Норматив потребления тепла

Норматив на подогрев горячей воды в 2019 году: расход тепловой энергии в Гкал на 1 м3 ГВС

Норматив потребления тепла

Как и в предыдущие годы (например, в 2018 г.

), норматив на подогрев горячей воды в нынешнем 2019 году определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями и четко обозначен в СанПиН (Санитарных правилах и нормах), в Российской Федерации имеющих статус нормативного документа. В них установлены как гигиенические требования к качеству воды, которая подается в жилища граждан, так и температурные нормативы.

Качество и подогрев горячей воды

В СанПиН недвусмысленно указываются возможные пределы, которые должны соблюдаться в местах водоразбора и которые нельзя игнорировать, используя подогрев горячей воды. Система применяемого теплоснабжения никоим образом не влияет на температурные нормативы.

Основные теплопотери дома

Ведь они установлены по требованиям эпидемиологической безопасности и направлены на предупреждение заболеваемости и распространения инфекций. Например, кожных, контагиозных, вирусных и бактериальных. Нижний норматив для подогрева – не менее +60 °С, верхний может достигать +75 °С.

Правила контроля за качеством и норматив подогрева зафиксирован в соответствующих пунктах СанПиН. Эти правила обязательны к исполнению при оплате услуг ЖКХ в Российской Федерации.

Согласно существующим пунктам, если подогрев воды не соответствует нормам, потребитель вправе требовать снижения оплаты на 0,1 % с каждых трех градусов. Если подаваемая вода по температуре ниже +40 °С, то она и вовсе оплачивается как холодная.

Потребитель имеет право требовать проверки качества и в случае, когда вода имеет посторонние примеси любого происхождения, если их присутствие носит систематический характер.

Нормативы и требования к качеству обеспечения населения горячей водой не изменились ни в 2018, ни в нынешнем, 2019 году. Однако планируется, что в следующем, 2020 году, будет повсеместно вводиться двухкомпонентный тариф по расчетам за воду.

Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды

В России принят отдельный тариф на ХВС и горячее водоснабжение. Расход тепловой энергии на подогрев необходимо оплачивать.

Размер оплаты устанавливается в субъектах федерации, потому что страна большая, и расходы на подогрев воды в разных регионах могут быть различными.

Есть определенные ограничения, установленные федеральными властями, которые не имеет права превысить местное самоуправление.

Норма потребления тепловой энергии на один кубический метр

ГВС (горячее водоснабжение) оплачивается по нескольким пунктам – стоимости кубометра холодной воды, химических средств для очистки, транспортировки к получателю ресурса, плюс расходы на зарплату и содержание имущества компании-поставщика. Ведь производитель продукта должен содержать в порядке здание и оборудование, оплачивать труд наемных работников.

Еще в 2013 году Правительство РФ обратило внимание на мировой опыт поставки горячей воды. Ее не оплачивают как конечный продукт, а делят на установленную стоимость холодной воды, которая использована для подогрева, и цену тепловой энергии, затраченной на этот процесс.

Оборудование для бассейна

В 2018 г. планировалось введение двухставочного тарифа для населения. Однако только в ноябре было принято распоряжение Правительства № 1347, которое предусматривало подъем существующих тарифов с 1 июля 2019 года.

Горячее водоснабжение у населения стандартно рассчитывается по цифрам, которые фиксируются счетчиком. Но если потребитель не счел необходимой его установку, то применяется норматив потребления ГВС.

Плата за нагревание воды до необходимой по требованиям СанПиН температуры считается по нормативу расхода тепла на подогрев определенного количества воды.

https://www.youtube.com/watch?v=b0w88B4ZzY8

Норматив расхода согласно СНиП

Пока решение о выборе одно- или двухкомпонентного тарифа (при закрытой системе) находится в прерогативе местного самоуправления. Но в 2019 г. полномочия властей заканчиваются. В следующем году им вменяется в обязанность перевести расчеты за потребление на двухкомпонентную основу.

