Нормативы по ямочному ремонту дорог

Содержание

ТТК. автомобильных дорог общего пользования в весенний, летний и осенний периоды года. Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий по струйно-инъекционной технологии ,

Нормативы по ямочному ремонту дорог

1.1.

Типоваятехнологическая карта (именуемая далее по тексту – ТТК) -комплексный организационно-технологический документ, разработанныйна основе методов научной организации труда предназначенный дляиспользования при разработке Проектов производства работ (ППР),Проектов организации строительства (ПОС) и другойорганизационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоватьсядля правильной организации труда на строительном объекте,определения состава производственных операций, наиболее современныхсредств механизации и способов выполнения работ по конкретнозаданной технологии.

ТТК является составнойчастью Проектов производства работ (далее по тексту – ППР) ииспользуется в составе ППР согласно МДС12-81.

2007.

1.2. В настоящей ТТКприведены указания по организации и технологии производства работпо ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционнымметодом с применением битумной эмульсии.

Определён составпроизводственных операций, требования к контролю качества и приемкеработ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные иматериальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности иохране труда.

1.3.

Нормативной базойдля разработки технологической карты являются:

-типовые чертежи;

-строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

-заводские инструкции и технические условия (ТУ);

-нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН – 2001ЕНиР);

-производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

-местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормырасхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК -описание решений по организации и технологии производства работ поямочному ремонту асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционнымметодом с применением битумной эмульсии, с целью обеспечения ихвысокого качества, а также

-снижение себестоимости работ;

-сокращение продолжительности строительства;

-обеспечение безопасности выполняемых работ;

-организации ритмичной работы;

-рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

-унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК всоставе ППР (как обязательные составляющие Проекта производстваработ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) навыполнение отдельных видов работ (СНиП3.01.01-85* “Организация строительного производства”) поямочному ремонту асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционнымметодом с применением битумной эмульсии.

Конструктивныеособенности их выполнения решаются в каждом конкретном случаеРабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подряднойстроительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемыхработ.

РТК рассматриваются иутверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подряднойстроительной организации.

1.6. ТТК можно привязатьк конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесссостоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребностив трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК кместным условиям:

-рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

-проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени,марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов,состава звена рабочих) принятому варианту;

-корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантомпроизводства работ и конкретным проектным решением;

-пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей,потребности в машинах, механизмах, инструментах иматериально-технических ресурсах применительно к избранномуварианту;

-оформление графической части с конкретной привязкой механизмов,оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическимигабаритами.

1.7. Типоваятехнологическая карта разработана на содержание и текущий ремонтавтомобильных дорог общего пользования в весенний, летний и осеннийпериоды эксплуатации и предназначена для инженерно-техническихработников (производителей работ, мастеров) и рабочих, выполняющихработы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления(обучения) их с правилами производства работ по ямочному ремонтуасфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом сприменением битумной эмульсии, с применением наиболее прогрессивныхи рациональных решений по организации, технологии и механизациидорожных работ.

II.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическаякарта разработана на комплекс работ по ямочному ремонтуасфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом сприменением битумной эмульсии.

2.2.

Работы по ямочномуремонту асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом сприменением битумной эмульсии, выполняются в одну смену,продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовойсмены составляет:

час.

2.3.

В состав работ,последовательно выполняемых при ямочном ремонте асфальтобетонныхпокрытий струйно-инъекционным методом с применением битумнойэмульсии, входят следующие технологические операции:

-расстановка дорожных знаков на месте ремонта;

-подготовка мест покрытия к ремонту;

-укладка черного щебня в ремонтную карту;

-пропитка уложенного черного щебня битумной эмульсией;

-обработка готовой поверхности необработанным щебнем;

-уплотнение места ремонта.

2.4. Технологическойкартой предусмотрено выполнение работ комплексной,специализированной бригадой в составе: автомобили-самосвалыКамАЗ-55111 (Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N(вес P=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до Ку=0,95);комплект оборудования для ямочного ремонта дорогБЦМ-24.3 предназначен для ремонта выбоин и трещин методомпневмонабрызга, без предварительной подготовки асфальтобетонногопокрытия (двухосный прицеп m=4790 кг, 467025002130 мм, двигатель ММЗ ДЗ-243, КомпрессорА29.01.000-01. П=0,15 м/мин, Воздуходувка 68 URAI П=21,5 м/мин, Емкость цистерны для битума V=1000 л,Шланг подачи щебня 90 мм. =7620 мм, Шланг подачи эмульсии 12,5 мм, Стрела – шарнирная, трехсекционная. Радиус действия R=5185 мм).

