Новое в законе о садоводческих товариществах

Новый закон о садоводческих товариществах 2018 года

Новое в законе о садоводческих товариществах

Летом 2017 года был окончательно принят новый закон об СНТ.

По сути, он становится если не революцией в законодательстве, по которому живут российские садоводы, то станет по меньшей мере явлением значимым, и к его вступлению в силу нужно быть готовым.

Новый закон о садоводческих товариществах — к чему нужно готовиться в 2018 году, как будет регулироваться деятельность СНТ, новый порядок постоянной регистрации на даче, правила уплаты взносов.

Дата вступления нового закона в силу

Обновленный закон, регулирующий деятельность садоводческих товариществ, вступает в силу с начала 2019 года. 2018 год будет годом переходным, когда СНТ и их членам нужно будет подготовиться к вступающим в силу изменениям.

Стоит, впрочем, обратить внимание на то, что 51-я статья нового закона № 217-ФЗ уже действует. Речь в этой статье идет об использовании подземных вод для хозяйственных нужд. Любые действующие на данный момент товарищества могут спокойно делать это без получения лицензии вплоть до 2020 года.

Остальные статьи закона, которые полностью меняют законодательную базу деятельности товариществ и вносят определенный порядок в эту сферу, заработают с 1 января 2019 года.

Самое важное, что содержит новый закон об СНТ

Новый закон действительно стремится упростить законодательную базу, которая регулирует деятельность садовых и прочих товариществ, при этом с его помощью наводится порядок в работе таких юрлиц. Главным образом порядка будет больше в области финансового учета.

Вот основные изменения по сравнению с действующими порядками, которые содержит текст нового закона:

  1. Из девяти существующих форм организации товариществ остаются всего две: объединения садоводов будут представлены садоводческими товариществами и огородническими товариществами. Тем, кто сейчас использует другие формы, нужно определиться, хотя далее закон оговаривает признаки того и другого объединения.
  2. Главным отличием между двумя видами товарищества является возможность устанавливать на участке капитальные строения. На садовых участках такие строения ставить можно, на “огородах” — нет.

Капитальным строением будет считаться постройка с фундаментом. На “огородах” можно устанавливать только сараи, беседки и прочие строения. Теоретически вы, конечно, можете возвести там и дом, но это будет незаконно, и собственность на него как минимум никто оформлять не будет, так что правовой статус дома окажется сомнительным.

  1. Постоянная регистрация (или, как ее по старой привычке называют в народе, “прописка”) на даче будет делом совершенно обыденным и элементарным. В настоящий момент практически во всех случаях регистрироваться приходится по суду. Как ожидают эксперты, регистрация через суд с 2019 года будет исключительным явлением.
  2. Садоводческие товарищества, которые расположены в административной черте города или в населенном пункте другого вида, смогут, соблюдая определенную процедуру и выполнив некоторые требования, стать товариществом собственников недвижимости, говоря проще — коттеджным поселком.
  3. Тем товариществам, в которых сегодня конкурируют два, три или более юридических лиц, придется объединиться в одно юрлицо. Как правило, такая конкуренция ни до чего хорошего не доводит, и у председателей мелких товариществ, появившихся на месте одного крупного, голова болит не по поводу того, как лучше организовать функционирование подотчетного им товарищества, а разборками с конкурентами. Если председатели в течение 2018 года не смогут договориться об объединении, эти вопросы будет решать суд, а приоритет будут иметь юрлица, появившиеся на данной территории раньше других.
  4. Законом закрывается лазейка и для тех садоводов, которые формально вышли из товарищества. Покинув СНТ, такие садоводы отказываются участвовать в жизни товарищества и не платят членские взносы, хотя и пользуются общими благами. Теперь оплата взносов для них обязательна, хотя права не быть членами общего объединения их никто не лишает. Другое дело, что люди едва ли сами захотят платить взносы, не имея возможности ать по тем или иным вопросам.
  5. Взносы с 2019 года делятся только на две разновидности: членские и целевые. И те, и другие должны оплачиваться исключительно через банк, попадая на расчетный счет товарищества. Никакой черной бухгалтерии и непрозрачного расходования денег председателем теперь теоретически быть не должно.

Что нужно понимать относительно новых порядков

Комментируя текст нового закона об СНТ, юристы обращают внимание на следующий момент по поводу недвижимости.

