Обслуживание придомовой территории многоквартирного дома

придомовой территории многоквартирного дома что входит – Строим и ремонтируем

Обслуживание придомовой территории многоквартирного дома

Благоустройством придомовой территории, и её содержанием в нормальном состоянии, в зависимости от выбранной формы управления многоквартирным домом, должны заниматься разные организации – это либо управляющая компания, либо специально нанятая ТСЖ для этого организация. В любом случае, бремя расходов по содержанию и благоустройству придомовой территории несут жильцы дома. Важно знать, какая территория считается придомовой, и что подразумевается под её содержанием и благоустройством.

Прежде всего, конечно же, необходимо понять, что же входит в определение «придомовая территория». Для этого, необходимо обратиться к таким нормативно-правовым актам, как Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ от 13.08.2006г.

№491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В соответствии с данными законодательными актами, придомовой территорией считается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. По закону, содержание придомовой территории возложено на жильцов дома – в зависимости от общей площади квартиры, принадлежащей конкретному жильцу, исчисляется его доля в общей собственности на имущество дома – чем больше квартира, тем большее бремя расходов должно нести лицо на содержание общего имущества дома, в том числе, и придомовой территории.

Чтобы понять, какая территория будет считаться придомовой для каждого конкретного дома, необходимо, чтобы соответствующий земельный участок был оформлен соответствующим образом.

Процедурой оформления придомовой территории обязаны заниматься местные органы власти (местная администрация), однако, инициировать данную процедуру должны сами жильцы дома – с соответствующим заявлением в местную администрацию должен обратиться либо уполномоченный представитель ТСЖ, либо иное лицо, уполномоченное общим собранием дома.

43 Градостроительного кодекса РФ границы и размеры земельного участка, в границах застроенных территорий, устанавливаются с учётом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Передача земельного участка в общую долевую собственность жильцам многоквартирного дома осуществляется бесплатно. Принадлежащая многоквартирному дому придомовая территория должна быть подробно описана в техническом паспорте дома.

Хотелось бы отметить следующий законодательный нюанс. Придомовая территория принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Что входит в понятие придомовой территории уже указывалось выше.

Однако, зачастую, дома расположены относительно находящиеся рядом дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов таким образом (в частности, настолько близко), что все эти дороги, проезды и тротуары как бы автоматически попадают в разряд «придомовой территории».

Хотя с юридической точки зрения это неверно – данная территория является местами общего пользования, и она не может находиться в общей долевой собственности жильцов дома, как придомовая территория.

Однако, из-за такой близости данных объектов к жилым многоквартирным домам, содержание (в частности, уборка), тротуаров, дорог, проездов автоматически возлагается на жильцов домов, как если бы это была их придомовая территория.

В связи с этим, очень важно знать, какая конкретно территория закреплена за каждым отдельным домом в качестве придомовой, чтобы при необходимости отстаивать свои права по её благоустройству.

Как уже говорилось выше, на придомовой территории могут находиться всевозможные постройки и сооружения, необходимые при эксплуатации дома жильцами.

Таким образом, мероприятия по благоустройству и содержанию придомовой территории включают в себя не только работы по санитарной уборке земельного участка, считающегося придомовой территорией, но и иные работы по содержанию и ремонту объектов, расположенных на данной территории.

Необходимо заметить, что придомовая территория домов с формой управления ТСЖ может использоваться ТСЖ по своему усмотрению – это право ТСЖ, которое может быть им реализовано или нет, по своему усмотрению.

Например, ТСЖ имеет право построить на ней детские площадки, разбить клумбы, огородить ее забором, благоустроить иным образом и т. д.

Но даже если ТСЖ не будет производить на своей придомовой территории таких мероприятий, то все равно оно обязано содержать свою территорию в чистоте и порядке.

Уборкой придомовой территории занимается либо управляющая компания, либо, по договору с жильцами дома, соответствующая организация. Жильцы дома, вправе определять периодичность, объем оказания услуг данных организаций по содержанию и благоустройству придомовой территории, а так же проверять качество таких работ.

