Образование земельных участков из земель государственной собственности

Содержание

Образование участков из государственных или муниципальных земель

Образование земельных участков из земель государственной собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Образование участков из государственных или муниципальных земель

Образование участков из земель данных категорий осуществляется согласно документации.

Понятие «земля» имеет многоаспектный характер. Ее свойства обусловлены силами природы, соответствуют объективным закономерностям (экологический подход).

Будучи территориальной основой хозяйствования и средством производства, земельные ресурсы имеют стоимостное выражение (экономический подход). Земля является специфическим объектом гражданских прав (юридический подход).

В рамках подраздела 3 Гражданского кодекса России «Объекты гражданских прав» законодатель рассматривает земельные участки. Каждый из них:

  • является частью земной поверхности с фиксированной границей;
  • обладает характеристиками, позволяющими идентифицировать их в качестве индивидуально-определенной вещи.

Границы участка могут:

  • совмещаться с границами природных географических объектов (береговая линия реки, контур леса);
  • совпадать с контурами элементов ситуации (стена здания, линия забора);
  • быть воображаемой ломаной линией, углы поворота которой оформлены межевыми знаками, кольями, штырями.

Земельные участки признаются оборотоспособным недвижимым имуществом (ст. 139, 140 ГК РФ). Их площадь, конфигурация, расположение и правовой статус отображены в госкадастре недвижимости (ГКН). Сделки с землей, право собственности и другие имущественные права (сервитуты, обременения, ипотека) фиксируются в едином госреестре недвижимости (ЕГРП).

Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Первичное образование участков из земель муниципальной и госсобственности осуществляется согласно землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной документации. В зависимости от принадлежности земель, решение по этому поводу принимает компетентный орган госвласти или самоуправления. Вторичное образование участков любой формы собственности происходит одним из следующих способов

1. Объединение – формирование единого участка из нескольких смежных, имеющих идентичный правовой режим. Объединение возможно с разрешения всех правообладателей при одновременном совпадении следующих характеристик:

  • территориальная зона;
  • категория земель;
  • разрешенные виды использования.

2. Разделение участка на несколько самостоятельных допустимо при наличии технической возможности. Вновь созданные участки сохраняют правовой режим ликвидируемого участка. Данный способ образования актуален для участков, предоставленных:

  • для комплексного освоения в целях жилищной застройки;
  • некоммерческим объединениям граждан для ведения садоводческой, огороднической, дачной деятельности;
  • гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения.

3. Перераспределение земель из специального фонда земель сельскохозназначения, в отношении которых правообладатели:

  • отказались от своих прав в установленном законом порядке;
  • лишены правомочностей за нецелевое использование земель или иные нарушения;
  • отсутствуют (наследники не приняли наследства).

Документы, в соответствии с которыми происходит образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Правовым основанием создания участков признается индивидуально-правовой административный акт – решение муниципалитета или органа государственной власти. Предписания о распределении компетенции по этим вопросам сконцентрированы в ст.

9 – 11 Земельного кодекса РФ. Землями, не разграниченными в государственной и муниципальной собственности, по умолчанию распоряжаются органы самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В обоснование образования участков предоставляются:

  • проект межевания территории;
  • проектная документацией лесных участков;
  • схема расположения земельного участка.

Нужен ли проект межевания территории, в каких ситуациях можно обойтись без него? Это один из ключевых вопросов, возникающих при образовании участков из земель муниципальной и госсобственности.

Согласно общему правилу проект межевания территории необязателен, достаточно схемы расположения участка на кадастровом плане (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ). Проект межевания территории при образовании нового участка необходим, если участок выделяется из земель:

  • предоставленных для постройки и обслуживания линейных объектов;
  • выделенных для строительства жилищных комплексов;
  • предоставленных некоммерческим организациям для садоводческой, огороднической деятельности, дачного хозяйства;
  • в границах зоны, застроенной многоквартирными зданиями;
  • в пределах территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии.