Если ваше товарищество стало огородническим, а на вашем участке находится капитальное строение, то при условии, если оно зарегистрировано должным образом, для вас никаких последствий не будет.

Ни сносить, ни запрещать эксплуатацию строения никто не вправе. За вами остаются все связанные с этой недвижимостью права, включая право продавать, завещать постройку и т.д. А вот зарегистрировать новое строение в 2019 году в огородническом товариществе не получится.

Источник: https://bankiclub.ru/zakony/novyj-zakon-o-sadovodcheskih-tovarishhestvah-2018-goda/

Всем законам закон | Цифровые СНТ

Новое в законе о садоводческих товариществах

# закон и #заочноесобрание

31 июля 2020 вышел 307-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 17 И 54 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Мы дождались изменений в 217-ФЗ. Теперь можно проводить общие собрания в заочной форме. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Начнем с истории вопроса. Начало дачного сезона 2020 годасовпало с периодом расцвета карантинных мер. Массовые мероприятия проводитьстало нельзя, при этом необходимость их проведения (имеются ввиду ОСС, конечно)нарастала с каждой неделей.

Бесконечно переносить сроки ОСС невозможно, атекущие вопросы надо как-то решать. У многих Председателей СНТ закончилисьполномочия, и начались проблемы с Банками. Не приняты были финансовыедокументы.

Проблема быстро приобрела всеобщий характер, и в результате вГосдуму поступило аж 3 законопроекта, так или иначе сводящиеся к тому, что втакой тяжелый период надо бы сделать послабления в очень строгой 17-й статье217-ФЗ.

Напомним, статья 17 «Компетенция общего собрания членов товарищества»довольно жестко описывает какие собрания и по каким вопросам можно проводить, вчастности, ограничивала очной формой собрания принятие решений по самым важнымвопросам, например – выбор органов управления СНТ.

Депутатский корпус один из законопроектов (Самарской думы)не рассматривал, второй  отклонил, третий«оперативно» принял.

А поиграем теперь в «Что? Где? Когда?»?

Что?

Текст 307-ФЗ невелик, и, по сути, вносит изменения в 2статьи 217-ФЗ. В части 22 статьи 17 появляется вариация для ранее ультимативнойформулировки «По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 — 6, 10, 17, 21 — 23части 1 настоящей статьи, проведение заочного ания не допускается.

», тоесть добавляется, «если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Адальше следует это самое иное – «При введении режима повышенной готовности иличрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее частирешения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведениязаочного ания по вопросам, относящимся к исключительной компетенцииобщего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческоготоварищества, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, независимо от наличияв уставе товарищества порядка заочного ания.»

В переводе на русский – если у нас карантин или ЧС, то можноать заочно. При этом если в Уставе такой формы нет, то это не страшно.Можно, «в силу закона». Если еще чуть-чуть копнуть глубже, то получится, что нетолько проводить, но и объявлять такое ОСС можно сразу заочным.

О чемнедвусмысленно намекает вторая часть 307-го – «2) статью 54 дополнить частью 34следующего содержания: «34.

Решение общего собрания членов товарищества в2020 году может быть принято путем проведения заочного ания по вопросам,относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческогоили огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставетоварищества порядка заочного ания.».»

Спасает ли нас такая формулировка? Отчасти. И тому несколькопричин. Первая – и ранее можно было уйти в заочное ание, не набравкворум на очной части. В тех СНТ, где не было острой необходимости именно вочном собрании (то есть можно было обойтись без живого общения) так и сделали.

Не нарушая ни режима изоляции, ни 217-ФЗ собрали небольшую очную часть, иплавно перешли в заочную. Вторая причина – следствие первой. Предположим, у насвыборы Председателя СНТ. И нам не повезло, так как существует несколькокандидатур.

И, допустим, повезло в том, что это не враги, а просто два-тричеловека с разными программами и подходами (в варианте с врагами все становитсятолько хуже). То есть задача послушать каждого и выбрать лучшего. В описываемомслучае принятие 307-ФЗ не помогает. Не мешает, да.

То есть: что есть этот плодзаконотворчества, что его нет – все равно.

Промежуточный итог – в целом закон полезен. Но не всем.

Где?