Рис.1.Автосамосвал КамАЗ – 55111Рис.2.Виброплита TSS-VP90T
Рис.3. Комплектоборудования БЦМ-24.3

2.5. Для ремонта покрытийиз асфальтобетонных смесей применяются следующие строительныематериалы: битумная эмульсия ЭБДК Б, отвечающаятребованиям ГОСТ Р55420-2013; щебень фракции 5-10 мм, М 800,, И-III, отвечающийтребованиям ГОСТ8267-93; черный щебень фракции 5-10 мм,

Источник: http://docs.cntd.ru/document/450705162

Ктп 1.01.2001 «карта трудового процесса. ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий при глубине выбоин до 50 мм с применением машин эд-105. (тн i-xv-58-89)»

Нормативы по ямочному ремонту дорог

МИНИСТЕРСТВОТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий при глубине выбоин до 50 мм

с применением машин ЭД-105

КТП-1.01-2001

Издание второе, переработанное и дополненное.

(Выпуск 1)

Москва, 2001 г.

Картытрудовых процессов предназначены для совершенствования организации трударабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяютпрогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени,технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемови методов труда.

Карты могут бытьиспользованы при разработке организационно-технологической документации приремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, атакже в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В.Страховой.

Ответственный за выпуск А.А.Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

Карта трудового процессаЯмочный ремонт асфальтобетонных покрытий при глубине выбоин до 50 мм с применением машин ЭД-105Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора
КТП-1.01-2001 (ТН I-ХV-58-89)Взамен КТ-1.01.87

1.Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих,занятых ямочным ремонтом с разломкой асфальтобетонных покрытий путем вырубкиремонтируемого слоя на глубину до 50 мм, площадью до 10 м2.

1.2. Показателипроизводительности труда:

№ п/пНаименование показателейЕдиница измеренияВеличина показателей
по ТНиРпо карте
1.Выработка на 1 чел.-деньм2 покр.19,521,1
2.Затраты труда на 1 м2 асфальтобетонного покрытия при ямочном ремонтечел.-час0,410,38

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительныеработы – 5 % и отдых – 10 %.

Использование методов иприемов труда, рекомендованных картой, позволит повысить выработку на 8 %.

2. Подготовка и условиявыполнения процессов

2.1. Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий рекомендуется проводить приоттаявшем основании и сухом покрытии, при температуре воздуха в период работ нениже 5 °С.

2.2. Для заделки выбоин используются горячие асфальтобетонные смеси стемпературой 150 – 180 °С, отвечающие требованиям ГОСТ 9128-84. Смеси должны быть того же вида и состава, из которых было ранееуложено покрытие.

Для обработки поврежденныхучастков используют жидкий битум марок МГ-25/40, МГ-40/70, СГ-25/40, СГ-40/70,МГ-130/200, СГ-130/200.

2.3. До выполнения работ по ямочному ремонту производится расстановкадорожных знаков (смотри схемы расстановки).

Перед началом работнеобходимо осмотреть и проверить установленное на платформе машины ЭД-105оборудование. Проверить визуально показанияконтрольно-измерительных приборов; стрелки должны быть на отметке «0».

Краны и вентили оборудованиядолжны быть закрыты.

Произвести загрузкубитуморазогревателя битумом, бункертермоса асфальтобетоном.

При перемещении с одного местапроизводства работ на другое, необходимо приспособление для заливки трещиныопустить в горловину на котле для создания циркуляции котел – приспособление -котел. Рукав уложить на платформу, двигатель при этом не выключать.

2.4. Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью в соответствиис типовыми нормами.

2.5. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по техникебезопасности с учетом специфики работ на комбинированной дорожной машине ЭД-105(разогрев битума с помощью форсунки).

2.6. В подготовленное ремонтируемое место укладывают горячуюасфальтобетонную смесь в один слой, причем она должна быть несколько вышедорожного покрытия с учетом того, что горячие смеси уплотняются с коэффициентомуплотнения 1,25 – 1,35.