Последний пункт списка обусловлен действием п. 7 ст. 11.2 ЗК РФ. Согласно его содержанию образование новых участков в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, осуществляется согласно документации по планировке территорий. последней, в свою очередь, обусловлено градостроительным законодательством.

Проект межевания территории

Названный документ (сокращенно – ПМТ) предназначен для определения расположения границ вновь образуемых либо изменяемых участков согласно градостроительным регламентам, нормам отвода земельных участков. Ст. 43 Градостроительного кодекса России устанавливает необходимость разработки ПМТ применительно к:

  • застроенным территориям;
  • подлежащим застройке землям, находящимся в пределах элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон).

Проект межевания признается самостоятельной частью проекта планировки территории (ППТ). Последний представляет собой комплексный документ, устанавливающий параметры зон размещения объектов недвижимости:

  • законченных строительством, введенных в эксплуатацию;
  • запланированных к строительству;
  • возведение которых может быть разрешено в будущем.

ППТ уточняет данные генплана населенного пункта, отображающие уровень инвестиционной привлекательности земель, в том числе – численность населения и предположительные объемы жилищно-бытового, инженерного и транспортного строительства. Чертеж, являющийся составной частью ППТ, содержит так называемые «красные линии». Одновременно документ отображает инфраструктуру соответствующей территории. Он запрашивается при предоставлении разрешения на строительство.

ПМТ может быть оформлен в качестве самостоятельного документа или быть частью проекта планировки территорий. Он включает чертежи, отображающие:

  • «красные линии»;
  • линии обязательного отступа (учитываются при размещении построек);
  • условную нумерацию создаваемых участков, их границы на кадастровом плане;
  • зоны действия публичных сервитутов (проход, проезд, прогон скота) и особого режима использования земель;
  • границы объектов культурного наследия.

ПМТ также содержит следующие сведения:

  • площадь создаваемых участков;
  • зоны, которые после образования получат режим территорий общего пользования;
  • в некоторых случаях – виды разрешенного использования создаваемых/изменяемых участков.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане

Документ представляет собой изображение границ одного или нескольких образуемых участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане отображает площадь каждого образуемого участка. Схема расположения земельного участка разрабатывается с учетом градостроительной, землеустроительной, природоохранной документации.

Подготовка документа перед проведением аукциона на право покупки или аренды земельного участка обеспечивается исполнительным органом местного самоуправления или госвласти.

Схема расположения земельного участка может быть изготовлена по инициативе заинтересованного гражданина или организации.

Подготовка в целях последующего изъятия для публичных нужд обеспечивается лицом, в пользу которого он изымается. В случае образования участков путем перераспределения земель, предназначенных для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, подготовка схем обеспечивается собственниками таких участков.

Решение об утверждении схемы расположения утверждается муниципалитетом или компетентным органом госвласти и действует на протяжении двух лет. Оно содержит следующие сведения:

  • площадь участка;
  • адрес, а при его отсутствии – иное описание местоположения;
  • кадастровый номер;
  • категория земель;
  • территориальная зона, а в случае, если градостроительный регламент на участок не распространяется – виды разрешенного использования.

В случае пресечения границ участков, образуемых согласно схеме расположения и проекту межевания, приоритет по общему правилу имеет первый документ. Правило действует на случай, если проект межевания был утвержден позже, а двухлетний срок действия решения об утверждения схемы расположения участка к моменту его образования еще не истек.

Если земельный участок образовывается по инициативе гражданина или организации, в решении об утверждении схемы расположения участка указывается на право такого лица зарегистрировать право муниципальной или госсобственности на такой участок в ЕГРП без доверенности.

Компетентный орган, принявший решение, направляет его в ЕГРП и ГКН в пятидневный срок (имеются в виду рабочие дни). В результате сведения, указанные в решении и схеме, отображаются на общедоступных кадастровых картах.

Подготовка проектной документации лесного участка

Проектирование участков, предусмотренное ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, является ключевым элементом лесоустройства. Такая деятельность подразумевает сбор и отображение сведений о количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Расположение, площадь и границы участков устанавливаются согласно существующим лесным кварталам, лесотаксационным выделам в пределах лесничеств и лесопарков.

