Не подлежат приватизации земельные участки

Содержание

Приватизация каких земельных участков запрещена (не подлежат) – в 2020 году

Не подлежат приватизации земельные участки

Приватизация территориальных наделов представляет собой способ получения земли в личное пользование от государства или местных муниципалитетов. Рассматриваемая процедура проводится в соответствии с федеральным законодательством.

Для понимания особенностей того, приватизация каких земельных участков запрещена, необходимо ознакомиться с нормами законодательства, с важными моментами, с перечнем земель, а также с возможностями законного оформления собственности и стоимостью совершаемой процедуры.

Что говорит закон

Исчерпывающий список земельных участков, изъятых из постоянного оборота и не подлежащих участию в приватизационных процедурах, указан в статье 27 действующего Земельного Кодекса РФ.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Среди земель, включенных в перечень, требуется выделить следующие:

  • государственные природные заповедные зоны;
  • федеральные парки;
  • объекты, находящиеся в распоряжении Вооруженных сил РФ;
  • объекты ФСБ;
  • гражданские захоронения;
  • сооружения инженерного типа;
  • коммуникационные линии.

Стоит отметить, что ни при каких условиях не сможет быть проведена приватизация земель, размещенных в пределах береговой линии каждого конкретного водоема.

Помимо прочего, происходит ограничение оборота лесного фонда. Полная информация об этом содержится в статье 27 Земельного Кодекса РФ.

Решение о возможности проведения приватизации принимается уполномоченными органами местного самоуправления.

Важные моменты

Приватизацией является передача государственной или муниципальной собственности в личное пользование заинтересованного гражданина или компании. Что касается обратного процесса, то он носит название национализации или муниципализации. Процедура может быть скрытой или частичной.

В первом случае происходит аренда государственного имущества на длительное время с учетом соблюдения всех юридических норм.

Что касается частичной формы, то в этих рамках происходит распродажа определенных частей территориального надела.
Законодательство устанавливает, что некоторые земельные участки изъяты из оборота.

В основном это касается заповедных зон и мест, отведенных под общее использование.

Приватизация каких земельных участков запрещена

Действующее земельное законодательство определяет специальный перечень, который содержит в себе информацию о том, какие земельные участки не подлежат приватизации.

Согласно Федеральным Законам и прочим нормативным актам, оформить право собственности нельзя на следующие категории территориальных наделов:

  • входящие в государственный/муниципальный лесной или водный фонд;
  • входящие в состав охраняемых природных объектов;
  • зараженные опасными химическими веществами или подверженные систематическому биогенному загрязнению;
  • закрепленные для реализации федеральных или муниципальных нужд;
  • располагающиеся на земельных участках, предназначенных для размещения специализированных транспортных средств или обеспечения деятельности в морских и речных портах;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Пределы береговой полосы

Запрет на приватизацию участков земли, располагающихся в пределах береговой полосы, определяется в нормах статьи 27 Земельного Кодекса РФ.

Также закрепление такого норматива проводится в соответствующем Водном Кодексе Российской Федерации. Ограничения могут быть распространены только на те участки, которые имеют протяженность около 20 метров от берега.

Рассматриваемое ограничение в первую очередь обуславливается массовостью использования земли. Стоит отметить, что для отдельных земельных объектов ширина участка может быть ограничена 5 метрами.

Заповедники и природные парки

Известно, что территориальные наделы, расположенные в границах природных и заповедных зон, были изъяты из общего оборота на основании постановлений Правительства РФ и норм Земельного Кодекса. Помимо прочего рассматриваемое ограничение в полной мере прописывается в Федеральном Законе о порядке приватизации федеральных и муниципальных имущественных объектов.

В любом случае, заповедные зоны не могут быть на законных основаниях переведены в частную собственность, а за самовольное использование предусматривается административное или уголовное наказание.

Пруды и обводненные карьеры

Земельный Кодекс, а точнее статья 27 вводит запрет на осуществление приватизационной процедуры с участием земель, на которых расположены пруды. Для таких территориальных объектов в обязательном порядке должна быть определена граница земли, отведенной для общего использования.

Определенные территориальные разграничения не могут использоваться для приватизации, хотя уже после установленных пределов вся отведенная земля может использоваться для перевода в частную собственность.

