Ограждение территории общего пользования

Содержание

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Ограждение территории общего пользования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Снип ограждение территории забор

Ограждение территории общего пользования

Материал для забора, при строительстве ограждений на основных улицах населенных пунктов, требует обязательного согласования с органами местного самоуправления. Часто это требование игнорируется, но если соблюдены остальные нормы, то никаких дополнительных проблем не возникает. Максимальная высота забора 2,2 м со стороны улицы и территории общего пользования.

Это требование обусловлено нормами освещенности улиц, проездов, тротуара. Также материал из которого возведено ограждение не должен быть потенциально травмоопасным, т.е. случайное соприкосновение с вашим забором никак не должно отразиться на здоровье прохожего или его имуществе. Основные примеры потенциально травмоопасных материалов: колючая проволока, неструганные доски и т.

п

Открывание ворот должно происходить вовнутрь участка, если до проезжей части меньше 1,5 метров. Это необходимо чтобы не создавать помех движению транспорта.

Забор, отделяющий участки между соседями, также не должен превышать 2,2 метра, но тут есть существенные ограничения:

  • Разрешено возводить так называемого живое ограждение — из кустарников, деревьев, вьюнковых трав, и т.д. не выше 1,5 метра по согласованию с соседями.
  • Допускается к установке светопрозрачные ограждения: заборы из сетки рабицы, штакетника металлического или деревянного, кованые или металлические секции со светопропускаемостью не менее 50%.
  • Высота не может превышать 0,75 метра если ограждение «глухое». К таким видам ограждений относится забор из профнастила, кирпичная стена или железобетонное ограждение.
  • На линии межевания, без согласия соседей нельзя устанавливать ограждение шириной более 0,5 метра. В пределах собственного участка такое ограждение допускается.

С согласия соседей, можно установить ограждение, между участками, более чем 0,75 метра. Согласие необходимо зафиксировать в письменной форме.

Комбинированный забор, до 2,2 метров не требует согласований с соседями. Это 0,75 метров «глухого» ограждения с установкой на него светопрозрачного ограждения.

Даже при установке согласованного «глухого» забора, высотой до 2,2 метров, необходимо обеспечить отведение воды. Если будет происходить подтапливание (дождь, таяние снега) участка соседей, в результате установки данного ограждения, они вполне на законных основаниях могут потребовать демонтажа забора.

Основное правило при возведении ограждения собственноручно одно: здравый смысл. Соседи не обрадуются, закрытым вашим забором окнам, затемненной большую часть времени теплице, стуку от плохо закрепленных листов. В подобных случаях претензии вам обеспечены.

Для того чтобы потребовать демонтаж забора, установленного без вашего согласия, вам потребуется доказать, что он причиняет ущерб или вред.

Какова оптимальная высота ограждения?

Забор на участке со стороны проезда (улицы) может достигать 2,2 метра и выше (только по решению общего собрания садового товарищества).

Ограждения между соседними участками могут возводиться высотой не более 1,5 метра и только решетчатые. Забор между соседями должен пропускать 50 процентов падающего под косым углом света. Это требование обусловлено нормами света, необходимыми для роста растений.

Из каких материалов возводить забор со стороны улицы — зависит исключительно от ваших предпочтений и финансовых возможностей. Участки чаще всего разграничивают заборы из профнастила — потому, что цена материалов требующихся для их строительства, наиболее оптимальна в соотношении цена-качество.

При установке забора также необходимо учитывать нормы регламентируемые местным органами власти. Высота ограждений может существенно отличатся от строительных норм и правил. СНиП предписывает правильное обустройство территории.

Опираясь на опыт продаж материалов для забора, можем констатировать, что в большинстве случаев, покупатели приобретают профнастил высотой от 1,8 метра для разграничения участков между соседями и высотой 2 метра для установки со стороны улицы.

Как регулирует СНИП строительство заборов

Ограды вокруг участка – такой же строительный объект, как, допустим, жилое здание или хозяйственная постройка. И точно так же регулируются соответствующими требованиями.

В Российской Федерации размеры и структуру ограждения регламентирует СНиП по заборам.

Забор из профнастила

Классификация

Ограждения различают в зависимости от назначения, или что вернее, характеристик объекта. Очевидно, что требования к забору вокруг аэродрома и детской площадки совершенно разные.