К образованию лесных участков, смежных с участками, границы которых определяются согласно Федеральному закону № 78 «О землеустройстве», субсидиарно применяется земельное законодательство.

Проектная документация лесного участка среди прочего содержит сведения о целевом назначении и видах разрешенного использования лесных ресурсов на соотвесвующей территории, например:

  • заготовка древесины;
  • ведение охотничьего хозяйства;
  • научная, исследовательская, образовательная и рекреационная деятельность;
  • выращивание лесопосадочных материалов;
  • строительство, эксплуатация линейных объектов.

По общему правилу проектная документация разрабатывается органом госвласти или самоуправления, которому подведомствен участок.

В случае передачи земель в пользование или аренду, документация может изготовляться по инициативе заинтересованного лица.

Впоследствии она утверждается решением органа, уполномоченного предоставлять лесной участок в пользование. Срок действия такого решения составляет два года.

Проектная документация лесных участков среди прочего содержит следующие сведения:

  • площадь участка (отдельно помечаются площади, покрытые лесной растительностью);
  • вид разрешенного использования согласно лесохозяйственному регламенту;
  • таксационное описание насаждений (состав, возраст, бонитет и проч.);
  • целевое назначение лесов с указанием категории;
  • картографические материалы.

Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, из которых осуществляется образование земельных участков

Такие формы собственности на землю как частная и коммунальная появились в постсоветский России только после 1990 года. Земельная реформа не завершена, государственная и муниципальная собственность на землю не разграничены.

Презюмируется право общины в лице муниципалитетов распоряжаться землями, находящимися в пределах поселений.

К слову, получение именно этих земель в собственность или пользование обычно интересует коммерческие структуры и частных лиц.

Муниципальной собственности на землю присущ разрешительный и административных характер: она признается несмотря на отсутствие соответствующих сведений в ЕГРП (функционирует с 1997 года). На практике это означает следующее: земельные площади, ранее не находившиеся в собственности или пользовании граждан или организаций, обычно не оформлены в виде земельных участков.

Их образование может происходить по инициативе:

  • частных лиц, заинтересованных в их предоставлении;
  • местных властей, нуждающихся в средствах для пополнения местного бюджета.

Правовым основанием возникновения права собственности на вновь образуемые участки является административный акт – решение органов исполнительной власти или местного самоуправления. Названные органы не вправе распоряжаться ранее образованными и предоставленными гражданам и организациям землями, перечень которых содержится в ст. 11.3 ЗК РФ.

В их числе участки:

  • предоставленные для комплексного освоения территории;
  • в отношении которых заключен договор комплексного развития с застройщиком;
  • предоставленные некоммерческой организации для садоводства, огородничества;
  • в границах зоны, застроенной многоквартирными зданиями;
  • предназначенных для возведения и обслуживания линейных объектов.

Вопрос об образовании или изменении таких участков может быть разрешен правообладателями, а если прийти к согласию не удалось – в судебном порядке.

Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для предоставления гражданам

Решения о создании новых земельных участков может быть принято по настоянию заинтересованных лиц. В обоснование прошения они подают:

  • кадастровый паспорт образуемого участка, представляющий собой выписку из госкадастра недвижимости;
  • правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, отображающие факт и правовые основания предоставления гражданину или организации соответствующего участка, например: свидетельство, постановление, приказ совхоза;
  • если обращается представитель правообладателя – нотариальную доверенность.

Состав документации может разниться. К примеру, существенно отличается процедура предоставления участков для застройки и не связанная со строительством.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/obrazovanie-uchastkov-iz-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-zemel.html

Статья 11.3 ЗК РФ. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (действующая редакция)

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 11.3 ЗК РФ

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

2.1. Образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

4.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8166/14, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Суды установили, что Обществом во исполнение требований статьи 11.3 ЗК РФ были представлены в Теруправление все необходимые документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков. При таких обстоятельствах суды, руководствуясь статьями 9, 11.3 ЗК РФ, статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив что бездействие уполномоченного государственного органа по принятию решения о разделе земельного участка противоречит действующему законодательству, удовлетворили заявленные требования…
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-14973/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Общество не относится к лицам, которые в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации имеют право на обращение в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка…
  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС16-2227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Из положений пункта 4 статьи 11.2,пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что с заявлением о разделе земельного участка вправе обратится лицо, владеющее земельном участке на каком-либо праве…

Источник: https://www.zakonrf.info/zk/11.3/

Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности – это кадастровые работы по формированию совершенно нового земельного участка из земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства.