Земли общего пользования

Действующее федеральное законодательство устанавливает, что земельными участками.

Предназначенными для общего использования населения, являются те, на которых размещаются:

  • площади;
  • улицы;
  • дорожные проезды;
  • транспортные развязки;
  • набережные зоны;
  • парки и скверы;
  • бульвары;
  • общественные пляжи и так далее.

Важно отметить, что вышеуказанный перечень земель не может являться исчерпывающим, в силу его постоянного пополнения на законодательном уровне.

В целом, к рассматриваемой категории территорий могут быть отнесены все участки, находящиеся в муниципальном или государственном фондах и которыми пользуется неограниченное количество граждан.

Особо охраняемые и другие категории

Особо охраняемые участки входят в ограниченный список земель, не участвующих в обороте. Этот список в полной мере устанавливается нормами Земельного Кодекса РФ.

К ним могут быть отнесены следующие территории, находящиеся в непосредственной муниципальной или федеральной собственности:

  • те, которые располагаются в охраняемых зонах;
  • входящие в состав лесного фонда;
  • в пределах расположения водных ресурсов;
  • на которых размещаются объекты культурного наследия Российской Федерации, а также памятники, включенные в перечень всемирного наследия, культурные заповедники и зоны археологических раскопок;
  • предоставленные Вооруженным Силам РФ для размещения оборонительных систем, обеспечения безопасности граждан, распределения строений, относящихся к оборонной промышленности и для нужд таможни;
  • размещенные в закрытых и секретных муниципальных образований;
  • предоставленные для реализации нужд муниципальных транспортных организаций, в том числе тех, которые занимаются речными, морскими или воздушными перевозками;
  • отведенные под размещение объектов навигационного обеспечения воздушного движения;
  • предоставленные под использование организациям, занимающимся поставкой связи;
  • занятые объектами, входящими в состав гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства или захоронения химических веществ.

Какие земли можно оформить в собственность и сколько это будет стоить

В соответствии с нормативами действующего законодательства, регламентирующего дачную амнистию, действие которой продолжается до марта 2015 года, некоторые земельные участки могут быть приватизированы с использованием упрощенного порядка.

Это особенно актуально для тех ситуаций, когда территориальный надел был предоставлен в пользование гражданина до 2001 года. Процедура абсолютно бесплатная до окончания действия Закона.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Следующие категории земель могут быть предоставлены заинтересованным сторонам для совершения приватизационной процедуры:

Оформление официальных прав собственности на вышеназванные земельные участки является достаточно простой процедурой. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение государственного регистрационного органа и предоставить установленный пакет документации, в который входит кадастровый паспорт на объект и любое свидетельство, подтверждающее факт выделение участка в пользование.

Важно помнить о том, что актуальный закон о бесплатной приватизации действует до марта 2020 года. После окончания установленного срока приватизация станет платной, и ее фактическая стоимость будет определяться в прямой зависимости от рыночной цены и прочих параметров. Однако, существует вероятность продления программы до 2010 года.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/privatizacija-kakih-zemelnyh-uchastkov-zapreshhena/

Как приватизировать земельный участок

Не подлежат приватизации земельные участки

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

Запомнить важную информацию

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Приватизация частных земельных участков (пошаговый алгоритм, кто имеет права и какие участки не подлежат приватизации)

Не подлежат приватизации земельные участки

Что такое приватизация, известно, пожалуй, большинству российских граждан. И это понятие прочно связано в сознании с бесплатным переходом в собственность жилого помещения.

Но подлежит приватизации не только квартира или частный дом, в котором проживает гражданин. Это право распространяется и на земельный участок – объект недвижимости, прочно связанный с жилой или хозяйственной постройкой, расположенной на этом участке.

Необходимость принятия решения о приватизации земельных участков была вызвана диссонансом, возникшим в праве собственности на объекты недвижимости.

Если государство признавало право на бесплатное получение в собственность строения, то логичным было распространить это право и на земельный участок, на котором строение возведено. И такое право было предоставлено гражданам.