В перечень работ по содержанию и благоустройству придомовой территории, входят работы по:

-уборке мест общего пользования, в том числе, дезинфекции помещений; -уборке подземных паркингов;-оборудованию хозяйственных площадок для установки контейнеров (сборников) мусора, бачков для пищевых отходов; -вывозу мусора, снега, отвода талых и дождевых вод, обеспечению условий для безопасного движения пешеходов и транспорта в зимнее время, сбрасыванию снега с крыш и удалению сосулек; -устройству и стрижке газонов, уходу за зелеными насаждениями, сгребанию листвы, уборке скошенной травы;-посадке цветов, уходу за ними в летний период; -ремонту и изготовлению объектов благоустройства: изготовлению детских горок и песочниц, установке и ремонту летних площадок, очистке и покраске облицовки фасада, ворот, решеток, скамеек;-непосредственно уборке мусора (ежедневной, или иной периодичности, по договоренности) с придомовой территории. А в зимнее время года, дополнительно очистка от снега и посыпание песком входов в подъезд и пешеходных дорожек.

Это основной список работ по благоустройству и содержанию придомовой территории, но он не является исчерпывающим. Так же, следует знать, что местные органы власти вправе применять меры административного воздействия (на основании местных нормативно-правовых актов) к нарушителям правил содержания придомовой территории.

Хотелось бы заметить, что, несмотря на то, что придомовая территория является общей долевой собственностью многоквартирного дома, во многих городах и иных населенных пунктах проводятся акции местной администрации, направленные помочь жильцам домов в благоустройстве данной территории.

Источник: http://www.remontpozitif.ru

Источник: http://www.remontpozitif.ru/publ/remont_i_zakon/zakony_o_remonte/blagoustrojstvo_i_soderzhanie_pridomovoj_territorii/48-1-0-1197

Права и обязанности жильцов при использовании придомовой территории многоквартирного дома

Придомовая территория является общим имуществом всех жильцов, наряду с подъездами, чердачными и подвальными помещениями. объектов полностью возлагается на жильцов, но помимо обязанностей, граждане имеют и определенные права.

Участок, прилегающий к дому, предназначен для обеспечения комфортных условий существования. Между тем, на практике, нередки случаи, когда земля передается в аренду третьим лицам.

Разберемся, чем регламентируется использование территории перед домом, кто обязан следить за порядком на ней, а так же какими правами и обязанностями наделены жильцы.

Что такое придомовая территория с точки зрения ЖК РФ?

Закон определяет, что входит в придомовую территорию. Помимо земли под самим строением, это такие объекты инфраструктуры, как:

  • дороги,
  • уличное освещение,
  • игровые площадки,
  • тротуары,
  • трансформаторные подстанции,
  • парковка.

Сколько метров от дома

Нормативы устанавливаются на основании Градостроительного кодекса, точнее статьи 43 п. 4 соответствующего документа. Участок распределен между всеми жильцами пропорционально жилой площади и принадлежит им на правах долевой собственности.

Регламент для каждого региона устанавливается индивидуально, но существует единая формула, позволяющая рассчитать размеры придомовой территории. Согласно ей, нормативная площадь определяется как:

S норм. = У х Sкв

Где У это принятый показатель земельной доли, который приходится на м2 жилого помещения, а Sкв сумма площади квартир и общей территории.

Источник: http://stroim42.ru/2018/05/19/%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%BD/

Придомовая территория

Обслуживание придомовой территории многоквартирного дома

Придомовая территория (ПТ) – понятие не умозрительное, а вполне конкретное и юридически значимое. Это общая собственность всех владельцев квартир и домов. И этой собственностью нужно уметь пользоваться.

Материалы, размещённые на нашем сайте, посвящены разнообразным аспектам взаимодействия физических и юридических лиц в связи с определением размеров и статуса, а так же использования придомовой территории.

С помощью данного обзора мы надеемся облегчить вам процесс поиска нужной информации.

Понятие и отличительные признаки

Считается, что статус придомовой территории определён в статье 36 ЖК РФ, хотя там нет такого словосочетания. Однако эта статья посвящена имуществу, находящемуся в общей собственности всех владельцев недвижимости.

