Обустройство дороги

Устройство дорожных покрытий

Обустройство дороги

Дороги – это визитная карточка страны, от развития дорожной сети напрямую зависят многие отрасли экономики. Финансируя в дорожную отрасль, мы способствуем развитию экономики в целом. Автомобильная дорога относиться к сложным техническим объектам, характеризуется особенной историей своего развития и сильной технологической наследственностью.

Чтобы улучшить ее состояние в нашей стране, необходимо опираться на современные методы строительства дорог и учитывать существующие технологии наших регионов и территорий.

Только при таком подходе, автомобильные дороги будут удовлетворять всем возрастающим потребностям общества, выдерживать постоянно увеличивающийся рост автотранспортных средств, нарастающую интенсивность движения и возрастающие нагрузки.

Перед тем как проектировать устройство дорожных покрытий, прежде всего следует учитывать основные требования, предъявляемые к такому сложному инженерному сооружению, а именно: обеспечение бесперебойного и непрерывного, круглогодичного и безопасного движения автотранспорта с проектной нагрузкой и строго установленным скоростным режимом при любых условиях погоды.

Основание для асфальтобетонного покрытия

Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие  слои.

Итак, какого же типа может быть основание?

Можно разделить на следующие подгруппы:

  • Щебеночные.
  • Гравийные.
  • Бетонные.

Читать по теме:  Укладка тротуарной брусчатки своими руками

У каждой из подгруппы своя сфера применения, а также определенные технологии, однако в целом по укладке дорожного покрытия, расхождений нет.

Песчаная подсыпка

Песчаная подсыпка используется практически при всех известных типах оснований, служит для поддержания достаточного уровня дренажа.

Песок служит для поддержания хорошей амортизации и дренажа дорожного полотна, и поэтому дорожники очень тщательно подходят к его выбору. Зачастую используют песок речной, с зернами 1.7 -2.

3 мм, что считают как средним по крупности. Большое значение уделяют и чистоте материала, т. е. исключаются по максимуму глинистые примеси.

Песчаную подушку тщательно уплотняют и прокладывают геоткань, которая будет разделять его со слоем щебня и гравия.

Имейте виду, что использование даже небольших примесей глины, негативно скажется на работе всей песочной подушки. Так как глиняные свойства, абсолютно противоположны песку. Виду чего будет наблюдаться легкая или даже сильная заболоченность и подтапливаемость участка дороги, не только после осадков, но и в весенне-осенний период.

Гравийно-щебеночное основание

При устройстве некоторых дорожных магистралей, с повышенным потоком автомобиля, принимается решение об использовании комбинированного типа «подушки» — гравийно-щебеночная. При устройстве тех же тротуаров, используют какой-то один из слоев, для снижения себестоимости и соответственно расходов.

Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно.

Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими. Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций.

Технологический цикл состоит из следующих этапов:

  • Россыпь крупнофракционного щебня (h 0,15 -0,25 м).
  • Планировка автогрейдером.
  • Тщательное уплотнение.
  • Россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м).
  • Выравнивание автогрейдером.
  • Уплотнение с проливкой.
  • Финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракцией.

Читать по теме:  Мелкозернистый асфальтобетон

Технология покрытия

Вот уже на протяжении многих лет, технология устройства покрытия не меняется. После подготовки основания независимо от назначения будущей дорожной сети, производится, так называемая финишная отделка.

Финишная отделка – это «черное» основание, основное назначение которого состоит в выравнивании эксплуатационных нагрузок. Широко применяют особый минеральный материал с высокими прочностными свойствами, который специально обрабатывается вяжущим элементом.

Асфальтобетон состоит из: щебня, песка, минеральных добавок (обволакиваются битумом) и вяжущего вещества (высокомолекулярное органическое соединение).

Для укладки применяют асфальтобетонные смеси с широким температурным разбегом – от горячих до холодных циклов. Процесс укладки осуществляют с помощью «следящей» системы (лазерной) автоукладчика.

АБС укладывают на предварительно подгрунтованную эмульсией поверхность, после чего ее тщательно уплотняют.

Этапы устройства дорожного покрытия

К этапам устройства дорожного полотна, можно отнести следующие процессы:

  • Обработка «подушки» специальной прогрунтованной эмульсией.
  • Заливка готовой асфальтовой смеси на подготовленное основание с помощью автомобильной техники либо же вручную, в зависимости от задач.
  • Разравнивание асфальтовой смеси и её дальнейшая трамбовка с помощью строительных катков.
  • К последнему этапу можно отнести нанесение разметки и установление ограждений.