Места сопряжения вновь уложенного и старогоасфальтобетона тщательно заглаживают, чтобы поверхность покрытий была ровной.

Для осуществления контроля необходимо вести журналы приготовления смеси,температуры битума, лабораторного контроля качества готовой смеси на АБЗ иукладки, уплотнения смеси по сменам на месте производства работ.

3. Исполнители,предметы и орудия труда

3.1. Исполнители.

1. Машинист автогудронатора                   5 разряд (М1)                        1

2. Асфальтобетонщик                                 4 разряд (А1)                         1

3. Асфальтобетонщик                                 3 разряд (А2)                         1

4. Асфальтобетонщик                                 2 разряд (А3)                         1

3.2. Машиныоборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/пНаименованиеКол-во
123
1.Машина дорожная комбинированная ЭД-105 на базе автомобиля ЗИЛ-133 для ремонта асфальтобетонных покрытий1
2.Виброкаток ручной2
3.Комплект временных дорожных знаков и ограждений1
4.Лопата подборочная ЛП-23
5.Отбойный молоток2
6.Грабли металлические2
7.Рейка контрольная деревянная трехметровая1
8.Ведро1

3.3. Спецодежда и спецобувь.

1. Полукомбинезонхлопчатобумажный                                                  4

2. Ботинки кожаные                                                                                   4 пары

3. Рукавицы брезентовые                                                                           3 пары

4. Рукавицы комбинированные                                                                 1 пара

5. Наколенники брезентовые                                                                    3 пары

6. Жилет сигнальный                                                                                 3 шт.

3.4. Потребность в материалах на10 м2 ремонтируемой площади при глубине выбоин до 50 мм: смесьасфальтобетонная горячая мелкозернистая (ГОСТ 9128-84) – 1,19 т; битум жидкий – 5 л; топливо дизельное.

4. Технологияпроцессов и организация труда

4.1. Работы по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий с применениеммашин ЭД-105 для ремонта асфальтобетонных покрытий проводятся в следующейтехнологической последовательности:

– установка и снятиеограждений и переходы рабочих на расстояние до 50 м;

– разломка и обрубка краевпокрытия ремонтируемой ямки отбойным молотком;

– очистка ямок от пыли, грязии обломков покрытия;

– смазка битумом краевпокрытия и основания;

– укладка и разравниваниеасфальтобетонной смеси;

– укатка смеси вибрационнымручным катком;

– разогрев битума собслуживанием битумного котла;

– обслуживание компрессора игенератора.

Источник: http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/44/44097/index.htm

Если ям больше чем асфальта: как добиться ремонта дорог в вопросах и ответах

Нормативы по ямочному ремонту дорог

Выбоиной, ямой, проломом, подлежащим ремонту, считается повреждение асфальта более чем на 60х15х5 см с полным или частичным удалением материала покрытия. Кроме того к дефектам относятся колейность, трещины, наплывы, волны и др.

II. Какой должна быть дорога

С 1 июня 2018 года в России введен стандарт ГОСТ Р 50597-2017, который определяет максимальные размеры повреждений на дорогах и сроки их устранения.

Покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, просадок, иных повреждений, затрудняющих движение транспорта со скоростью, разрешенной правилами дорожного движения. Предельные размеры отдельных просадок не должны превышать 15 см в ширину, 60 см в длину и 5 см в глубину.

На 1000 кв.м. дорожного покрытия должно быть не более 1,5 (3,5 весной) кв.м повреждений, которые должны быть ликвидированы не более чем за 7 суток.

Дорожная разметка должна быть восстановлена, если ее износ составляет более 50% при нанесении краской и более 25% при нанесении термопластиком.

III. Что такое ямочный ремонт и как его выполняют

Ямочный ремонт — это ремонт небольших участков дорожного покрытия, требующих срочного восстановления (ямы, выбоины, провалы). Ямочный ремонт бывает трех видов: горячий, холодный и с использованием специальных эмульсий.

  1. Горячий ремонт можно производить только при плюсовой температуре, но при этом асфальт получается более прочный. Такой способ используют для ремонта дорог с большой нагрузкой.

  2. Холодный асфальт можно укладывать в любую погоду, даже зимой, но его прочность и износостойкость ниже.

