Нормы жилищного помещения

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Нормы жилищного помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

См. все связанные документы >>>

1. В комментируемой статье дается общее понятие нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

Так, в соответствии с ч.

1 комментируемой статьи нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Нормы, содержащиеся в муниципальных правовых актах, принимаемых в указанных сферах общественной жизни, носят своего рода дополняющий по отношению к нормам федерального и регионального уровня характер.

В случае если муниципальный орган, принимающий соответствующий правовой акт, выходит за рамки предоставленных ему полномочий, изданный им правовой акт признается не соответствующим закону.

Следует отметить, что в субъекте Федерации обычно устанавливается и размер нормы предоставления.

Так, ст. 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ “О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан” установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

не менее 33 кв. м общей площади – на одиноко проживающих граждан;

не менее 42 кв. м общей площади – на семью из двух человек и трех человек;

не менее 18 кв. м общей площади – на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

3. Следует отметить, что существует целый ряд федеральных законов, которыми установлены иные нормы предоставления жилых помещений с учетом выполняемых отдельными категориями граждан профессиональных обязанностей и иных обстоятельств. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 15.

1 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, согласно которому военнослужащий, имеющий воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий – научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

4. В ч.

4 комментируемой статьи дано определение учетной нормы площади жилого помещения как минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как правильно отмечено в литературе, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи, о том, что учетная норма – минимальный размер, учетная норма – это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье .

——————————–

Источник: https://RuLaws.ru/Zhilischnyy-kodeks/Razdel-III/Glava-7/Statya-50/

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Нормы жилищного помещения
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Для человека, не имеющего недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем.

Одним из самых эффективных и действенных механизмов обеспечения социальной защиты населения признается институт социального найма. Для человека, простого гражданина, который не имеет недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем.

Это связано с тем, что социальный найм подразумевает дальнейшую приватизацию муниципальной или государственной собственности.

Норма выделенной жилой площади, которая предоставляется по договору найма, зависит от конкретных условий, которые зафиксированы законодательством РФ.

Понятие “норма предоставления жилой площади”

Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.

Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади – это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма.

Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей.

Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.

Например, нормы предоставления жилой площади на одного человека на территории Москвы равняются 18 кв. метрам. А чтобы встать на учет с целью улучшения условий, норма должна достигать показателя в 10 кв. метров на человека.

Если обратиться к законодательству Ростовской области, то норма предоставления площади жилого помещения на человека, проживающего обособлено от остальных представителей семьи, составляет 25-33 кв. метра.

Если семья состоит из трех и более представителей, тогда минимальный размер составит 15-18 метров.

Понятие “учетная норма площади жилого помещения”

Учетная норма площади жилого помещения это другой ключевой термин, охарактеризованный в ст. 50 ЖК РФ. В данном случае речь идет про минимальный размер жилплощади, который ложится в основу выяснения уровня обеспеченности физлиц площадью, предназначенной для жилья, но с целью, чтобы он мог встать на учет в Жилищной инспекции в качестве нуждающегося гражданина в жилом имуществе.

Размер учетной нормы устанавливается ОМСУ. При этом компетентный орган должен учитывать такие же основания, как и при расчете нормы предоставления.

Учетная норма площади жилого помещения будет зависеть от уровня и степени остроты жилищных проблем на территории того или иного субъекта РФ, темпов возведения объектов жилого фонда, предназначенных для социального найма, а также состояния и структуры уже имеющихся квартир.

На учет в Жилищной инспекции принимаются те граждане, которые признаны нуждающимися. Иными словами, они обладают жилплощадью, размер которой составляет показатель менее учетной нормы.

Кроме того, принимается к сведению в таких ситуациях соотношение между нормой представления и учетной нормой. Если норма представления менее учетной, тогда возникает замкнутый круг, который не удастся решить даже при выделе гражданам жилплощади.

Обуславливается это тем, что, несмотря на выделенную жилплощадь, они будут считаться нуждающимися.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одной из самых трудновоспринимаемых тем для простых граждан является предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Это связано с тем, что жилищное законодательство РФ подразумевает многочисленные нюансы, учесть которые могут только профессиональные юристы.
Порядок предоставления жилья по договорам соцнайма регламентирован ст. 57 ЖК РФ.

Несмотря на изменения, которым подвергается Кодекс, правила наделения нуждающихся граждан жильем остаются прежними.

Во-первых, договор соцнайма оформляется в строгом соответствии с очередностью. Иными словами, первыми получат жилплощадь те граждане, которые на учет встали раньше остальных.

Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда того или иного человека наделяют жилым помещением вне очереди. Для этого должно быть соблюдено основание, прописанное в ЖК РФ, а именно, если физлицо является субъектом следующих категорий граждан:

  • военнослужащие, которые получили инвалидность во время исполнения профессионального долга;
  • инвалиды I или же II нерабочих групп;
  • дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения;
  • физлица, страдающие серьезным заболеванием в хронической форме.

В-третьих, предоставление недвижимого имущества из социального фонда происходит после постановки нуждающегося человека на учет.

Уполномоченный орган принимает решение о выделе собственности, после чего с физлицом подписывается договор о соцнайме.

Заявление, полученное от нуждающегося в улучшении условий жизни человека, должно быть рассмотрено ОМСУ не позднее, чем истекут 30 рабочих дней. Отсчет начинает идти с момента, когда все документы будут получены компетентным органом.