Укладка железобетонных плит на основание

Выбирая в качестве «дорожной одежды» железобетонные плиты нужно понимать, что от соблюдения технологии зависит долговечность использование дороги. Но, стоит отметить, что применяются плиты зачастую для устройства временных дорог. Итак, сама технология укладки включает следующие этапы:

  • Срезается верхний слой грунта, обрабатываемая поверхность выравнивается.
  • Роется траншея глубиной от 250 до 500 мм.
  • На дно траншеи необходимо уложить слой геотекстиля. Укладка этого материала позволит избежать прорастания растений.
  • На геотекстиль укладывается один слой щебня (до 12 см), а также песочный слой (в среднем до 20 см). Это будет служить песочным основанием.

Читать по теме:  Установка бетонных бортовых камней

Следует перед укладкой плит, тщательно пролить водой «подушку». Затем укладываются плиты, как правило, технология укладки зависит от характеристик самого материала. Зачастую плиты укладываются последовательно, выравниваются и трамбуются с помощью специальной техники либо же вручную.

Устройство дорожных одежд из гравийных и щебеночных материалов

Гравийные и щебеночные дороги гарантируют круглогодичное использование, а также возможность проведения строительных работы в любых погодных условиях.

Подобную дорожную одежду устраивают на заранее подготовленном участке грунта, если земляной покров связной обустраивают серповидной профиль. На грунтах с высокой дренажной системой, рекомендуется устанавливать полуоткрытый профиль.

Но, наиболее распространение получили дороги с полностью отсыпным основанием, то есть, с начало подготавливается песчаная подушка выше уровня грунта, затем подсыпается обочина, тем самым формируется, так называемый корытный профиль. Такой тип конструкции наиболее оптимален при отсутствии строительных материалов.

Гравийные и щебеночные дороги отсыпают в один слой, если толщина не более 20 см. Если высота одежды более 20 см. то устраивается два слоя, с тщательной трамбовкой каждого.

Источник: https://rovnayadoroga.ru/dorogi/ustrojstvo-dorozhnyh-pokrytij.html

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе | ГАРАНТ

Обустройство дороги

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

2) защитные дорожные сооружения – сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

4) производственные объекты – сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

6) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания “Российские автомобильные дороги” в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;

8) пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

13) объекты дорожного сервиса – здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

14) платная автомобильная дорога – автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14.1

14.

1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, – автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также – платный участок автомобильной дороги);

15) полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17

17) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18

18) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19

19) неделимый груз – груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20

20) сохранность автомобильной дороги – состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 21

21) обеспечение сохранности автомобильных дорог – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог);

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 22

22) государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог – действия должностных лиц органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами (далее – субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования автомобильных дорог (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанные с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора;

Статья 3 дополнена пунктом 23 с 12 марта 2020 г. – Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 39-ФЗ

23) специальный груз – груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/12157004/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Обустройство для обслуживания дороги

Обустройство дороги

Общие определения

ТЕМА:ОБСТАНОВКА ПУТИ

ОБУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Обустройство дорог составляет комплекс сооружений и уст­ройств, предназначенных для нормальной эксплуатации автомо­бильной дороги, призванных обеспечить безопасное движение авто­мобильного транспорта и предоставить проезжающим необходимые удобства для пользованиядорогой.

Все виды сооружений и устройств рассчитаны для обслуживания дороги; повышения безопасности движения; обслуживания транс­портных средств, водителей и пассажиров; оформления и архитек­турно-художественного украшения дороги.

Эти виды сооружений и обустройств можно разделить на две основные группы.

В первую группу входят сооружения, часто назы­ваемые обстановкой пути, которые осуществляет строительная ор­ганизация, являющаяся генеральным подрядчиком по строительству или реконструкции дороги; во вторую входят более капитальные здания и сооружения, которые могут быть воздвигнуты самой строительной организацией, если она обладает такими возмож­ностями.

К первой группе относят такие сооружения, как дорожные знаки, автобусные павильоны, озеленение дороги и т. д., часто называемые архитектурой малых форм.