Как следует из ст. 36 ЖК РФ, к категории ПТ относится земельный участок, предназначенный для обеспечения жизнеспособности дома. Он состоит из двух частей – то, что находится под домом и то, что расположено вокруг здания. Вторая часть участка предназначена для размещения объектов инфраструктуры, обслуживающих дом, а так же для создания комфортных рекреационных условий.

Территория, обслуживающая дом, принадлежит всем и никому в отдельности. Общее имущество не может отчуждаться в натуре по желанию одного из владельцев. Оно так же не должно эксплуатироваться в интересах каждого, поскольку предназначено для всех.

Придомовая территория многоквартирного дома обычно состоит из следующих объектов:

  • деревьев, клумб, газонов и других озеленённых участков;
  • спортивных и детских площадок;
  • стоянок автомобилей;
  • коммуникаций, обслуживающих дом;
  • магазинов и пунктов обслуживания населения, расположенных в самом доме.

В индивидуальных домостроениях ПТ, как правило, ограничивается приусадебным участком. Однако из этого правила есть исключения, которые фиксируются в земельном плане владельца недвижимости.

Юридические проблемы

Они заключаются в:

  • определении размеров и границ ПТ;
  • характере использования;
  • особенностях управления.

Дело в том, что общая собственность принадлежит всем. Это означает, что, имея право на использование и распоряжение имуществом, человек не может ничего сделать в одиночку. Все решения относительно ПТ принимаются только большинством на общем собрании.

Именно так проявляются особенности управления придомовыми территориями. На общем собрании жильцы решают вопросы размещения новых объектов, не предусмотренных проектом, выделения участков под парковку, озеленение, зоны рекреации.

Главной юридической проблемой является определение границ и площади придомовой территории. Дело в том, что для домов старой постройки такие территории не выделялись.

Да у некоторых строений и дворов-то не было, были только улицы и площадки по типу колодца.

Поскольку постройки, созданные до девяностых годов двадцатого века, находились в государственной собственности, то и вопросы обустройства прилегающих участков решались на уровне органов местной власти.

По этой причине в городах существует немало строений, у которых формально нет придомовых территорий. Иногда их просто негде формировать. В то же время существует методика расчёта ПТ в соответствии с общей площадью квартир данного дома.

Для того, чтобы у дома была своя официальная придомовая территория, необходимо владельцам недвижимости провести общее собрание (кворум составляет две трети от общего количества владельцев), вынести решение и обратиться в органы муниципальной власти с просьбой провести землеустроительные работы.

Землеустроители должны не только определить площадь ПТ, но и обозначить её на местности.

Это пригодится для дальнейших действий по использованию земельного участка, принадлежащего владельцам квартир данного дома.

После проведения работ и получения техплана пакет документов подаётся в органы Росреестра. Если заявителям будет отказано в регистрации ПТ как части собственности, то такое решение можно обжаловать в суде.

Правила размещения объектов

Всё, что находится на придомовой территории, является следствием реализации проекта, решения жильцов дома или незаконных действий людей, желающих получить выгоду. После того, как дом построен и сдан в эксплуатацию, осуществляется так называемое благоустройство территории. Объекты, предусмотренные проектом, должны быть сданы вместе с домом. Всё остальное дорабатывается собственниками.

Несмотря на то, что владельцы квартир могут коллективно управлять ПД, делать это они могут только в соответствии с нормативами. Например, детские площадки необходимо устраивать по ГОСТу 52169 2012, а формировать парковки придётся в строгом соответствии с правилами дорожного движения и санитарно-гигиеническими нормативами.

Самой большой проблемой дворов городских многоквартирных домов являются стоянки автомобилей. Дома старой постройки не были рассчитаны на большое количество автомобилей. Мало того, исторические здания вообще возводились без учёта наличия личного транспорта. По этой причине при управлении придомовой территорией большое значение имеет организация мест под парковки.

Кто обслуживает территорию

Тот факт, что придомовая территория принадлежит всем владельцам квартир, ещё не означает, что обслуживают её все сразу или по очереди, хотя так тоже можно. Решением общего собрания владельцы квартир выбирают управляющую компанию, которая не только обеспечивает жизнеспособность дома, но и содержит в надлежащем порядке придомовую территорию.