В-четвертых, жилье выделяется гражданам РФ по фактическому месту их проживания. Иными словами, муниципалитет обязывается выделить собственность в границах муниципального образования конкретного населенного пункта. При этом размер общей площади имущества не должен быть менее нормы потребления на каждого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=b0w88B4ZzY8

Жилье по договорам соцнайма должно отвечать всем требованиям, которые закреплены ЖК РФ. В частности, имущество должно быть пригодным и комфортным для жизни: сухим, светлым, вентилируемым, а также отвечающим правилам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологической службы. В квартиру должны быть заведены все основные коммуникации: свет, газ, вода.

Нормирование жилой площади социального найма

На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/norma-predostavleniya-i-uchetnaya-norma-ploshhadi-zhilogo-pomeshheniya.html

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Нормы жилищного помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие.

Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв.

м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч.

2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .———————————

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч.

5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29).

Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека.

В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье.

Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

Источник: http://ZHKRF.ru/50

Нормы Жилья На Человека В Москве 2020: изменения и поправки

Нормы жилищного помещения

Если не соблюдаются данные условия, то имеется возможность на основании государственной поддержки воспользоваться специальной программой, позволяющей улучшить условия жизни.ЖК оперирует таким понятием, как «жилая площадь», то есть в эту площадь не включены кухня и санузел .

  • Объект недвижимости подвергается разделу между собственниками;
  • Начисление помесячной оплаты за жилую площадь (расчёт коммунальных услуг);
  • Выселение нанимателя;
  • Подтверждение нанимателем прав на получение дополнительной жилой площади.
  • Для поселения временных жильцов (сдача жилья в аренду);

Post navigation

Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

  • количества человек в семье;
  • уровня обеспеченности жильем по региону;
  • вида помещения, где проживает семья.

Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

  • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
  • семье из двух человек – 42 кв.м.;
  • семье, имеющей в составе трех и более человек, – по 18 кв.м. каждому.

Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг.

Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

Документы, содержащие сведения о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, помещения, сооружения, выданная проектно-инвентаризационным бюро (ПИБ) района, справка о цене (нормативной цене) земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсов и землеустройству, оценка находящегося в собственности автотранспорта, выданная любой организацией, имеющей лицензию на проведение оценки, все справки должны быть по состоянию на год обращения и т.д.). Стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать десятикратную средне рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге (для проживающих в отдельных квартирах).

Нормы жилья на человека в москве 2020 для признания нуждающимся

Вполне обоснованно считается, что проживание на меньшей жилой площади может отрицательно сказаться на состоянии здоровья человека. Кроме того, надо учитывать дополнительно и санитарные нормы, согласно которым высота потолков в жилом помещении не должна быть меньше 210 см.

Вместе с площадью эти данные дают представление о физиологически обоснованном жилом объеме, позволяющем человеку существовать.

Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых

Например, 4 члена семьи проживают в квартире 42 м2. По закону и нормам им требуется 6 м2 дополнительно. Площадь 12 м2 является минимальной планкой, ниже которой региональные власти не вправе снижать норму.

Жилищные нормы нуждающимся гражданам особых категорий

Для особых слоев населения, нуждающихся в государственной помощи установлены иные жилищные нормы.

Дети-сироты

Для детей-сирот (без обоих родителей) положена норма площади на 1 человека в квартире по окончанию проживания в спецучреждении, а также после проживания в семье опекунов или отбывания военной службы или уголовного наказания не менее 18 кв.м. Но согласно ЖК данная норма считается открытой и может быть увеличена согласно решению региональных властей.

При наступлении совершеннолетия с сиротой администрация заключает договор социального найма сроком на 5 лет. Затем сироте предоставляется комната в общежитии или квартира в личное пользование. В особых случаях, если власти располагают таким имуществом под обязательное жилье выделяется детям-сиротам благоустроенный дом.

Переселенцы из ветхого или аварийного жилья

Расселение граждан производится в жилье из маневренного фонда муниципального назначения, чаще всего людей селят в общежития. При этом должны исполняться нормативы распределения, но на практике новое жилье может оказаться меньше первоначального.

Читать дальше: Мероприятия по защите конфиденциальной информации

Например, при приватизации аварийной площади в обмен предоставляется та же квадратура или минимальная согласно законодательным актам.

Переселенцы из домов под снос

Процедура переселения из данных условий сопровождается применением правил:

  • жилье предоставляется под договор социального найма;
  • комната или помещение благоустроены;
  • жилплощадь равна старой площади или превышает ее.

Внимание. Если семье было предоставлено жилье с малой квадратурой для проживания, то люди имеют право подавать заявление на ее улучшение.

Военнослужащие

Категория отличается особым отношением властей и правом получения жилого помещения на иных условиях, нежели гражданские лица. Для военных применимы нормативы в зависимости от ситуаций распределения и наличия семьи является предел от 18 до 25 кв.м. Квадратура определяются региональными властями.

Социальная Норма Жилья На Человека В Москве 2020

Нормы жилого помещения определяются на региональном и муниципальном уровне. Они необходимы для того, чтобы обеспечить нуждающихся граждан и их семьи свободным и благоустроенным жильем. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Рекомендуем прочесть: С Сентября 2020 Года Электроснабжение На Общедомовые Нужды

Источник: https://tbti.ru/kvartira/norma-ploshchadi-zhilya-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.