Ко второй группе относят в первую оче­редь здания и сооружения для дорожно-эксплуатационной службы и обслуживания транспортных средств и проезжающих по дороге (здания гостиниц, мотелей, автостанций, станции обслуживания, управления дорог и т. д.).

Поскольку они представляют здания, строительство и оснащение которых не свойственно дорожной спе­циальности, их и передают по договорам для выполнения специали­зированным строительным организациям под непременным техни­ческим контролем генеральной подрядной дорожно-строительной организации.

Обустройство, предназначенное для обслуживания дороги, име­ет целью обеспечить размещение сооружений и устройств, которые призваны обеспечить безопасное и бесперебойное движение по до­роге.

Их сооружают, чтобы оградить дорогу от снежных заносов, обвалов, лавин, селен, оползней и других природных явлений. До­рожная наука и техника создали решения, которые позволяют строить дорогу без опасения повреждения ее при этих природных воздействиях.

В большинстве случаев сооружение дороги в этих так называемых особых условиях вызывает значительное повышение строительной стоимости дороги. Так, например, избежать снежных заносов дороги возможно, построив ее на высокой насыпи обтекае­мого профиля.

Насыпи небольшой высоты снегозаносимы при силь­ных метелях, для обеспечения непрерывности движения требуют строительства дополнительных сооружений, предохраняющих доро­гу от заносов.

Снегозащитные устройства представляют собой бетонные заборы постоянного типа. Заборы различают задерживающие, не допускаю­щие снег к дороге; передувающие и ускоряющие его движение, чтобы он не отлагался на дорожном полотне (рис. 116).

Для установки заборов на расстоянии 5—6 м друг от друга в просверленных в грунте углублениях до 1,5—2 м укрепляют бетон­ные столбы. Размеры бетонных столбов назначают из расчета, что­бы забор возвышался над землей не менее чем на 3—5 м. Столбы соединяют поперечинами или сборными бетонными щитами.

Снегопередувающие заборы имеют сплошные стенки из пластмассы, на­правляющие снеговетровой поток. Все элементы бетонных заборов изготовляют на базах или заводах строительных организаций.

За­боры располагают на участках с недостаточно высокими насыпями, неглубокими выемками, где могут возникать снеговые заносы.

Снегозащитное озеленение имеет то же назначение, что и забо­ры и представляет собой защиту постоянного типа. Снегозащит­ные полосы располагают в местах, опасных в отношении снегозано-симости.

В зависимости от снегоприноса, измеряемого в кубических метрах на метр длины дороги, снегозащитные полосы устраивают из нескольких рядов деревьев, а по краям полос — из кустарника. В районах с большими снегопереносами, в равнинных местностях с сильными ветрами снегозащитные полосы создают в несколько ря­дов.

В Казахской ССР при большом снегопрпносе устраивают че-тыре-пять полос с разрывами между ними, располагаемых от доро­ги на расстоянии до 1200 м.

Для создания снегозащитных полос требуется много посадочно­го материала. Посадки осуществляют двух-трехлетними саженцами.Если в районе дороги отсутствуют питомники растений, строитель­ные организации обязаны в первый же год начала строительных работ заложить питомники для выращивания саженцев.

Питомники могут быть временные и постоянные. Временные питомники закла­дывают на срок строительства дороги; постоянные — в расчете на передачу их эксплуатационной организации при сдаче дороги в эк­сплуатацию. Временные питомники занимают площадь от 0,5 до 3 га, постоянные —до 30 га.

Постоянные питомники создают по проекту с учетом потребности в посадочном материале. Территория питомника должна быть защищена лесом от холодных и сильных ветров, на небольшом уклоне, направленном на запад или на севе­ро-запад в жарком климате.

Важно, чтобы грунтовые воды были ниже 2 м, по на его территории желательно иметь источник воды для поливки растений; почва должна быть плодородной, средней плотности — супеси и легкие суглинки.

Питомник разделяют на три основных производственных отде­ления; 1 — посевное, где выращивают сеянцы из семян; 2 — школь­ное, куда пересаживают сеянцы для доращивания; 3 — плантация, на которой выращивают маточники для срезки черенков. Кроме основных отделений, отводят территории для усадьбы, компостника, защитных лесных полос, дорог и т. д. (рис. 117), Выращивание по-

Выращивание посадочного материала и посад­ку его в полосы производят с учетом агрономических правил под руководством агронома.