А и правда, где можно применить такой полезный закон? Извсех СНТ закон бесполезен для:

— тех, кто уже провел собрания (очно на свой страх и риск,или очно-заочно, или просто нарушил весь 217-й, зато не нарушил условиясамоизоляции). Навскидку – процентов 30-35 провели.

— тех, кто вынужден по сути вопросов повестки ждать именноочной формы. Обсудить, донести позицию, рассказать в подробностях… Ещепроцентов 10.

— тех, кто испытывает не иллюзорный кризис управления в СНТ.Что это? В первую очередь это повышение требований к качеству управления. Этодействительно серьёзный вызов. Еще, это может быть наличие желающих поменятьвласть в СНТ. Они просто не согласны тайно что-то делать.

Туда же — наличиестраждущих вообще СНТ развалить. А еще бывают просто желающие покричать,опротестовать, подать в суд, или тихой сапой выкрасть документацию СНТ и сдатьеё в ОБЭП. И совсем плохо, когда есть всё сразу. И такое бывает, примеры, кнесчастью, имеются.

И это еще процентов 25.

Еще один промежуточный итог. Закон БЕСполезен дляпрактически 65 процентов СНТ.

Когда?

Этот вопрос наиболее интересен. В ответе на вопрос «Где?», мы прикинули, что 35-40 процентов СНТ могут реально, с пользой, использовать новеллы 307-го. И тут нас ждут последние грабли. Последние по счету, но не последние по «качеству». Закон подписан 31 июля. Вступает в силу через 10 дней.

Не менее, чем за две недели уведомить о проведении. И? Привет, сентябрь. Учебный год, конец дачного сезона. Красота. А ведь мы помним, что был такой Федеральный закон от 25.05.

2020 N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

То есть, 25 мая (!!!) принимается закон об изменениикомпетенции при открытии банковского счета и назначении представителя СНТ длякадастровых дел… А 31 августа (!!!) – закон о заочном ании.  Логично. Главное – вовремя.

И еще один промежуточный итог – закон принят очень вовремя.Практически целая неделя остается на проведение ОСС. Ну, неделя – это до началаучебного года. Если до конца сезона – так времени вообще масса.

И вот теперь можно попробовать промежуточные итоги сложить водну кучу, и… расстроиться. В целом мы имеем средненький по «революционности»документ, принятый поздно, да еще и ценный далеко не для всех. И это я еще неберу откровенно конспирологические идеи, по поводу того, что кто-то под шумок«режима готовности» задумал прокрутить свои темные дела. Так что – грусть и печаль.

Тем не менее, на совсем уж похоронных нотах заканчиватьстатью не хочется. Немного позитива. Сервис «Электронный председатель» выручилне одно СНТ в этот сложный период! Используя возможность перевода ОСС в заочнуюформу ания (старый 217-й), функции уведомления, телефонное и он-лайнание (Электронный председатель) эти СНТ с честью вышли иззатруднительной ситуации. Они – молодцы!

Источник: https://preds.ru/articles/vsem-zakonam-zakon/

Закон о садоводстве и огородничестве для собственных нужд

Новое в законе о садоводческих товариществах

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Он начнет действовать с 1 января 2019 года и призван заменить сохраняющий силу до указанной даты Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Новый Закон посвящен, в том числе, регламентации отношений собственности по поводу обслуживающей садовые и огородные земельные участки инфраструктуры, определению прав и обязанностей собственников и иных законных владельцев садовых и огородных земельных участков по содержанию и управлению ею.

Для этой цели вводится понятие территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

В ее границах находятся обслуживаемые  индивидуальные земельные участки (садовые либо огородные), общая инфраструктура и допускается существование (создание) одного садоводческого (огороднического) некоммерческого товарищества для управления имуществом общего пользования.  

Границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества определяются либо границами земельного участка, предоставленного товариществу (существовавшему ранее садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению граждан или организации, при которой таковое было образовано) для последующего распределения между членами и образования земель общего пользования, либо границами единого, неразрывного элемента планировочной структуры (совокупности элементов планировочной структуры) в черте которого собственники земельных участков единогласно приняли решение о создании товарищества. В последнем случае земельными участками общего назначения становятся земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества (ч. 6 ст. 23 Закона).

Критерием предусмотренного Законом деления земельных участков на садовые и огородные (участки для дачного строительства причислены к садовым) выступает наличие либо отсутствие права возводить на них объекты недвижимости. В отличие от садовых участков, на огородных не допускается строительство жилых, садовых домов и иных хозяйственных построек, относящихся к объектам недвижимости.  

