Нарушения при строительстве дорог

Дорожная ревизия отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов Стройнадзора

Нарушения при строительстве дорог

Российские дороги давно стали героями анекдотов. Логичен вопрос: где источник первой российской беды? Есть мнение, что во всем виноват климат. Но сравнение с финскими или канадскими дорогами говорит о том, что дело все-таки в том, как эти дороги строят, а точнее, в том, что застройщики делаю не так.

Какие нарушения допускают красноярские дорожники? Каковы могут быть последствия? Почему застройщики продолжают отступать от существующих нормативов? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к начальнику отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Игорю Гетману.

— С какими нарушениями, допускаемыми при строительстве и реконструкции дорог, инспекторам отдела ДПО Службы приходится сталкиваться чаще всего?

Игорь Гетман, начальник отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов Службы строительного надзора и жилищного контроля

— Есть некоторые «типовые виды нарушений», то есть нарушения, которые мы выявляем практически каждый год при осуществлении государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией автомобильных дорог и транспортных развязок на объектах города и края.

К таковым относятся, например, нарушения, допускаемые в процессе установки бортового камня. Нередко мы сталкиваемся с тем, что вместо создания бетонной обоймы застройщик просто набросал бетонную смесь. Когда на такую конструкцию наедет транспорт, бортовой камень не выдержит нагрузки и просто отойдет от покрытия.

Еще одно распространенное нарушение ― укладка асфальтового покрытия при отрицательной температуре и на неподготовленное основание. В результате влага, попавшая в поры и трещины нового покрытия, превращается в лед, объем замерзшей воды увеличивается, и покрытие разрушается изнутри.

Естественно, что установленный эксплуатационный срок службы такое асфальтовое покрытие не прослужит.

Кроме того, перед укладкой асфальтового покрытия земляное полотно необходимо утрамбовывать, а переувлажненный грунт ― осушать. Подробные требования прописаны в соответствующих строительных нормах и правилах.

Если земляное полотно под дорожной одеждой утрамбовано недостаточно, это приведет к образованию трещин в готовом покрытии, если же уложить асфальтобетонную смесь на переувлажненное основание, возможны дальнейшие просадки дорожной одежды.

Такие нарушения также встречается достаточно часто.

Помимо этого инспекторы Службы сталкиваются с нарушениями технологических процессов при устройстве конструктивных слоев асфальтовых дорожных покрытий, таких как неполная обработка вяжущими материалами нижележащих слоев дорожных покрытий при устройстве вышележащих слоев, либо полное отсутствие такой обработки.

Статистика отдела ДПО показывает, что 60% нарушений, допускаемых при строительстве или реконструкции дорог, ― это отклонения от утвержденной и прошедшей экспертизу проектной документации, 20% ― нарушения по качеству строительных работ и столько же ― несвоевременное ведение исполнительно-технической документации по объекту или полное отсутствие таковой.

Укладка асфальтобетонной смеси на переувлажненное основание. Если основание переувлажнено достаточно сильно, возможны в дальнейшем просадки дорожной одежды

— Как вы считаете, почему застройщики допускают нарушения? Тем более, что многие из них повторяются из года в год?

— Очень часто организации, осуществляющие строительство (либо реконструкцию) автомобильных дорог, допускают нарушения, пытаясь экономить и зарабатывать на этом. В настоящее время застройщиков бюджетных объектов законодательство жестко связало контрактами и системой «тендеров» (аукционов).

В контрактах четко прописаны сроки выполнения тех или иных работ, срыв сроков грозит неустойкой в адрес застройщика или заказчика. В тендерах нередко выигрывают те организации, которые установили минимальный порог суммы, выставленной за выполнение работ по указанному в лоте объекту.

И в итоге мы получаем подрядчика, который пытается уложиться в рамках суммы, установленной проведенным «тендером», хочет выполнить работы в рамках сроков контракта, да еще и заработать тем или иным способом.

Также, желая сэкономить, некоторые подрядные организации нанимают неквалифицированную рабочую силу. Иногда такие «специалисты» не имеют даже разрешений на нахождение на территории Российской Федерации, не говоря уже о строительном опыте. Таких историй в нашем регионе, да и во всей стране, немало.

Но бывает и так, что опытный, хорошо зарекомендовавший себя застройщик допускает нарушение из списка тех, о которых я рассказывал выше. К примеру, организация МКУ г.

Красноярска «УКС», которая является заказчиком на всех поднадзорных отделу ДПО Службы красноярских объектах строительства (реконструкции) автомобильных дорог, иногда не успевает уследить за подрядной организацией, выполняющей работы на том или ином объекте, и в итоге допускается нарушение, которое не раз озвучивалось и выдавалось отделом в предписаниях, но по другим объектам.