  3. Для третьего способа существуют специальные машины, внутри которых происходит процесс производства битумной или полимерной эмульсии. Такой способ пока не слишком распространен и используется в основном для ремонта сложных участков. Его плюс в том, что края ямы можно не выравнивать.

IV. Что такое ремонт картами

По сути это тот же самый ямочный ремонт, только при его проведении вырезаются достаточно большие куски поврежденного асфальта и частично целый асфальт вокруг. Это наиболее универсальный метод, позволяющий отремонтировать участок любого размера, а также устранить любые виды дефектов.

V. Что такое капитальный ремонт

При капитальном ремонте дорожного покрытия производится полная смена дорожного полотна, замена изношенных конструкций и повышение геометрических параметров дороги с учетом повышения интенсивности движения. Он затрагивает все составляющие дороги на большом протяжении.

VI. Как должны производить ремонт по ГОСТу

(Здесь приводится техническая информация, если вам она не зачем, перейдите к следующей карточке)

Укладка асфальта при любом виде ремонта регламентируется следующими документами: СНиП 3.06.03-85 и ГОСТ Р 54401-2011.

Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду, говорится в регламенте.

Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С.

То есть, если асфальт кладут зимой, это еще не говорит о нарушении технологии — главное хорошо просушить поверхность.

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей. Холодные асфальто-бетонные смеси укладывают при любой температуре.

Прежде, чем укладывать свежий асфальт, дорожники должны провести подготовку «рабочего места». Она включает в себя очистку поверхности от грязи, разметку границ ремонта выбоины, вырезку покрытия по контуру, повторную очистку от пыли и грязи и, наконец, обработку дна и стенок выемки тонким слоем битума или битумосодержащей эмульсии. Теперь можно укладывать асфальтобетонную смесь.

Отметим, что не стоит вводить в эксплуатацию свежеуложенный асфальт сразу: горячий должен простоять не менее суток, холодный — 2–3 часа.

VII. Куда жаловаться на ямы

1. В городскую администрацию

В Сосновом Бору ГИБДД само отслеживает состояние дорог. Если вы все-таки обнаружили опасную яму на дорогах города или во дворах, не соответствующую по размерам ГОСТу, нужно обратиться с письменным заявлением в администрацию. Все документы оформляются на имя главы администрации Соснового Бора.

2. В ГИБДД

Жалобу на состояние дороги вне пределов города можно подать в управление ГИБДД по Ленобласти в письменном виде с обязательным указанием адреса, по которому яма расположена и ее размера. Необходимо приложить и фотографии этого безобразия.

В конце жалобы обязательно нужно добавить, что яма по вашему мнению представляет опасность и может привести к ДТП. На сайте госавтоинспекции существует сервис «Прием обращений» с весьма простым алгоритмом действий.

Здесь можно оформить жалобу на состояние любой областной дороги.

3. В Ленавтодор

На сайте ленавтодор.рф также можно сообщить о проблеме в соответствующем разделе, однако процесс подачи заявки несколько сложнее, чем на сайте ГИБДД.

Сроки рассмотрения жалобы составляют не более 30 дней. Однако, по тем или иным причинам срок могут продлить еще до 30 дней, о чем вас обязаны известить.

4. В администрацию Ленобласти

Можно пожаловаться на проблемную областную дорогу в администрацию Ленинградской области, заполнив специальную форму. В заявлении нужно обязательно указать, что вы направляете жалобу в Комитет по дорожному хозяйству, описать проблему, указать координаты участка дороги, приложить фото. Информация будет передана в соответствующие органы для рассмотрения.

Что дальше

Если, после подачи претензии реакции от соответствующих инстанций не последовало, составляется жалоба на состояние дорог и бездействие чиновников или правоохранителей в прокуратуру.

Если вам пришел положительный ответ об удовлетворении жалобы, остается только ждать, когда яму залатают. Если этого не произошло в течение максимум 10 суток, можно переходить к следующему этапу.

VIII. А если дорожники бездействуют куда жаловаться?

Если после рассмотрения жалобы и получения ответа дорожники бездействуют, лучше всего подать коллективную жалобу в Роспотребнадзор, на сайте которого есть инструкции о том, как правильно оформить документ. Отметим, что коллективные жалобы (более чем от 3-х заявителей) как правило рассматриваются быстрее и удовлетворяются охотнее.