Важен выбор посадочного материала для снегозащитных полос с учетом создания плот­ных непродуваемых защит. Б северных районах предпочи­тают ель, березу, бородавча­тую иву и др., в южных — бе­лую акацию, вяз.

Защитные сооружения.Под­порные и одевающие стены создают для удержания от сползания грунтов на крутых склонах.

Подпорные стены рассчитывают на возможное давление грунта откоса или насыпи и учитывают необходи­мость отвода грунтовых вод.

Они могут быть различной конструкции с применением разнообразных материалов — каменной кладки, монолитного бетона, сборных бетонных” плит; у одевающих стен на

устойчивых откосах кладка насухо из камня. Последнее вре­мя начинают применять способы армирования и укрепления грун­тов на откосах.

Селепроводыустраивают в горной местности для пропуска над дорогой селен: потоков воды, несущей грунт и каменные материа­лы. Во избежание загромождения дорожного полотна селевые вы­носы направляют по лоткам из бетона и камня через дорогу в близ-расположенньга лог.

Галереив виде бетонных навесов строят на лавиноопасных уча­стках для пропуска лавин через дорогу. Галереи напоминают по конструкции тоннели, располагаемые на поверхности земли.

Источник: https://studopedia.su/18_76624_obustroystvo-dlya-obsluzhivaniya-dorogi.html

Как спроектировать хорошую дорогу

Обустройство дороги

9 января 20182018-01-09T11:08:00Z2018-01-09T11:08:00Z Сегодня у строителей, мэров и губернаторов есть одна большая задача: сдать побольше километров дорог. Что с этим будет потом, не так важно, ведь главное – покрасоваться в телевизоре, рассказать про удручающее положение дорог, о том, насколько больше площадь УДС в Европе, и похвастаться N километрами нового асфальта.

Самое интересное начинается позже, когда дорога приходит в негодность, начинает генерировать аварии или превращает жизнь района или всего города в ад. Поэтому задача любого дорожного проекта – не сдать квадратные метры асфальта, а создать условия для безопасной езды, развития бизнеса и комфортной жизни.

Итак, из чего складывается хорошая дорога?

Выбери правильный тип

Дорога – понятие растяжимое. Ослиную тропу тоже можно назвать дорогой, хотя человек скорее ожидает увидеть фривей. Сегодня есть два фундаментальных разделения: загородные дороги и городские улицы.

Загородные дороги делятся в зависимости от скоростного режима и статуса на федеральные, региональные, местные, скоростные, автострады и т.д.Улицы бывают магистральными (бульвары) и в жилой зоне. Ещё в городе могут быть скоростные дороги вне застройки, но это уже не улицы.Выбрать правильный тип очень важно на этапе концепции.

Дорога в жилой зоне с шириной полос и закруглениями на перекрёстках как для автострады лишь ухудшит безопасность движения и сделает жителей несчастными, несмотря на большую цифру кв. метров асфальта в проекте.

Если генплан обзывает улицу со школами, жилыми домами и трамвайными остановками “бессветофорной магистралью городского значения”, то нужно вносить изменения в генплан, а не обрекать людей на страдания из-за ошибки планировщиков.

Подсознательное считывание

Метод “а давайте закатаем всё в асфальт, и всё поедет” хорошо работал в 1930-х годах с одной машиной на весь город. Сегодня есть понимание важности человеческого масштаба и психологии при движении как пешком, так и на машине.

Дорога сама должна подсказывать правила пользования, для этого применяется множество дизайн-решений.

Например, парковочные карманы из плитки рядом с асфальтовой полосой, обособленная бордюром велодорожка, приподнятые переходы или сужения у перекрёстков и так далее – в этих случаях водитель даже без знаков и разметки поймёт, чего от него ждут.

Плохой пример:
Это остановка? Это парковка? Это площадь? Это полосы движения? Аааааа!Хороший пример:Важно учитывать размеры человека: это вполне измеряемая величина, которая важна для быстрой ориентации и удобства пользования инфраструктурой.

