Оплата содержания общедомового имущества

​Как правильно платить за содержание жилья – с квадратного метра квартиры или с доли общедомового имущества

Оплата содержания общедомового имущества

23 Февраль 2020

Среди собственников сейчас активно распространяется дезинформация о том, что управляющие компании их обманывают, начисляя плату за содержание жилья с квадратных метров квартиры, а не с доли в праве собственности на общедомовое имущество. Это порождает споры с обслуживающими организациями, неоплату ЖКУ и последующее взыскание задолженности.

В этой статье мы собрали позиции судов и Минстроя РФ, которые помогут собственникам не податься на провокации тех, кто призывает не платить, а также компаниям, которые не знают, как обосновать свой ответ собственникам, саботирующим принятый в доме порядок оплаты жилищных услуг.

Правила содержания общедомового имущества №491 закрепляют обязанность собственников нести бремя соответствующих расходов соразмерно их долям в праве общей собственности на это имущество. Из-за этого слова «соразмерно» и возникла вся неразбериха. В большинстве толковых словарей слово «соразмерность» означает «пропорциональность».

Так как доля в праве на общедомовое имущество пропорциональна площади квартиры, то начисление по площади помещения прекрасно вписывается в порядок, предусмотренный Правилами содержания.

Однако лица, отстаивающие противоположную точку зрения, словарями не пользуются и толкуют слово «соразмерно» как «равно». То есть, если на долю собственника приходится 2 кв.м. общедомового имущества, то он должен платить сумму, равную размеру платы, умноженному на 2 кв.м.

То, что размер платы устанавливается обычно путем деления необходимых затрат на дом на площадь помещений, находящихся в доме, им в голову не приходит. Также как и то, что начисление платы по предлагаемому варианту возможно, но приведет к тому, что размер платы увеличится во много раз.

Ведь для получения ее размера компаниям придется делить все расходы дома лишь на площадь мест общего пользования.

Мы уже убедились, что даже такая логика на оппонентов не действует, поэтому «просто оставим здесь» ссылки на позиции правоприменителей.

1. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N АКПИ19-18

Суд отказал в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 5 пункта 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации № 75. Этот пункт как раз закреплял, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – это плата, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого или нежилого помещения.

Верховный Суд РФ указал, что плата устанавливается из расчета 1 кв. метра общей площади жилого или нежилого помещения, и это позволяет учитывать доли в общедомовом имуществе, что соответствует действующему гражданскому и жилищному законодательству:

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

2. Решение Верховного Суда РФ от 29.07.2019 N АКПИ19-377

Несколько собственников хотели признать недействительными положения Приказа Минстроя РФ об утверждении примерной формы квитанции № 43/пр.

Они также считали незаконным использование в форме документа словосочетания «площадь жилого помещения: кв.

м», что, по их утверждению, приводит к тому, что плату за содержание им приходится оплачивать исходя из площади квартир, а не из доли в праве на общедомовое имущество.

Минстрой РФ был обвинен в превышении полномочий, а управляющие компании – в неосновательном обогащении за счет жителей.

Суд отказал в иске: порядок и условия заключения договора управления содержатся в ст. 162 Жилищного кодекса РФ, которая закрепляет, что определение условий такого договора определяется желанием его сторон.

Статьи нормативных правовых актов про «соразмерность платы», на которые ссылались собственники, и которым, по их мнению, противоречит утвержденная Минстроем форма платежки, не устанавливают конкретный способ начисления платы за жилое помещение. Суд пришел к выводу, что фактически граждане оспаривают порядок начисления платы за содержание общего имущества, что не может служить основанием для признания Приказа недействующим.

Источник: http://domscanner.ru/article/143

Расчет платы за ОДН: электроэнергия, вода, общее имущество МКД

Оплата содержания общедомового имущества

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ расскажет о новых правилах расчета платы за ОДН (общедомовые нужны) и на содержание общего имущества многоквартирного дома (ОИ МКД).

Как будут платить за содержание общего имущества?