Устройство асфальтобетонного покрытия при отрицательной температуре и на неподготовленном основании

— Изменяется ли со временем количество выявленных нарушений?

— По сравнению с прошлым годом количество нарушений заметно сократилось ― во всяком случае, на подконтрольной отделу территории. В настоящее время отдел осуществляет государственный строительный надзор по 13-ти объектам строительства (реконструкции) автомобильных дорог и транспортных развязок. 8 из них находятся в г. Красноярске, 5 ― в Центральной группе районов края.

С начала 2015 года отделом ДПО составлено всего 3 административных протокола на должностных лиц, все по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ (нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов).

В 2014-м по той же статье административные протоколы составлялись 7 раз. Также в 2014 году было выявлено 2 случая ведения строительно-монтажных работ по реконструкции автомобильных дорог без разрешения на строительство ― оба в Центральной группе районов.

Тогда как в 2015 году, таких фактов отделом ДПО Службы не установлено.

— В какие сроки застройщики обязаны устранить выявленные нарушения?

— Это зависит от характера нарушений. Если оно не влияет на характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, то сроки могут варьироваться от 2 недель до 2 месяцев ― это согласуется с застройщиком. Если же эти характеристики затрагиваются, то необходимо повторное прохождение экспертизы проектной документации.

Здесь сроки регламентированы ст. 49 Градостроительного кодекса РФ и составляют не менее 60 дней.

К слову, с января 2015 и по настоящее время отдел выявил всего два факта таких нарушений, напрямую влияющих на характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог и сооружений, тогда как в 2014-м их было выявлено порядка шести.

Если же в указанный срок нарушение не устраняется, то Кодексом об административных правонарушениях предусматривается наказание в виде штрафных санкций. Должностные лица могут потерять от 5 000 до 10 000 рублей, а юридические ― от 50 000 до 100 000 (ч.

6 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа строительного надзора). В нашей практике такие случаи были: в прошлом году инспекторы отдела несколько раз составляли административные производства по данной части.

Вместо бетонной обоймы бортового камня выполнено набрасывание бетонной смеси. При наезде транспорта на конструкцию такой бортовой камень не выдержит нагрузки и отойдет от покрытия

— Можно ли говорить о сезонности допускаемых нарушений?

— Да, такая закономерность существует. Количество выявленных отделом ДПО нарушений по поднадзорным объектам автомобильной инфраструктуры снижается в осенне-зимний период ― примерно с октября по апрель.

В соответствии со строительными нормами, укладку асфальтобетонной смеси следует выполнять осенью при температуре не ниже +10 °C, весной при температуре не ниже +5 °C.

При отрицательной температуре наружного воздуха осуществлять укладку асфальтобетонной смеси нельзя, возможно лишь выполнять работы по устройству нижележащих рабочих слоев, а также подготовительные работы.

Тем не менее, в настоящее время практикуется применение добавок в асфальтобетонные смеси. Это минеральные порошки, способные изменить условия укладки смеси.

Решение об их использовании принимает застройщик, но для этого ему придется получить согласование от испытательной лаборатории, осуществляющей подтверждение качества асфальтобетонной смеси на конкретном объекте и проектной организации, осуществляющей разработку проектной документации данного объекта (или авторский надзор по объекту).

Таким образом, примерно с октября по апрель интенсивность строительных работ по возведению автомобильных дорог и транспортных развязок снижается и как следствие снижается количество выявленных отделом нарушений, а в весенне-летний период подрядные организации нагоняют темпы, что порой отрицательно сказывается на качестве выполняемых работ.

Нарушения технологических процессов при устройстве конструктивных слоев асфальтовых дорожных покрытий

— Какие инструменты используют инспекторы Отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов Службы во время проверок? Или же нарушения при дорожном строительстве видны невооруженным взглядом?

— Набор измерительного инструмента инспектора довольно прост.

Это рейка дорожная универсальная КП, с помощью которой можно измерить ровность дорожного покрытия, термометр ― для измерения и подтверждения температуры асфальтобетонной смеси в момент укладки, дорожное колесо КД-190 помогает измерить и подтвердить расстояние.

Большинство же нарушений (либо отклонений от проектной документации), допускаемых при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и транспортных развязок, удается выявить просто визуально по внешнему виду.