Введено понятие садового дома. Садовый дом, равно как и жилой дом – здание, предназначенное для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан, однако в отличие от жилого, садовый дом служит лишь для временного пребывания в нем граждан (сезонного использования), соответственно, относится к зданиям нежилого назначения.

Законом упразднен плюрализм организационно-правовых форм и видов юридических лиц – садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций.

С учетом осуществляемой ими в настоящее время функции последние отнесены к товариществам собственников недвижимости (ст.

4 Закона) и подразделены, сообразно назначению земельных участков в границах управляемой территории, на два вида: садоводческие товарищества и огороднические товарищества. Дачные некоммерческие объединения граждан попадают в разряд садоводческих товариществ.

Существующие сейчас садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы должны быть преобразованы в садоводческие или огороднические товарищества.

Преобразовывать некоммерческие партнерства не потребуется.

К ним с 1 января 2019 года и до приведения их уставов в соответствии с положениями Закона будут применятся нормы о садоводческих или огороднических товариществах (ст. 54 Закона).

Индивидуальным садоводам (гражданам, ведущим садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства и огородничества, без участие в товариществе) посвящена статья 5 Закона.

Их правовое положение приравнено к положению членов товарищества: наделены правом на оспаривание решений органов управления товарищества, правом на информацию о деятельности товарищества; правом ать на общем собрании членов товарищества по вопросам создания, приобретения и отчуждения недвижимого имущества общего пользования, а также по вопросам о размере, сроках, порядке и целях внесения обязательных платежей. Суммарный ежегодный размер указанных платежей индивидуальных садоводов должен быть равен суммарному ежегодному размеру членских и целевых взносов членов товарищества. 

Решен вопрос с правами собственников земельных участков в границах территории садоводства (огородничества) на имущество общего пользования (ст. 25 Закона). Имущество, созданное и приобретенное после дня вступления в силу Закона, становится их общей долевой собственностью.

Ранее созданное и приобретенное имущество может быть передано в общую долевую собственность садоводов (огородников) по решению их общего собрания и при условии согласия каждого на приобретение доли в общей собственности на имущество общего пользования.

Размер долей пропорционален площади земельных участков в границах территории садоводства (огородничества).

Доли в праве собственности на имущество общего пользования, как и доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, следуют судьбе права собственности на земельный участок.

Не исключается возможность передачи имущества общего пользования в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (ч. 8 ст. 25, п. 6 ч. 3 ст. 26, ч. 7 ст. 26 Закона).

Правовое положение недвижимого имущества общего пользования отличается от движимого: на него не может быть обращено взыскание, при ликвидации товарищества оно безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников земельных участков в границах территории садоводства (огородничества) (ч. 2 ст. 28 Закона).

Закон допускает ведение садоводства и огородничества без создания товарищества (статья 6).

По всей видимости, это актуально для тех территорий, где существует возможность получения правообладателями земельных участков коммунальных ресурсов через существующую и принадлежащую ресурсоснабжающим организациям коммунальную инфраструктуру (как минимум, электросетевое хозяйство) посредством заключения с последними индивидуальных договоров.

Учтены в Законе и связанные с проведением общих собраний членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений проблемы существующего регулирования: предусмотрена возможность принятия решений общими собраниями членов товарищества посредством заочного и очно-заочного ания. Последние допускаются, в том числе, по ключевым вопросам деятельности товарищества, если очное собрание с соответствующей повесткой дня не состоялось из-за отсутствия кворума (ч. 21 и ч. 23 ст. 17 Закона).

К сожалению не освещенным остался вопрос о статусе садоводческих и огороднических товариществ в отношениях по предоставлению коммунальных ресурсов правообладателям земельных участков на индивидуальные нужды.

Противоречивая судебная практика, то применяющая по аналогии жилищное законодательство к данным отношениям, то отрицающая возможность такого применения со ссылкой на специальный закон, давно свидетельствует о правовой неопределенности в данной сфере.

Остается надеяться, что законодатель успеет устранить данный пробел, внеся необходимые изменения до вступления Закона в силу.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/8/7/zakon_o_sadovodstve_i_ogorodnichestve_dlya_sobstvennyh_nuzhd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.