Норматив на подогрев воды для ГВС устанавливается местными властями на основании Постановления Правительства РФ № 125, принятого в феврале 2015 года, и № 354, утвержденного в мае 2011 г. В них четко установлены права ответственного органа определить норматив тепла с учетом нескольких факторов, влияющих на его стоимость:

  • в какой системе водоснабжения производится подогрев воды – закрытой или открытой (в открытой предусмотрены расходы на теплоноситель и собственно тепловую энергию);
  • в многоквартирных домах есть свои конструктивные особенности, и они тоже подлежат учету при расчете стоимости ГВС;
  • имеет значение наличие специальных устройств для проведения водозабора.

Бытовые потери в квартире

При подсчетах поставщик может учитывать и собственные затраты на проведение санитарно-гигиенических мероприятий (фильтрацию, химические реактивы, обеззараживающие составы), которые он вынужден использовать для приведения ее в соответствие с нормами СанПиН.

Поскольку требования к горячей воде по нормативам не отличаются от предъявляемых запросов к холодной (ее нельзя пить, но она должна быть очищена от инфекции и микроорганизмов), это тоже входит в расходы, подлежащие компенсации за счет потребителя.

Норматив Гкал на подогрев 1 м3 воды

Цель введения двухкомпонентного тарифа – постепенный переход на мировые стандарты, согласно которым расчет не может производиться за 1 м3 горячей воды как за конечный продукт производства. Этот метод подсчета пока еще применяется, но к 2020 году кубометр будет применяться по счетчику или нормативу потребления для учета всего объема израсходованной воды.

Использование холодной и горячей воды

Количество тепла для подогрева куба измеряется в Гкал (гигакалориях). Калория – единица, необходимая для нагрева 1 г воды на 1 °С, в естественных условиях – при нормальном атмосферном давлении.

Для понимания величины Гкал как единицы измерения достаточно усвоить, что этого объема тепловой энергии для подогрева достаточно, чтобы повысить на один градус температуру тысячи тонн воды.

Расчет норматива на подогрев горячей воды в Гкал законодательно обусловлен «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», изданными и разработанными Минтоплива и энергетики России еще в 1995 г. Расход холодной воды производится по счетчику, в кубометрах.

Нормативы на подогрев в Тверской области

Объем затрат тепловой энергии получают умножением нормы, установленной в регионе для подогрева куба, на использованную потребителем воду. Ее количество определяется по установленному счетчику или по региональному нормативу.

В регионах, где все еще не введена система оплаты за горячую воду по двум компонентам (например, в Челябинской области), в 2020 году должны разработать нормативную базу и перейти на общепринятую систему расчета. Такая мера приведет пусть к не очень значимому, но росту тарифов на поставки горячей воды.

Нормативы на подогрев в Красноярском крае

Чтобы это не ударило по карману населения, заблаговременно приняты определенные меры:

  1. В некоторых субъектах федерации отложили введение системы, но кое-где они уже вступили в действие с 1 июля 2019 года.
  2. Установлены усредненные коэффициенты для всех региональных субъектов. Это предельная стоимость, выше которой оплата за горячую воду взиматься не может. Их можно найти в распоряжении № 1347, датированном 12 ноября 2018 года.
  3. Есть предельные размеры, ограничивающие полномочия местных органов самоуправления. Они обозначены в распоряжении Правительства РФ.

Нормативы в Волгоградской области

Размеры повышения тарифов за подогрев воды отличаются. Например, Правительство СПб не сочло необходимым использовать цифру в 6 %, которая обозначена в распоряжении. Достаточной мерой были сочтены 3,5 %, что составило 59,45 руб. Москва ощутит подорожание по-разному: Мосэнерго со второго полугодия будет брать 130,27 руб. за куб, а другие компании – 163,36 руб. за куб подогретой воды.

Московская область производит расчеты по разной схеме – от ежемесячного целевого взноса до фиксированной суммы, которая вносится жителями поселка в администрацию. Поэтому предсказать, какой рост тарифов будет на этой территории, затруднительно.

Руководством к действию может служить нормативный акт от 14 февраля 2015 года. Постановление 25 февраля того же года было обнародовано, его номер 129 «О внесении изменений в некоторые акты». В Ленинградской области индекс с 1 июля 2019 года составил 2 %, как и в ряде других областей – Астраханской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Ярославской.

Расход тепловой энергии и горячей воды

Отличия тарифа

Рассчитать стоимость подачи горячей воды по двухкомпонентному тарифу непросто. Для этого используется специальная формула № 23, которая есть в Приложении № 2, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 354. В ней учитываются показания счетчика – реальный объем холодной воды, которая была израсходована для подогрева и обеспечения нужд обитателей жилища.

