Назначение государственной и муниципальной собственности

28.Право государственной и муниципальной собственности

Назначение государственной и муниципальной собственности

28.        Право государственной и муниципальной собственности.

Статья 214. Право государственной собственности

 1.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

 Статья 215. Право муниципальной собственности

 1.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов).

 Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления.

Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуа-тационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; опто-во-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/28-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Глава 1. Теоретические аспекты государственной и муниципальной собственности

Назначение государственной и муниципальной собственности

Государственнаясобственность – это имущество, принадлежащеена праве собственности РоссийскойФедерации (федеральная собственность),а также имущество, принадлежащее направе собственности субъектам РоссийскойФедерации – республикам, краям, областям,городам федерального значения, автономнойобласти, автономным округам. Земля идругие природные ресурсы, находящиесяв не собственности граждан, юридическихлиц либо муниципальных образований,являются государственной собственностью.1

Земля и другиеприродные ресурсы, не находящиеся всобственности граждан, юридических лицлибо муниципальных образований, являютсягосударственной собственностью.

Имущество,находящееся в государственнойсобственности, закрепляется загосударственными предприятиями иучреждениями во владение, пользованиеи распоряжение.2

Средствасоответствующего бюджета и иноегосударственное имущество, не закрепленноеза государственными предприятиями иучреждениями, составляют государственнуюказну РФ, казну республики в составеРФ, казну края, области, города федеральногозначения, автономной области, автономногоокруга.

Отнесениегосударственного имущества к федеральнойсобственности и к собственности субъектовРФ осуществляется в порядке, установленномзаконом.

Объекты, составляющиеоснову национального богатства страны

– ресурсыконтинентального шельфа, территориальныхвод и морской экономической зоныРоссийской Федерации;

– охраняемые илиособым образом используемые природныеобъекты (заповедники, в том числебиосферные, национальные природныепарки, курорты, а также заказники, имеющиеобщереспубликанское значение);

– объектыисторико-культурного и природногонаследия и художественные ценности,учреждения культуры общероссийскогозначения, расположенные на территорииРоссийской Федерации;

– объекты, необходимыедля обеспечения функционированияфедеральных органов власти и управленияи решения общероссийских задач;

– государственнаяказна Российской Федерации (средствареспубликанского бюджета РоссийскойФедерации, Пенсионного фонда РоссийскойФедерации, фонда социального страхованияи других государственных внебюджетныхфондов Российской Федерации, Центральногобанка России; золотой запас, алмазныйи валютный фонды);

– имуществовооруженных сил, железнодорожных,пограничных и внутренних войск, органовбезопасности, органов внутренних делРоссийской Федерации и других учреждений,финансирование которых осуществляетсяиз республиканского бюджета РоссийскойФедерации

Муниципальнаясобственность – самостоятельная формасобственности, особый вид публичной(общественной) собственности, представляетсобой совокупность экономическихотношений, возникающих между органамиместного самоуправления (их представителями)в процессе реализации имисоциально-экономических функций и инымисубъектами экономической деятельностии обеспечивающих условия сохранения ивоспроизводства объектов жизнеобеспечениямуниципального образования в целяхудовлетворения приоритетных потребностейместного сообщества.

Муниципальнаясобственность – экономическая категория,ее статус и правосубъектность определяютсяустановленными правилами, соответственноразграничивая экономический и юридическийаспекты понятия “муниципальнаясобственность”, необходимо подчеркнутьприоритет экономической природы данногофеномена.

В настоящее времямуниципальная собственность занимаетдостойное место в структуре формимущества Российской Федерации.Характерными особенностями муниципальнойсобственности являются:

– прямая связьданной собственности с интересамиместного сообщества;

– воплощение в нейособой совокупности экономическихотношений между человеком и властью;

– отнесение ее кразновидности публичной (общественной)собственности;

– муниципальноеимущество является основным инструментомсоциальной защиты и поддержки населениятерритории муниципального образования.

Сущность и назначениемуниципальной имущества предполагает,что целью управления является решениевопросов местного значения, т.е.

вопросовнепосредственного обеспеченияжизнедеятельности населения муниципальногообразования.

Субъекты, реализующиеправо владения, пользования и распоряжениямуниципальным имуществом, действуют впубличном интересе, установленном ихпредметами ведения, компетенцией иполномочиями.