Как правило, Роспотребнадзор борется за права граждан до последнего, в данном случае, до устранения причин жалобы и принятия мер против нерадивых дорожников.

IX. Что делать, если вы попали в яму и повредили автомобиль

Если вы, влетев в яму, пробили колесо, повредили подвеску или другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Для этого нужно:

  1. Замерить яму. Если она меньше 60х15х5 см, то ремонт вам никто не оплатит.

  2. Вызвать ГИБДД, оформить ДТП. Сфотографировать яму так, чтобы было понятно, что она больше указанных размеров (приложить линейку или лист формата А4). Указать размеры в схеме ДТП. Указать все повреждения автомобиля, в том числе возможность наличия скрытых повреждений.

  3. Доказать, что вы ехали с разрешенной скоростью.

  4. Узнать какой дорожной службе принадлежит дорога. Сотрудники ГИБДД должны предоставить вам контакты. Если они под любым предлогом отказываются, в объяснениях к обстоятельствам ДТП напишите ходатайство об установлении ответственной организации и укажите свои контактные данные для получения ответа.

  5. Провести независимую экспертизу повреждений.

  6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате вам ущерба в течение разумного срока (5–20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

  7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, нужно подавать в суд, поскольку ваше право на компенсацию подтверждено Федеральным законом (№257 об автомобильных дорогах).

Всем читателям желаем гладкого асфальта и безаварийной езды!

Источник: https://mayaksbor.ru/news/sreda_obitaniya/esli_yam_bolshe_chem_asfalta_remont_dorog_v_voprosakh_i_otvetakh/

Ямочный ремонт дорожного покрытия: технология, методы, ГОСТ

Нормативы по ямочному ремонту дорог

Ровные высококачественные дорожные покрытия, которые обеспечивают полноценное сцепление колес транспорта с полотном, являются залогом безопасного и спокойного дорожного движения. В связи с активным пользованием дороги постоянно нуждаются в ремонте и обновлении.

В настоящее время самым популярным видом ремонта дорожных покрытий является ямочный ремонт. Именно этот способ используется чаще других, потому что он значительно выгоднее, экономичнее и быстрее. Однако на него же есть множество жалоб от автоводителей, которые ругаются по поводу качества дорожных покрытий и быстрого разрушения заплаток после ремонта.

Но здесь причина может заключаться не в самой технологии, а в тех, кто ее использует. Качество такого ремонта зависит от соблюдения технологии ямочного ремонта.

Довольно часто нерадивые рабочие даже не обращают внимания на условия и требования, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения ремонта дорог, поэтому недобросовестное и небрежное отношение к работе чаще становится причиной разрушения покрытий дорог.

Преимущества

Ямочный ремонт дороги не подразумевает выполнения каких-либо работ по восстановлению коммуникаций, благоустройству территорий: асфальт укладывается только на участках, которые нуждаются в срочном ремонте.

Помимо этого, следует отметить, что подобные работы должны осуществляться в строгом соблюдении всех пунктов технологического процесса. Этим гарантируется экономия средств, долгий срок службы и максимальное качество.

Ямочный ремонт позволяет восстанавливать сплошность, прочность, ровность, сцепные качества и водонепроницаемость покрытий. Кроме того, он обеспечивает нормативный срок службы участков.

Ямочный ремонт актуален на протяжении десятилетий. Есть десятки технологий проведения такого ремонта дорожных покрытий, при этом оптимальный способ подбирается исходя из погодных условий, состояния полотна, возможностей полноценного использования специальной техники и от специфики применяемых материалов. Ямочный ремонт дорожного покрытия обладает несколькими неоспоримыми достоинствами:

  • нет необходимости в полном перекрытии движения по автостраде/трассе;
  • оперативное проведение всех нужных работ (маленькие участки восстанавливаются в течение суток);
  • отсутствие необходимости привлечения тяжелой специальной техники;
  • ямочный ремонт асфальтового покрытия не требует огромных финансовых затрат (в сравнении с выполнением капитального ремонта).

Залог успеха

Обычно недобросовестные рабочие ремонтируют только верхний слой поврежденных участков. Однако на самом деле технология ямочного ремонта подразумевает восстановление и нижележащего слоя.