Выполнение работ включает в себя геодезические измерения границ формируемого участка (определение точных координат участка на местности), подготовку кадастровым инженером межевого плана, подача межевого плана в Росреестр. Результатом работ является занесение сведений о вновь образованном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В каких случаях требуется услуга образования земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности?

  1. в случае необходимости оформления в собственность (прирезка) или в аренду территории, не стоящей на кадастровом учете, смежной земельным участком, находящимся в собственности у заинтересованного лица,
  2. в случае отсутствия в ЕГРН сведений о земельном участке под зарегистрированным строением, находящимся в собственности у заинтересованного лица (предварительное согласование предоставления земельного участка)

На каком основании это делается?

Согласно Земельному Кодексу РФ формирование нового земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется исключительно в соответствии с одним из следующих документов:

  • проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,
  • проектная документация лесных участков,
  • утвержденная органом государственной или муниципальной власти схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории.

При отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

https://www.youtube.com/watch?v=nPEjmI-Nikw

Только на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование следующих земельных участков:

  • образуемых из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территорий,
  • образуемых из земельных участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам,
  • образуемых в границах территорий, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключены договора о их развитии,
  • под многоквартирными домами,
  • для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

В жилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности производится только на основании проекта межевания территории.

Если проект межевания территории не утвержден, то заинтересованному лицу необходимо подать в орган местного самоуправления обращение о возможности внесения в разрабатываемый проект межевания территории сведений об испрашиваемом земельном участке.

В нежилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности может проводиться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в том случае, если проект межевания территории не разработан.

Подготовка межевого плана по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности1 участок площадью до 1000 кв.м15 000 руб.10 раб. дней
1 участок площадью более 1000 кв.миндивидуально10 раб. днейСтоимость зависит от площади и конфигурации участка.

Наши преимущества

Штат аттестованных кадастровых инженеров. Лицензии СРО.

Оперативность решения вопросов.

Все работы выполняются нашими штатными специалистами

Окончательный расчет производится по факту выполнения работ.

Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время.

Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

  • Уточнение местоположения границ и/или площади земельного участка
  • Акт обследования (снятие с учета объекта капитального строительства).
  • Кадастровые работы по Москве
  • Технический план сооружения
  • Заключение кадастрового инженера
  • Источник: https://cgiku.ru/obrazovanie-zemel-ny-h-uchastkov-iz-zemel-ili-zemel-ny-h-uchastkov-nahodyashhihsya-v-gosudarstvennoj-ili-munitsipal-noj-sobstvennosti/

    Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    Образование земельных участков из земель государственной собственности

    В статье представлен анализ процедуры образования земельных участков из земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Установлены основные нововведения в данной сфере, обусловленные вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ.

    В Конституции Российской Федерации [1] закреплена норма о том, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизнедеятельности народов, проживающих в границах соответствующих территорий; тем самым, констатирована основополагающее значение земель в правовых отношениях в социальной, экономической, политической и правовой сферах.

    Особую роль в данном контексте играют земли, находящиеся в публичной (государственной и муниципальной) собственности. Как следует из государственного (национального) доклада Росреестра, по состоянию на 2017 г. размер земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,5 млн.

    га, из них в государственной и муниципальной собственности находится 1579,3 млн. га, т.е. 92,2% от всех земель, при этом на собственность граждан и организаций приходится лишь 6,6% (114,1 млн. га) и 1,1% (19,1 млн. га) земель соответственно [8].