Состояние объектовмуниципальной собственности имуниципальных хозяйствующих субъектовцеликом на совести местных органоввласти и управления.

Муниципальнаясобственность является одним из важнейшихэлементов современной экономическойсистемы.

Эта собственность включает всебя широкую сеть объектов какхозяйственного, так и социально-бытовогоназначения, распределенную в рамкахмуниципального образования и являющуюсяосновой территориальной воспроизводственнойсистемы.

От уровня развития муниципальнойсобственности, а также эффективностииспользования её составляющих и всейсистемы в целом во многом зависиткачество жизни местного населения.

Приэтом следует подчеркнуть, что процессформирования муниципальной собственностив муниципальных образованиях Россииещё не завершён. Территориальные,отраслевые особенности муниципальнойсобственности, формы использования еёпроизводственной, финансовой и социальнойсоставляющей ещё не имеют устоявшихсяпроявлений, требуют изучения и оптимизации.

Муниципальнаясобственность служит основой независимостии самостоятельности местногосамоуправления, инструментом социальнойзащиты и поддержки населения даннойтерритории. В России выполнение этихфункций муниципальной собственностиприобретает особую важность.

Источник: https://studfile.net/preview/6008981/page:2/

Государственная и муниципальная собственность

Назначение государственной и муниципальной собственности

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъек­тов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государствен­ная, муниципальная и другие формы собственности. Таким об­разом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в РФявляется:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъ­ектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юри­дическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образо­вание отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на право хо­зяйственного ведения или оперативного управления.

Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреж­дениями, составляют государственную казну Российской Федера­ции, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселе­ниям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица.

Имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствую­щего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муници­пальной собственности, может быть передано его собственни­ком в собственность граждан и юридических лиц, то есть прива­тизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой.

Общая собственность без определе­ния таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой.

Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и из­менения долей в зависимости от вклада каждого из них в обра­зование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю.

Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и поль­зование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохране­нию. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за ко­торую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муници­пального унитарного предприятия в определенных пределах.

Собственник такого имущества решает вопросы создания, ре­организации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранно­стью имущества.

Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собст­венности на закрепленное за ними имущество. Имущество уни­тарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руково­дитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномочен­ный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам соб­ственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государ­ственным органом или органом местного самоуправления, кото­рый утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оп­лате собственником на момент регистрации унитарного пред­приятия. Предприятие несет ответственность перед собственни­ком и кредиторами за соответствие величины уставного капита­ла размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов стано­вится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного испол­нения обязательств должником, а также возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его дея­тельности, осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего предприятию имущест­ва. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику.

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйствен­ное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограниче­ния на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприяти­ем, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Фе­дерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Ре­организация или ликвидация казенного предприятия осуществ­ляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуще­ством только с согласия собственника. Собственник может вы­делять финансовые ресурсы для приобретения казенным пред­приятием имущества, которое также не может быть впоследст­вии отчуждено без согласия собственника.

Собственник опреде­ляет порядок распределения доходов.

Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связан­ные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с пла­ном-заказом и планом развития предприятия.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государствен­ных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Мин­фином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирова­ние цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, уста­навливаемым уполномоченным органом.

Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа.

Про­дукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоя­тельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, — по государственным ценам.

Источниками формирования имущества и финансовых ре­сурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюд­жета, и средства внебюджетных фондов.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подго­товке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осущест­вляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг.

При их недостаточности предприятию выделяются средства из фе­дерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюд­жета принимается Правительством РФ по представлению Минэко­номики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа.

Выделение предприятию бюджет­ных средств производится только после представления уполномочен­ным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюд­жетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произве­денной в соответствии с планом-заказом и в результате разре­шенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной дея­тельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также соци­альное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направ­ления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенное предприятие представляет уполномоченному орга­ну отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ас­сигнований, а также амортизационных отчислениях.

Казенное предприятие может получать кредиты на выполне­ние уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоя­тельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Директор казенного предприятия распоряжается имущест­вом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользо­вание, только с согласия Мингосимущества РФ.

Предпринимательские риски казенного предприятия мини­мизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Источник: https://studopedia.su/1_24346_gosudarstvennaya-i-munitsipalnaya-sobstvennost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.