Источник: https://igrader.ru/difference/dorozhnaya-reviziya/

Нарушения, которые муниципалитеты допускают при строительстве и ремонте дорог

Нарушения при строительстве дорог

К полномочиям органов местного самоуправления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе их строительство, ремонт и содержание (ст. 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Контроль за соблюдением закона при строительстве, ремонте и содержании дорог осуществляют прокуроры, специалисты счетных палат и финансовые ревизоры. По итогам проверок контролеры требуют устранить нарушения, но могут и обвинить в неэффективном использовании бюджетных средств. В этой статье мы расскажем об ошибках, которые проверяющие чаще всего выявляют в работе органов местной власти.

Право собственности на дороги не оформлено

Одна из проблем в сфере строительства, ремонта и содержания автодорог местного значения — отсутствие оформленного органами местного самоуправления права собственности на автодороги местного значения.

Если земельный участок, на котором расположена автодорога, принадлежит администрации муниципального образования, то право собственности на автодорогу как объект недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации.

Если это требование не выполнить, прокуратура может подать иск в суд и добиться решения об оформлении права муниципальной собственности на автодорогу.

Важно запомнить! Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по вашему региону

ПРИМЕР 1. По заявлению прокурора суд признал незаконным бездействие администрации сельского поселения.

Чиновники не приняли мер, чтобы оформить право собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения.

Суд обязал администрацию зарегистрировать право собственности на автодороги в границах населенных пунктов сельского поселения, включенных в реестр муниципальной собственности (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15.05.2012 по делу № 33–146112).

Чтобы признать право собственности на дорогу, подготовьте технический и кадастровый паспорта на нее. Отсутствие этой документации прокуроры могут оспорить.

ПРИМЕР 2. Кировский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском к администрации городского поселения и потребовал, чтобы она провела паспортизацию дороги. Прокурорская проверка показала, что были нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения.

Суд указал, что каждая автомобильная дорога общего пользования подлежит техническому учету и паспортизации (п. 1.2 Ведомственных строительных норм 1–83, утв. Минавтодором РСФСР 05.02.1982).

Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, в которой заинтересованы жители города.

Суд удовлетворил иск прокурора (определение Ленинградского областного суда от 12.12.2012 № 33–5555/2012).

НА ЗАМЕТКУ: По мнению Минэкономразвития, права на дорожное покрытие из гравия и щебня не подлежат госрегистрации (письмо от 11.07.2014 № Д23и-2426)

Право собственности на объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество также являются акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции (ст. 17 Закона № 122-ФЗ).

Поэтому орган местного самоуправления должен принять муниципальный нормативный акт о включении автодорог местного значения в реестр муниципальной собственности.

Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения должны быть внесены в единый государственный реестр автомобильных дорог (ЕГРАД). Такое требование установлено в статье 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ. Если дорога не внесена в ЕГРАД, она относится к бесхозяйным.

В реестр вносят:

  • сведения о собственнике дороги;
  • идентификационный номер дороги;
  • сведения о соответствии дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги;
  • информацию о виде разрешенного использования.

Документ:  Идентификационные номера присваиваются дорогам по правилам, которые Минтранс утвердил приказом от 07.02.2007 № 16

Несоответствие данных в документах

Органы местного самоуправления вправе утверждать перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения (ст. 5 Закона № 257-ФЗ). Перечень должен содержать идентификационные номера автомобильных дорог местного значения.

Показатель протяженности автомобильной дороги, включенной в перечень, должен соответствовать данным в свидетельстве о государственной регистрации права на дорогу. В контракте и акте приемки выполненных работ также указывайте протяженность, которая соответствует документальной. В противном случае ревизоры зафиксируют нарушение.

Несоответствие объемов и качества работ реальным потребностям

Проверку количественных и качественных показателей ревизоры начнут с изучения документов. Анализу подвергнут локальные сметные расчеты, прилагаемые к контрактам. Данные в сметах должны соответствовать техническому заданию.

Как проверяют объемы работ

Если перечни и объемы работ в сметных расчетах не соответствуют утвержденным техническим заданиям — это нарушение.

ПРИМЕР 3. Контрольно-счетная палата проверила законность и результативность использования средств дорожного фонда Кочевского муниципального района Пермского края.

В результате установлено, что:

  • в контракт необоснованно включены работы по установке дорожных знаков, не предусмотренных техническим заданием;
  • завышена стоимость работ к оплате на сумму 1554 руб.;
  • занижены объемы работ по устройству выравнивающего слоя, устройству покрытия из песчано-гравийной смеси на сумму 2732,98 руб.

Таким образом, муниципальный район необоснованно использовал бюджетные средства на общую сумму 4286,98 руб. Он оплатил подрядчику выполненные работы, которые не соответствуют техническому заданию по муниципальному контракту.

