Научно техническое сопровождение при ремонте автомобильных дорог
Содержание
- 1 Практика Главгосэкспертизы показывает необходимость проведения НТС только для технически-сложных и уникальных объектов с нетипичными конструктивными решениями
- 2 Об организации научно-технического сопровождения реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений (отменен на основании приказа Минтранса РФ от 18.12.2003 N 216), Приказ Росавтодора (Российского дорожного агентства) от 19 мая 2000 года №222
Практика Главгосэкспертизы показывает необходимость проведения НТС только для технически-сложных и уникальных объектов с нетипичными конструктивными решениями
Об этом рассказали в первом блоке дискуссий на площадке Главгосэкспертизы России в рамках празднования Всероссийского дня строителя начальник Управления строительных решений Главгосэкспертизы Борис Ильичев и его заместитель Евгений Леонтьев.
Евгений Леонтьев констатировал, что потребность в научно-техническом сопровождении определяется застройщиком (заказчиком) в задании на проектирование или в задании на проведение инженерных изысканий.
Кроме того, требованиями ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций…» для объектов повышенного уровня ответственности устанавливается обязательное проведение научно-технического сопровождения и выполнение независимого контроля проектирования, осуществляемого организацией отличной от той, которая разрабатывала проект. «Такое требование для технически сложных и уникальных объектов вполне справедливо и обоснованно», — полагает эксперт. – «Ведь действующие строительные нормы в большинстве случаев не содержат требований к проектированию технически сложных и уникальных объектов, которые характеризуются особыми, ранее не примененными архитектурными, объемно-планировочными, конструктивными, инженерными или технологическими решениями».
Евгений Леонтьев напомнил, что, начиная с 2015 года Главгосэкспертиза России неоднократно обращала внимание ответственных организаций на необходимость уточнения критериев проведения научно-технического сопровождения и независимого контроля при проектировании. «Однако пока что ситуация в этом направлении изменилась незначительно», — сказал заместитель начальника Управления строительных решений.
По его словам, практика проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий подтверждает, что по большому числу технически сложных и уникальных объектов разработка специальных технических условий не возможна без принятия предварительных принципиальных технических решений. Также, она не возможна без анализа имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта. Такая работа служит основой для выработки недостающих нормативных положений или разработки отсутствующих норм. Выполнять эту работу нужно с обязательным привлечением организаций, обладающих научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области в рамках полноценного научно-технического сопровождения на начальной стадии проектирования для обеспечения надлежащего качества и безопасности строительных объектов на всех стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.
В отдельных случаях, к повышенному уровню ответственности могут быть отнесены здания или сооружения простой геометрической формы с небольшими размерами в плане и по высоте.
«Разработчики нормативных документов при их составлении и включении требований о необходимости проведения НТС для объектов повышенного уровня ответственности, по всей видимости, ориентировались на технически сложные и уникальные объекты.
Но практика применения норм показала, что необходимость проведения НТС и независимого контроля проектирования иногда является избыточным требованием и нуждается в уточнении критериев, при которых его необходимо выполнять», — заявил Евгений Леонтьев.
Также в своих выступлениях на площадке Главгосэкспертизы России Борис Ильичев и Евгений Леонтьев обратили внимание слушателей на то, что в НИУ МГСУ по заказу Главгосэкспертизы России проводится работа по подготовке методик разработки сметных нормативов инженерных изысканий и сметной стоимости строительства и предложений по разработке сметных нормативов подготовки проектной документации. В рамках реализации данных работ планируется создать нормативную подоснову для определения состава, объемов и стоимости научно-технического сопровождения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
Эксперты рассказали, что Главгосэкспертиза России активно участвует в работе по актуализации нормативных документов, проводимой Минстроем России и его подведомственным учреждением ФАУ «ФЦС».
«Научное сообщество во главе с Российской академией архитектуры и строительных наук за очень короткий промежуток времени проделало огромный объем работы, способствующей улучшению процессов проектирования, позволяющей ликвидировать административные барьеры, продвигать вперед и развивать строительную отрасль», — заявили спикеры.
Эксперты Управления строительных решений Главгосэкспертизы России, понимая всю важность и необходимость развития нормативной базы, внесли свой вклад и, использовав опыт практической работы и применения требований нормативных документов, подготовили предложения и рекомендации при разработке сводов правил СП 47.13330.
2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», СП 26.13330.2012 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками» и проектов сводов правил СП «Здания и сооружения.
Аварийные воздействия», и как одного из главных СП: «Защита зданий и сооружений от прогрессирующего обрушения. Правила проектирования».Кроме того, эксперты обсудили со слушателями актуальные вопросы обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений, отнесения к повышенному уровню ответственности объектов капитального строительства.
Начальник Управления строительных решений Главгосэкспертизы Борис Ильичев напомнил участникам деловой программы Главгосэкспертизы России, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования, включая изыскания, обеспечивается посредством соблюдения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень обязательного применения, документов в области стандартизации.