Законодательная основа приватизации земельных участков

Правовой основой, позволяющей оформить землю в собственность, служат 2 нормативных акта. Основополагающий – Земельный кодекс РФ.

С его принятием в 2001 году было положено начало переводу земель, ранее безраздельно принадлежавших государству и передаваемых хозяйствующим субъектам исключительно в аренду или с оформлением права бессрочного безвозмездного пользования в собственность.

Второй документ, позволяющий узаконить владение землей de facto и оформить его de jure. Является Федеральный закон №171 от 23.06.2015, положивший начало так называемой «дачной амнистии» – процессу бесплатного оформления в собственность земельных участков, до 2001 года выделявшихся гражданам для ведения подсобного хозяйства, огородничества или садоводства, именуемых в нашей стране «дачами».

Решения о выделении таких участков принимались местными органами власти по заявкам крупных хозяйствующих субъектов – заводов, фабрик, научных учреждений или в порядке очередности для всех категорий незанятых на производстве граждан.

Земли для ведения огородничества и садоводства передавались образуемым дачным кооперативам на безвозмездной основе в бессрочное пользование. На этих участках традиционно возводились небольшие строения, обычно временного или облегченного типа, эксплуатируемые только в теплый период года.

Со временем многие, ранее выделенные участки вошли в городскую черту или в черту сельских поселений. Изменился характер строений – они стали более капитальными, пригодными для круглогодичного проживания и соответствующими требованиям, предъявляемым к объектам малоэтажного строительства. Частично изменился и статус земель.

Вошедшие в территорию населенных пунктов дачные участки могли уже относить к категории земель «для ИЖС», а не для «ведения подсобного хозяйства».

Чтобы облегчить процесс владения, наследования, передачи права собственности на такие объекты было принято решение о бесплатном оформлении в собственность земельных участков, на которых расположены дачные строения. Одновременно урегулировался вопрос со взыманием налогов. После оформления в собственность владелец автоматически становиться плательщиком налога на землю, поступающего в государственный бюджет.

На кого распространяется право на приватизацию земельного участка

Этим правом пользуется несколько категорий владельцев земельной недвижимости:

  • Многодетные семьи (ст. 39.5 и 39.19 ЗК РФ);
  • Получившие земельный участок на 6 и более лет бесплатно для целевого использования – строительства дома и возведшие на нем строение, имеют право приватизировать его по истечении 5 лет (39.10 ЗК РФ);
  • Арендаторы земельных участков, оформившие договор аренды до принятие Земельного кодекса РФ (25.10.2001 года);
  • Владельцы объектов недвижимости, расположенных на таких участках, приобретшие право собственности в результате совершения сделки купли-продажи, обмена, дарения, наследования до принятие ЗК РФ;
  • До 2001 года получившие/оформившие землю в бессрочное (пожизненное наследуемое владение) и построившие на ней строение/дом.

Указанные категории граждан имеют право на приватизацию земли только раз. Если они приобрели дополнительный земельный участок первоначально не связанный с жилым строением, то право на бесплатную его приватизацию не возникает. Он оформляется в собственность путем выкупа земли у соответствующего муниципалитета или государства по его кадастровой стоимости.

Не подлежащие приватизации земли

Часто выделявшиеся для ведения подсобного хозяйства участки располагались на бросовых землях – местах бывших торфоразработок, заболоченных землях, на месте выработок после проведения горных работ, вблизи автомобильных трасс, линий высоковольтных электропередач нефте- и газопроводов. Во время выделения этих земель местные органы власти не уделяли этому внимания.

В связи с ростом населенных пунктов и развитием инфраструктуры многие дачные хозяйства попадали в зоны развития жилищного строительства, прокладки новых транспортных артерий лесоразработок или строительства других объектов.

Чтобы не вступать в противоречие с пользователями этих участков и не порождать судебные споры, связанные с выкупом земель у пользователей, законодатель запретил приватизацию земель:

  • Находящихся в общем пользовании (парки, скверы, участок улицы, автотрассы и т.п.);
  • Расположенных в водоохраной зоне (на берегах озер, рек, водохранилищ);
  • Изъятых из обращения для госнужд или зарезервированных для строительства промышленных объектов (парки заповедники, заказники, зоны отчуждения вдоль железных дорог, автотрасс, трубопроводов и т.п.);
  • Запрещенных к приватизации по статье 28 ФЗ №178.

