаптации.

Эта статья – для тех, кто критически относится к имеющимся образцам и кто хочет разработать указанные документы самостоятельно, с пониманием дела.

Для чего нужны положения о подразделениях и должностные инструкции

Как и всякие «бумаги» подобного рода, нужны они для того, «чтобы были» – не дай Бог, случится какое-нибудь разбирательство и тогда… Да и вообще, по отечественной традиции, всякие инструкции читают (или даже пишут) после того, как неприятность уже случилась. А вообще закон не требует их обязательного наличия…

Полагаем, что примерно так ответит на поставленный вопрос большинство читателей.

Отсюда и отношение к написанию указанных документов складывается соответствующее: при нежелании тратить чересчур много времени на такие пустяки в большинстве случае пользуются какими-нибудь готовыми образцами. Либо включают описание должностных обязанностей, прав и ответственности работника непосредственно в трудовой договор.

Принцип ubi homines sunt modi sunt (где люди, там и правила), тем не менее, действует, и чем больше людей в организации, тем определеннее должны быть выражены правила их совместной работы1.

Положения о структурных подразделениях2 (далее – ПП) и должностные инструкции (далее – ДИ) нужны:

  • для понимания того, кто чем занят на рабочем месте (анализ);
  • для объяснения работникам, чем они должны заниматься и где находятся пределы их компетенций, прав и ответственности (руководство);
  • для контроля текущей деятельности организации (контроль);
  • для оценки (и самооценки) деятельности работников и последующего принятия решения об обучении, о перемещениях, поощрениях и взысканиях (стимулирование и управление карьерой работников);
  • для отбора кандидатов (привлечение работников);
  • для защиты работников, работодателя и организации в целом (безопасность);
  • для поддержания позитивной корпоративной культуры.

Как видим, все стадии классического управленческого цикла в той или иной степени требуют информации, содержащейся в ПП и ДИ. Значит, если организация должна быть управляемой, то и эти основополагающие документы должны быть в порядке.

Отсюда же следует, что ПП и ДИ организации должны образовывать внутренне согласованную систему, тогда как совокупность трудовых договоров такой системности не предполагает.

ПП и ДИ являются законом не только для работника, но и для работодателя, а потому должны соответствовать требованиям действующего российского законодательства и защищать законные интересы обеих сторон. В связи с этим увлечение «управленческим» аспектом этих документов в ущерб правовому может привести к негативным последствиям.

То, что с точки зрения теорий общего менеджмента или управления персоналом должно быть отражено в характеристиках рабочих мест или подразделений, далеко не всегда будет уместным в ПП или ДИ с точки зрения требований законодательства3.

Поэтому структура, форма, содержание и отдельные формулировки в ПП и ДИ должны быть выверены с точки зрения закона, а возможные правовые коллизии, связанные с трактовкой положений этих документов, должны быть заранее оценены.

На что можно опереться при разработке положений о подразделениях и должностных инструкций?

Законодательство Российской Федерации (в том числе и трудовое) никак прямо не определяет исчерпывающие требования указанных документов. В ст.

5 Трудового кодекса РФ отмечено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, помимо нормативно-правовых актов регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Вместе с тем, нигде в кодексе не раскрывается хотя бы примерный перечень таких локальных нормативных актов. Но в силу сложившейся еще в советское время традиции под ними понимаются, в том числе, ДИ и ПП, о чем свидетельствуют нижеприведенные письма федеральных ведомств, регулирующих трудовые отношения.

В письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.

2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» [26] читаем:

«Несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.»

Роструд, однако, предупреждает (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0 «О должностных инструкциях работников» [25]):

«Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника.

Так, отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием.»

Источник: https://www.cfin.ru/management/people/instructions/descriptions.shtml

Положение как организационно-правовой документ

Написание положения

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Виды положений

Наш словарик

Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя.

Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях.

Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся.

Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь.

Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание

Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются  пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положение о структурном подразделении

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений.

Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения

раздела

1

Общие положения

  • полное наименование структурного подразделения (далее – СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати

2

Основные задачи

Задачи, для решения которых создано и работает СП

3

Функции

Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач

4

Права и обязанности

Права и обязанности руководителя и работников  СП при выполнении своих функций

5

Ответственность

Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)

6

Взаимоотношения

Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

Реквизиты положения

При подготовке положения оформляются  следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Автором положения может быть как филиал, так и структурное подразделение – в этом случае его название указывается под наименованием организации (см. Пример 1).

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Регистрационный номер документа. Даже если данное положение первое и единственное в своем роде, то номер ему все равно нужно присвоить: государственный стандарт[1] требует нумерации абсолютно каждого документа, созданного в организации. Положение, созданное двумя организациями, получает два номера, которые пишутся через дробь (см. Пример 2).
  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом – обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Общество с ограниченной ответственностью
«Самарское строительное предприятие»
(ООО «ССП»)

Тольяттинский филиал

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с заказчиками – физическими лицами

«10» июня 2014 г. № 12-ОПД

г. Тольятти

УТВЕРЖДАЮ Начальник филиала

Ромашов Л.А. Ромашов

10.06.2014

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

Закрытое акционерное общество
«Авторемонтное предприятие»

Общество с ограниченной ответственностью
«Восточный логистический центр»

(ООО «ВЛЦ»)

Источник: https://www.profiz.ru/sr/8_2014/polozhenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.