Чтобы проверить выполненные объемы, ревизоры проведут осмотры и контрольные обмеры. Так, в показателях толщины асфальтобетонных покрытий дорожных одежд по основным требованиям СНиП 3.06.03–85 допустимыми признают отклонения от проектных значений в пределах:

  • от 10 до 20 мм — для 10 процентов результатов определений;
  • от 5 до 10 мм — для остального объема.

Если при контрольной вырубке и замере толщины оснований и покрытий отклонение от толщины, предусмотренной сметной документацией, окажется больше 10 мм в 90 процентах измерений, проверяющие признают это завышением объемов выполненных работ. Ревизоры пересчитают стоимость и потребуют взыскать с подрядчика необоснованно выплаченные средства.

Как проверяют качество работ

Важно запомнить! На отремонтированные объекты должен быть оформлен гарантийный паспорт. Такой паспорт подписывают руководители подрядной и эксплуатирующей организаций

Ревизоры обязательно проведут выборочные осмотры отремонтированных дорог, чтобы выявить дефекты. Типичные недостатки:

  • сетка трещин с разрушениями и разломами в покрытии проезжей части;
  • разрушения в виде ям, выбоин в покрытии проезжей части;
  • следы пучения грунта, образование колейности.

Если проверяющие выявят такие дефекты, они выяснят, как заказчик провел претензионную работу с подрядчиком. В случае высокой степени повреждения дорожной одежды они могут сделать вывод о неэффективном использовании бюджетных средств.

Минимальный гарантийный срок на ремонт верхнего дорожного покрытия — 4 года, на нижнее покрытие и основание — 8 лет (распоряжение Минтранса от 07.05.2003 № ИС-414-р).

Проводите регулярные контрольные осмотры и проверки на отремонтированных участках дорог в период гарантийных сроков.

На отсутствие муниципального контроля за сохранностью дорог общего пользования местного значения может обратить внимание прокурор.

ПРИМЕР 4. В Тульской области прокурорской проверкой установлено, что в 2016 году в городе Донском не осуществлялся муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения, не проводились плановые и комплексные проверки. Прокурор направил иск в городской суд и потребовал обязать администрацию муниципального образования организовать контроль.

Завышение НМЦК

Одно из правонарушений в сфере строительства и ремонта дорог — завышение цен. Заказчики при подготовке конкурсной документации некорректно определяют и обосновывают начальную минимальную цену контракта. Они подгоняют ее под объемы предусмотренных на строительство или ремонт бюджетных средств, когда реальная стоимость работ может быть ниже.

ПРИМЕР 5. В 2016 году в Республике Крым было возбуждено уголовное дело по факту завышения стоимости услуг по проектированию развития дорожной сети на 25 млн руб.

Чтобы снизить вероятность нарушений, утвердите нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автодорог. Установите правила расчета ассигнований местного бюджета на эти цели. Разработка таких документов относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 11 ст. 13 Закона № 257-ФЗ).

Сговор заказчиков с поставщиками

Особый вид нарушений в сфере дорожного строительства — сговор подрядчика с поставщиком. При этом виде нарушения возможно невыполнение (ненадлежащее выполнение) оплаченных работ и нецелевое использование выделенных средств.

ПРИМЕР 6. В январе 2017 года в Омской области суд признал экс-главу одного из районов виновным в растрате в особо крупном размере, совершенной с использованием служебного положения. Чиновник обеспечил победу компании на аукционе на проведение ремонта дороги на сумму более 15 млн руб.

Фактически ремонтом занималось местное дорожно-ремонтное строительное управление. Из-за того, что при ремонте использовалось в том числе и вторсырье, он обошелся всего в 8 млн руб. Компания выплатила эту сумму ДРСУ, а сама получила полную сумму по муниципальному контракту.

На имущество ответчика наложен арест.

В Мурманской области выявлена оплата фактически невыполненных работ в рамках контрактов по содержанию автомобильных дорог на общую сумму 4,3 млн руб. Исполнитель якобы занимался летним содержанием автодорог.

 Однако с учетом климатических особенностей региона эти работы было невозможно провести в ноябре — декабре. Тем не менее заказчик подписал акты о выполненных работах и оплатил контракт в полном объеме, чем причинил бюджету материальный ущерб.

По выявленным фактам прокуратура завела уголовное дело.

В 2016 году в Брянской области на средства, выделенные из областного бюджета на ремонт автодорог к социальным объектам, были построены дороги к объектам коммерческого назначения.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20181123/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.