    Указанными статистическими сведениями подтверждается актуальность в обозримой перспективе вопросов, связанных с правовым регулированием предоставления публичных земельных участков.

    Большие изменения в правовом режиме предоставления земель из государственной (муниципальной) собственности произошли в результате разработки и принятия Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ [5].

    Бóльшая часть его положений вступила в силу 1 марта 2015 г. Именно с этой даты, по справедливому утверждению Д.С.

    Железнова, в Российской Федерации стал действовать совершенно новый порядок представления земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности [9].

    Значительные изменения при этом произошли в процедуре образования земельных участков из публичных земель.

    Основной законодательный акт, посвященный вопросам образования земельных участков, — это Земельный кодекс РФ [3] (далее — ЗК РФ). В его состав в 2008 г. в целях правовой регламентации образования земельных участков была введена специальная глава I.1 [6], существенно обновленная в 2014 г. Федеральным законом, упомянутым выше.

    Первое на что следует обратить внимание, это замена ранее использовавшегося термина «формирование земельного участка» на термин «образование земельного участка». При этом данное понятие осталось в тексте Градостроительного кодекса РФ [2] (далее — ГрК РФ), в качестве примера можно привести его п. 4 ст. 30; при этом ни одном нормативно-правовом акте его дефиниции нет.

    Отсутствует на уровне законодательства и формулировка понятия «образование земельного участка». В норме ст. 11.2 ЗК РФ лишь регламентируется общий порядок образования земельных участков.

    Согласно мнению А.Л. Корнеева, под образованием земельного участка следует понимать «результат действий, приводящих к возникновению нового участка, т.е.

    образование при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, создании искусственных земельных участков или выделе из земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» [10, с. 39].

    Практически аналогичную точку зрения озвучивает и М.Ю. Тихомиров, полагая, что образование земельного участка — это «результат создания нового объекта недвижимого имущества» [12].

    Вместе с тем, учитывая, что у земельного участка, в отличие от иных объектов недвижимости, отсутствует свойство рукотворности (исключение составляют искусственные земельные участки), при трактовке понятия «образование земельного участка» необходимо принимать во внимание невозможность вести речь о создании земельного участка в качестве природного объекта, природного ресурса или основы для осуществления хозяйственной деятельности. Образование земельного участка в рассматриваемом случае — это процедура по установлению (изменению) местоположения его границ, по результатам которой земельный участок получает статус объекта государственного кадастрового учета и объекта прав на землю [7, с. 31].

    Именно в таком смысле термин «образование земельного участка» используется в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [4], устанавливающей, что результатом образования земельного участка является приобретение им основных характеристик.

    Специальные правовые нормы, регламентирующие порядок образования земельного участка из земель и земельных участков, относящихся к категории государственной (муниципальной) собственности, предусмотрены в ст. 11.3 ЗК РФ. Следует особо подчеркнуть приоритет указанной нормы в отношении общих норм ЗК РФ, которые призваны регулировать порядок образования земельных участков (ст. 11.2 ЗК РФ).

    Правда, норма п. 11.3 ЗК РФ ограничивается лишь перечислением документов, согласно одному из которых производится образование земельного участка из земель или участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. В их числе:

    1. проект по межеванию территории, утверждаемый согласно ГрК РФ;
    2. проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
    3. утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

    Таким образом, выражено законодательное нововведение о том, что земельный участок может быть образован из земель, находящихся в публичной собственности, не просто по решению уполномоченного органа (органа государственной власти или органа местного самоуправления, наделенного правомочием по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах имеющейся компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ), а лишь при наличии указанных в ст. 11.3 ЗК РФ документов. Для этих же целей в главу I.1 ЗК РФ была введена ст. 11.10.

    До внесения соответствующих изменений в ЗК РФ, вступивших в силу 1 марта 2015 г.

    , инициатива образования земельного участка из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, должна была подкрепляться решением соответствующего уполномоченного органа, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности.

    Тем самым, действовала процедура, предусматривающая предварительное согласование места расположения объекта. В настоящее время указанная процедура упразднена. Новые правила определения границ земельного участка теперь никак не связаны с основаниями его предоставления.