Фронт работ зависит от договора между жильцами и управляющей компанией. Однако обычно такая организация проводит работы по:

  • уборке территории;
  • обустройству рекреационных зон, в том числе и детских площадок;
  • формированию участков с зелёными насаждениями;
  • ремонту дорог во дворе;
  • уходу за всеми объектами ПТ.

Так что жильцам при выборе управляющей компании и заключении с ней договора нужно тщательно продумывать все пункты взаимных обязательств.

Если придомовая территория не выделена или часть объектов волею обстоятельств находятся в собственности муниципалитета или какого-либо ведомства, то общему собранию или инициативной группе придётся взаимодействовать с руководством учреждений, принуждая их к нужным действиям. При отсутствии в договоре пункта ухода, например, за дорогой и тротуарами, придётся выносить на повестку общего собрания вопрос о разовом мероприятии по оплате ремонтно-дорожных работ за счёт средств жильцов дома.

Самостоятельно придётся оборудовать двор видеокамерами. Для этого можно заключить договор с организацией, работающей по проекту «безопасный двор».

Договор может быть заключён как с отдельным человеком, так и с владельцами нескольких квартир.

Преимущества этого проекта заключаются в том, что с помощью системы размещения видеокамер можно охватить круглосуточным наблюдением практически всю придомовую территорию.

Как организовать парковку

Обычно на ПТ новых домов уже существует вся инфраструктура для стоянки автомобилей. Однако этого часто бывает недостаточно. По этой причине общее собрание жильцов может разработать дополнительные меры по организации специальных площадок, предназначенных для парковки.

В этом случае следует руководствоваться двумя нормативными документами – ПДД и санитарными нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с последним документом парковки и стоянки во дворах должны быть рассчитаны не более, чем на 50 мест.

Автомобили не должны при этом располагаться ближе, чем в пятнадцати метрах от фасада дома. Ближе на пять метров можно размещать только парковки на десять машино-мест.

Следует различать понятия парковки и автостоянки. Первый вариант предполагает кратковременное размещение автомобиля на неохраняемом участке.

При этом сохранность имущества должен обеспечивать сам его владелец. Второй вариант предполагает формирование изолированного участка, где автомобили находятся под присмотром специального персонала.

В этом случае ответственность за сохранность имущества несёт учреждение, обслуживающее стоянку.

Как правило, во дворах автостоянки не устраивают, потому что в этому случае невозможно обеспечить выполнение санитарных норм, предъявляемых в подобного рода объектам.

Нарушения правил парковки в придомовых территориях чаще всего проявляется в том, что автомобилисты размещают свои машины на газонах, тротуарах или вблизи окон квартир. За подобные нарушения владельцы транспорта подвергаются наказанию в виде штрафа, величина которого определяется на региональном уровне. В этом случае за помощью, конечно, нужно обращаться в службу ГБДД.

Многие относятся к придомовой территории как к абстракции, которая не имеет никакого отношения к жизни владельцев конкретных квартир. Такое ощущение сохраняется до тех пор, пока двор многоэтажки радует глаз, а действия людей в нём не создают проблем жителям дома.

О том, что это их собственность, люди вспоминают в том случае, когда жизнь в квартирах осложняется из-за плохого состояния дворов. В этот момент и потребуются знания юридических тонкостей управления общим имуществом.

Надеемся, что материалы, размещённые на нашем сайте, будут полезны не только для выхода из экстремальных ситуаций, но и для создания более комфортных условий.

Источник: https://UrMetr.com/kvartira/pridomovaya-territoriya

Споры о праве на придомовую территорию

Обслуживание придомовой территории многоквартирного дома

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г.

Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м.

, предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком. 

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом.

В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е.

в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания. 

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно.

Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в.

Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.)1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет)2.

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.

) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным.

Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее.3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве. 

Такие споры можно разделить на четыре большие категории: 

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД. 

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием.

Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7.

При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД4.

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение5.

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г.

№ 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59.

Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г.

№ 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса).

При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования.

В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества.

При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016). 

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст.

305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка»  вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст.

85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД.

Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/spory-o-prave-na-pridomovuyu-territoriyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.