Если принимается решение в отказе в приватизации, то муниципальный/государственный орган, в который подано заявление, должен мотивировать свое решение ссылкой на положение (норму) федерального законодательства. Отказ по мотивам принятия запрещающего/ограничивающего право акта местного органа власти не может служить основанием для отказа в оформлении в собственность земли.

Алгоритм действий по оформлению земли в собственность

Весть процесс приватизации представляет собой последовательные действия. Условно его можно разделить на 5 шагов.

Шаг 1. Комплектование пакета документов. Список необходимых документов определен Приказом Минэкономразвития от 12.01.2016 года № 1. Он включает в себя:

  • Заявление в орган муниципальной власти (Администрацию) если относиться к муниципальным землям или в отделение Росреестра – если расположен на государственных землях. В заявлении указывается конкретный земельный участок, имеющий установленные межеванием границы. Либо – проводится согласование выделения участка с неустановленными границами с последующим межеванием и присвоением кадастрового номера;
  • Если участок был получен в бессрочное пользование на строк более 6 лет – одновременно подают заявление с просьбой прекратить это пользование. Бланк заявления предоставляется бесплатно;
  • Документ, на основании которого производится пользование наделом (для исключения самозахватаземли);
  • Кадастровый паспорт (с 2017 года – выписка из ЕГРП). Указанная выписка содержит исчерпывающую информацию об объекте недвижимости и заменяет собой несколько документов, ранее требовавшихся для приватизации земельного участка;
  • Если на участке возведено строение – справку БТИ о стоимости строения;
  • Справка из ФНС о размере налоговых платежей;
  • Согласие всех совладельцев на приватизацию земли. Если такого согласия нет – решение суда о предоставлении права на приватизацию заявителю.

Шаг 2. Подача пакета документов в Администрацию муниципалитета или в территориальное управление Росреестра (куда подавать заявление и документы можно определить по справке ЕГРП – в ней указан собственник земли).

Все документы принимаются техническим работником службы по описи и находятся на проверке у специалиста не более 30 дней с момента прима.

Если установлена нехватка какого-либо документа – об этом извещается заявитель и ему предоставляется срок для устранения недочетов.

Шаг 3. Является обязательным только для тех пользователей, чьи земельные владения не имеют установленных границ и соответствующего кадастрового номера.

Они обязаны провести межевание земельного участка, во избежание споров с владельцами/пользователями смежных участков. Границы могут быть уточнены, либо образованы вновь (сформирован участок). Этой работой занимается кадастровый инженер.

После сформирования участка/уточнения границ подается заявление в Росреестр о присвоение ему кадастрового номера и постановке на учет.

Шаг 4. Принятие решения уполномоченным органом. На рассмотрение вопроса о приватизации уходит от 10 до 15 дней. Данное действие оплачивается государственной пошлиной в размере 1200 рублей.

Отказ в приватизации может быть мотивирован ссылкой на федеральные нормативные акты, действующие в отношении категории земель, на которых находится участок. Иные мотивы отказа могут быть обжалованы в суде.

Шаг 5. Заключительный этап приватизации земли – регистрация права  в Росреестре. Для этого предъявляются следующие документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Решение органа муниципальной власти о передаче земли в собственность;
  • Квитанция госпошлины на 350 рублей.

Срок составляет до 10 дней. Новому владельцу земельной недвижимости выдается выписка из ЕГРП – отныне это единственный документ, дающий право на совершение любых сделок с земельной недвижимостью. Одновременно владелец становиться плательщиком ежегодного налога на землю составляющего 0,03% от его кадастровой стоимости.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

 Как оформить дом на дачном участке (алгоритм регистрации, документы, причины) 

 Как получить разрешение на строительство дома 

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы. 

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Источник: https://jilishnik.ru/sdelki-s-nedvizhimostyu/item/153-privatizatsiya-chastnykh-zemelnykh-uchastkov

Приватизация земельных участков гражданами

Не подлежат приватизации земельные участки

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Можно ли приватизировать земельный участок

Не подлежат приватизации земельные участки

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.