Перед началом работ определяются границы повреждений, выявляются имеющиеся дефекты, определяются потенциальные дефекты, рассчитывается масштаб работ и показатели надежности, равномерности, прочности и шероховатости покрытий.

Укатывание асфальта

Многие отечественные предприятия, которые выполняют ремонт и строительство дорог, имеют катки весом от 8 тонн. Такая дорожная техника оправдана при полномасштабных работах, но применять ее для ямочного ремонта нецелесообразно.

Для уплотнения нескольких десятков метров дороги лучше использовать метод «топтания», который реализуется применением ручных вибрационных плит.

Также ямочный ремонт асфальта выполняют с использованием небольших тротуарных или вибрационных катков.

Традиционный метод

При таком способе ремонта сначала отделяется поврежденный участок от покрытия, делается это при помощи дорожной фрезы. Затем обрубаются кромки выбоин с приданием им прямоугольных очертаний. Затем производится очищение дефектного сектора от пыли и крошек его кромки и дно обрабатывают жидкий битумной эмульсией или разогретым битумом, после чего заливают асфальтобетонную смесь.

Ямочный ремонт дорожного покрытия, технология которого традиционная, позволяет получать высококачественный результат работы, однако при этом требуется проводить существенное количество операций. Его используют в процессе ремонта различных видов покрытий из битумоминеральных и асфальтобетонных материалов.

Ремонт с разогревом покрытий и повторным применением его материала

Такой ямочный ремонт дороги основывается на использовании специального оборудования для разогревания покрытий – асфальтонагревателя.

Данный способ позволяет получать высококачественный результат, экономить на материалах, облегчать технологию выполнения работ.

Но при этом ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия имеет значительные ограничения по условиям погоды (температура воздуха и ветер). Такой способ используется в процессе ремонта разных видов покрытий из битумоминеральных и асфальтобетонных смесей.

Ремонт без вырубки или разогревания старого покрытия

Разрушения и деформации дорожных покрытий заполняются холодной полимерасфальтобетонной смесью, влажной органоминеральной смесью, холодным асфальтобетоном и т. д.

Способ позволяет проводить работы в холодную погоду при мокром и влажном покрытии, прост в исполнении, но не способен обеспечивать высокое качество и долговечность покрытий.

Используется такой метод в процессе ремонта дорожных покрытий с малой интенсивностью движения, временных, а также в качестве экстренной меры на дорогах с повышенной интенсивностью.

Холодные методы ямочного ремонта

Это ямочный ремонт дорожного покрытия, технология которого основывается на применении холодного асфальтобетона или битумоминеральных смесей в качестве ремонтного материала. Данные методы применяются в основном в процессе ремонта из холодного асфальтобетона и черного щебня на дорогах низкой категории и при необходимости временной или срочной заделки выбоин.

Начинаются работы весной при температуре воздуха не меньше +10 градусов. В месте ремонта покрытие формируется под действием движущегося транспорта на протяжении 20-40 суток, и его качество зависит от свойств битумной эмульсии или жидкого битума, минерального порошка, состава и интенсивности движения, погоды.

Выполнение ремонта возможно и при низких температурах, при этом ремонтные материалы заготавливаются заранее. Стоимость ремонта по этой технологии меньше, чем при горячем методе. Основной недостаток заключается в небольших сроках службы покрытий на дорогах с движением автобусов и тяжелых грузовых авто.

Горячие способы

Основываются на использовании в качестве материалов горячих асфальтобетонных смесей: литого асфальтобетона, крупно- и мелкозернистых, песчаных и т. д.

Способы используются при ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями. Возможно выполнение работ при температурах воздухе не меньше +10 градусов при сухом покрытии и оттаявшем основании. При применении разогревателя допустим ремонт при температуре не меньше +5 градусов.

Горячие способы обеспечивают более высокое качество и долгий срок службы покрытий.