На территории дачных объединений, владельцы участков сталкиваются с двумя видами изгородей:

  • внешняя – отделяющая участок от дороги или проезда,
  • между соседями – то есть, расположенная на границах между двумя соседними делянками.

СНиП по установке забора четко регламентируется их параметры. Нарушение требований чревато административной ответственностью, наложением штрафа или даже демонтажам изгороди без компенсации материальных потерь.

Строительные нормы для внешнего ограждения

СНиП рассматриваются как рекомендация, которую необходимо учитывать при строительстве. Имеется в виду не то, что его требования необязательны к выполнению, а возможность местной администрации разрабатывать собственные нормы на основе общепринятых.

  1. По СНиП высота забора со стороны улицы, проезда или площади достигает 2,2 м. Большая величина нежелательна, так как она послужит препятствием для нормального вечернего освещения улиц.
  2. Внешнее ограждение может быть глухим – из профнастила, кирпича, бетона и так далее. На фото приведен образец.
  3. Конструкция должна соответствовать правилам безопасности и не создавать угрозу для прохожих. Например, вариант решетки с вершинами в виде пиков допускается, если острые пики направлены строго вертикального. Если вершины направлены в сторону тротуара – это является нарушением. По тем же причинам не допускается колючая проволока или необработанная деревянная поверхность на высоте человеческого роста.
  4. Установка ограды предполагает отвод дождевых и ливневых вод. Для этого в ленточном фундаменте предусматривает укладка дренажных труб или арок. При использовании несплошного фундамента таких проблем не возникает.
  5. Если со стороны улицы предусмотрен вход – калитка, ворота, то при дистанции до тротуара менее чем 1,5 м, створка должна открываться внутрь, чтобы не мешать пешеходам.

Источник: https://vseozabore.ru/zabory/snip-ograzhdenie-territorii-zabor/

428-ПП от 02.07.2013 – О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве – Электронная Москва

Ограждение территории общего пользования
В целях повышения уровня благоустройства придомовых территорий в городе Москве, а также обеспечения комфортной городской среды проживания Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А., исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Временно исполняющий

обязанности Мэра Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства

Москвы

от 2 июля 2013 г. N 428-ПП

ПОРЯДОК

УСТАНОВКИ ОГРАЖДЕНИЙ НА ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Настоящий Порядок регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем.

2. Для целей настоящего Порядка под ограждениями понимаются устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств (далее – ограждающее устройство).

3. Установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме.

4. В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов.

5. В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их демонтажем (далее – уполномоченное собственниками лицо).

6. Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

7.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства, в котором указывается место размещения, тип, размер, внешний вид ограждающего устройства, направляется уполномоченным собственниками лицом для согласования в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства (далее – совет депутатов).

8. Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов (п. 7).

9. Основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:

9.1.

Несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

9.2. Создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (далее – территории общего пользования).

10. Решение совета депутатов о согласовании либо отказе в согласовании установки ограждающего устройства направляется уполномоченному собственниками лицу не позднее 5 рабочих дней с момента его принятия.

11. Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

12.

Собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

13. Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.

14.

В случае нарушения требований настоящего Порядка при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежат демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки (далее – демонтаж) в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

15.

Ограждающие устройства демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку такого ограждающего устройства, определяемых на основании отчета независимой оценки.

16. Выплата компенсации (п. 15) производится государственным заказчиком работ по благоустройству территории или государственным заказчиком работ по строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства за счет средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение указанных работ (далее – государственный заказчик), на основании документов (п. 18).

17.

В случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка, государственный заказчик обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах государственного заказчика, префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, досках объявлений префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на ограждающих устройствах следующей информации:

17.

1. О дате проведения работ по демонтажу ограждающего устройства.

17.

2. О месте, сроке предоставления и перечне документов, представляемых государственному заказчику в целях выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 14 настоящего Порядка.

18. В качестве документов, являющихся основанием для выплаты компенсации, уполномоченным собственниками лицом представляются:

18.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке ограждающего устройства, согласованное в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка с советом депутатов.

18.2. Документы, подтверждающие факт приобретения и (или) установки ограждающего устройства.

18.3. Реквизиты банковского счета уполномоченного собственниками лица для перечисления денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства.

19. Государственный заказчик:

19.1. Обеспечивает проведение независимой оценки стоимости подлежащего демонтажу ограждающего устройства.