Цена за 1 м3 (один кубический метр) умножается на количество по счетчику, объем потребления умножается на установленную норму. Полученный итог и есть требуемая к оплате сумма за услуги горячего водоснабжения.

Если же счетчика у потребителя не имеется, то установленный в регионе норматив потребления на душу населения перемножается на количество прописанных. Практика показывает, что количество реально проживающих в жилище или квартире бывает меньше.

В этом случае потребитель переплачивает, потому что денежные средства вносятся не за реально израсходованную горячую воду, а за ту, которую, по мнению местных властей, надлежит не превышать каждому человеку по нормативу.

Пересчет двухкомпонентного тарифа в однокомпонентный можно сделать, зная, какой тариф по нормативу установлен на тепло для ГВС в конкретном регионе с 1 июля 2019 года (с учетом состоявшегося повышения). Для Санкт-Петербурга – это 1834,90 руб. за гигакалорию.

В некоторых других регионах эту стоимость только планируется утверждать, ориентируясь на сегодняшнюю цену и предельные индексы для территории. Установленная норма умножается на количество жильцов и на стоимость Гкал. При установленном счетчике в расчетах используется реально израсходованное на подогрев количество воды.

Источник: https://ProNormy.ru/stroitelstvo/zhkh/normativ-na-podogrev-goryachey-vody

Нормативы на подогрев горячей воды

Норматив потребления тепла

К.э.н. В.Г. Семенов, президент НП «Российское теплоснабжение», г. Москва

В процессе разработки «Методических рекомендаций по достижению эталонного состояния систем централизованного теплоснабжения», в НП «Российское теплоснабжение» выполняется анализ возможности учёта в коммерческих расчётах фактического удельного теплосодержания горячей воды. Приглашаем теплоснабжающие организации поделиться собственным опытом решения этой проблемы (направляйте на nprt@rosteplo.ru).

При подаче горячей воды потребителям по отдельным трубопроводам (непосредственно от теплоисточника или ЦТП, а также в открытых системах теплоснабжения в летний период), наличие прибора учёта на вводе здания сегодня не является гарантией полноты оплаты.

В соответствии с решением Верховного суда РФ от 10.08.2017 г.

по делу № 305-ЭС17-8232, при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, компонент на тепловую энергию должен определяться не по показаниям прибора учёта, а по нормативу: «в силу Правила № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учёта, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД».

В отличие от норматива по отоплению, норматив на подогрев горячей воды повсеместно занижен и составляет по разным городам величину от 0,051 до 0,067 Гкал/м³.

Фактическое корректное удельное теплопотребление на ГВС, при поддержании циркуляции и температуры горячей воды 60 °С, составляет в среднем от 0,07 до 0,09 Гкал/м³, при ещё больших величинах в малозаселённых домах и домах, в которых жители многих квартир перешли на самостоятельный газовый или электрический нагрев воды.

Текущие значения удельного теплопотребления различаются ещё больше.
В период максимального водоразбора оно приближается к теплосодержанию горячей воды, выливающейся из крана, а ночью, при прекращении водоразбора, стремится к бесконечности.

Прав ли Верховный суд РФ?

Верховный суд, конечно, прав, он опирается на имеющуюся законодательную базу.

Отнеся циркуляционные потери по ГВС не к количеству квартир, ванных комнат, полотенцесушителей, м² или м³, а к потреблению горячей воды, авторы действующей законодательной конструкции заставили энергетиков объяснять в судах труднообъяснимое – почему м³ горячей воды должен стоить каждый месяц по-разному.

Тариф на холодную воду стабилен, на тепло – тоже, температура горячей воды не меняется, а стоимость горячей воды летом возрастает до полутора раз из-за снижения объёмов потребления, хотя «по физике» должна снижаться из-за повышения температуры холодной воды.

К этому надо добавить разницу в стоимости горячей воды между МКД. До абсурда эта ситуация дошла в Сочи, где до перехода на одноставочный тариф, стоимость м³ в соседних домах различалась до 10 раз, и зависела от количества отключившихся от централизованного ГВС, количества «резиновых» квартир, не оборудованных водосчётчиками, сходимости балансов по дому, воровства и т.д.