Подготовительные операции

Перед проведением работ выполняются подготовительные операции:

  1. Устанавливаются ограждения мест, дорожные знаки и приборы освещения при проведении работ в темное время суток.
  2. Размечаются места (карты) ремонта с помощью мела или натянутого шнура. Карта ремонта очеркивается прямыми линиями, перпендикулярными и параллельными оси дороги, придавая правильную форму контуру и захватывая неповрежденное покрытие.
  3. Вырубаются, разламываются или фрезеруются поврежденные покрытия, убирается снятый материал. Выполняется на толщину разрушенного слоя покрытий, однако не меньше 4 сантиметров по всей длине ремонта. Когда выбоина затрагивает нижний слой, то его разрыхляют и удаляют на всю толщину.
  4. Очищаются выбоины от остатков материала, грязи и пыли.
  5. Стенки и дно просушиваются при выполнении ремонта горячим методом.
  6. Стенки и дно обрабатываются битумом или битумной эмульсией.

Лишь после подготовки выбоины могут заполняться ремонтным материалом. Техника укладки и последовательность процедур зависят от объемов и способа проведения работ, типа ремонтного материала.

При малых объемах и отсутствии механизированных средств укладка может производиться вручную. Укладка смеси выполняется в карту в 1 слой при вырубке на глубину до 50 миллиметров и в 2 слоя при глубине больше 50 миллиметров. При этом в нижний слой можно укладывать крупнозернистую смесь щебня, а в верхний – мелкозернистую.

При механизированной укладке смесь подается из бункера-термоса.

При заделке карт 10-20 кв. м асфальтобетонные смеси укладываются асфальтоукладчиком. При этом укладка производится в выбоину, и смесь равномерно разравнивается по всей площади.

Уплотнение асфальтобетонной смеси в нижнем слое покрытия осуществляется пневмотрамбовками, ручными виброкатками или электротрамбовками в направлении от краев к середине.

Укладываемая в верхний слой смесь и смесь, укладываемая в 1 слой при глубине до 50 миллиметров, уплотняется самоходными виброкатками или гладковальцовыми статическими катками легкого типа, а потом тяжелыми катками.

Для малощебнистых и песчаных смесей коэффициент уплотнения должен быть не меньше 0,98, для много- и среднещебнистых – 0,99.

Горячие смеси уплотняются при максимальных температурах, при которых невозможна деформация при укатке.

Стыки, которые выступают над поверхностью покрытия, устраняются шлифовальными или фрезерующими машинами.

Завершающие операции

Завершающие операции подразумевают мероприятия по приведению дорожного покрытия в готовность к передвижению транспортных средств. Рабочие убирают оставшиеся отходы, мусор, погружают их в самосвалы. Также на этом этапе снимаются дорожные знаки и ограждения, восстанавливается линия разметки на участке проведения ямочного ремонта.

Важные требования

Качество и срок службы ремонтируемых покрытий в первую очередь зависят от соблюдения требований:

  • ямочный ремонт проводится при температурах воздуха не меньше допустимой для определенного ремонтного материала на чистом и сухом покрытии;
  • в процессе вырубки старого покрытия удаляется ослабленный материал из всех участков выбоины, где есть обломы, трещины и выкрашивания;
  • необходимо очищение и просушивание карты ремонта;
  • необходимо делать правильные формы карты, отвесные стенки, ровное дно;
  • обязательно проводится обработка всех поверхностей выбоины вяжущим составом;
  • укладка ремонтного материала выполняется при оптимальной температуре для этого типа смеси;
  • слой должен иметь толщину немного больше глубины выбоины, учитывая запас на коэффициент уплотнения;
  • недопустимо образование слоя новых материалов на старых покрытиях у кромки карты, чтобы избежать толчков при наезде транспорта и быстрого разрушения участков;
  • ремонтный материал хорошо выравнивается и уплотняется вровень с поверхностью дороги.

Контроль качества

Полимеризация асфальтобетона протекает при температуре больше 100 градусов и под высоким давлением. После уплотнения смеси асфальт не боится воды. Напротив, восстанавливаемые дорожные полотна желательно поливать водой для быстрого охлаждения и восстановления движения транспорта.

Необходимо заметить, что при неполном соответствии технологии и нарушении некоторых правил сделанные асфальтобетонные заплаты могут продержаться не меньше 2-х лет. При строгом соблюдении техники ремонта – не меньше 5 лет.

Проезжая часть дороги должна соответствовать (после того как будет проведен ямочный ремонт) ГОСТу Р 50597-93 — “Автомобильные дороги и улицы”.

Источник: https://FB.ru/article/210676/yamochnyiy-remont-dorojnogo-pokryitiya-tehnologiya-metodyi-gost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.