В течение 2017 года значительно изменяется структура платы за жилое помещение (ст. 154 ЖК РФ). Помимо платы за коммунальные услуги и взносов на капремонт с января в нее включена плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома (п. 2 ч. 1 ст.

154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ). К таким ресурсам отнесены холодная и горячая вода, электроэнергия, а также учитывается отведение сточных вод в целях содержания ОИ МКД.

Там же указывается, что размер платы за ресурсы на ОИ МКД не может превышать нормативы потребления комуслуг на общедомовые нужды в субъекте РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года (ч. 10 ст.

12 Закона), а до 1 июня 2017 года в субъектах должны быть установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД (п.2 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).

Если до 1 июня на федеральном и региональном уровнях не будут утверждены новые нормативы потребления, взимание коммунальных платежей на содержание дома станет незаконным. В связи с этим продолжают вносить изменения в жилищное законодательство и давать разъяснения, как рассчитывать плату в переходный период.

В Письме Минстроя РФ N 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания ОИ МКД» разъясняется, как должны учитываться нормативы потребления комуслуг на ОДН и показания общедомовых счетчиков, за какие помещения в составе общего имущества нужно платить.

Кроме того, 14 апреля 2017 года в первом чтении Госдумой принят законопроект № 113667-7, изменяющий ч. 10 ст. 12 Закона. В случае окончательного принятия она будет дополнена положениями о том, когда необходимо собрание собственников помещений в МКД для установления размера платы и когда оно не требуется.

Что разъяснил Минстрой РФ?

До 1 января 2017 года расходы на ОДН высчитывался как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счетчиков: из расходов на воду для уборки лестничных площадок, электричество для домофонов и лифтов и др. вычиталась сумма, соответствующая показаниям счетчиков в квартирах или нормативам.

Получившееся значение делилось между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади. С 2017 года расходы определяются по нормативам. Однако региональные власти часто нарушают правила утверждения нормативов (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

N 306), неверно используя в формулах площади общего имущества, а также не учитывая определенные конструктивные и технические параметры МКД, что приводит к завышению нормативов (например, в двух соседних областях с равными экономическими показателями нормативы могут отличаться в два раза).

В связи с этим Минстрой дал необходимые разъяснения по расчету нормативов органами власти субъектов РФ и объема коммунальных ресурсов, за который платят собственники конкретной квартиры или нежилого помещения.

Нормативы ОДН – как рассчитываются?

Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на ОДН рассчитываются по формуле 26 приложения N 2 к Постановлению N 306.

При этом при расчете ОДН на воду учитывается суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны и иных помещений, согласно паспорту МКД обслуживающих более одного помещения и не принадлежащих отдельным собственникам.

Расчет ОДН по электроэнергии производится по формуле 34 приложения N 2 в отношении суммарной площади помещений общего имущества в МКД, перечисленного в п.п. 1, 2 ч.1 ст.

36 ЖК РФ: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме.

Кроме того, должно учитываться электроснабжение помещений для удовлетворения социально-бытовых потребностей (досуг, спорт, культура и т. п.), не принадлежащих отдельным собственникам. О нарушениях, допущенных при расчете ОДН и последующем утверждении нормативов можно сообщать в госжилинспекцию.

Расчет ОДН – за что платят собственники?

При расчете платы за ресурсы на содержание общего имущества МКД помимо указанных нормативов нужно учитывать объем коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ МКД, приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение в собственности.

В отсутствие общедомовых счетчиков или в случае превышения показаний счетчиков над нормативами по состоянию на 1 ноября 2016 года этот объем рассчитывается по формуле 15 приложения N 2 к Постановлению N 306 с учетом площади жилых и нежилых помещений (так же, как объем ресурсов на ОДН за месяц (расчетный период), то есть: V = Nодн * Sои * (Si / Sоб), где

Nодн – норматив потребления коммунальной услуги на ОДН (если норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД не установлен) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания ОИ МКД за расчетный период, утвержденный по правилам N 306;

Sои – общая площадь помещении, входящих в состав ОИ МКД (та же площадь, в отношении которой рассчитываются нормативы потребления комслуг на ОДН)

Si – общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в плату за жилое помещение в плату должна включаться разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Расходы по оплате ресурсов на общее имущество определяются в соответствии с показаниями общедомовых счетчиков, если:

  • объем ресурсов по счетчику ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления комуслуг на ОДН;
  • собранием собственников принято решение о распределении между ними объема ресурсов на ОИ МКД, превышающего объем ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления ком услуг на ОДН.