19.2. Осуществляет перечисление на банковский счет (п. 18.3) денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства в размере, определенном в отчете об оценке подлежащего демонтажу ограждающего устройства.

20. Размер денежной компенсации, определенный на основании отчета об оценке, может быть обжалован собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.

Источник: http://MosOpen.ru/document/428_pp_2013-07-02

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Ограждение территории общего пользования

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод.

Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности.

Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

https://www.youtube.com/watch?v=AmLTqiwtXWU

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику.

Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны.

За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-obshchego-polzovaniya/

Земля общего пользования: определение, правовой режим, нормы и правила использования

Ограждение территории общего пользования

Последнее обновление: 15.02.2020

Земельные участки, расположенные в России, имеют разное целевое назначение.

Наделы для общего пользования позволяют людям воспользоваться пространством для собственных нужд без уточнения разрешения для проведения мероприятий.

При отсутствии ограждения частной территории, она является общедоступной для других людей. Последние могут проводить там время по-своему усмотрению без причинения вреда собственнику.

Территория общего пользования – это надел, который позволяет людям пользоваться землей и находиться там без ограничений по времени. Они имеют полное право собирать грибы, ягоды на данной территории, посещать культурные объекты.

В законодательных актах не уточняется перечень, где указывается, какие именно земли относят к такому правовому статусу. В правовых актах описана только расшифровка и санкции за несанкционированное завладение наделом.

В юридической практике такие территории представлены и за пределами города для использования. Здесь можно выделить не менее 3 категорий территорий, используемых неограниченным количеством людей.

К землям населенного пункта, имеющим представленный статус, относят:

  • все что находится на улице: дороги и проезды, дворовая территория;
  • парковые зоны и пляжи, водоемы;
  • лесополоса;
  • площади и бульвары;
  • полигоны для вывоза отходов, недостроенные здания, иные площадки, которые используются для нужд субъектов.

Также выделяют земельные территории с расположенным на них лесом, беговыми полосами. Права на использование и приобретение данной категории земли не может оформляться документально, поэтому статус вытекает из права использования природных ресурсов.

Третьей категорией становится публичный участок. На основании стать 262 ГК, можно использовать такой участок в качестве общего, если доступ к нему не запрещен. Здесь стоит отметить и наделы, которые приобретены уже в частную собственность, но не огорожены гражданином. То есть каждый человек приобретает право для прохода через чужой участок.

Правовой режим

Территория общего пользования и Земельный кодекс оговаривает все требования по использованию земельного надела. Согласно действующим правовым актам, надел для общего использования обязан находиться во владении государства или же организаций местного муниципалитета. Такие наделы запрещается приватизировать по закону.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории  никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

Основа для выполнения – это хорошее отношение к чужой собственности, соблюдение выдвинутых требований от собственника, а также не причинение ущерба земельному участку.

При возникновении его человек должен выплатить штраф. В законодательной базе оговаривается возможность неограниченного использования территории на бесплатной основе.

То есть каждый гражданин вправе получить необходимые удобства и использовать их на выделенном наделе.

Регулирование вопроса о землях общего пользования лежит на ключевых нормативных актах – ГК и ЗК. Именно они регулируют все основные вопросы, в том числе эксплуатацию любого статуса земель, расположенных в городе или деревне.

ГК оговаривает статусы, а также утверждает основные требования для приобретения и владения наделом. В правовом акте используется подробная информация о статусе назначения. ЗК контролирует человека, чтобы он использовал земельный участок в соответствии с выделенным целевым назначением.

Особенность земельных участков общего пользования – статус принадлежит сразу нескольким правовым институтам. Именно поэтому на них распространяются и местные правовые акты.

Но распространяться нормативная документация может только в том ситуации, если она не противоречит федеральному законодательству.

То есть федеральное законодательство должно исполняться в первую очередь, если происходит конфликт между правовыми актами.

Право прохода через чужой участок

Нередко происходит самозахват территории для общего пользования другими людьми или предпринимателями. Тогда приходится бороться за земельный участок для общего пользования, если самозахват был юридически не проведен по документам.

Если у человека имеется документальное подтверждение права владения землей, то он автоматически получает право на использование опций, которые представлены на земельном наделе.

Но это допускается, если иного не предусмотрено в законодательстве.