    Важно, что в отсутствие утвержденного проекта по межеванию территории образование земельных участков из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, допускается на основании утвержденной схемы расположения земельного участка либо земельных участков на кадастровом плане территории.

    При этом, в ЗК РФ особо прописаны специальные случаи, предусматривающие возможность образования земельного участка исключительно при наличии проекта межевания. Речь идет об образовании земельного участка:

    1. из земельного участка, который предоставлен в целях комплексного освоения территории (т.е. комплексной застройки);
    2. из земельного участка, который предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан;
    3. из земельного участка, который предоставлен гражданину в соответствии с правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения;
    4. из земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой согласно законодательству о градостроительной деятельности заключен договор ее развития (к примеру, если предусматривается снесение квартала ветхого жилья для строительства на его месте нового квартала);
    5. из земельного участка, предусматривающего размещение линейных объектов федерального, регионального либо местного значения (трубопровод, линия электропередачи и т.п.).

    Представленный перечень позволяет прийти к выводу о том, проект межевания требуется при решении достаточно масштабных вопросов освоения земельных участков. Остальные случаи оставляют возможность использования только схемы расположения земельного участка.

    В п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ определено, что схема расположения земельного участка представляет собой «изображение границ образуемого земельного участка либо образуемых земельных участков в границах кадастрового плана территории».

    Новое законодательное решение подготовки схемы земельного участка, согласно утверждению Е.Н.

    Маланиной, следует рассматривать «в качестве позитивного изменения процедуры предоставления земельных участков, поскольку им устраняется, по сути, дублирование действий органов государственной (муниципальной) власти» [11, с. 92].

    Действительно, согласно ранее действовавшему порядку уполномоченным органом власти сначала утверждалась представляемая заявителем схема расположения земельного участка, в последующем следовало утверждение акта о выборе соответствующего земельного участка, в котором устанавливались его границы.

    Действующей редакцией ЗК РФ законодатель путем изменения понятия «схема расположения земельного участка» устранил необходимость утверждать границы земельного участка путем принятия отдельного решения уполномоченного органа власти. Тем самым, были серьезно увеличены шансы заинтересованных лиц (заявителей) на получение земельного участка из государственной (муниципальной) собственности.

    В качестве еще одного положительного момента стоит назвать допуск заинтересованных в образовании земельного участка граждан и организаций к подготовке схемы расположения земельного участка.

    Утвержденная решением уполномоченного органа власти схема имеет срок действия, равный двум годам (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).

    При этом, важно следующее уточнение: в случае пересечения границ земельного участка, образуемого согласно схеме расположения земельного участка, с границами участка или участков, которые образуются в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным позднее, чем утверждена схема расположения участка, земельный участок образовывается согласно утвержденной схеме его расположения (в случае, если не истек срок действия решения о ее утверждении).

    В целом, обобщая изложенное, можно прийти к выводу о том, что путем внесения соответствующих изменений в текст ЗК РФ была существенно преобразована процедура образования земельного участка из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

    Основная цель нововведений — это упрощение рассматриваемой процедуры.

    В настоящее время в процессе образования земельного участка основное значение имеют необходимые для данного образования документы, а не решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

    Источник: https://novainfo.ru/article/14905

    Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

    Образование земельных участков из земель государственной собственности

     Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности – это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

      Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

      Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.

      При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.

     В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:

    • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
    • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

      В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.

    Акт
    выбора ЗУ
    (пример)

     Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2. 

    Постановление
    об утверждении
    Схемы (пример)
    Схема
    (пример)

      В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3.

    В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

      В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет.

    Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.

     Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2014 № 7625.

    Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО “Кадастровый центр Дона” для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
      Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта “Межевание земель”.

     По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта “Межевание земель”.

      Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.

      После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапомформирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земельявляется осуществление его государственого кадастрового учета.

       При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.

    2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
    – внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;
    – при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7.

      В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
       Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

      Специалисты  ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

    Источник: http://kadastrdon.ru/zem-ychastok-iz-zemelj

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.