Согласно Законопроекту № 113667-7, если такое решение не принято, расходы на содержание ОИ МКД будут включены в плату за содержание жилого помещения в размере стоимости объемов коммунальных ресурсов, рассчитанных по нормативам потребления коммунальных услуг на ОДН.

Также законопроект предусматривает изменение размера платы за жилое помещение соответственно изменениям оплаты ресурсов на ОИ МКД в связи установлением (изменением) тарифа или норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания и использования ОИ МКД.

Для этого решение собрания собственников не потребуется.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a0aef397ddde869a364ae05/raschet-platy-za-odn-elektroenergiia-voda-obscee-imuscestvo-mkd-5a23fe163dceb73d7e7fafd0

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Оплата содержания общедомового имущества

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись 

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/odn-minstroy/

Расчет размера платы на содержание общего имущества

Оплата содержания общедомового имущества

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2017 г. № 12368-АЧ/04

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ

РЕСУРСЫ В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

  В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу расчета размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (далее – размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества) сообщаем следующее.

 Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемые до утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).      При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.      При расчете по формуле 34 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.

    При применении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды для расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества следует учитывать нижеследующее.

    Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов или превышения их показаний над нормативами потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующими на 01.11.2016), по мнению Минстроя России, рассчитывается аналогично расчету приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, установленному формулой 15 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

    Таким образом, приходящийся в указанном случае на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, по мнению Минстроя России, рассчитывается следующим образом:

V= Nодн × Sои × (Si /Sоб),

где:

   Nодн – норматив потребления соответствующей коммунальной услуги на общедомовые нужды (в случае отсутствия установленного норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами № 306;

        Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

   При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной и горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

  При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;

        Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

        Sоб – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.

    Вместе с тем, имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил № 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.       Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

      Таким образом, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежит определять исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, в случаях:

– если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

– если собственниками помещений на общем собрании принято решение о распределении на всех собственников помещений объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, превышающего объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

А.В.ЧИБИС

_______________________________________

Источник: https://xn--80almfnfiqx.xn--p1ai/odn2.html

Общедомовое имущество: состав и правила содержания по российскому законодательству

Оплата содержания общедомового имущества

Согласно действующему на российской территории жилищному законодательству, владельцы помещений в многоквартирных домах, кроме прав на сами эти помещения обладают и правом на общедомовое имущество.

Регламентация такого совместного правообладания прописана в статье 36 Жилищного кодекса, а также в 491-м Постановлении Правительства РФ о правилах пользования и распоряжения таковым имуществом.

Важно разобраться, что входит в его состав, и как правильно им пользоваться и распоряжаться.

общедомового имущества многоквартирного дома

Правовая норма гласит, что общественная собственность должна сохраняться в таком состоянии, чтобы (п. 10 Постановления № 491):

  • МКД был в безопасности;
  • не повреждалось само имущество;
  • не подвергались риску жизнь и здоровье жильцов, а также их личная собственность;
  • весь объём общедомового имущества (ОДИ) был доступен всем имеющим на него право жильцам, в том числе и входящим в категорию маломобильных групп населения;
  • не нарушались права проживающих в доме;
  • всегда функционировали все коммуникации;
  • поддерживался должный архитектурный вид здания (соответственно проектной документации);
  • не нарушались законы РФ.

В Постановлении Правительства РФ № 491 указывается, что особые правила для имуществопользования устанавливаются с целью сохранения этой собственности, поскольку в связи с общедоступностью и частым использованием она подвержена большему риску повреждения.