Новый владелец вправе совершать действия по отношению к территории по своему усмотрению, но с обязательным исполнением предназначения и правового формата.

Владелец вправе сделать ограждение земельного надела, чтобы другие люди не посещали его участок и не использовали его по своему усмотрению. Совершать походы, где установлено ограждение, другие люди не вправе.

ВАЖНО: если собственник так и не оградил территорию, то она автоматически считается общим наделом, и люди вправе использовать земельный участок по своему усмотрению. Но они не имеют права наносить ущерб объектам, расположенным на нем. При нанесении ущерба они отвечают по всем установленным правилам.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Права собственника данного земельного участка указаны в Земельном кодексе. Как было сказано ранее, он вправе огородиться. Но если он этого не сделал, то может получить ущерб своему имуществу.

Причинение ущербов собственнику – это частая судебная практика. Все собственники земли на свое усмотрение вправе как установить ограждение, так и позволить другим людям пользоваться наделом. Если было нарушено спокойствие собственника и причинен ущерб имуществу, то владелец земельного участка вправе подать в суд на обидчика. В исковом заявлении он потребует устранения нарушений.

Что грозит за самовольный захват чужого участка

Ответственность за незаконный захват земельного участка указана в статье 7.1 Кодекса об административном правонарушении. Также данная ситуация может попадать под уголовную статью, если истец докажет, что самозахват сопровождается иными нарушениями. В частности, мошенническими действиями.

Штрафная санкция зависит от нескольких критериев:

  • постановка на кадастровый учет;
  • ценовой диапазон.

Вся административная ответственность указана в КоАП. Вне зависимости от статуса правонарушителя – собственника земли, штраф будет фиксирован. Штрафная санкция зависит от цены земли:

  • юридическое лицо заплатит 3%, но не менее 100 тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит 2%, но не меньше 20 тысяч рублей;
  • физическое лицо оплачивает 1,5%, но не более 5 тысяч рублей.

Если должным образом оценка не была проведена, то фиксированная стоимость по штрафу составит:

  • для юридических лиц 300 тысяч рублей;
  • для должностных он составит 50 тысяч рублей;
  • физические лица должны будут уплатить 10 тысяч рублей.

Все штрафы уплачиваются через банк по указанным реквизитам в платежке.

Примеры самозахвата

Люди присваивают земельные участки разными методами. Объектами для этого становятся наделы как частного типа, так и общественного. К примеру, путем застройки с захватом. Если гражданин не позаботился о проезде других людей и захватил самовольно землю, поставив ограждение, то это нарушение прав иных владельцев.

Собственники участков, на которые невозможно проехать по причине самовольного захвата, вправе подать жалобу в уполномоченный орган.

Сюда относят:

  1. Самовольный захват при отсутствии документального подтверждения права владения. К примеру, когда человек еще не оформил документы в уполномоченном органе, но уже начинает действия на земле общего пользования.
  2. Специальный выброс имущества на общую территорию, образование свалки ненужных вещей и деталей.
  3. Все операции, которые привели к загрязнению надела химическими элементами или радиоактивными, стоками или вредоносными бактериями.
  4. Все операции, которые привели к порче и уничтожению плодородной почвы. Такое часто встречается при бесхозяйственной эксплуатации надела, после чего слой становится истощенным, зарастает растительностью.

К незаконному захвату часто относят и территорию для парковки. Многие граждане делают ленты и тросики, чтобы освободить себе место под парковку. Масштаб нарушения предполагает в себе глобальный характер.

Самозахват части общей территории –реальность, а не прихоть конкретного автомобилиста. Земельный участок принадлежит МКД. Он не вправе устанавливать столбы, если не выкупил участок.

Земли в таком статусе возможно огородить только при наличии подтверждающего документа о праве владения и выкупа.

Захламление общих территорий

Захламление общих территорий – это несанкционированные действия на землях. Это еще может быть хлам, который бывает на территории МКД или в подъезде. Соседи часто оставляют в подъездах коляски, отходы, сундуки с овощами на зиму и другими предметами. Захламляется подвал, ступеньки и промежуточные повороты между этажами.

Это прямое нарушение правовых актов и права других людей пользоваться общей территорией. Поэтому при выявлении такого случая необходимо подавать жалобу и наказывать правонарушителя по всей строгости закона.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/zemlya-obshego-polzovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.