Так как сегодня продолжается одновременное действие двух перечней обязательного применения, заметил Борис Ильичев, многие задаются вопросом, каким из них следует руководствоваться как при проектировании и проведении инженерных изысканий, так и в дальнейшем, при проведении экспертизы? «При решении этого вопроса, прежде всего, необходимо определиться с датой начала разработки документации, так как этот момент не урегулирован законодательством о градостроительной деятельности», — подчеркнул эксперт. – «И здесь следует принимать во внимание дату утверждения задания на проектирование».
Рассмотрение этой темы продолжил в своем выступлении заместитель начальника Управления строительных решений Главгосэкспертизы России Евгений Леонтьев.
В первую очередь, по словам эксперта Главгосэкспертизы России, необходимо выполнить требования нормативного документа, который входит в перечень обязательного применения, чтобы обеспечить минимально необходимые требования, установленные «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений».
Что касается применения документов, не вошедших в перечни национальных стандартов и сводов правил, то нормативные акты, не вошедшие в перечни национальных стандартов и сводов правил, допускается использовать при проектировании в части, не противоречащей требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
В задании на проектирование, напомнил Евгений Леонтьев, заказчиком может быть указано требование о необходимости использования такого рода документов. Вместе с тем нужно помнить, что такие нормативные документы могут применяться только в развитие требований, содержащихся в документах из перечней обязательного и добровольного применения.
В противном случае требуется разработка специальных технических условий.Отдельно Евгений Леонтьев отметил, что при разработке СТУ могут быть использованы международные стандарты, стандарты и своды правил иностранных государств (полностью или частично), но только при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Такие документы должны быть зарегистрированы установленным порядком в Федеральном информационном фонде стандартов.
Еще одним значимым вопросом, затронутым в ходе выступления представителей Управления строительных решений, стал уровень ответственности как одной из важнейших характеристик обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений.
Уровень ответственности зданий и сооружений, седьмой (последний) идентификационный признак, который указывается в задании на проектирование и в проектной документации, характеризуется экономическими, социальными и экологическими последствиями их отказов.
Он определяется только после идентификации зданий или сооружений в соответствии с требованиями законодательства в области промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, после указания принадлежности к объектам инфраструктуры (транспортной, авиационной, железнодорожной, космической) или к другим объектам, функционально-технологические особенности, которых влияют на их безопасность.
Евгений Леонтьев подчеркнул, что зачастую идентификация зданий и сооружений по всем необходимым признакам заказчиком и проектировщиком не производится или производится неверно.
В результате не определяется или определяется неверно уровень ответственности, что и выявляется в ходе проведения экспертизы.
«А это влечет за собой необходимость корректировки проектной документации и выполнения новых расчетов, обосновывающих безопасность конструктивных решений с учетом уровня ответственности.
Эта работа должна выполняться в короткий срок до завершения экспертизы, что не всегда приводит к ее положительному результату», — заявил эксперт. Для исключения таких ошибок идентификацию зданий и сооружений и назначения уровня ответственности нужно выполнять правильно уже на стадии разработки задания на проектирование.
Закончил свое выступление Евгений Леонтьев поздравлением коллег с Днем строителя. «Развитие технического прогресса», — отметил эксперт, — позволяет в большей степени автоматизировать труд человека. Проводится фундаментальная модернизация и процессов проектирования и проведения экспертизы.
Развивается информационное моделирование, создаются и применяются электронные сервисы при проектировании и в экспертной деятельности.Но какими бы сложными, безупречными и сверхсовременными не были бы технологии, принятие решений и ответственность за них всегда будут лежать на человеке, инженере, без труда которого невозможен ни один автоматизированный процесс».
Б.В. Ильичев
«Актуальные вопросы применения современной нормативной базы в части обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений» Часть 1 (*.pdf)
Е.В. Леонтьев
«Актуальные вопросы применения современной нормативной базы в части обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений» Часть 2 (*.pdf)
Источник: https://gge.ru/press-center/news/praktika-glavgosekspertizy-pokazyvaet-neobkhodimost-provedeniya-nts-tolko-dlya-tekhnicheski-slozhnykh/
Об организации научно-технического сопровождения реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений (отменен на основании приказа Минтранса РФ от 18.12.2003 N 216), Приказ Росавтодора (Российского дорожного агентства) от 19 мая 2000 года №222
____________________________________________________________________Отменен на основании
приказа Минтранса Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 216
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления расширенной Коллегии Росавтодора от 23.02.
2000 N 1 “Об итогах основной деятельности Российского дорожного агентства в 1999 году и стратегии развития дорожного хозяйства в 2000 году и на краткосрочную перспективу” в целях повышения эффективности использования средств дорожных фондов, снижения стоимости дорожных работ за счет внедрения новых технологий, техники, конструкций и материалов и для повышения научно-технического уровня реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта дорог и дорожных сооружений, снижения строительной стоимости объектов, повышения долговечности дорожных конструкций
приказываю:
1. Ввести в обязательную практику научно-техническое сопровождение реализации проектов строительства, реконструкции, ремонта дорог и дорожных сооружений, внедрение новых технологий, техники, материалов и конструкций.
2.
Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям строящихся дорог и органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации обеспечить разработку программ научного сопровождения реализации Национальной (Федеральной) и региональных программ совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 года. Финансирование затрат, связанных с разработкой и реализацией программ научного сопровождения, осуществлять за счет статей затрат сводных смет строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений.
3.
Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям строящихся дорог и органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации при выборе технических решений в проектах строительства, реконструкции дорог и дорожных сооружений на стадии рассмотрения технических документов и проектно-сметной документации по согласованию с Управлением инноваций и научно-технической политики (Чванов В.В.) предусматривать обязательное:
3.
1. Включение в состав проектов применение новейших (передовых) эффективных технических решений.
3.
2. Привлечение в состав соисполнителей (субподрядчиков) – научные организации для разработки проектных решений, обеспечивающих внедрение новых технологий.
3.
3. Участие научных организаций в проектировании дорожных объектов с новыми техническими решениями в размере 15-20% от общего объема проектно-изыскательских работ.
3.
4. Включение в сметы средств на научное сопровождение в качестве лимита 1,5% от стоимости строительно-монтажных работ.
3.
5.
Обеспечение за счет средств, упомянутых в п.3.4 настоящего приказа, научное сопровождение внедрения в производство разработанных в проектах новых технических решений, имея в виду корректировку технологий, составов материалов, надзор за качеством выполняемых по новым технологиям работ, наблюдение за построенными участками дорог, проведение анализа и подготовку рекомендаций по результатам надзора и наблюдений и других выполненных работ.
4. Управлению федеральных расходов, труда и заработной платы в дорожном хозяйстве (Тоболякова Н.М.) при рассмотрении предложений о материальном стимулировании работников дорожного хозяйства учитывать их вклад в обеспечение широкомасштабного внедрения новых технологий, материалов и конструкций через проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог.5.
Руководителям федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомобильных магистралей, дирекций строящихся дорог и органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации неукоснительно соблюдать Федеральный закон от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание, услуг для государственных нужд” при проведении торгов в части ограничений закупок и последующего внедрения импортных материалов, конструкций, технологий и техники. Обеспечить в установленном порядке сертификацию внедряемых материалов на основе заключений научных организаций, указанных в приложении к настоящему приказу.
6. Центрдорконтролю (Козик П.В.) при осуществлении проверок качества строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог и дорожных сооружений обеспечить контроль за эффективностью внедрения новых технологий, техники, конструкций и материалов в дорожном хозяйстве.
По фактам применения несертифицированных материалов, конструкций, технологий и техники, проведения неэффективной инновационной политики своевременно представлять информацию в Управление инноваций и научно-технической политики (Чванов В.В.) и Центр производственно-финансового контроля (Кротов В.Н.
) для принятия мер в установленном порядке.
7. Управлению инноваций и научно-технической политики (Чванов В.В.) совместно с Дирекцией по реализации президентской программы “Дороги России” (Ларичев С.Л.), Информавтодором (Мепуришвили Д.Г.
) обеспечить регулярное распространение по федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей и дирекциям строящихся дорог научно-технической информации о новейших технологиях, технике, материалах и конструкциях, рекомендуемых к широкому внедрению в дорожном хозяйстве.
8. Управлению инноваций и научно-технической политики (Чванов В.В.) совместно с Дирекцией по реализации президентской программы “Дороги России” (Ларичев С.Л.
) и представителями отраслевых научных организаций организовать регулярное командирование специалистов в дирекции строящихся дорог и на наиболее крупные строительные объекты для контроля за ходом внедрения новых технологий и материалов, реализации программ научного сопровождения.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря – первого заместителя генерального директора Росавтодора О.В.Скворцова.
Генеральный директорВ.Г.Артюхов
Приложение. Список научных организаций, подведомственных Росавтодору
Приложениек приказу Росавтодораот 19.05.2000 N 222
1. | РосдорНИИ | 125493, г.Москва, ул.Смольная, 2 |
2. | Владимирский ПТЦ | 601500, г.Владимир, Судогодский район, ст.Улыбышево |
3. | Волгоградский ПТЦ | 400105, г.Волгоград, ул.Хользунова, 16 |
4. | Волгодонский СЦМ | 347340, г.Волгодонск, Ростовская обл., ГСП-13 |
5. | Воронежский НПЦ | 394028, г.Воронеж, ул.9 января, 41а |
6. | Красноярский НИИ | 660061, г.Красноярск, ул.2-я Красногорская, 21-б |
7. | Пермский ПТЦ | 614000, г.Пермь, ул.Советская, 12 |
8. | Ростовский НПЦ | 344076, г.Ростов-на-Дону, ул.Вавилова, 61 |
9. | Свердловский НПЦ | 620026, г.Екатеринбург, ул.Максима Горького, 34 |
10. | Хабаровский НПЦ | 680007, г.Хабаровск, ул.Шимановского, 8 |
11. | Росдортех | 410044, г.Саратов, проспект Строителей, 10А |
Текст документа сверен по:”Сборник руководящих документов Российского дорожного агентства ифедеральных органов власти,имеющих отраслевое значение”,
N 5, 2000 год
Источник: http://docs.cntd.ru/document/901806835