Правила

Согласно законодательно установленным правилам жильцы МКД, в собственности которых находится жилплощадь или даже её часть, имеют право на распоряжение общим имуществом, и, соответственно, несут обязанность по его поддержанию его в должном состоянии. Правила регламентируются Правительством при помощи специальных постановлений.

Это ряд мероприятий, направленных на сохранение её в надлежащем состоянии и, по необходимости, ремонт. Список таких мероприятий составляется в зависимости от ряда факторов:

  • года постройки;
  • степени изношенности здания;
  • конструктивных особенностей;
  • технических характеристик;
  • климатических особенностей региона расположения.

В соответствии с этим перечнем с установленной периодичностью проводят осмотр здания и своевременное устранение обнаруженных дефектов. Существует ряд критериев, по которым оценивается должное состояние общественной собственности:

  • электроснабжение – в рабочем состоянии;
  • температурный режим – соответствует санитарным нормам;
  • на придомовой территории и в доме выполняются регулярные уборочные мероприятия;
  • вывоз мусора (ТБО) – производится регулярно;
  • канализация (удаление ЖБО) – исправна;
  • вывоз ртутных (люминесцентных) ламп – организован;
  • нормы пожарной безопасности – соблюдаются.

Кроме приведённого перечня сюда относятся и работы по озеленению территории, реконструкционные мероприятия при необходимости и пользование общедомовыми приборами учёта (ОДПУ).

Перечень может быть ещё более расширен общим решением жильцов-собственников, а минимальный его состав приведён в правительственном постановлении № 491.

Поддержание надлежащего состояния дома и территории осуществляется при помощи управляющей компании (УК), с которой жильцы заключают соответствующий договор. Кроме УК возможна договорённость и с конкретными исполнителями определённых работ и услуг.

Если же домом управляет товарищество собственников жилья (ТСЖ), то именно эта организация занимается всеми перечисленными работами. Кроме конкретных работ жильцы утверждают и способ финансирования всех перечисленных мероприятий.

Нормативы

Нормативы принимаются в соответствии с необходимым ресурсным объёмом для обеспечения минимума выполнения работ для поддержания дома в надлежащем состоянии. Этот минимальный объём утверждён правительственным постановлением № 290 от 03.04.2013 г.

Если проживающие желают дополнительно ввести в список дополнительные услуги, которые Правительством туда не внесены, то они принимают решение самостоятельно за них доплачивать (такое решение должно быть принято на общем собрании жильцов).

Также есть нормативы, разрабатываемые и утверждаемые субъектом федерации. Если размер норматива всех проживающих в МКД устраивает, и они к нему не имеют претензий, то расчёт коммунальных платежей за общедомовые нужды (ОДН) ведётся по ним.

Если жильцы для расчёта платежей используют ОДПУ, то их размер определяют по полученным показателям за минусом потреблённого в помещениях нежилого назначения. Если же ОДПУ в доме нет, то размер рассчитывается по формуле из пп. в п. 21 Правил 124.

Как определить состав общедомового имущества?

Соответственно ст. 36 ЖК состав ОДИ включает в себя:

  • всё то, что не является составной частью квартир и предназначено для обслуживания более чем одной квартиры: площадки, лестницы, лифты и их шахты, коридоры, бытовые помещения (чердак, подвал и т. д.);
  • другие помещения, которые используются для проведения досуга и других мероприятий;
  • крыша дома, ограждения, сантехоборудование, электрообрудование;
  • территория, на которой расположен дом, и придомовой участок.

При этом размер доли собственности в недвижимости пропорционален доле в ОДИ для жильца (ст. 37 ЖК).

Информация обо всех перечисленных объектах содержится в едином госреестре недвижимости и технических документах на здание, а также в земельном кадастре. Если в технической документации имеется расхождение с данными единого госреестра, то правильными считаются именно последние.

Оформление договора по содержанию и текущему ремонту

Договор между жильцами-собственниками и управляющей компанией (УК) заключается для установления значимых моментов по поводу содержания ОДИ. Тарифы устанавливают единожды в год либо органами местного самоуправления, либо самими собственниками.