Вот Верховный суд и разъяснил, что коммунальная услуга по ГВС предоставляется непосредственно в водоразборном кране, теплосодержание воды, вытекающей из которого весьма стабильно и составляет при температуре холодной воды 10 °С и горячей 60°С величину близкую к 0,05 Гкал/м³. А затраты тепловой энергии на циркуляцию в действующей редакции Правил № 306 ограничены в нормативе на подогрев при применении расчётного метода максимальным коэффициентом 1,3 от теплосодержания потребляемой воды.

При периодических спонтанных изменениях законодательства проблема небаланса ГВС при приборном учёте, по кругу переводилась на жителей, управляющие компании, теплоснабжающие организации, что приводило к обострённой реакции оказавшихся крайними в текущий момент.

Сегодня максимальные проблемы имеют ТСО, закупающие тепловую энергию у сторонних теплоисточников. Рассчитываясь по приборам учёта, от потребителей они имеют только частичную встречную оплату. Другие имеют проблемы по компенсации затрат на топливо.

Количество убыточных ТСО по стране исчисляется тысячами.

Рассмотрим варианты решения или ослабления этой проблемы:

Отнесение сверхнормативного расхода тепла на подогрев горячей воды к услуге по отоплению

Гражданский кодекс РФ даёт размытую формулировку об условиях оплаты за энергоресурсы. Статья 544: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

Верховный суд РФ ограничил платежи за коммунальную услугу по ГВС, основываясь на жилищном законодательстве, рассматривающем в качестве прибора учёта потребления горячей воды квартирный водосчётчик, а в качестве потребителя в МКД – гражданина.

В соответствии с законодательством о теплоснабжении, поставщик тепловой энергии (товара) имеет право на полную её оплату в соответствии с поставленным количеством. Вопрос в том, на какую коммунальную услугу отнести небаланс между объёмом поставленного товара и потреблением его на услугу по ГВС?

Определение коммунальной услуги по горячему водоснабжению в законодательстве отсутствует, но, по здравому смыслу, полотенцесушитель в процессе горячего водоснабжения не участвует. Логично считать его отопительным прибором.

В соответствии с ГОСТ Р 51617-2000 (нормативы температуры в помещениях), в ванной комнате должна поддерживаться температура 25 °С, и кроме полотенцесушителя её обеспечивать нечем (хотя температурного графика для полотенцесушителя не существует).

Несколько лет обсуждается тема отнесения сверхнормативного теплопотребления по ГВС на отопление, с вариациями по срокам оплаты.

Стоимость горячей воды будет стабильна, а тепловая энергия, реально используемая на подогрев воздуха, будет правильно оплачиваться.

При несоблюдении температуры горячей воды или малых теплопотерях в циркуляционном контуре небаланс может быть и отрицательным – со снижением величины платы за отопление.

Вполне разумное решение тормозится в федеральных органах власти из-за боязни превышения предельных индексов роста платежей граждан, хотя рост платежей за услугу отопления будет малозаметным.

Проблема также состоит в необходимости изменения связанных нормативных актов, начиная с перевода сверхнормативного расхода тепла на подогрев в услугу по отоплению, в сегодняшних условиях отсутствия даже термина «циркуляционных потерь».

Это мы с Вами признаём полотенцесушитель отопительным прибором, а юридически он является элементом системы горячего водоснабжения МКД и не относится к системе отопления.

При этом площадь ванной комнаты, которую фактически можно признать отапливаемой полотенцесушителем, входит в площадь помещения, используемую при расчёте стоимости коммунальной услуги по отоплению.

То есть, законом установлено, что ванная комната, как и все прочие части жилого помещения, отапливаются теплоэнергией, потребляемой именно через систему отопления. Факт дополнительного (или отдельного от остальных частей помещения) отопления ванной комнаты полотенцесушителем законом не признаётся.

Арбитражный суд Архангельской области Решением от 04.02.2016 г.

по делу А05-14518/2015 (оставленным в силе Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа) установил: «Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление ванной комнаты.

Через полотенцесушители
в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению, циркуляцию в них тепловой энергии нельзя расценивать как способ (прибор) отопления
».

Источник: https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=4112

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.