Например, когда перед вами огромный асфальтовый перекрёсток размером с Зарядье, то 99% впервые оказавшихся водителей начнут тупить. Поэтому придумали островки безопасности, канализацию потока и (неожиданно!) разметку. Разметка, кстати, самый дешёвый способ улучшить плохую дорогу за одну ночь: нужно лишь позвать хороших специалистов.Плохой пример:Хороший пример:
Безопасность движения

Столетиями люди высаживали деревья вдоль дорог для защиты сооружений, но в 1950-х эти же самые деревья были объявлены опасными элементами обустройства дорог. Много деревьев тогда полегло под ковшом экскаватора, прежде чем была прекращена охота на ведьм.

Дорога должна диктовать человеку за рулём стиль езды и максимальную скорость движения. Это совпадает с пунктом выше, но важно проговорить: водитель подстраивается под дорогу, а не проектировщик – под желание водителя утопить педаль в пол.

Поэтому в городе на улицах в жилой зоне и на магистральных улицах нужно успокаивать трафик, чтобы поток спокойно двигался со скоростью не выше 30 и 50 км/ч соответственно. Тут нам потребуются деревья, островки безопасности, парковки и велодорожки. Важна безопасность самого незащищённого участника движения – пешехода.

На загородных трассах же всё подчинено скорости, поэтому там минимум пересечений, большие радиусы и отбойники с водой или песком. Всё делается для безопасности людей в машине.

Интеграция в среду

В России сложилась нехорошая практика, когда за дорогу отвечает в основном строитель. Поэтому любая дорога делается поудобнее и подороже для него, плюс так, чтобы было легче пройти госэкспертизу. Кстати, если вы не знали, проектировщики часто получают процент от стоимости проекта, то есть основной KPI – не качество и безопасность, а ценник реализации.

Это ошибка на уровне управления городскими проектами: не учитывается окружающая застройка, характер местности и интересы людей.Это может показаться смешно для строителя с 20-летним стажем, но дорога должна быть красивой. То есть она должна дополнить среду вокруг, а не надругаться над ней.

Туполев в своё время говорил, что красивые самолёты лучше летают – можно перефразировать, сказав, что по красивым дорогам лучше ездится.Плохой пример:Хороший пример:Плохой пример:Хороший пример:Поэтому для создания хорошей дороги требуются урбанисты, архитекторы, ландшафтные дизайнеры, транспортники, коммунальщики, и лишь потом – строители.

У нас же в лучшем случае обратная иерархия из строителя, коммунальщика и человека с красивыми картинками из непонятной модели.
Учитывайте содержание

Не учитывать цену содержания и свои возможности – ещё одна типовая ошибка из области управления. Выбор проекта и его цена должны формироваться из жизненного цикла объекта, а не только из проектирования и строительства. Зачастую лучше вначале потратить в полтора раза больше, чем потом переплачивать каждый год.

Например, выбрать где-то бетон или брусчатку вместо асфальта.Многие удивляются, почему у нас дороги плохого качества, а ответ простой: нет денег содержать море асфальта. Если же к этому морю примыкает лес с однолетними клумбами перед каждой панелькой, то ежегодная цена дороги возрастает в разы.

В итоге либо всестороннее развитие, либо 80% бюджета на латание дыр в дорогах.Поэтому делать слишком широкие дороги в условиях скудного бюджета и плохой коммунальной базы без хорошей автоматизации – идея плохая.

Газоны вдоль обочин, однолетние цветочки и прочие прелести бабушек из департамента ЖКХ тоже лучше забыть: дорога должна требовать минимум усилий для содержания. Поэтому лучше использовать плитку над коммуникациями, многолетние кустарники и деревья в качестве озеленения.

P.S.

Если вы дорожный проектировщик и ожидали увидеть в посте конкретные пункты, как сделать хорошую дорогу, то у меня для вас грустные новости: конкретные решения в рамках каждого проекта должны приниматься вами самостоятельно, вам за это платят. Выше же приведены принципы, без которых сделать хорошую дорогу невозможно.

P.P.S. Для всех остальных: отправьте ссылку на пост в электронную мэрию города или затегайте в соцсетях чиновников со ссылкой на пост – пусть научаться отличать хорошее от плохого.

Спасибо за помощь с постом Аркадию Гершману!

Подписывайтесь:

Обратите внимание:

Популярные посты по тегу Дорога Россия

  • 20 мая 2020, 13:45
  • 12 октября 2020, 17:28
  • 20 апреля 2019
  • 17 октября 2020, 20:16
  • 21 октября 2020, 17:55
  • 20 октября 2020, 12:47

Источник: https://varlamov.ru/2736629.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.