Услуги по содержанию

Соответственно ст. 154 ЖК в услуги по содержанию ОДИ входят следующие действия:

  • проверки дома и территории специализированными организациями;
  • обеспечение освещение дома и придомового участка;
  • организация уборочных мероприятий;
  • обеспечение микроклиматических показателей, соответствующих саннормам;
  • соблюдение норм пожарной безопасности;
  • организация вывоза ТБО и удаления ЖБО;
  • обеспечение озеленительных работ на территории;
  • текущие и капитальные ремонтные мероприятия.

Всё это в соответствии с заключённой договорённостью выполняет управляющая компания или ТСЖ. Если проживающие хотят включить в перечень какие-либо дополнительные условия, то они вполне вправе это сделать (с учётом решения общего собрания о дополнительной оплате).

Тариф

Тарифы для оплаты коммунальных услуг ежегодно устанавливаются общим собранием владельцев жилья. Они складываются из 4 слагаемых:

  • оплата за жильё по договору соцнайма;
  • оплата за текущий ремонт;
  • оплата за содержание ОДИ;
  • оплата за капремонт.

Если в квитанции по оплате коммуналки будет указано отдельной строкой, например, «уборка подъезда», то это прямое нарушение, поскольку это входит в оплату за содержание ОДИ, а, следовательно, эта плата будет избыточной.

Плата за содержание

Плата за поддержание надлежащего состояния общедомовой собственности в соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса взимается с проживающих в МКД пропорционально принадлежащим им долям.

Плата производится согласно заключённому договору с УК, в котором определён перечень предоставляемых услуг, период времени, в который они предоставляются, а также стоимость конкретных выполняемых работ.

Согласно ст. 307 ГК при заключении договора одна сторона должна выполнить возложенные на неё обязательства, а вторая – за них заплатить по установленному тарифу.

Если договор не был заключён, то и оплачивать счета никто не обязан (нет оформления сделки – нет обязательств – нет нарушения условий договора).

Важно также следить за тем, чтобы в квитанции не были вписаны не оговорённые в договоре услуги.

Если происходит начисление оплаты за неустановленные договором услуги, либо происходит завышение тарифа, то, согласно судебной практике, суды становятся на сторону жильцов.

Законодательно установлено, что владельцы жилых помещений пропорционально своим долям владеют ещё и долями общедомового имущества.

По этой причине они имеют как право им распоряжаться, так и несут обязательство по его содержанию в надлежащем виде.

Для того, чтобы ориентироваться в этом вопросе, для начала следует разобраться, что именно входит в состав ОДИ, и как правильно нужно его содержать.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zhkh/obshhedomovoe-imushhestvo-sostav-i-pravila-soderzhaniya

Кто должен платить за общедомовое имущество?

Оплата содержания общедомового имущества

Жильцы многоквартирных домов часто спрашивают: законно ли взимается плата с собственников квартир в многоквартирном доме за услугу « жилого помещения»? «Что такое общее имущество в многоквартирном доме? Что к нему относится? Кто за это должен платить?». Разъяснения по этим вопросам дает Управление жилищно-коммунальных услуг администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования.

Пункт 6 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

В части 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее-ЖК РФ) установлено:

1.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1)помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2)иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3)крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4)земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме».

Часть 1 статьи 158 ЖК РФ устанавливает:

1.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

1.

1. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Подытожим тем, что общее имущество в МКД принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД неотделима от права собственности на конкретное помещение в этом МКД.

общего имущества в многоквартирном доме – обязанность в отношении этого имущества. Несение бремени содержания общего имущества является важной обязанностью всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Порядок несения бремени содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется только гражданско-правовыми нормами, а не актами органов государственной власти субъектов РФ или местными правовыми актами.

Требования к состоянию общего имущества устанавливаются федеральными законами, актами Правительства РФ и актами федеральных органов исполнительной власти. За соблюдение этих требований несут ответственность, в первую очередь, собственники помещений в многоквартирном доме.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах своих договорных обязательств.

Источник: http://www.usolie-raion.ru/sobytiya/novost/11375-kto-dolzhen-platit-za-obshchedomovoe-imushchestvo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.